Урок -обобщение в 7 классе с применением ИКТ по теме "Права человека"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.
Задачи:
- Повышение уровня правовой культуры учащихся;
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока
- Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Тип урока: урок обобщение с применением ИКТ.
На уроке используются разнообразные методы и формы обучения: репродуктивные, проблемно-поисковые, игровые. Практическая часть урока - игра "Имею право", с помощью которой учащиеся в занимательной форме обобщают зания по теме "Права человеа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обобщения знаний по теме "Права человека" 7 класс | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение с применением ИКТ
Тема: "Права человека",
«Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его»
Гегель, немецкий философ
Класс 7. Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
Тема урока "Права человека".
Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.
Задачи:
- Повышение уровня правовой культуры учащихся;
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока
- Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Тип урока: урок обобщение с применением ИКТ.
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации по теме, выставка книг по данной теме
Предварительная подготовка: класс разделить на 4 группы, столы сгруппировать как для проведения круглого стола, на столах раздаточный материал для проведения игры; (приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.
Слайд 1.Учитель. Я – человек, я — гражданин, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 2. Учитель (после учащихся): Тема урока: «Права человека».
Эпиграф. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» ст. 2 Конституции РФ
Учитель. Мы живем в обществе, и поэтому наша жизнь связана с действующими в нем законами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются правом. А что же такое право? Какие права есть у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Учитель. Вторую неделю декабря мы смело можем назвать неделей прав человека. Почему?
Ответы учащихся
10 декабря – 65 лет со дня принятия Всеобщей Декларации прав человека (принята 10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН)
12 декабря – 20 лет со дня принятия действующей Конституции РФ (принята 12 декабря 1993г. на всеобщем референдуме)
Теоретическая часть - показ презентации - слайды 3-14 - повторение основных вопросов. (8- 10 минут)
Слайд 3.
Учитель. Что такое право? Права человека? Международное право? (Ответы учащихся с опорой на материал слайда).
Учитель. Какие документы легли в основу современного понимания прав человека?
Слайд 4. Ученик. Павлова А.
Документы о правах человека.
Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернист и длителен. Первой акцией в ряду событий, приближающих торжество прав человека, было принятие английской «Великой хартии вольностей» (1215г., 13 век). В ней, в частности, сказано: «Ни единственный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан… иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны…»
В 1789г. – принята «Декларация прав человека и гражданина» во Франции
1791г. – «Билль о правах» в США
10 декабря 1948г. – Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая декларация прав человека.
В 1966 г. под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».
Основным законом РФ является Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всеобщем референдуме.
Учитель. Один из основных международных документов – Всеобщая декларация прав человека.
Слайд 5. Ученик. Андриян В.
Во второй четверти 20 века мир охватила страшная катастрофа – 2-я Мировая война (1939- 1945). Погибли, были замучены в концлагерях миллионы людей. После войны государства приняли решение объединить свои усилия для того, чтобы предотвратить даже саму возможность преступлений против человечества.
Они начали договариваться о тех правилах и принципах жизни, которые помогут защитить человеческую жизнь. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».
В 1950 году Генеральная Ассамблея предложила всем государствам отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.
Слайд 6. Учитель. Какие вы знаете группы прав и свобод человека и гражданина? (личные, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)
Приведите примеры. Слайд 7.
Учитель. Существуют документы, оговаривающие права детей. Дети – это граждане страны в возрасте до 18 лет. Один из самых известных - Конвенция о правах ребенка.
Слайд 8. Ученик. Лычак В.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей.
Была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате присоединения к ней.
Слайд 9. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые: на семью, на заботу и защиту, посещать школу и учиться, свободно выражать свои мысли, на имя и гражданство, на медицинское обслуживание и другие.
Учитель. Уже сейчас вы имеете право Слайд 10
Новые возможности после исполнения 14 лет Слайд 11
В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Учитель. Слайд 12, 13. Обладая правами, каждый человек должен выполнять обязанности. Какие обязанности должен исполнять гражданин РФ?
Слайд 14. Учитель. Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"
Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"
Давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили эту тему.
Слайд 15. Практическая часть - игра "Имею право" (25 минут) - слайды 15-20
1. Разминка. Слайд 16. - необходимо установить соответствие между термином и определением.
(команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках) - учитываются скорость и правильность ответов. Каждое правильное соответствие - 1 балл. Максимум – 6 баллов
1 | нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства | А | права человека |
2 | гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах | Б | Конституция |
3 | элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения | В | закон |
4 | способность лица иметь права и обязанности | Г | преступление |
5 | основной закон государства | Д | санкция |
6 | предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица | Ж | правоспособность |
2. Слайд 17 -Нормативные документы - перечислите документы, защищающие права ребёнка - российские и международные (принцип - установите соответствие) - отвечают устно - оцениваются скорость и правильность ответов. За правильный ответ – 1 балл.
1. Международные
2. Российские
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Конституция РФ.
В) Декларация прав ребёнка
Г) Семейный кодекс
Д) Конвенция о правах ребёнка
Е) Гражданский кодекс
Ж) Уголовный кодекс
3. Слайд 18 – Заморочки. (ответы устно - за каждый правильный ответ команда получает 2 балла)
1. Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (мелкое хулиганство)
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УКРФ ст. 20,163, ДА)
3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, нежелающим писать контрольную работу? (УКРФ ст. 20,207, преступление)
4. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать? (СКРФст. 61, равенство прав родителей)
5. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ ст. 17,с рождения)
6. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (Нет. УК РФ ст. 20 - с 16лет, а по отдельным случаям - с 14лет)
7.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)
8. На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери? (СК РФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)
4. Слайд 19. Сказка - ложь, да в ней намек:
Внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1.Буратино получил в подарок золотой ключик. Каким правом воспользовался Буратино? (на дарение имущества)
2. Какое право нарушено принцем по отношению к Спящей красавице? (личная неприкосновенность)
3. "Сказка о царе Салтане", где князь Гвидон превращается в комара.
- Каким правом воспользовался князь Гвидон? (Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.)
4. Чиполлино вытаскивают из его домика. (Нарушено право на неприкосновенность жилища).
5. Слайд 20. Нарисовать плакат "Имею право" (схематично изобразить основные права человека). Максимум – 5 баллов. (Критерии: основная мысль, воплощение, защита работы).
Пока учащиеся рисуют - учитель проверяет ответы 1 задания - (термин-определение)
Выставка плакатов.
III. Итог урока.
Подведение итогов игры - подсчет жетонов.
Выставление оценок - команда победителей и активно работавшие дети других команд получают оценку 5.
Итог урока. Слайд 21.В 19 веке Ф.М. Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка". Так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
IV. Домашнее задание. Слайд 22. - написать эссе на одну из тем:
- "Права, которые я имею и хочу сохранить";
- "Права, которых у меня нет, но хочу иметь";
- "Права, которые я не хотел бы иметь"
- "Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на:";
- "Если бы мои права были нарушены, я бы сделал:"
V. Рефлексия. (можно в устной или письменной форме)
Плюс | Минус | Интересно |
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Аудиозапись песни Д. Билана "Невозможное – возможно."
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Конкурс 6. Ситуации.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено?
(Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка?
(Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).
IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили?
(Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики?
(Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).
Дополнительные материалы
20 ноября – 24 года со дня принятия Конвенции о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989г.) 20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка
Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.
Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения
Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....
имя существительное(урок обобщение) 6 класс
Урок - обобщения знаний .Тема: имя существительное, 6 класс. Форма урока: урок - практикум.Форма обучения: групповая, коллективная....
конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"
Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...
Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"
Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...
Имя существительное (урок-обобщение, 5 класс)
Урок-обобщение по теме "Имя существительное". Проводится в 5 классе после изучения темы....
Урок по теме "Магнитные явления.Урок обобщение" 8 класс
Урок закрепления знанаий по теме "Магнитные явления"...