Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_himiya_i_povsednevnaya_zhizn_cheloveka.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
Цель: обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека.
Задачи:
Образовательные: ознакомить с альтернативными способами поддержания чистоты в доме и научить защитить свое здоровье от вредного воздействия средств ежедневного использования в ванной комнате, на кухне и в аптечке.
Развивающие: формировать умения в обращении со средствами бытовой химии, лекарственными средствами.
Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель:
Добрый день! Ребята, мы уже заканчиваем с вами изучение школьного курса химии. И логическим завершением этого процесса является обсуждение очень актуальной проблемы. Речь сегодня пойдет об опасности средств бытовой химии, обо всем, что нас с вами окружает на кухни, в ванной комнате, в туалете и в аптечке.
ІІ. Озвучивание темы, цели и задач урока.
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах (класс заранее разделен на 4 команды:
«Химия на кухне»,
«Химия в ванной комнате»,
«Химия в туалете»,
«Химия в аптечке»).
Сформируем навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Мы послушаем сообщения учеников четырех команд, обсудим проблемы, связанные с многоликой химией вокруг нас и научимся защитить свое здоровье путем использования традиционных средств наведения чистоты и порядка в жилом помещении.
Начинается первый этап нашего урока. Первая команда, слушаем ваше сообщение! (Учащиеся представляют свой взгляд по данному вопросу).
III. Обобщение и систематизация понятий.
Выступление учащегося из команды «Химия на кухне».
В современном мире продукты питания представляют серьезную опасность для нашего здоровья. В продуктах, которые мы каждый день употребляем, часто обнаруживаются пестициды, тяжелые металлы, остатки синтетических моющих средств, нитраты, нитриты, токсины микроорганизмов, лекарственные средства и многое другое. Наша команда выяснила, что в нашей стране осуществляется контроль пищевых продуктов на содержание всего лишь 14 химических веществ, наиболее опасными из которых - это кадмий, ртуть и свинец. Тяжелый металл кадмий, как недопустимый компонент в пищевых продуктах, больше всего содержится в растительной пище: в картофеле, в зерновых культурах и фруктах. Другой вредный загрязнитель – свинец, попадает в окружающую среду, затем и на наш кухонный стол, в виде продуктов как растительного, так и животного происхождения с этилированным бензином (алкильные соединения свинца - антидетонаторы). Наличие в продуктах питания ртути, кадмия, свинца – подарки развитой индустрии. Наряду с другими тяжелыми металлами, накапливаясь в органах и тканях, особенно в костной ткани, они оказывают на человека и животных токсическое воздействие. В результате реакции с ними белков, входящих в состав различных ферментов живых организмов, блокируются физиологические функции организма. Уже давно доказано онкогенное действие тяжелых металлов, их патологическое воздействие на кровеносную систему, психическое и умственное развитие.
Выступление учащегося из команды «Химия в ванной комнате».
В ванной комнате, во флаконах с кондиционерами, с шампунями и жидким мылом нас тоже ждут неприятные сюрпризы: аллергия, выпадение волос, мигрень. Наша команда, изучив литературу, выяснила, что в наше время каждый третий страдает аллергией, один человек из семи страдает от мигреней или высокого давления, увеличивается число детей с врожденными отклонениями. Примерно на 26% за последние двадцать лет выросла частота заболеваемостью раком. Проведенный нами опрос среди знакомых и родных показал, что все без исключения используют препараты бытовой химии, а 60% из них серьезно не относятся к последствиям этого для здоровья.
Выступление учащегося из команды «Химия в туалете».
На полочке в туалете часто стоит упаковка стирального порошка, пользуясь которым, люди обращаются к дерматологам, к аллергологам, к ЛОР – врачам, с разными жалобами на самочувствие. И не всегда удается вылечить и помочь им. Синтетические моющие средства занимают около 40% от общего объема реализованной через розничную сеть торговли средств бытовой химии. Выпускается огромное количество разнообразных и красивых порошков, паст и жидкостей для хороших, современных и заботливых хозяек. Очень пугает тот факт, что в современном потребительском рынке товаров на каждом шагу могут попадаться качественные фальсификаты. Ведь большинство товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия! Мы выяснили, что большинство стиральных порошков, которые продаются в наших магазинах, часто содержит фосфаты. А эти вещества, мало того что наносят непоправимый вред обитателям водоемов, еще и, проходя через десятки фильтров, все равно попадают к нам в водопровод, так как избавиться от них очень дорого и почти невозможно. А еще нас очень удивил тот факт, что стиральные порошки, содержащие фосфаты, в европейских странах были запрещены еще 15 – 20 лет назад, а у нас рынок наводнен этими недорогими, да и дорогими порошками. И, в заключение, мы советуем покупать порошки, в которых нет фосфатов и анионных ПАВ (поверхностно-активных веществ). Пускай это средство будет стоить в несколько раз дороже, но качество окупится здоровьем вам и вашим близким.
Выступление учащегося из команды «Химия в аптечке».
Наша команда будет рассказывать о домашней аптечке. Лекарства тоже представляют реальную опасность для здоровья человека. Лекарство – это любое вещество, которое может быть использовано или для диагностики, или для лечения, ослабления проявления симптомов какого-либо заболевания, или для предотвращения заболеваний. Лекарств сейчас великое множество, и с каждым днем появляются новые, благодаря методам синтетической химической промышленности и биотехнологиям. При изучении инструкций разных препаратов, мы выяснили, что нет ни одного препарата без побочных действий и противопоказаний. Мы уже знаем про лекарственную болезнь, которая неизлечима. Поэтому настоятельно рекомендуем очень серьезно относиться к лекарствам, без назначения врача их не принимать.
Учитель:
Вот мы с вами завершили первый этап нашего урока, узнали много интересного и нового для себя.
Теперь переходим ко второму этапу, который называется «Бытовая химия в формулах».
Сейчас первая команда озвучит свой вопрос, все остальные попытаются ответить на него и записать в тетради, а потом проверим у доски.
Участники команд представляют свои вопросы (Приложение 1).
Если другие команды не отвечают на вопросы и не пишут химические реакции, задающая вопрос команда представляет свой ответ.
Учитель:
Вот мы справились и со вторым этапом нашего урока. Сейчас у нас физкультминутка (проводится по заранее утвержденной инструкции).
Учитель:
В третьем этапе урока, дорогие ребята, я всем вам раздаю карточки ситуационных задач с вариантами ответов (Приложение 3).
Через 10 минут мы начинаем обсуждение и проверку ваших ответов. Можете воспользоваться таблицами на ваших партах (Приложение 2)
ІV. Подведение итогов.
По числу правильных ответов второго и третьего этапов определяется команда победителя.
V. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Остались ли области, где бытовая химия процветает и вредит человечеству, а мы о них забыли? Как вы оцените свое настроение на уроке? Что вам не понравилась, что вы не поняли? Взяли на заметку, то что:
1.Оказывается что, несмотря на разные названия моющих и чистящих средств, в них используются одни и те же вещества.
2. Нужно читать и изучать этикетки. Состав продукта перечисляется по убыванию массы ингредиентов.
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
разработка урока в 9 классе по теме "Химия металлов"
"Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества"Д.И.Менделеев, урок обобщения и систематизации знаний по теме "Металлы", подготовка к контрольной работе...
Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека
Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....
План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...
Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».
Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...