Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закона"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами учащиеся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П Р И Р О Д А П О Д ОХРАНОЙ З А К О Н А

Слайд 2

Экология

Слайд 3

Экология России. В России наблюдается весь комплекс экологических проблем, типичных для развитых и развивающихся стран. Около 15% территории РФ относится к зонам экологического неблагополучия.

Слайд 4

2) Почти две трети населения живет в условиях опасного загрязнения воздуха. В ста городах пятьдесят миллионов человек дышат воздухом с содержанием токсичных веществ свыше пяти норм предельно допустимой концентрации

Слайд 5

3)Почти три четверти открытых водоемов России считается загрязненными, четверть из них очистить практически невозможно. Половина потребляемой питьевой воды в стране не соответствует гигиеническим нормам .

Слайд 6

4) Во многих регионах России отмечается повышение радиационного фона. Чернобыльская зона заражения охватывает 17 областей РФ с населением более 2 миллионов человек. На Южном Урале загрязнены более 23 тысяч квадратных километров с населением 300 тыс. человек. Загрязнены южные районы Сибири.

Слайд 7

Определение Экология – это наука о среде обитания, об окружающей нас природе. Нормы права , регулирующие общественные отношения в области взаимодействия человека и природы, называют экологическим правом.

Слайд 8

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО д елится на : - Природоохранные нормы, которые регулируют общественные отношения относительно всей окружающей среды. - Природоресурсные нормы, которые регулируют общественные отношения по поводу использования отдельных природных ресурсов – воды, воздуха, земли, растительного и животного мира .

Слайд 9

Право на благоприятную окружающую среду Право на достоверную информацию об окружающей среде Экологические права граждан Возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями

Слайд 10

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды » Земельный кодекс РФ Закон РФ «Об охране и использовании Животного мира» Закон РФ « О недрах» Основы лесного законодательства Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» Водный кодекс РФ Общие нормативные акты, содержащие эколого -нормативные нормы Предмет экологического права Метод правового регулирования Принципы правового регулирования Источники экологического права Дисциплинарная Материальная Административная Гражданско-правовая Уголовная Источники Содержание Ответственность

Слайд 11

Эколого-правовая ответственность Уголовная Применяется к физическим лицам за совершение экологического преступления. Характер ответственности установлен Уголовным кодексом. Административная Применяется к физическим лицам за совершение экологического проступка. Предусмотрены: штраф, изъятие продукции, лишение лицензии при одновременном возмещении причиненного вреда . Гражданско-правовая Применяется к юридическим и физическим лицам. Ответственность за причинение вреда природе, здоровью человека, имуществу.

Слайд 12

Дисциплинарная Применяется к физическим лицам за невыполнение или небрежное выполнение служебных обязанностей, повлекшее причинение вреда природной среде. Материальная Применяется к должностным лицам и гражданам, причинившим вред природной среде по своей вине.

Слайд 13

З адача Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от угона и осадков, было решено приобрести гараж-ракушку и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в полицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений. Нормы каких отраслей права были нарушены?

Слайд 14

Ответ. Нормы сразу двух отраслей права оказались нарушенными в данной ситуации. Во-первых, спилить дерево – значит причинить вред природе. Закон об охране окружающей среды запрещает подобные действия. Во-вторых, нормы административного права. Согласно определенных правил, прежде всего надо получить разрешение на установление гаража-ракушки у местного исполнительного органа.

Слайд 15

Задача Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного в разговоре высказал мнение, что причиной заболевания могла быть плохая экология( Семья Комаровой всю жизнь проживала в центре города, где практически не было зелени и всегда было очень интенсивное автомобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям. «Данные об экологической обстановке являются секретными» – ответил ей чиновник. Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации .

Слайд 16

Ответ. Ст. 41 Конституции РФ, имеющая прямое действие, устанавливает, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Поэтому ответ чиновника следует признать направомерным и обратиться в прокуратуру по месту жительства.

Слайд 17

Задача Рабочий строительной организации Романов курил в в кинотеатре во время показа фильма. Вызванный администратором полицейский составил протокол о нарушении. На основании протокола начальник районного отделения милиции наложил на Романова штраф. О данном поступке было сообщено по месту работы Романова и начальник строительной организации объявил Р оманову выговор. Правы ли полицейский и чиновник? Ваши действия в этой ситуации . Нормы каких отраслей права были нарушены?

Слайд 18

Ответ . Законно наложена только мера административного воздействия, поскольку действие Романова рассматривается как административное правонарушение, т.е. совершенное в общественном месте и затрагивающее общественные интересы. Всем присутствующим в зрительном зале не очень приятно было сидеть в прокуренном помещении вдыхая вредные никотиновые пары вместо спокойного просмотра фильма и опасаться пожара. Выговор же может быть наложен за дисциплинарное правонарушение, т.е. неправомерное, виновное поведение, посягающее на интересы предприятия. Выговор чиновника был незаконным . Нарушены нормы гражданско-правовые, административные



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   448  ВАО  Г.МОСКВЫ

ОТКРЫТЫЙ  УРОК-МАСТЕРСКАЯ  ПО ТЕМЕ:  «ПРИРОДА  ПОД  ОХРАНОЙ  ЗАКОНА»

ПОДГОТОВИЛ;  УЧИТЕЛЬ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МАЛЫШКИНА  НАДЕЖДА  АРКАДЬЕВНА

МОСКВА,  2014  ГОД

Второй год самообразования по теме «Урок-мастерская» (2013/2014 уч.г.)

Малышкина Н.А.

В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков. На второй год работы над темой я поставила перед собой задачу: «уложить» урок-мастерскую в 45 минут.

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимальной возможностью реализовать себя  каждому ученику  в классе. Очень важно, чтобы ученик знал, в чём должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке,  видел, как его можно достичь. Это требует пробудить интерес к делу через разнообразие форм урока и видов работы на уроке,  необходимостью  связать урок с жизнью.

Учение  должно быть активным: ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл если пробудить в нем интерес к изучаемой теме.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся

Мастерская – это технология, которая предполагает определенную организацию процесса обучения, при которой учитель  вводит своих учеников в процесс познания , создавая эмоциональную атмосферу, в которой ученик может проявить свои лучшие качества. В этой технологии  знания выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель  лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий. Эта технология позволяет учащемуся самому выстраивать своё знание, создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также способность ученика являться  активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять и анализировать деятельность. Данная технология позволяет учащимся приобрести опыт групповой деятельности, научить учащихся самостоятельно ставить цели урока, находить наиболее эффективные пути  их достижения, развивает интеллект.

Мастерские конструируются по определённому алгоритму:

1. индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это задание должно быть  неожиданным, интригующим.

2. деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

3. реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

4. социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

5. афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

6. разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

7. рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Технология мастерских имеет ряд положительных черт с точки зрения психологии, дидактики,  нравственного развития учащихся, направлена на личностное ориентирование.

Технология мастерских позволяет обеспечить усвоение материала каждым учеником. Данная форма урока даёт возможность учителю уделить особое внимание более слабым ученикам, отвечая на все их вопросы.

Открытый урок в 8 классе по теме: «Природа под охраной закона»

Цели урока:

 - осознание учащимися необходимости изучения экологического права;

- ознакомление  с ролью и значением экологии в жизни общества, с особенностями экологического права;

-  изучение понятий:  « экологическое право», объекты экологического права, структуру экологического права, систему экологического права;

- понимание актуальности  и значимости сохранения природы ;

- понять роль эколого-правовой ответственности каждого человека.

Задачи урока:

- создать проблемную ситуацию, требующую поиска и  усвоение новых знаний;

- сформировать у учащихся общеучебные знания, умения.  навыки: любознательность, внимание, самостоятельность, организованность, исследовательские навыки, коммуникативную культуру, память, выразительность и четкость речи;

- создать атмосферу доброжелательности и комфорта, сотрудничества и сотворчества учителя и учеников.

Планируемые результаты:

 а) личностные: учащиеся смогут оценить результаты своей самостоятельной работы с презентациями, учебником; понять каких фактов не хватает для выполнения заданий, поставленных учителем; научатся оценивать полученные знания; продолжат шлифовать умение совместной работы в группе, слушать и слышать замечания учителя и одноклассника.  

б) метапредметные: научиться использовать информационные ресурсы в качестве источника информации; привить навыки одновременной работы с текстом учебника и информационными ресурсами; отбирать, систематизировать и анализировать изученный материал, выявлять причинно-следственные связи, решать на основе полученных знаний задания;

в) предметные: формирование позитивного отношения к природе  и  закону о ее охране ; понимание необходимости толерантного отношения  к  законам; пробуждение интереса к изучению экологического законодательства ,

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, индивидуально-групповая, работа с таблицами и тестами,  картами, схемами, презентациями.

Оборудование урока:

Доска, ноутбук, интерактивная доска, рабочие тетради, раздаточный материал (задания, таблицы, определения), презентация.

Учащиеся работают,  разделившись на  группы произвольно.

                                         

План открытого урока в 8 классе по теме «Природа под охраной закона»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемые:

1.результат;  2.умения

1.индукция

Учитель показывает первые 6 слайдов презентации.

Учитель: разрушительное воздействие человека на окружающую среду привело к возникновению и развитию, как за рубежом, так и у нас в стране новой отрасли права, защищающую природу - «Экологического права»

Учащиеся внимательно смотрят слайды, слушают учителя

1.Создание эмоционального настроя и мотивации к деятельности

2.излагать оценку событий, высказывать оценочные суждения

2.деконструкция

Учитель делит доску на две равные части и предлагает ученикам высказать свое мнение: на что имеет право  человек (на правой стороне доски) и какие у него есть обязанности перед природой(на левой стороне доски)

Ученики диктуют учителю. На доске появляются слова:

 человек имеет право

-на благоприятную окружающую среду;

- на достоверную информацию;

- на охрану здоровья;

- на чистую воду;

- на возмещение вреда причиненного здоровью или имуществу;

- на продукты без ГМО;

- на судебный иск

Человек обязан:

- беречь деревья;

- не загрязнять воду;

- не уничтожать растительность

- бережно использовать природные богатства;

- утилизировать отходы атомных станций

1.Формирование информационного поля, постановка проблемы

2.уметь группировать, систематизировать факты по заданному признаку

3.реконструкция

Учитель: 15% территории  России относится к зонам экологического бедствия, почти 2/3 населения России живет в условиях опасного загрязнения воздуха, чернобыльская зона заражения охватывает 17 областей РФ. Поэтому в нашей стране и появилось Экологическое право.

На экране появляется слайды  №7, 8.

Учитель: запишите в тетрадь понятия  экология и экологическое право.

Учащиеся слушают учителя и записывают в тетрадь понятия

1.Учащиеся под руководством учителя  приступают  к решению проблемы охраны окружающей среды на законодательном уровне.

2. систематизировать объяснение причин и следствий событий, высказывать и мотивировать свои оценочные суждения

4.социализация

На доске появляется слайд №9

Учитель: давайте сравним результаты нашей предыдущей коллективной работы  на доске с тем, что вы видите на слайде. Все ли вы сделали правильно, ничего не упустили?

Ученики каждой группы приходят к выводу о том, что все было сделано правильно

1.Оценка и корректировка учениками своей деятельности

2.выделять черты сходства и различия, приводимые в разных источниках  информации; высказывать и аргументировать свои  суждения

5.афиширование

На интерактивной доске появляется слайд  №10

Учитель: экологические правонарушения являются одной из главных причин нанесения вреда природе. Экологическое законодательство предусматривает разные меры ответственности:

гражданские, административные, уголовные.

Появляются слайды  №11,12

Учитель: зафиксируем в тетрадях виды экологической ответственности;  сравним наши записи на доске с тем, что видим на слайдах. Соотнесите каждую запись на доске с соответствующим видом ответственности

Учащиеся в группах активно работают и относят свои записи к гражданской, административной и уголовной ответственности

1.Ученики наглядно представляют результаты своей деятельности

2.проводить поиск информации; сопоставлять информацию из различных источников, выявляя совпадения и различия; сопоставлять причины и следствия событий

6.разрыв,

рефлексия

Учитель :  теперь, когда мы с вами так подробно изучили экологическое право , предлагаю каждой группе решить задачу. Задание лежит у вас на столе. (см. Приложение)

Учитель внимательно выслушивает ответы учащихся , корректирует их.

На интерактивной доске появляются правильные ответы. Учитель комментирует ответы, ссылаясь на законы.

Учащиеся самостоятельно решают задачи.  Как только все группы готовы отвечать, один из членов группы  озвучивает вопрос и ответ на него.

1.Приращение в знаниях, понимание, что знания требуют углубления и расширения

2.конкретизировать содержание общих понятий применительно к ситуации;

классифицировать события по их принадлежности

7.завершение урока

Учитель подводит итог урока, благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки, задает домашнее задание

Учащиеся слушают учителя,  записывают  в дневники домашнее задание

На уроке происходит

  • воздействие на разные виды восприятия: слуховое (материал проговаривается несколько раз: сначала в группе, потом у доски), зрительное восприятие (наличие наглядных средств, раздаточного материала);
  • задействованы разные способы запоминания: наглядность, проговаривание, фиксирование материала в тетрадь;
  • создание проблемных ситуаций способствует развитию мышления учащихся, навыков применения определённого алгоритма разрешения задачи, основываясь на ранее полученных знаниях и на интуиции учащихся по отношению к предмету;
  • развитие творческих способностей;
  • реализация ученика как личности в процессе обучения;
  • развитие логического мышления: усвоение навыков логичного изложения своих мыслей, анализа и обобщения.

3. Дидактические особенности.

Технология мастерских предполагает нетрадиционную форму урока, что способствует проявлению большего интереса со стороны учащихся. Благодаря исключению элемента «принуждения», добываемая самостоятельно  информация усваивается легче и надолго фиксируется в памяти. Исходя из интересов учащихся, в ход урока вводятся игровые ситуации, обширное использование разнообразного оборудования.

На уроке создаётся определённая атмосфера, вовлекающая в общий ход работы каждого ученика. Для сохранения учебной ситуации используются формы фиксирования информации, свойственные стандартному уроку: запись в тетрадь, работа с доской, оценивание учителем самостоятельной работы. Работу на уроке учитель  оценивает так, что позволяет каждому ученику не только почувствовать себя свободно, но и не бояться ошибок, свободно высказывать своё мнение.

Приложение.

Задание № 1

Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от угона и осадков, было решено приобрести гараж-ракушку и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в полицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений.    Нормы каких отраслей права были нарушены?

Ответ:   Нормы сразу двух отраслей права оказались нарушенными в данной ситуации.  Во-первых, спилить дерево – значит причинить вред природе. Закон об охране окружающей среды запрещает подобные действия.  Во-вторых, нормы административного права. Согласно определенных правил,  прежде всего надо получить разрешение на установление гаража-ракушки у местного исполнительного органа.

Задание № 2

Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного в разговоре высказал мнение, что причиной заболевания могла быть плохая экология( Семья Комаровой всю жизнь проживала в центре города, где практически не было зелени и всегда было очень интенсивное автомобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям. «Данные об экологической обстановке являются секретными» – ответил ей чиновник.

  Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации.

Ответ:  Ст. 41 Конституции РФ, имеющая прямое действие, устанавливает, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Поэтому ответ чиновника следует признать направомерным и обратиться в прокуратуру по месту жительства.

Задание № 3

Рабочий строительной организации Романов курил в в кинотеатре во время показа фильма. Вызванный администратором полицейский составил протокол о нарушении. На основании протокола начальник районного отделения милиции наложил на  Романова штраф. О данном поступке было сообщено по месту работы Романова и начальник строительной организации объявил  Романову выговор.

  Правы ли полицейский  и чиновник? Ваши действия в этой ситуации.   Нормы каких отраслей права были нарушены?

Ответ:  Законно наложена только мера административного воздействия, поскольку действие Романова рассматривается как административное правонарушение, т.е. совершенное в общественном месте и затрагивающее общественные интересы. Всем присутствующим в зрительном зале не очень приятно было сидеть в прокуренном помещении вдыхая вредные никотиновые пары вместо спокойного просмотра фильма и опасаться пожара. Выговор же может быть наложен за дисциплинарное правонарушение, т.е. неправомерное, виновное поведение, посягающее на интересы предприятия. Выговор чиновника был незаконным. Нарушены нормы  гражданско-правовые, административные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закана"

Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...

Урок-мастерская в 5 классе по теме "Природа Древнего Междуречья"

Нетрадиционный урок-мастерская в 5 классе по учебнику Вигасина, Годер, Свенцицкоя. Главная цель урока - вовлечь в творческую работу всех учащихся....

Урок мастерская " Конвекция" 8 класс первая часть

Технология ведения урока  по физике в 8 классе по стандартам ФГОС второго поколения 2015 г...

Презентация урока-мастерской "Железо" 9 класс

Презентация урока-мастерской "Железо"...

Урок-мастерская в 7 классе по рассказу В.П. Астафьева «Тот самый Комаров». Беспамятство как проблема нравственной неполноценности человека

В последнее время противоборство памяти и беспамятства, в котором всё чаще побеждает второе, стало острой нравственной проблемой. От сегодняшних молодых людей зависит, кто же всё-таки победит в этой б...