Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Тищенко Тамара Михайловна

        Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;   учитывает методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005;  «Правоведение. 9 класс. Права человека» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;  «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;

      Занятия проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 34 часа в год, 1 час в неделю. В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

      Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации уча­щихся путем повышения их правовой и этической грамотности, со­здающей основу для безболезненной интеграции в современное об­щество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

       Задачи курса:

  • знакомство с основами тру­дового, семейного, административного, уголовного права, правом на образование.
  • формирование у умственно отсталых школьников правово­го самосознания,
  • гражданское, эстетическое, нравственное воспитание,
  • Развитие речи, мышления, памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_rabochaya_programma_po_obshchestvu.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Утверждаю»

директор ОУ

приказ № ________

от «___»  _________2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол №_____________

от «____»____________2013 г.

Рабочая программа

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для  9  класса

                                         

                           

составитель:                              ТИЩЕНКО ТМ

должность:  УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ                                                                                                                                                                

                                                                 квалификационная категория:           ВТОРАЯ

 2013-2014 учебный год

  1. Пояснительная записка.

 Курс «Обществознание» относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту. Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9 класса, обучающихся в  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;   учитывает методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005;  «Правоведение. 9 класс. Права человека» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;  «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;

Занятия проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 34 часа в год, 1 час в неделю.

Актуальность программы

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся школы. В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.

Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Задачи курса:

  • знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права, правом на образование. 
  • формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания,
  • гражданское, эстетическое, нравственное воспитание, 
  • Развитие речи, мышления, памяти

Принципы построения программы: коррекционной направленности в обучении,  воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа); Наглядные (наблюдение, демонстрация); Практические – упражнения.

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Комбинированный урок

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС

урока

Тема

Кол-во

часов

Литература

(№ книги/страница)

Дата

=

Повторение изученного материала в 8 классе

2

=

=

1

Государство, право и мораль

1

05.09

2

Конституция РФ

1

12.09

=

Раздел III. Права и обязанности граждан Российской Федерации

20

=

3

Понятие прав человека.

1

5/ 16;   7/  220;

19.09

4

Становление и развитие прав человека

1

5/ 23;   7/  224;  

26.09

5

Всеобщая декларация прав человека 1948г

1

5/  30;  7/ 228;  8/ 25

03.10

6

Проблема прав человека в России и в мире

1

5/  42;     7/ 231

10.10

7

Основы правового статуса личности

1

7/  66

17.10

8

Конституционные обязанности граждан

1

5/  96;    6/ 107

24.10

9

Гражданские права человека

1

5/  45

31.10

10

Гражданские права человека

1

5/  63

14.11

11

Политические права и свободы граждан РФ

1

5/  70;     1/  321

2/  219;   3/  113

21.11

12

Экономические права граждан РФ

1

5/  76;     2/  220

28.11

13

Социальные права человека и реализация их в РФ

1

5/  83;     1/  321

2/  220;   3/  108

05.12

14

Культурные права человека.

1

5/  92;     2/  221

12.12

15

Право на образование

1

3/  117;   6/  105

19.12

16

Труд и трудовое право.

1

3/  73;     1/  316

2/  255;    8/ 87

26.12

17

Собственность и  предпринимательство

1

3/ 77;       6/ 120;

16.01

18

Порядок приема на работу. Труд.дисциплина.

1

2/ 260-265

23.01

19

Роль семьи в жизни человека и общества

1

6/  94;      2/ 134

30.01

20

Правовые основы брака и семьи.

1

2/ 136-142;3/95

06.02

21

Дети под защитой государства. Документы ООН по правам ребенка.  

1

1/  323;   5/  179

8/  56, 59, 106, 117    

13.02

22

«Права и обязанности граждан РФ» п\о урок

1

20.02

=

Раздел IV. Основы уголовного права

12

=

=

23

Личность и закон

1

6/  147

27.02

24

Правонарушение и преступление

1

6/  150; 2/  272

06.03

25

Причины правонарушений

1

6/  156

26

Вина и ответственность

1

6/  160

13.03

27

Ответственность за правонарушения против собственности

1

6/  165

20.03

28

Ответственность за правонарушения против личности

1

6/ 173;  2/ 272

03.04

29

Групповые правонарушения несовершеннолетних

1

6/  176

5/  113

10.04

30

Правопорядок и милиция

1

6/  183

17.04

31

Суд и прокуратура

1

6/  188

24.04

32

Как не стать жертвой преступления

1

6/  207

08.05

33

Если тебя задержала милиция

1

6/  216

15.05

34

«Основы уголовного права»

 повт/обобщ урок    

1

22.05

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС

Повторение изученного в 8 классе материала (2 часа).

III раздел «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Основы трудового права.Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в работе.

Экономические права. Собственность и имущественные отношения.Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.

Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.

Социальные права человека. Понятие социального права. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Защита государством материнства и детства. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться?

Политические права и свободы. Понятие и содержание полит. Прав. Избирательное право в системе политических прав.

Культурные права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на доступ к культурным ценностям.

IV раздел « Основы уголовного права» - 12 часов

В тематику входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.

Преступление и наказание. Понятие уголовного права. Правонарушение и преступление.

Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала милиция.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА

В конце изучения курса обществознания учащиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.

Они должны уметь: написать просьбу, жалобу, ходатайство в органы исполнительной власти; оформлять стандартные бланки, обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения; самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте  учебника; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания разработаны на Методическом совете школы учителями-предметниками. В основу критериев взяты знания, умения, навыки, которыми должен обладать обучающийся в соответствии с  «Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 – под редакцией Воронковой В.В., – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Оценка устных ответов учащихся

Отметка «5» ставится ученику, если  он отвечает  самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует  карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог .

Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных  вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой,  подводит итог при незначительной помощи учителя.

Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.

Отметки «2» и «1» не ставятся.

Оценка письменных работ

Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий;  допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%. 

Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.

Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые  ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета;  выполнял работу по учебнику , конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 %

Отметки «2» или «1» не ставятся.

V. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. С в я з н а я    р е ч ь

1 уровень

Связная речь отсутствует. На вопросы отвечает односложно. Помощь учителя не принимает. Обращенную речь не понимает. Значение терминов раскрыть не может, но соотносит их с предметами.

2 уровень

Затрудняется пересказывать связно. Не использует план и схему. Необходима постоянная помощь учителя в виде наводящих вопросов. Слова-термины с трудом переходят в активный словарь, хотя имеются в пассиве. Часто не может дать определения термина, не соотносит его с предметом.

3 уровень

Испытывает трудности в построении высказывания самостоятельно. Требуется незначительная помощь учителя в виде 1-2 наводящих вопросов. В речи редко использует знакомые термины. Может дать им неполное определение.

4 уровень

Может самостоятельно, связно, последовательно построить высказывание с опорой на план или по образцу учителя. Использует в речи знакомую терминологию. Может дать полное определение каждому термину.

2. П о н и м а н и е   и    у с в о е н и е    п о н я т и й

1 уровень

Программный материал не усваивает в необходимом объеме. Помощь учителя не использует.

2 уровень

Понятия формирует с большим трудом, только с  опорой на наглядность. Требуется дополнительное разъяснение учителя и индивидуальные задания в облегченном варианте.

3 уровень

Материал по вопросам воспроизводит в основном верно.в простых случаях выделяет причинно-следственные связи. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью учителя.

4 уровень

Понятия формируются достаточно плотно. При выделении главного и установлении смысловых связей действует в основном верно.

3. О в л а д е н и е    н а в ы к а м и  п р а к т и ч е с к о й   д е я т е л ь н о с т и

1 уровень

Практические задания не выполняет. Помощь учителя не принимает.  

2 уровень

Уровень самостоятельности крайне низкий. Требуется постоянная помощь учителя в выборе действий, способов выполнения практических заданий. Справляется с работой в том случае, если учитель подготовит индивидуальное задание в облегченном варианте.

3 уровень

Требуется дополнительный инструктаж учителя перед выполнением  работы. В ходе выполнения работы опирается на план, данный учителем. В действиях может проявлять непоследовательность. Затрудняется дать устный ответ о проделанной работе.

4 уровень

Практические задания выполняет самостоятельно. Производит верные действия, делает выводы.

4. Р а б о т о с п о с о б н о с т ь

1 уровень

Низкий темп работы, обусловленный физическими факторами, отмечается регулярно. Низкий темп работы, обусловленный мотивационными факторами, проявляется часто.

2 уровень

Утомляется к концу занятий. Эпизодически работает с охотой.

3 уровень

Работоспособность относительно высокая,  в пределах, ограниченных влиянием дефекта.

4 уровень

Работоспособность высокая

VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1

Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»  ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.

2

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

3

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

4

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.

5

Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

6

Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

7

Правоведение. 8-9 класс.  Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.

8

Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград:  «Учитель», 2006. - 134 с.

9

Конституция Российской Федерации

10

Человек. Государство. Закон.: метод. Пособие/Избирательная комиссия ЧАО; Е.Ю. Скороходова, Л.ВА. Лазутина, О.Б. Климова /Анадырь: изд-во «Школа странствий», 2006.- 46 с.

11

Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты  занятий /  сост.   О. В. Летнева. -  Волгоград:   Учитель, 2007.-119 с.

12

«Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005

13

14

«Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005

«Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001;  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2

Декларация прав человека и гражданина РФ

3

Конституция Российской Федерации 1993 г

4

Конвенция ООН 1948 г.  

6

Семейный Кодекс РФ (извлечения)

7

Трудовой Кодекс РФ (извлечения)

8

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...