Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_semya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ
«БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
Обобщающий урок биологии
по теме «СЕМЯ»
(6 класс)
Автор: Борисова Юлия Викторовна,
учитель биологии
первой квалификационной категории
Бийск, 2012
Тема урока: Семя
Задачи:
образовательная: обобщить знания учащихся об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений, их химическом составе, условиях и особенностях прорастания;
развивающая: продолжить формирование умений применять знания для решения биологических задач, выполнения практических работ, проводить анализ и синтез;
воспитательная: способствовать развитию самостоятельности учащихся, умения принимать решения.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма урока: урок-аукцион «Био-бизнес».
Оборудование: карточки с заданиями; кроссворд; лабораторное оборудование (спиртовка, пробирки, держатель для пробирки, чашка Петри, марля, раствор йода, химический стакан с водой, стеклянная палочка; пшеничная мука, семена пшеницы, фасоли и подсолнечника; проростки фасоли).
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Целеполагание.
Объяснение правил аукциона: у каждого учащегося на начало урока имеется по 500 условных единиц. Каждый может, торгуясь, приобрести вопрос. В случае правильного ответа ученик зарабатывает ту сумму, на которую был приобретен вопрос. В случае неправильного ответа эта сумма вычитается из личного счета.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проведение аукциона.
Учащимся предлагаются задания для устного ответа. Стартовая цена каждого задания 100 у.е.
- «Третий лишний». Из трех рисунков с изображением семян различных растений нужно выбрать одно «лишнее» и объяснить, почему.
- Перец, ландыш майский, фасоль (фасоль – т.к. это семя двудольного растения без эндосперма, ландыш – т.к. это семя однодольного растения)
- Пшеница, лук репчатый, мак (мак – т.к. это семя двудольного растения, пшеница – т.к. семядоля занимает пограничное положение и называется «щиток»)
- Лабораторный практикум
- Продемонстрируйте опыт, доказывающий наличие воды и минеральных веществ в семени. (Учащийся должен нагреть в пробирке семена и продемонстрировать наличие капелек воды на стенках пробирки. И объяснить, что при дальнейшем нагревании семена сгорят – остается зола, и таким образом можно обнаружить неорганические вещества)
- Продемонстрируйте опыт, доказывающий наличие органических веществ в семени. (Учащийся должен семя подсолнечника положить между двумя листами бумаги и надавить – остается след, доказывающий наличие жиров. Так же учащийся в марлю помещает пшеничную муку и промывает ее в стакане с чистой водой, затем капает каплю йода, раствор меняет окраску на синюю – доказательство наличия крахмала)
- Вам требуется выяснить, какие условия влияют на прорастание семян. Какой вы предложите для этого опыт? (Учащийся должен взять три пробирки, поместить в них семена одного и того же растения. Одну пробирку оставить неизменной; во вторую налить воду, полностью покрывая семена; в третью – налить воды, не полностью покрывая семена. Объяснение предполагаемых результатов опыта: в первой пробирке семена не прорастут, т.к. нет воды; во второй семена набухнут, но не прорастут, т.к. начнется гниение – нет воздуха; в третьей пробирке семена прорастут)
- Вам требуется выяснить, как влияет запас питательных веществ семени на рост и развитие проростка. Какой вы предложите для этого опыт? (Учащийся должен взять три проростка фасоли: один остается неизменным, у второго удалить ½ семядоли, у третьего удалить одну семядолю. Объяснение предполагаемых результатов опыта: чем меньше остается запас питательных веществ, тем меньше и слабее будет развивающееся растение)
- Решение биологических задач
- Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве? (Вода заполняет все полости в почве и не пропускает кислород, который является важным условием прорастания семян)
- Почему при температуре 0ºС семена не прорастают? (При этой температуре вода находится в твердом агрегатном состоянии и не растворяет вещества семени)
- Нередко в зернохранилищах происходит самовозгорание семян и взрывы емкостей, в которых хранится зерно. В чем причина такого явления? Какие условия необходимо соблюдать при хранении семян? (Такое явление происходит в том случае, если закладывается плохо просушенное зерно. Оно начинает прорастать, семена дышат более интенсивно и выделяется большое количество тепла. Все эти условия приводят к самовозгоранию. Семена необходимо тщательно просушивать перед хранением)
- Вы получили для посева семена лука, огурцов и фасоли. На какую глубину вы их посеете? Ответ обоснуйте. (Глубина заделки семя зависит от их размера: самые мелкие – семена лука, их сеют на глубину 1,5-2 см; средние – огурцов, глубина 2-4см; самые крупные – фасоли, глубина 4-6 см)
В то время, когда учащиеся работают у доски, часть ребят выполняет письменные задания. Стартовая цена каждого задания 100 у.е.
- Выберите правильные утверждения.
- Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
- Зерновка пшеницы покрыта покровом.
- Большую часть зерновки пшеницы составляет семядоля.
- Фасоль – двудольное растение.
- Клейковина и крахмал – это белки.
- Содержание органических веществ в семени больше, чем минеральных.
(Правильные ответы: б, г, е)
- Выберите правильные утверждения.
- При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.
- Первым у проростка появляется корень.
- Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша.
- Сухие семена не дышат.
- При дыхании семян выделяется тепло.
(Правильные ответы: в, г, е)
- Проставьте номера в той последовательности, в которой прорастают семена фасоли.
1 – лопается кожура.
2 – образуются семядольные листья.
3 – семя набухает.
4 – появляется зародышевый стебелек с почечкой.
5 – семядольные листья отваливаются.
6 – появляется корешок.
(Правильный ответ: 3, 1, 6, 4, 2, 5)
- Исключите лишнее слово.
ЯДМОЕСЯЛ (семядоля)
КРШЕОКО (корешок)
КЛЕСТЕБЕ (стебелек)
РЖКОУА (кожура)
ЧАПЧЕОК (почечка)
(Лишнее слово «кожура», т.к. остальное – части зародыша)
- Исключите лишнее слово.
МОХВЕДЯС (семявход)
КУБРИЧ (рубчик)
ЖУКРОА (кожура)
КОВРОП (покров)
ПЕСОДМЭНР (эндосперм)
(Лишнее слово «эндосперм», т.к. остальные понятия относятся к внешнему строению семени)
Кроме вышеуказанных заданий для всего класса предлагается кроссворд. Первые пять человек, полностью решившие кроссворд, зарабатывают по 100 у.е.
2 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | 3 | ||||
- Запасной белок эндосперма зерновок пшеницы
- Зародышевый орган семени
- Питательные вещества семян подсолнечника
- След от семяножки
- Молодое растеньице, развивающееся непосредственно из семени
- Процесс, предшествующий прорастанию семян
Ключевое слово – защитное образование семени
К | Р | П | Н | ||
К | О | Ж | У | Р | А |
Л | Р | И | Б | О | Б |
Е | Е | Р | Ч | Р | У |
Й | Ш | Ы | И | О | Х |
К | О | К | С | А | |
О | К | Т | Н | ||
В | О | И | |||
И | К | Е | |||
Н | |||||
А |
Также весь класс одновременно выполняет тест. За каждый правильный ответ учащиеся зарабатывают по 50 у.е.
- Какая часть семени имеет наибольшую массу?
- семенная кожура
- семядоля
- зародышевая почечка
- При прокаливании семян сгорают…
- органические вещества
- неорганические вещества
- органические и неорганические вещества
- Наибольшее количество жира содержится в семенах…
- пшеницы
- подсолнечника
- фасоли
- Какое из условий не является необходимым для прорастания семян?
- влага
- тепло
- свет
- воздух
- В какую из почв семена надо сеять глубже?
- в глинистую
- в чернозем
- в песчаную
(Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – в)
ИТОГ УРОКА
Выставление оценок за работу на уроке (в зависимости от количества заработанных у.е.)
Вывод по итогам изученной темы (подводится самими учащимися)
Литература
- Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1997. – 96 с.
- Демьянков Е. Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил.
- Лернер Г. И. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. – М.: Аквариум, 1998. – 240 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"
Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....
Конспект обобщающего урока в 7 классе по теме "Традиции, праздники, фестивали"
Повторение по теме «Праздники и традиции» Задачи урока: активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся, повторить пройденный грамматический материал; развивать настойчивость ...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....
"Грибы" - конспект обобщающего урока в 5 классе
Конспект обобщающего урока по теме "Грибы" в 5 классе...