Презентация "Нации и межнациональные отношения" по обществознанию,10 класс
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме
Презентация по обществознанию "Нации и межнациональные отношения" для 10 класса.Можно использовать на уроках и для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsii_i_mezhnatsionalnye_otnosheniya.pptx | 219.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное человечество-сложная этническая структура насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями В России-более 100 этносов, в т.ч. около 30 наций
Этническая общность Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка,психологического склада, сознанием нерасторжимости исторической судьбы,осознанием своих интересов и целей,своего единства и отличия от других подобных образований. Этнические общности : племена , народности и нации.
Этнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными : язык, культурой,территорией проживания, самосознанием и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г.русским учёным-эмигрантом Широкогоровым С.М.
Виды этнических общностей Род Группа кровных родственников,ведущих происхождение по однойлинии (материнской или отцовской) Племя Совокупность родов,связанных между собой общими чертами культуры,осознанием общего происхождения,общностью диалекта,единством религии,обрядов Народность Исторически сложившаяся общность людей,объединяемая общей территорией,языком,психологическим складом, культурой Нация ПО РО КО
Нация это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории , экономической жизни, исторического пути , языка, культуры , этнического самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации
Признаки нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. свои фольклор, обычаи , традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. общность исторического пути, историческая память (стр. 186,прочитать отрывок) Национальное самосознание личности общность экономической жизни Важным фактором образования и развития нации является государство
Общность территории Предпосылка для складывания этноса Условие совместной деятельности Когда этнос сформировался этот признак утрачивает значение Некоторые этносы в условиях диаспоры (рассеяние) не утрачивают идентичность
Национальное самосознание отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, усвоение членами представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Личность осознает свою национальную идентичность , свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы Прочитать и разобрать 2 абзац,стр.187
О различиях Главную роль и образовании племени играют кровнородственные связи народность характеризуется общностью территории Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений
О различиях В явлении нации синтезированы этническое (язык, формы материальной культуры, народное искусство, традиции, нравы, обычаи, особенности психического склада людей) и социальное (система правовых отношений, политические институты, экономическая сфера общественного развития, господствующая культура, создаваемая профессиональной интеллигенцией. Этническое — определенный каркас нации, ее “начало”, а нация — это вся совокупность развившегося и накопленного конкретной этнической или межэтнической общностью в ходе ее исторической эволюции. Национальное –итог культурно-исторического развития народа. Нация — категория историческая , этнос — вневременная.
О нации нация — это этническое или многоэтническое социокультурное единство, обладающее государством или стремящееся к его созданию и объединенное интенсивной социальной коммуникацией.
О нации Внутри одной нации могут существовать различные этнические группы: сохраняющие свой язык и особенности самобытной культуры (немцы, французы и итальянцы в составе единой швейцарской нации ), использующие два языка — общенациональный и свой этнический и сохраняющие определенные бытовые и психологические особенности (англичане, шотландцы, валлийцы в составе Британии ; часть ирландского, латиноамериканского, еврейского населения США , которые одновременно считают себя представителями американской нации и при этом осознают себя особой этнической общностью).
Межэтническая ,гражданская нация Совокупность граждан того или иного государства, где на первом плане общегражданские качества, но сохраняются язык, культура, традиции и обычаи Нация-государство 2 точки зрения: Классическая нация, новое качественное состояние Конец нации в этническом измерении
Понятие «этническое меньшинство» Представители в невыгодном положении из-за дискриминации со стороны других Чувство групповой солидарности, принадлежности к единому целому Обычно в какой-то степени физически или социально изолировано от остального сообщества
Национальность Принадлежность к нации или (и) государству
Национальные интересы Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в ходе человеческой истории,уникальность своей культуры,языка , стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов , не превратить государственные границы в железный занавес; обогащать свою культуру контактами, заимствованием
Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения: 1) Естественно-биологический или расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас , культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей. 2) Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.
Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения: 3 ) Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития.
Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения: 4) Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) ,создана Л.Н.Гумилевым - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания . История человечества — цепь многочисленных этногенезов . Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок . Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди
Межнациональные отношения Они включают 2 разновидности : 1. отношения между разными национальностями внутри одного государства; 2.отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений : Мирное сотрудничество Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).
Способы мирного сотрудничества: 1) Этническое смешивание 2)Этническое поглощение (ассимиляция ) 3)Создание многонационального государства
Этническое смешивание разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию . Происходит это обычно через межнациональные браки . Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.
Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом . Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и СМИ.
Создание многонационального государства Это с амый цивилизованный путь объединения разных народов, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации . В подобных случаях несколько языков являются государственными , например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
Культурный плюрализм При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру . Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Основные тенденции развития наций Межнациональная дифференциация Разъединение, разделение, противостояние этносов в разных видах Межнациональная интеграция Процесс объединения этносов через разные сферы общественной жизни
Формы Межнациональная дифференциация самоизоляция в целом; • протекционизм в экономике; • национализм в различных формах в политике и культуре; • религиозный фанатизм, экстремизм. Межнациональная интеграция • Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС)) • Транснациональные корпорации (ТНК) • Международные культурные и народные центры • Взаимопроникновение религий, культур, ценностей ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Межнациональный конфликт
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему ?Назовите плюсы и минусы глобализации
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов , народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн
Разные подходы к причинам межэтнических конфликтов . социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. поведенческие механизмы, связанные с опасениями за судьбу группы , — не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией. ответственность элит, борющихся за власть, ресурсы. Элиты ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. черты народов, препятствующих общению , — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело». концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона . Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями . В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства. Этноцентризм
Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой. — это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны , приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов — Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. — Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. — Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. — Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. — Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов. — Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.). — Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения. — Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Типы межнациональных конфликтов - государственно-правовой; - этнотерриториальный ; - этнодемографический ; - социально-психологический.
Межэтнические конфликты для появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада и разрушение системы ценностей , что приводит у людей к чувствам растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потере смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Действие его реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности , внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих ». ? К чему могут привести эти процессы?
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду
Виды национализма • Этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности. • Державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов. • Бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх). Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена , литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», сторонника величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов , внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид. Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам , а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Эскалация ( расширение, наращивание, увеличение) конфликта. Социально-психологические закономерности : — уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение дезинформации , ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения; — искаженное восприятие информации друг о друге; — выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей; — формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,
Юридизация конфликта -Прекращение насилия -Организация диалога -Обеспечение участия в таком диалоге полномочных представителей каждой стороны -Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке - Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров - Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения
Погашение конфликта Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять В социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат : 1)через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, 2) через понижение для них актуальности предмета конфликта
Пути разрешения межнациональных проблем — Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики . — Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений , требующей реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды . — Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации . — Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры . — Организация эффективно действующих международных комиссий , советов, других структур для мирного разрешения национальных споров
Задания 1 А ) В современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них называют нациями. (Б) В целях экономического, культурного и политического сближения наций в 1993 году образован Европейский союз. (В) Согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества — главная задача национальной политики любого многонационального государства. (Г) Учет этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
2 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Род, племя, каста, народность, нация
ДЗ параграф 18+ответы на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Урок по обществознанию "Межнациональные конфликты" 11 класс
урок по обществознанию в 11 классепо теме «Межнациональные конфликты и причины их возникновения»в рамках метода учебного проекта ( «Целеполагание. Работа в группах»)...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
Открытый урок Нации и межнациональные отношения. 8 класс. Методическая разработка.
методическая разработка урока "Нации и межнациональные отношения". Урок интегрированный - обществознание + английский язык. Победитель декады педагогического мастерства региона "Балтика...
Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия
ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...
Межнациональные конфликты 8 класс Обществознание
Презентация к уроку...