Урок-мастерская в 5 классе по теме "Природа Древнего Междуречья"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Нетрадиционный урок-мастерская в 5 классе по учебнику Вигасина, Годер, Свенцицкоя. Главная цель урока - вовлечь в творческую работу всех учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ
ГБОУ СОШ № 448 ВАО
УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ»
РАЗРАБОТАЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ СОШ № 448
МАЛЫШКИНА Н. А.
МОСКВА, 2012 Г.
Тема урока: «Географическое положение и природа Древнего Междуречья»
Цель урока: научить учащихся приемам работы с научным, научно-популярным и учебным текстом для развития критического мышления при изучении новой темы, научить работать в группе , воспитать самоуважение, толерантность по отношению к другим взглядам , продолжить формирование лексических навыков чтения и говорения.
Оборудование урока: карта Передней Азии в древности, ксерокопии текста из хрестоматий, школьных и вузовских учебников, энциклопедий (на каждого учащегося), таблицы для работы на уроке и дома (на каждого ученика) листы чистой бумаги.
Надписи на доске:
1) Что означают слова «Междуречье» и «Двуречье»?
2) Где располагались Междуречье и Двуречье?
3)Какие природные условия в Междуречье и Двуречье?
I. Первый этап работы на уроке.
Обучающиеся работают индивидуально, затем в парах и, наконец, в группе. Работа ведется на интуитивном, бессознательном уровне (мозговая атака).
Класс произвольно разделен на 4 группы по 5 человек каждая группа. Каждая группа сидит за отдельным столом.
Учитель: Прошу в каждой группе коллективно обсудить написанные на доске вопросы и попробовать ответить на них, используя те знания, которые у вас есть. Ответы записать на листе бумаги. По окончании этой работы каждая группа продиктует мне свои ответы.
Внимательно слушаем ответы других групп и из своих записей вычеркиваем ответы, совпавшие с ответами других групп. Я буду на доске записывать ваши ответы.
На доске стараниями учащихся появляется следующая запись (кластер):
+1) земля между двух рек;
+2) земля около озера ;
+3) земля у моря;
-4) место, где растет много деревьев;
-5) цветущее поле;
-6) растет одна трава
-7) нет воды;
-8) болотистая равнина;
+9) место, где течет множество ручьев;
+10) жарко;
-11) часто льет дождь;
-12)мало дождей;
-13) плохая земля;
-14)одни пески;
-15) много змей;
-16) очень много животных;
-17) холодно;
-18) нет зимы
Учитель: Давайте, все ответы, что относятся ко второму вопросу, отметим значком «+», ответы к третьему вопросу отметим значком «-».
Дети диктуют, а учитель ставит значки «+» или «-» у каждого номера кластера.
II. Второй этап работы. Это стадия осмысления при работе с конкретной информацией. На этой стадии происходит процесс взаимообучения, высказывание самостоятельной точки зрения .
Учитель раздает каждому учащемуся во всех группах ксерокопии разных текстов и таблицу(см. ниже):
«V »–это я знал | «+»-это я узнал на уроке | «-»-это противоречит тому, что я знал |
Учитель: Сейчас каждый из вас самостоятельно работает с полученным текстом, проставляя в тексте значок «V» там, где информация была вам известна до урока, знак «+» там, где информацию вы узнали сейчас на уроке и значок «-» там, где полученная вами информация противоречит тому, что вы знали до урока.
Учащиеся работают сначала индивидуально с текстом, затем обсуждают в группе полученную информацию.
III. Третий этап работы. Рефлексия. Этот этап предполагает сравнение полученной информации, соотнесение ее с другой информацией, возвращение к кластерам, к меткам, которые учащиеся проставили ранее.
Учитель: Посмотрим на наши записи на доске, все ли мы правильно сделали? Что необходимо исправить?
Учащиеся называю учителю номера кластера, где они сделали ошибки. Учитель стирает с доски неверные ответы. При этом правильность каждого ответа коллективно обсуждается.
Учитель: А теперь внимательно посмотрите на доску и найдите ответы, которые противоречат полученной вами на уроке информации. Учащиеся находят и такие ответы.
Учитель: Я убираю неверные ответы. Что еще мы здесь с вами забыли записать? Что новое мы сегодня узнали на уроке.?
Ученики диктуют , а учитель добавляет к оставшимся на доске кластерам новую информацию. Класс и учитель работают вместе.
Запись на доске приобретает следующий вид:
1) Реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов гор Кавказа к Персидскому заливу
2) Междуречье - название всей страны между реками Тигр и Евфрат
3) Южное Междуречье называют Двуречьем
4) Реки разливаются при таянии снегов, несут плодородный ил
5)На севере Междуречья выпадает снег
6) В Двуречье лето жаркое , а зима прохладная
7) Глинистая почва(аллювиальная), требующая ирригационных работ
8) Скудная растительность
9) В Двуречье росли финиковая пальма, тростник, осока, камыш
Учитель: Обратите внимание на карту(показывает реки Тигр и Евфрат, Персидский залив, территорию Междуречья и Двуречье. Показ сопровождается рассказом учителя).
Учитель: Теперь сделайте записи в таблице, пользуясь значками, которые каждый из вас проставил в тексте. Внесите свои данные в таблицу каждый.
Ученики самостоятельно работают с текстом и таблицей
Учитель: В заключение прошу каждую группу составить синквей о Междуречье.
Каждая группа составлет свой синквей и читает его для всех
Учитель: Запишите задание на дом: параграф 13 из учебника читать, отвечать на вопросы в конце параграфа и заполнить дома сравнительную таблицу природных условий Древних Египта и Междурежья. Каждый из вас возьмет таблицу с собой со стола.
Линия сравнения | Египет | Междуречье |
Условия, благоприятные для земледелия | ||
Полезные ископаемые | ||
Осадки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"
Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...
Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закана"
Нетрадиционный урок-мастерская в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...
Урок-мастерская в 8 классе по теме "Природа под охраной закона"
Нетрадиционный урок-мастерская в 8 классе основной школы по учебнику Боголюбова "Обществознание" с использованием интерактивной доски. Презентацию к уроку подготовили по заданию учителя сами уча...
Урок мастерская " Конвекция" 8 класс первая часть
Технология ведения урока по физике в 8 классе по стандартам ФГОС второго поколения 2015 г...
Урок мастерская " Конвекция" 8 класс вторая часть
Продолжение урока 2 часть...
Презентация урока-мастерской "Железо" 9 класс
Презентация урока-мастерской "Железо"...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».
Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....