Урок-мастерская в 5 классе по теме "Природа Древнего Междуречья"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Нетрадиционный урок-мастерская в 5 классе по учебнику Вигасина, Годер, Свенцицкоя. Главная цель урока - вовлечь в творческую работу всех учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  г.МОСКВЫ

ГБОУ  СОШ  № 448 ВАО

УРОК-МАСТЕРСКАЯ  ПО  ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»  В  5  КЛАССЕ  НА  ТЕМУ:

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДА  ДРЕВНЕГО  МЕЖДУРЕЧЬЯ»

РАЗРАБОТАЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ  СОШ  № 448

МАЛЫШКИНА  Н. А.

МОСКВА, 2012 Г.

Тема урока: «Географическое положение и природа Древнего Междуречья»

Цель урока: научить учащихся приемам работы с научным, научно-популярным и учебным текстом для развития критического мышления при изучении новой темы, научить работать в группе , воспитать самоуважение, толерантность по отношению к другим взглядам , продолжить формирование лексических навыков чтения и говорения.

Оборудование урока: карта Передней Азии в древности, ксерокопии текста из хрестоматий, школьных и вузовских учебников, энциклопедий (на каждого учащегося), таблицы для работы на уроке и дома (на каждого ученика) листы чистой бумаги.

Надписи на доске:

1) Что означают слова «Междуречье» и «Двуречье»?

2) Где располагались Междуречье и Двуречье?

3)Какие природные условия в Междуречье и Двуречье?

I. Первый этап работы на уроке.

Обучающиеся работают индивидуально, затем в парах и, наконец, в группе. Работа ведется на интуитивном, бессознательном уровне (мозговая атака).

Класс произвольно разделен на 4 группы по 5 человек каждая группа. Каждая группа сидит за отдельным столом.

Учитель: Прошу в каждой группе коллективно обсудить написанные на доске вопросы и попробовать ответить на них, используя те знания, которые у вас есть. Ответы записать на листе бумаги. По окончании этой работы каждая группа продиктует мне свои ответы.

Внимательно слушаем ответы других групп и из своих записей вычеркиваем ответы, совпавшие с ответами других групп. Я буду на доске записывать ваши ответы.

На доске стараниями учащихся появляется следующая запись (кластер):

+1) земля между двух рек;

+2) земля около озера ;

+3) земля у моря;

-4) место, где растет много деревьев;

-5) цветущее поле;

-6) растет одна трава

-7) нет воды;

-8) болотистая равнина;

+9) место, где течет множество ручьев;

+10) жарко;

-11) часто льет дождь;

-12)мало дождей;

-13) плохая земля;

-14)одни пески;

-15) много змей;

-16) очень много животных;

-17) холодно;

-18) нет зимы

Учитель: Давайте, все ответы, что относятся ко второму вопросу, отметим значком «+», ответы к третьему вопросу отметим значком  «-».

Дети диктуют, а учитель ставит значки «+» или «-» у каждого номера кластера.

II. Второй этап работы. Это стадия осмысления при работе с конкретной информацией. На этой стадии происходит процесс взаимообучения, высказывание самостоятельной точки зрения .

Учитель раздает каждому учащемуся во всех группах ксерокопии разных текстов и таблицу(см. ниже):

«V »–это я знал

«+»-это я узнал на уроке

«-»-это противоречит тому, что я знал

Учитель: Сейчас каждый из вас самостоятельно работает с полученным текстом, проставляя в тексте значок «V» там, где информация была вам известна до урока, знак «+» там, где информацию вы узнали сейчас на уроке и значок «-» там, где полученная вами информация противоречит тому, что вы знали до урока.

Учащиеся работают сначала индивидуально с текстом, затем обсуждают в группе полученную информацию.

III. Третий этап работы. Рефлексия. Этот этап предполагает сравнение полученной информации, соотнесение ее с другой информацией, возвращение к кластерам, к меткам, которые учащиеся проставили ранее.

Учитель: Посмотрим на наши записи на доске, все ли мы правильно сделали? Что необходимо исправить?

Учащиеся называю  учителю номера кластера, где они сделали ошибки. Учитель стирает с доски неверные ответы. При этом правильность каждого ответа коллективно обсуждается.

Учитель: А теперь внимательно посмотрите на доску и найдите ответы, которые противоречат полученной вами на уроке информации. Учащиеся находят и такие ответы.

Учитель: Я убираю неверные ответы. Что еще мы здесь с вами забыли записать? Что новое мы сегодня  узнали на уроке.?

Ученики диктуют , а учитель добавляет  к оставшимся на доске кластерам новую информацию. Класс и учитель работают вместе.

Запись на доске приобретает следующий вид:

1) Реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов гор Кавказа к Персидскому заливу

2) Междуречье - название всей страны между реками Тигр и Евфрат

3) Южное Междуречье называют Двуречьем

4) Реки разливаются при таянии снегов, несут плодородный ил

5)На севере Междуречья выпадает снег

6) В Двуречье лето жаркое , а зима прохладная

7) Глинистая почва(аллювиальная), требующая ирригационных работ

8) Скудная растительность

9) В Двуречье росли финиковая пальма, тростник, осока, камыш

Учитель: Обратите внимание на карту(показывает реки Тигр и Евфрат, Персидский залив, территорию Междуречья и Двуречье. Показ сопровождается рассказом учителя).

Учитель: Теперь сделайте записи в таблице, пользуясь значками, которые каждый из вас проставил в тексте. Внесите свои данные в таблицу каждый.

Ученики самостоятельно работают с текстом и таблицей

Учитель: В заключение прошу каждую группу составить синквей о Междуречье.

Каждая группа составлет свой  синквей и читает его для всех

Учитель: Запишите задание на дом: параграф 13 из учебника читать, отвечать на вопросы в конце параграфа и заполнить дома сравнительную таблицу природных условий Древних Египта и Междурежья. Каждый из вас возьмет таблицу с собой со стола.

Линия сравнения

Египет

Междуречье

Условия, благоприятные для земледелия

Полезные ископаемые

Осадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закана"

Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...

Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закона"

Нетрадиционный урок-мастерская  в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...

Урок мастерская " Конвекция" 8 класс первая часть

Технология ведения урока  по физике в 8 классе по стандартам ФГОС второго поколения 2015 г...

Презентация урока-мастерской "Железо" 9 класс

Презентация урока-мастерской "Железо"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».

Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....