Урок по теме "Деятельность в жизни человека и общества"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Конспект открытого урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деятельность в жизни человека и общества.

Класс: 10

Цели урока: 

  1. объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;
  2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  3. способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочий лист, презентация, проектор, экран

Ход урока

План:

1. Что такое деятельность. Ее сущностные признаки.

2.  Структура деятельности.

3.  Роль деятельности в жизни человека и общества.

Организационный момент

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал уговаривать петуха кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».

?? О чем эта притча?

?? Сформулируйте тему нашего урока? (запись темы урока в тетради)

?? Что о деятельности мы должны с вами узнать?

- что такое деятельность (сущность деятельности)

- какова структура деятельности (из каких элементов состоит)

- какова роль деятельности в жизни человека

На эти вопросы мы и будем отвечать на нашем уроке.

  1. Что такое деятельность. Ее сущностные признаки.
  • Чтобы ответить на вопрос, что такое деятельность и определить ее сущностные признаки, нам

необходимо сравнить двигательную активность человека и животных. Одновременно мы заполним с вами таблицу №1 в рабочем листе. В двигательной активности как человек, так и животные осуществляют взаимодействие с окружающей средой (пункт 1 в таблице).

Задание: посмотреть на картинки и сравнить (общее и различное) деятельность человека и поведение животного (бобра) по следующим вопросам:

- как взаимодействуют с окружающей средой;

- есть ли цель в действиях;

- кто (что) цель определяет.

Отличия деятельности человека от поведения животных

Животные

Человек

Взаимодействие с окружающей средой

Приспособление к окружающей среде

Приспособление и преобразование природных и социальных условий

Цель

Задается инстинктом. Поведение целесообразно.

Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком. Поведение целесообразно и целеполагающее.

?? Какой вывод о деятельности мы можем сделать?

- Д. – это специфическая форма взаимодёйствия человека с окружающей средой.

Задание: заполнить кластер «Сущностные признаки деятельности»

Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта - или результата.(Записать определение в словарь)

  1. Структура деятельности.
  • Познакомимся со структурой деятельности. Она включает два уровня: 1 – участники деятельностного процесса; 2 – элементы (звенья) деятельностного процесса
  • Обратимся к источнику.

Задание: прочитать источник и определить участников деятельностного процесса.

- субъект и объект деятельности

Задание: запишите определения в словарь

  • Рассмотрим ситуации:

А). Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам

естественно-математического цикла. После школы он собирается

продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами)

учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

Б). Дачник рыхлит лопатой грядку, в которой посажены семена

фасоли. Субъектом этой деятельности выступает:

1) выращиваемая культура (фасоль)

2) лопата

3) дачник

4) земля (грядка)

В). Рассмотрите картинку, на которой изображен человек, занимающийся физическими упражнениями. Назовите субъекта и объект данной деятельности.

      (субъект и объект совпадают)

  • Деятельность имеет 2-ой структурный уровень – звенья (элементы)

Задание: у вас на партах лежат карточки с понятиями. Эти понятия и есть структурные элементы деятельности. Попробуйте составить из них логическую цепочку. Тем самым вы узнаете элементы деятельности и их последовательность, т.е. структуру.

  • Чтобы понять, что такое мотив, послушайте притчу:

«Во время строительства Шартрского  собора подошедший  путник спросил  работающих, что они  делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой  сказал: «Деньги зарабатываю, чтоб было на  что жить». А  третий  воскликнул восторженно: « Мы строим  собор!». В чём смысл притчи?(разнообразие мотивов)

  • А  теперь  обратимся к  реальности. Вы  все  ходите  в  школу. Но  один - за  знаниями, чтобы совершенствовать  себя, другие - за   общением, чтобы встретиться  с  друзьями, «потусоваться»,  третьи - потому что посылают  родители, надо быть как  все.

?? Что  такое  мотив?  Какой  мотив преобладает у  Вас?

Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию (записать в тетрадь)

  • Как вы поняли мотивы деятельности могут быть самыми разнообразными.

?? Какие мотивы могут побуждать человека к действию?

  • Все мотивы деятельности принято классифицировать на определенные группы.

Задание: заполнить схему в рабочем листе, восстанавливая пропущенные буквы в словах

                                                                           

Задание: работа с новыми понятиями. Записать определения в рабочий лист.

Цель – образ предвосхищаемого результата.

Средства – то, с помощью чего человек осуществляет деятельность.

Действия – это проявления активности людей.

Результат – это то, что получилось вследствие завершения определенных действий; конечный итог.

Задание: выявить структурные элементы в следующей ситуации (см. картинку на слайде)

А). Мотив – получение знаний

Б). Цель – создание проекта

В). Средства – ватман, карандаши, фломастеры, картинки, интернет, дополнительная информация

Г). Действия – рисовали, писали, искали информацию, думали, защищали проект

Д). Результат – создали проект, получили оценки.

  1. Роль деятельности в жизни человека и общества.
  • Несомненно, деятельность играет определенную роль в жизни человека и общества.

?? Какую?

Задание: определите смысл фразы В.Г.Белинского «Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни»

?? В чем состоит значение деятельности в жизни человека и общества?

- преобразование окружающего мира;

- способ поддержания жизнедеятельности общества;

- сущность и условие существования человека.

  • Сегодня на уроке мы использовали много выражений, цитат известных людей, использовали притчи. Притчей мне бы хотелось закончить наш урок.

?? Подумайте, в чем ее смысл?

«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Он был очень рад этому обстоятельству. Только одно не знал дровосек: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». (Человек несет ответственность за свою деятельность и ее последствия)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Игра «Да – Нет» (цель: согласиться/не согласиться с утверждением)

  1. Деятельность человека задается инстинктом. (+)
  2. Поведение животных характеризуется целеполаганием. (-)
  3. Деятельность человека носит преобразовательный характер.(+)
  4. Объект – это активная сторона деятельностного процесса. (-)
  5. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. (+)
  6. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. (+)
  7. Бывают ситуации, когда субъет и объект деятельности совпадают. (+)
  8. Поведение человека целесообразно.(+)
  9. Животные могут выходить за рамки биологически заложенной программы.(-)
  10. Деятельность – сущностная характеристика человека. (+)

РЕФЛЕКСИЯ (слайд 22)

Домашнее задание:

  1. §17(п.1)
  2. Написать эссе (тема-слова В.Г.Белинского)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

 

Открытый урок в рамках педагогического совета

"Роль семьи и школы в обеспечении воспитания и социализации личности"по теме

«Деятельность и ее многообразие»

 

               Автор: учитель истории

и обществознания

Данилова Л.А.

22.12.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Роль права в жизни человека, общества и государства". 9 класс. Обществознание.

Определение права.Основные черты и признаки права.Виды правонарушений.Виды юридической ответственности....

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...

Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»

Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...

Урок. Роль права в жизни человека и общества.

Право играет одну из важных ролей и в жизни человека, и в целом для общества. Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности...