Круглый стол :"Культура межнационального общения"
классный час по обществознанию (8 класс) по теме
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения проявлять толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.46 КБ |
![]() | 531 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура межнационального общения
Круглый стол
Цели:
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения проявлять толерантность.
I. Организационный момент.
СЛАЙД 1
-Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола. (дети отвечают на разных языках). Сегодня мы проводим круглый стол, как завершение работы над коллективным творческим делом Фестиваль Дружбы Народов, поэтому я и не удивилась, что вы мне отвечаете на разных языках, спасибо.
II. Подведение итогов анкетирования.
В рамках школьного фестиваля мы разработали вопросы к анкете
«Наша многонациональная школа».
1. К представителям какой нации вы себя относите?
2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.
3. Представители каких наций учатся в вашем классе?
4. Национальная терпимость для вас — это:
а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.
5. Назовите свои национальные праздники.
6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.
7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.
8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:
а) отвагу; б) хитрость; в) трусость
9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?
10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?
11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях совре-
менной России? Если да, то как?
12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?
13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:
здоровеньки булы. Рахим итегез. Исянмесез.
14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.
15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?
Анкетирование показало:
1.Был опрошен 71 респондент среди учащихся школы.
СЛАЙД 2
2. В школе учатся представители 6 национальностей: русские — 75%, украинцы — 16%, киргизы – 4%, таджики — 3%, татары — 1%, цыгане — 1%.
3. Национальный состав учащихся школы отражает весь спектр национальностей города.
4. В ходе опроса выяснилось, что 2% учащиеся не могут отнести себя кпредставителям конкретной национальности, т.к. родились в интернациональных семьях.
5. Понимание национальной терпимости для многих респондентов — это
способ мирного сосуществования, однако 17 человек ответили, что национальная терпимость — это усилие над собой, а неприемлемой - национальная терпимость оказалась для 4 человек.
6. Анкетирование показало, что, к сожалению, многие ученики не знают
своих национальных праздников, путают их с государственными праздниками,
плохо знакомы с народным фольклором, не знают сказок своего народа, национальных героев. Однако все респонденты называют блюда своей национальной кухни.
7. 90% респондентов считают родным языком - русский, не говорят на родном языке не только в школе, но и дома.
СЛАЙД 3
8. Особый интерес вызвал вопрос о самых ярких чертах национального характера.
Русские отметили стойкость, упорство, доброту, мудрость, благородство, гостеприимство, общительность;
украинцы — веселье, гостеприимство, хитрость;
киргизы — гордость, храбрость, настойчивость, жестокость;
таджики — гостеприимство, хитрость;
цыгане - выносливость; взаимовыручка;
татары – отзывчивость, хлебосольность.
9. Проведя анкетирование, мы обнаружили, что баян — это интернациональный музыкальный инструмент, который звучит на всех мероприятиях.
10. Вызвал интерес вопрос о межнациональных браках. Чувства учеников при ответе на этот вопрос были противоречивыми: от полного восторга перед таким браком, объясняя данное решение рождением красивых и умных детей, до полного неприятия брака между людьми разных национальностей.
11. На вопрос «Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России?» 57% ответить затруднились.
18% респондентов как вариант сохранения национальной культуры предложили развитие деятельности диаспор.
12. С чувством удовлетворения отмечаем, что для молодого поколения национальность в общении с людьми не играет роли. Все опрошенные на вопрос
«Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?»
ответили отрицательно.
13. Несмотря на то, что в школе учатся представители разных национальностей, респонденты на вопрос: «Являлись ли вы свидетелями межнациональных конфликтов в школе?» — ответили отрицательно.
Таким образом, анкетирование показало, что в условиях многонационального состава школы стираются грани между национальными культурами.
С одной стороны —это положительное явление, т.к. ведет к снижению национальной розни, уменьшению межнациональных конфликтов и способствует формированию толерантности. Но с другой стороны, теряется национальная самобытность.
По нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое
отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной
ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного
человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.
III. Тема для проведения круглого стола – проблемный вопрос.
- Сделайте предположения, какова же тема сегодняшнего занятия?
- КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ( 4 слайд презентации)
IV. Работа над понятийным аппаратом.
- Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия
«межнациональные отношения»
(5 слайд)
Скажите,пожалуйста,
- как возникали межнациональные государства?
(мирным путем - объединение племен (Русь),насильственным–Рим, Персидская держава)
- всегда ли народ-победитель преобладал по численности местное население? (нет)
- что помогало ему удерживать более многочисленное население в подчинении (армия)
- как вели себя завоеватели по отношению к покоренному народу?
(запрет использования родного языка в публичной жизни, образовании, унижение религиозных чувств, насаждение собственной религии и т.д)
- а если образование государства шло путем объединения племен или народностей, как тогда складывались отношения между ними? (взаимный обмен, формирование единого языка, религии, сотрудничество)
Вывод:
Как мы видим, отношения между различными нациями разнообразны. Попробуем вместе дать определение, что же такое в вашем понимании «межнациональные отношения»? (СЛАЙД 6)
Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей -взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества.( 7 слайд)
Но не все люди одинаковые. Есть личности толерантные, а есть интолерантные.
Как вы думаете какими качествами обладает толерантная личность, а какими интолерантная. ( 8 слайд)
V. Обсуждение проблемных ситуаций.
( 9 слайд)
Теперь, зная, что такое межнациональные отношения и толерантное поведение, вам необходимо рассказать, как вы поступите в предложенных ситуациях.
( 10 слайд)
- Вы закончили школу и поступили в институт в другом городе, где вам предоставили общежитие. Ваша комната рассчитана два человека. Вы пришли в комнату первым и не знаете своего соседа. В комнату заходит человек другой нации. Ваши действия…
( 11 слайд)
- Вы подружились со своим соседом, а вот прежние ваши друзья его не воспринимают. Ваши действия…
( 12 слайд)
- Вы закончили институт и вас пригласили работать в Казахстан. Ваши действия….
VI. Подведение итогов.
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений.
В ходе круглого стола вы нашли ответы на поставленные вопросы межнациональных отношений. Постарайтесь применить их в жизни, будьте терпимее по отношению к себе и окружающим вас людям.
(СЛАЙД 13)
Ведь «Народы нашей страны – дружбой сильны».
АНКЕТИРОВАНИЕ «Наша многонациональная школа».
1. К представителям какой нации вы себя относите?
2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.
3. Представители каких наций учатся в вашем классе?
4. Национальная терпимость для вас — это:
а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.
5. Назовите свои национальные праздники.
6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.
7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.
8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:
а) отвагу; б) хитрость; в) трусость
9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?
10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?
11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России? Если да, то как?
12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?
13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:
здоровеньки булы. Рахим итегез. Исянмесез.
14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.
15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/08/picture-286895-1623180069.jpg)
Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/08/picture-286895-1623180069.jpg)
Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/01/24/picture-24204-1516762747.jpg)
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/14/picture-272011-1502694536.jpg)
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-518344-1415339411.jpg)
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-1276909-1602344287.jpg)
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...