Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001; учитывает методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005; «Правоведение. 9 класс. Права человека» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»; «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;
Занятия проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год, 1 час в неделю. В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.
Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи курса:
- знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права, правом на образование.
- формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания,
- гражданское, эстетическое, нравственное воспитание,
- Развитие речи, мышления, памяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabochaya_programma_po_obshchestvu.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Утверждаю» директор ОУ приказ № ________ от «___» _________2013 г. | «Рассмотрено» на заседании МО протокол №_____________ от «____»____________2013 г. |
Рабочая программа
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 9 класса
составитель: ТИЩЕНКО ТМ
должность: УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
квалификационная категория: ВТОРАЯ
2013-2014 учебный год
- Пояснительная записка.
Курс «Обществознание» относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту. Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9 класса, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.
Данная программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001; учитывает методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005; «Правоведение. 9 класс. Права человека» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»; «Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007; «Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию» / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007»;
Занятия проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год, 1 час в неделю.
Актуальность программы
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся школы. В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны.
Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи курса:
- знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права, правом на образование.
- формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания,
- гражданское, эстетическое, нравственное воспитание,
- Развитие речи, мышления, памяти
Принципы построения программы: коррекционной направленности в обучении, воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа); Наглядные (наблюдение, демонстрация); Практические – упражнения.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
№ урока | Тема | Кол-во часов | Литература (№ книги/страница) | Дата |
= | Повторение изученного материала в 8 классе | 2 | = | = |
1 | Государство, право и мораль | 1 | 05.09 | |
2 | Конституция РФ | 1 | 12.09 | |
= | Раздел III. Права и обязанности граждан Российской Федерации | 20 | = | |
3 | Понятие прав человека. | 1 | 5/ 16; 7/ 220; | 19.09 |
4 | Становление и развитие прав человека | 1 | 5/ 23; 7/ 224; | 26.09 |
5 | Всеобщая декларация прав человека 1948г | 1 | 5/ 30; 7/ 228; 8/ 25 | 03.10 |
6 | Проблема прав человека в России и в мире | 1 | 5/ 42; 7/ 231 | 10.10 |
7 | Основы правового статуса личности | 1 | 7/ 66 | 17.10 |
8 | Конституционные обязанности граждан | 1 | 5/ 96; 6/ 107 | 24.10 |
9 | Гражданские права человека | 1 | 5/ 45 | 31.10 |
10 | Гражданские права человека | 1 | 5/ 63 | 14.11 |
11 | Политические права и свободы граждан РФ | 1 | 5/ 70; 1/ 321 2/ 219; 3/ 113 | 21.11 |
12 | Экономические права граждан РФ | 1 | 5/ 76; 2/ 220 | 28.11 |
13 | Социальные права человека и реализация их в РФ | 1 | 5/ 83; 1/ 321 2/ 220; 3/ 108 | 05.12 |
14 | Культурные права человека. | 1 | 5/ 92; 2/ 221 | 12.12 |
15 | Право на образование | 1 | 3/ 117; 6/ 105 | 19.12 |
16 | Труд и трудовое право. | 1 | 3/ 73; 1/ 316 2/ 255; 8/ 87 | 26.12 |
17 | Собственность и предпринимательство | 1 | 3/ 77; 6/ 120; | 16.01 |
18 | Порядок приема на работу. Труд.дисциплина. | 1 | 2/ 260-265 | 23.01 |
19 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1 | 6/ 94; 2/ 134 | 30.01 |
20 | Правовые основы брака и семьи. | 1 | 2/ 136-142;3/95 | 06.02 |
21 | Дети под защитой государства. Документы ООН по правам ребенка. | 1 | 1/ 323; 5/ 179 8/ 56, 59, 106, 117 | 13.02 |
22 | «Права и обязанности граждан РФ» п\о урок | 1 | 20.02 | |
= | Раздел IV. Основы уголовного права | 12 | = | = |
23 | Личность и закон | 1 | 6/ 147 | 27.02 |
24 | Правонарушение и преступление | 1 | 6/ 150; 2/ 272 | 06.03 |
25 | Причины правонарушений | 1 | 6/ 156 | |
26 | Вина и ответственность | 1 | 6/ 160 | 13.03 |
27 | Ответственность за правонарушения против собственности | 1 | 6/ 165 | 20.03 |
28 | Ответственность за правонарушения против личности | 1 | 6/ 173; 2/ 272 | 03.04 |
29 | Групповые правонарушения несовершеннолетних | 1 | 6/ 176 5/ 113 | 10.04 |
30 | Правопорядок и милиция | 1 | 6/ 183 | 17.04 |
31 | Суд и прокуратура | 1 | 6/ 188 | 24.04 |
32 | Как не стать жертвой преступления | 1 | 6/ 207 | 08.05 |
33 | Если тебя задержала милиция | 1 | 6/ 216 | 15.05 |
34 | «Основы уголовного права» повт/обобщ урок | 1 | 22.05 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
Повторение изученного в 8 классе материала (2 часа).
III раздел «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в работе.
Экономические права. Собственность и имущественные отношения.Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Понятие социального права. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Защита государством материнства и детства. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться?
Политические права и свободы. Понятие и содержание полит. Прав. Избирательное право в системе политических прав.
Культурные права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на доступ к культурным ценностям.
IV раздел « Основы уголовного права» - 12 часов
В тематику входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.
Преступление и наказание. Понятие уголовного права. Правонарушение и преступление.
Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала милиция.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
В конце изучения курса обществознания учащиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.
Они должны уметь: написать просьбу, жалобу, ходатайство в органы исполнительной власти; оформлять стандартные бланки, обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения; самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии оценивания разработаны на Методическом совете школы учителями-предметниками. В основу критериев взяты знания, умения, навыки, которыми должен обладать обучающийся в соответствии с «Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 – под редакцией Воронковой В.В., – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Оценка устных ответов учащихся
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог .
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику , конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 %
Отметки «2» или «1» не ставятся.
V. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. С в я з н а я р е ч ь
1 уровень | Связная речь отсутствует. На вопросы отвечает односложно. Помощь учителя не принимает. Обращенную речь не понимает. Значение терминов раскрыть не может, но соотносит их с предметами. |
2 уровень | Затрудняется пересказывать связно. Не использует план и схему. Необходима постоянная помощь учителя в виде наводящих вопросов. Слова-термины с трудом переходят в активный словарь, хотя имеются в пассиве. Часто не может дать определения термина, не соотносит его с предметом. |
3 уровень | Испытывает трудности в построении высказывания самостоятельно. Требуется незначительная помощь учителя в виде 1-2 наводящих вопросов. В речи редко использует знакомые термины. Может дать им неполное определение. |
4 уровень | Может самостоятельно, связно, последовательно построить высказывание с опорой на план или по образцу учителя. Использует в речи знакомую терминологию. Может дать полное определение каждому термину. |
2. П о н и м а н и е и у с в о е н и е п о н я т и й
1 уровень | Программный материал не усваивает в необходимом объеме. Помощь учителя не использует. |
2 уровень | Понятия формирует с большим трудом, только с опорой на наглядность. Требуется дополнительное разъяснение учителя и индивидуальные задания в облегченном варианте. |
3 уровень | Материал по вопросам воспроизводит в основном верно.в простых случаях выделяет причинно-следственные связи. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью учителя. |
4 уровень | Понятия формируются достаточно плотно. При выделении главного и установлении смысловых связей действует в основном верно. |
3. О в л а д е н и е н а в ы к а м и п р а к т и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и
1 уровень | Практические задания не выполняет. Помощь учителя не принимает. |
2 уровень | Уровень самостоятельности крайне низкий. Требуется постоянная помощь учителя в выборе действий, способов выполнения практических заданий. Справляется с работой в том случае, если учитель подготовит индивидуальное задание в облегченном варианте. |
3 уровень | Требуется дополнительный инструктаж учителя перед выполнением работы. В ходе выполнения работы опирается на план, данный учителем. В действиях может проявлять непоследовательность. Затрудняется дать устный ответ о проделанной работе. |
4 уровень | Практические задания выполняет самостоятельно. Производит верные действия, делает выводы. |
4. Р а б о т о с п о с о б н о с т ь
1 уровень | Низкий темп работы, обусловленный физическими факторами, отмечается регулярно. Низкий темп работы, обусловленный мотивационными факторами, проявляется часто. |
2 уровень | Утомляется к концу занятий. Эпизодически работает с охотой. |
3 уровень | Работоспособность относительно высокая, в пределах, ограниченных влиянием дефекта. |
4 уровень | Работоспособность высокая |
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1 | Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с. |
2 | Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004. |
3 | Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005. |
4 | Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005. |
5 | Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с. |
6 | Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с. |
7 | Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с. |
8 | Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград: «Учитель», 2006. - 134 с. |
9 | Конституция Российской Федерации |
10 | Человек. Государство. Закон.: метод. Пособие/Избирательная комиссия ЧАО; Е.Ю. Скороходова, Л.ВА. Лазутина, О.Б. Климова /Анадырь: изд-во «Школа странствий», 2006.- 46 с. |
11 | Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.-119 с. |
12 | «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005 |
13 14 | «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005 «Введение в обществознание». 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001; |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 | Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). |
2 | Декларация прав человека и гражданина РФ |
3 | Конституция Российской Федерации 1993 г |
4 | Конвенция ООН 1948 г. |
6 | Семейный Кодекс РФ (извлечения) |
7 | Трудовой Кодекс РФ (извлечения) |
8 | Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...