Открытый урок Нации и межнациональные отношения. 8 класс. Методическая разработка.
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
методическая разработка урока "Нации и межнациональные отношения". Урок интегрированный - обществознание + английский язык. Победитель декады педагогического мастерства региона "Балтика-Север" в номинации "Открытый урок" в рамках проекта ЮНЕСКО "Сохраним Всемироное культурное и природное наследие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 131 КБ |
metodicheskie_poyasneniya_k_uroku.docx | 14.51 КБ |
rabochiy_list.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Обществознание / иностранный язык
Класс: 8 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова. УМК Английский с удовольствием 8 класс/Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.
Технологическая карта
Тема | Нации и межнациональные отношения. | |||||
Цель | Познакомить учащихся с понятием «этнос», типами этнических общностей, понятием «межнациональные отношения» Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний. | |||||
Задачи | Общеобразовательные: 1. Познакомить учащихся с понятиями – этнос, нация, национальность. 2. Научить определять сущностные признаки нации. 3. Понимать значение толерантности. Воспитательные: 1. Воспитание чувства уважения к людям других национальностей. 2. Воспитание у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику. Развивающие: 1. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы. 2. Развивать умение приводить примеры по теме урока, оценивать свое отношение к межнациональным конфликтам. | |||||
Формируемые УУД | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Методы контроля: устный, письменный. Приемы: проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная, групповая. | |||||
Основные понятия | Нация как тип этноса. Племя и народность – ранние формы этноса. Многонациональные государства. Признаки этноса. Национальная политика. Межнациональные конфликты. Юнеско – как пример взаимодействия стран ради спасения Культурного наследия. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
| |||||
Организация пространства | Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Технологическая карта урока», часы, организация мест для групповой работы, рабочие листы | |||||
Структура урока |
| |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организую ситуацию самооценки готовности к уроку. Вспомните, что значит быть готовым к уроку. Проверьте наличие:
Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно... | Оценивают готовность к уроку. Проверяют наличие учебных принадлежностей Оценочного листа Стикеры Фломастеры
| Отмечают в рабочем листе свою готовность к уроку
| Знания, умения и ценностные установки, необходимые для осознанного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности (роль обучающегося) | Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений. | |
II. Актуализация знаний Цель. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | Организую ситуацию для включения учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания Организую коллективную работу Составьте схему, используя следующие термины: духовная, социальная, политическая, экономическая (слова записаны на доске) Охарактеризуйте схему. Без одной сферы эта схема неполная. Какая это сфера? | Выполняют задание. Предъявляют результаты, соотносят их с целью. Составляют схему:
Объясняют, что «сфера общества» - обобщающее понятие, все остальные – его составные части. СОЦИАЛЬНАЯ |
Составление схемы Формулирование понятий Определение затруднения Самооценка и взаимооценка работы в группе | Относительно целостное представление о социальной сфере общества Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Владение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Умение выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | Тема нашего урока: Нации и межнациональные отношения.
Запишите на рабочем листе – синонимы, словосочетания, слова-ассоциации, которые связаны с понятием «нация» Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке Фиксирую учебную задачу: Таким образом, мы сформулировали цели нашего урока: Знать понятие «нация» и называть ее характерные признаки. Определять роль национальностей в обществе Иметь представление о межнациональных конфликтах и возможности их разрешения. Определять сущность понятий «конфронтация», «сотрудничество». | Работа на рабочих листах: (задание №1) Записывают на листе ассоциации, связанные с понятием «нация» Одна из групп представляет свой перечень вопросов Докладчики от остальных групп дополняют (без повторения) вопросы для графы «Хочу узнать» | Оценка Взаимооценка | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности Учитывать позиции других участников деятельности Ясно и точно излагать свою точку зрения Оценивать свою работу и работу членов группы. | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания о нации. | Организую ситуацию решения учебной задачи. Сегодня мы будем говорить о проблемах планетарного характера, т.е. таких проблемах, решить которые можно только сообща и только вместе. С историей такой далекой для нас страны Великобританией нас познакомит первая группа. Давайте остановимся на кадре «Этнический состав страны» - Только ли в этой стране можно наблюдать такой пестрый состав проживающего населения? -Сделайте все возможные выводы из информации. (кадр презентации № 16 ) Мозговой штурм: Мы часто слышим слова нация, народность, племя. Как вы думаете, что их объединяет? Определение ЭТНОСА. (презентация кадр №17) Попробуем все вместе назвать признаки этноса. Не умаляя значение языка, общей территории в процессе становления нации, предлагаю остановиться на культурно-духовном признаке. -Какой признак нации у нас не прозвучал? В каждой стране есть памятники, отражающие многонациональную историю страны. Еще раз посмотрим на этнический состав России, Великобритании…Как вы думаете, легко ли жить вместе таким разным народам? Объясните почему? По-разному складываются отношения между нациями. И Великобритания не исключение. А известны ли вам другие случаи конфронтации? Показываю Кадры разрушенной Пальмиры. -Сделайте вывод из представленного ребятами материала. Примером взаимодействия стран ради спасения культурного наследия является ежедневная работа ЮНЕСКО. -Что вы знаете об этой организации? | Определяют действия и их последовательность. Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают в парах, сравнивают, анализируют. Выступление группы 1(на английском языке) Обсуждают презентации «История Великобритании». Взаимооценка Учащиеся называют страны, отличающиеся многонациональностью. (РОССИЯ) Вывод: Большинство стран многонациональные. Учащиеся высказывают свое мнение по заданному вопросу. Работа в рабочих листках. Задание №2. Ответы учеников Коллективная работа в рабочем листке задание №3 Выступление группы 1 и 2 – презентация. Великие люди России, Великобритании. Обсуждение. Национальная гордость! Выступление 1 группы ( на английском языке) Учащиеся называют причины конфликтов. Приводят примеры. Выступление 2 группы – примеры конфронтации. Важно мир сохранять! Ответы учеников. Выступление группы 2. | Работа в группах по обсуждению содержания выступлений. Взаимооценка Составление схемы – этнос. (племя, народность, нация) Выбрать из предложенного списка признаки этноса. Взаимопроверка. | Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, соотносить их с собственными знаниями) Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), оценку своих учебных достижений, поведения. Овладение правилами ведения диалога | |
V. Первичное закрепление Цель. Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | Предлагаю вернуться к первому заданию и выполнить его еще раз. -Что изменилось в ваших записях? Коллективная работа на доске. Задание: развести на две группы понятия и термины и объяснить критерий деления. Слова: Нация, война, уважение, мир, конфронтация, конфликты, сохранение, память, террор. Там, где взаимодействие, интеграция, уважение – там сохраняют и берегут историческое наследие. | Учащиеся делают на рабочих листках в парах. Проверка на доске. Выступление группы 1 – памятники ЮНЕСКО (на английском языке) | Проговаривание в парах Взаимооценка | Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог), Следование правилам ведения диалога | |
VI. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организую дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу Предлагаю закончить наш урок Творческим заданием. Какие вопросы мы решали на уроке? На все ли поставленные вопросы мы ответили? Какие вопросы остались без ответа? Что помогло достичь цели? Чему мы учились? Что понравилось на уроке? В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений? Я вас так же благодарю за активную, плодотворную работу на уроке. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения Выполнение задания №4. Внимательность, любознательность, доброжелательность Мы учились находить нужную информацию, оценивать свои знания и действия. Взаимодействовать в группе и парах. Все это помогло достичь цели урока Тема «Нации» актуальна, так как это касается культуры каждого человека, влияет на его поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми. Ориентирует нас на отношение к правам и свободам человека как высшей ценности | Диалог с учителем Анализ рабочих листов Оформление доски – пожеланий. | Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (отношение к религии и атеизму, осознание своего конституционного права на свободу совести, осознание своего места в поликультурном мире) Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности | |
VIII. Домашнее задание. | Прочитайте параграф №25 Задание на выбор: I. выполнить задание №5 в рабочих листах. | Выбор задания по уровню сложности. | Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации | Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников, перевод информации из одной знаковой системы в другую |
Методические пояснения к уроку.
При работе на уроке особое внимание уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
В процессе урока используется обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
Использование современных ИКТ, таких, как анимированные презентации, видео-сюжеты из открытого доступа в сети Интернет позволяют осуществлять дополнительную мотивацию обучающихся на уроке и реализуют принцип наглядности, в основе которого лежит закономерность, что всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Особое внимание следует уделить диагностике предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке. Метапредметные универсальные учебные действия, такие как коммуникативные, направленные на организацию и осуществление сотрудничества учащихся, регулятивные, направленные на постановку цели, планирование работы, достижение цели, самоконтроль и самооценку, личностные для самоопределения и смыслообразования, диагностируются путём наблюдения за работой учащихся, за их взаимодействием и анализом итога работы. В настоящее время, поддерживая постулаты ФГОС нового поколения, есть необходимость осознать совместно с учащимися важность развития специальных учебных умений и универсальных учебных действий, обеспечивающих продвижение не только в освоении языка.
На сегодняшний день разработано недостаточно форм и методов диагностики метапредметных результатов учащихся на уроке, что что побуждает учителя создавать различные вспомогательные схемы и таблицы, которые были бы удобны в практике для каждодневной работы в целях осуществления оценки, самооценки и диагностики предметных и метапредметных результатов.
Источники информации к материалам урока, в том числе Интернет:
- Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС. СПб: Каро, 2013.
- Он-лайн видео-ресурс Youtube.com
- Он-лайн ресурс для создания тестов http://www.quiz.biz.
- Обществознание: Рабочие программы: Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: 5-9 классы [Текст] /Л.Н.Боголюбов.- М.: Просвещение, 2011.-48с.- (ФГОС)
- Обществознание.8 класс; учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. - М.: Просвещение, 2012.-223с.
- Котова О.А. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь [Текст]/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова.-М.:Просвещение,2011.-96с.
- Английский с удовольствием 8 класс/Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. - Обнинск: Титул, 2014
- Биболетова М.З, Трубанева Н.Н., Бабушис Е.Е. Английский язык. 8 класс. Enjoy English. Книга для учителя. - Обнинск: Титул, 2009
- Рабочая тетрадь к УМК Английский с удовольствием8 класс/ Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.
- Пособие «Britain and its people”. – London, Foreign and Commonwealth Office, 2012
- Пособие «Ethnic Diversity in Britain”. –London, Foreign and Commonwealth Office, 2012
- Интернет-ресурс: United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ... whc.unesco.org/en/statesparties/gb
- Интернет-ресурс: UNESCO World Heritage Sites - Visit Britain https://www.visitbritain.com/.../world-heritage-s...
- Интернет-ресурс: World Heritage Sites in the UK www.great-britain.co.uk/world-heritage.htm
Предварительный просмотр:
Методические пояснения к уроку.
При работе на уроке особое внимание уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Необходимо отметить воспитательный аспект урока. Все новейшие приемы и алгоритмы проведения уроков должны соответствовать самой главной задаче – воспитанию гражданской позиции обучающихся. Именно эта задача была поставлена нами на уроке и успешно решена. Во многом уроки обществознания носят проблемный характер и это помогает разнообразить подготовку к уроку и его проведение.
В процессе урока используется обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. Интеграция обществознания и английского языка дала возможность по новому раскрыть проблематику урока, подвести обучающихся к самостоятельным выводам.
Использование современных ИКТ, таких, как анимированные презентации, видео-сюжеты из открытого доступа в сети Интернет позволяют осуществлять дополнительную мотивацию обучающихся на уроке и реализуют принцип наглядности, в основе которого лежит закономерность, что всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия.
Особое внимание следует уделить диагностике предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке. Метапредметные универсальные учебные действия, такие как коммуникативные, направленные на организацию и осуществление сотрудничества учащихся, регулятивные, направленные на постановку цели, планирование работы, достижение цели, самоконтроль и самооценку, личностные для самоопределения и смыслообразования, диагностируются путём наблюдения за работой учащихся, за их взаимодействием и анализом итога работы. В настоящее время, поддерживая постулаты ФГОС нового поколения, есть необходимость осознать совместно с учащимися важность развития специальных учебных умений и универсальных учебных действий, обеспечивающих продвижение не только в освоении языка.
Источники информации к материалам урока, в том числе Интернет:
1 Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС. СПб: Каро, 2013.
2 Он-лайн видео-ресурс Youtube.com
3 Он-лайн ресурс для создания тестов http://www.quiz.biz.
4 Обществознание: Рабочие программы: Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: 5-9 классы [Текст] /Л.Н.Боголюбов.- М.: Просвещение, 2011.-48с.- (ФГОС)
5 Обществознание.8 класс; учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. - М.: Просвещение, 2012.-223с.
6 Котова О.А. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь [Текст]/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова.-М.:Просвещение,2011.-96с.
7 Английский с удовольствием 8 класс/Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. - Обнинск: Титул, 2014
8 Биболетова М.З, Трубанева Н.Н., Бабушис Е.Е. Английский язык. 8 класс. Enjoy English. Книга для учителя. - Обнинск: Титул, 2009
9 Рабочая тетрадь к УМК Английский с удовольствием8 класс/ Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.
10 Пособие «Britain and its people”. – London, Foreign and Commonwealth Office, 2012
11 Пособие «Ethnic Diversity in Britain”. –London, Foreign and Commonwealth Office, 2012
12 Интернет-ресурс: United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ... whc.unesco.org/en/statesparties/gb
13 Интернет-ресурс: UNESCO World Heritage Sites - Visit Britain https://www.visitbritain.com/.../world-heritage-s...
14 Интернет-ресурс: World Heritage Sites in the UK www.great-britain.co.uk/world-heritage.htm
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ
____________________________________________
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ)
Тема урока: Нации и межнациональные отношения.
1. Запишите слова-ассоциации к слову «нации».
2. Этнос
3. Выберите из предложенного списка признаков ЭТНОСА:
Кровное родство | |||
Межпоколенная связь | |||
Единство территории | |||
Общий язык | |||
Общая культура и традиции | |||
Общая история | |||
Общее самосознание | |||
Государственность | |||
Общая экономика | |||
Развитие социальной структуры |
4. Задание: разделить на две группы понятия и термины и объяснить критерий деления.
Слова:
Нация, война, уважение, мир, конфронтация, конфликты, сохранение, память, террор.
5. Используя знания, полученные на уроке, попробуйте объяснить смысл высказываний великих мыслителей:
Доброе братство – милей богатства.
Пословица
Когда двое ссорятся – всегда виноваты двое.
Л.Н. Толстой
Высший капитал нации – нравственный качества народа.
Н.Г. Чернышевский
Человек, ненавидящий другой народ – не любит и свой собственный.
Н.А. Добролюбов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Презентация к уроку обществознания 8 класс Нации и межнациональные отношения
Презентация Нации и межнациональные отношения...
Презентация для урока в 10 классе по обществознанию "Нации и межнациональные отношения"
Презентация для урока обзествознания в 10 классе "Нации и межнациональные отношения" наглядно и красочно раскрывает сложную и актуальную тему межнациональных конфликтов....
"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс
Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...
Разработка урока по теме "Нации и межнациональные отношения"
разработка урока,конспекты...
Методическая разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения", 2009г.
Тема урока: Нации и межнациональные отношения.Предмет: Обществознание.Класс: 9 классАвтор урока/(Афанасьева Елена Александровна, учитель истории и обществознания).Образовательное учреждение: МОУ Кулун...
Методическая разработки по теме "Нации и межнациональные отношения"
Методическая разработка урока обществознания с элементами технологии медиаобразования. Тема 8 класса: "Нации и межнациональные отношения"...