Опорный конспект к уроку по теме "Семья"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему
Данный опорный конспект можно использовать при изучении темы "Семья" в 10-11 классе на уроках обществознания на базовом и профильном уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ
Этапы развития семейно-брачных отношений:
1.Неупорядоченные половые связи
2.Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)
3.Групповая семья
4.Моногамная семья (более прочные брачные узы)
5.Партнерская (нуклеарная) семья
Функции семьи
Функция | Пояснение | Пример |
Репродуктивная | Продолжение человеческого рода | В семье Петровых родился второй ребенок |
Воспитательная | Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей | Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке |
Хозяйственно-экономическая | Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи | В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды |
Эмоциональная (эмоционально-психологическая) | Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи | В семье Петровых члены всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе |
Социально-статусная | Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители | В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители |
Первичный социальный контроль | Определение норм поведения членов семьи в различных сферах | Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере |
Рекреационная | Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т.д. | Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей |
Типы семьи:
I | Патриархальная (традиционная) семья: -власть принадлежит главе семейства -все выполняют волю главы семьи -роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель -объединение под одной крышей минимум 3х поколений | Партнерская (эгалитарная) семья: -семья равных -справедливое распределение домашних обязанностей -взаимозаменяемость супругов -совместное ведение хозяйства -совместное принятие важных решений |
II | Расширенная (многопоколенная) семья: включает 2-3 поколения | Нуклеарная семья: родители и дети |
III | Полная семья: двое родителей | Неполная семья: отсутствует один из родителей |
IV | Бездетные, однодетные, многодетные |
Стили воспитания в семье
1.Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших; инициатива детей пресекается.
2.Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.
3.Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
4.Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.
СЕМЬЯ
Этапы развития семейно-брачных отношений:
1.Неупорядоченные половые связи
2.Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)
3.Групповая семья
4.Моногамная семья (более прочные брачные узы)
5.Партнерская (нуклеарная) семья
Функции семьи
Функция | Пояснение | Пример |
Репродуктивная | Продолжение человеческого рода | В семье Петровых родился второй ребенок |
Воспитательная | Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей | Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке |
Хозяйственно-экономическая | Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи | В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды |
Эмоциональная (эмоционально-психологическая) | Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи | В семье Петровых члены всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе |
Социально-статусная | Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители | В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители |
Первичный социальный контроль | Определение норм поведения членов семьи в различных сферах | Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере |
Рекреационная | Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т.д. | Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей |
Типы семьи:
I | Патриархальная (традиционная) семья: -власть принадлежит главе семейства -все выполняют волю главы семьи -роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель -объединение под одной крышей минимум 3х поколений | Партнерская (эгалитарная) семья: -семья равных -справедливое распределение домашних обязанностей -взаимозаменяемость супругов -совместное ведение хозяйства -совместное принятие важных решений |
II | Расширенная (многопоколенная) семья: включает 2-3 поколения | Нуклеарная семья: родители и дети |
III | Полная семья: двое родителей | Неполная семья: отсутствует один из родителей |
IV | Бездетные, однодетные, многодетные |
Стили воспитания в семье
1.Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших; инициатива детей пресекается.
2.Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.
3.Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
4.Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.
10 класс, обществознание (базовый уровень)
37 | Семья и быт. Семья как социальный институт. | 1 | 18 |
38 | Семья в современном обществе. Бытовые отношения. | 1 |
Тип урока – комбинированный урок
Оборудование урока: учебник, печатные материалы
Цель уроков: проанализировав изучаемые аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям
Задачи урока:
- способствовать формированию у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;
- развивать умения анализировать и переводить большой объем изучаемой информации в компактные знаковые системы;
- обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
- конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей
План изучения темы:
1.Семья как социальный институт: понятие семья и брак.
2.Функции семьи.
3.Семья в современном обществе:
- Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи)
- Развитие семьи партнерского типа
- Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной
- Разделение институтов брака и семьи
- Малое уделение внимания духовному развитию
- Ухудшение здоровья
- Увеличение количества разводов
4.Гендерное поведение и воспитание: каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т.е. предъявляет предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению; выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
5.Бытовые отношения.
6.Культура топоса.
7.Подведение итогов и рефлекстя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"
Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...
Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)
Урок, проводимый в форме аукциона био-бизнес, позволяет включить в работу большую часть класса. А разнообразные задания максимально активизируют активность учащихся....
конспект открытого урока по теме: Опорные системы животных 6 класс по программе Н.И.Сонин
Открытый урок биологии 6 класс по программе Н.И. Сонин с использованием системно-деятельностного подхода в обучении биологии...
Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"
В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...
Конспект обобщающего урока по теме "Семья" 3 класс
Дается полный план конспект урока, который можно использовать поокончании темы "Семья" в 3 классе...
План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А
План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....
Опорный конспект к уроку по теме:Чистые вещества и смеси. 8 класс
8 класс. Опорный конспект по теме : Чистые вещества и смеси....