Классный час "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
классный час (7 класс) на тему
Материал содержит анкету и рекомендации по проведению классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Культура межнационального общения" | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Заревская СОШ с УИОП
Классный руководитель
7«б» класса
Шаповалова В.Н.
2013 г.
Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.
Задачи:
1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России
2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.
3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.
Методы: беседа, анкетирование
Оборудование: презентация, анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”.
План классного часа
- Исторические аспекты формирования населения России.
- Нация, национальность, национализм.
- Патриотизм и национализм: как их различить?
- Толерантность, диагностика ее уровня у школьников.
- Заключение.
Ход классного часа
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”
В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. слайд 2,3).
Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)
Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.
Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?
Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.
Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.
И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.
Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.
Нация, национальность, национализм.
Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.
НАЦИЯ (слайд 4) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).
Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (слайд 4) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.
Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.
Я, Панкратова Маргарита Сергеевна, 08.01.1981 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.
Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?
Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.
В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.
Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.
НАЦИОНАЛИЗМ (слайд 5) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:
“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.
Станислав Ежи Лец
Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.
Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.
Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.
При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.
Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.
Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.
Патриотизм и национализм: как различить
Вопрос к классу: что такое патриотизм?
ПАТРИОТИЗМ (слайд 5) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.
Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.
ШОВИНИЗМ (слайд 5) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.
Понятие толерантности
Обращение к классу: А теперь давайте поговорим о толерантности (слайд 7). Вам знакомо это слово?
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова “толерантность” с разных языков
язык | Перевод на русский язык |
английский | Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь |
французский | Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов |
китайский | Проявление великодушия в отношении других |
арабский | Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
персидский | Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению |
Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (слайд 6) – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (слайд 6)
По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.
Обращение к классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.
Учитель раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 2).Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 3). Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.
Заключение
Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.
Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.
Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)
Выводы:
- Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
- Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
- Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
- Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
- Шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
- Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
- Каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.
Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Народы проживающие в России – список национальностей.
1 Русские 2 Татары 3 Украинцы 4 Башкиры 5 Чуваши 6 Чеченцы 7 Армяне 8 Мордва 9 Аварцы 10 Белорусы 11 Казахи 12 Удмурты 14 Марийцы 15 Немцы 16 Кабардинцы 17 Осетины 18 Даргинцы 19 Буряты 20 Якуты 21 Кумыки 22 Ингуши 23 Лезгины 24 Коми 25 Тувинцы | 26 Евреи 27 Грузины 28 Карачаевцы 29 Цыгане 30 Калмыки 31 Молдаване 32 Лакцы 33 Корейцы 34 Казаки 35 Табасараны 36 Адыгейцы Коми-пермяки 38 Узбеки 39 Таджики 40 Балкарцы 41 Греки 42 Карелы 43 Турки 44 Ногайцы Мордва-эрзя 46 Хакасы 47 Поляки 48 Алтайцы 49 Черкесы Лугово-восточные марийцы | Мордва-мокша 52 Литовцы 53 Ненцы 54 Абазины 55 Эвенки 56 Китайцы 57 Финны 58 Туркмены 59 Болгары 60 Киргизы 61 Езиды 62 Рутульцы 63 Ханты 64 Латыши 65 Агулы 66 Эстонцы 67 Вьетнамцы 68 Кряшены 69 Андийцы 70 Курды 71 Эвены Горные арийцы 73 Чукчи 74Коми-жемцы 75 Дидойцы | 76 Шорцы 77 Ассирийцы 78 Гагаузы 79 Нанайцы 80 Манси 81 Абхазы 82 Арабы 83 Цахуры Пуштуны(афганцы) 85 Сибирские татары 86 Нагайбаки 87 Коряки 88 Вепсы 89 Долганы 90 Поморы 91 Ахвахцы 92 Бежтинцы 93 Каратинцы 94 Румыны 95 Нивхи Индийцы (хинди) 97Тоджинцы 98 Селькупы 99 Сербы Крымские татары |
101 Персы 102 Венгры 103 Удины Горские евреи Турки-месхетинцы 106 Шапсуги 107 Ительмены 108 Бесермяне 109 Кумандинцы 110 Ульчи 111 Чехи 112 Уйгуры 113 Сойоты 114 Монголы 115 Телеуты 116 Талыши 117 Теленгиты 118 Таты 119 Камчадалы Астраханские татары 121 Саамы 122 Эскимосы 123 Удэгейцы 124 Латгальцы 125 Каракалпаки | 126 Тубалары 127 Испанцы 128 Хемшилы 129 Юкагиры 130 Кеты Американцы США 132 Чуванцы 133 Гунзибцы 134 Итальянцы 135 Челканцы 136 Тофалары 137 Японцы 138 Нганасаны 139 Французы 140 Дунгане 141 Кубинцы 142 Орочи 143 Чулымцы Осетины-дигорцы 145 Словаки 146 Негидальцы 147 Алеуты 148 Гинухцы 149 Англичане 150 Бенгальцы | Среднеазиатские цыгане 152 Мегрелы 153 Хорваты 154 Караимы 155 Ульта (ороки) Нидерландцы (голландцы) 157 Ижорцы Финны-ингерманландцы 159 Шведы 160 Тазы (удэ) 161 Албанцы 162 Австрийцы 163 Аджарцы 164 Энцы 165 Лазы Чеченцы-аккинцы 167 Сету Среднеазиатские арабы 169 Крымчаки 170 Черногорцы 171 Хваршины 172 Русины Осетины-иронцы 174 Арчинцы 175 Кубачинцы | 176 Португальцы 177 Белуджи 178 Водь 179 Ингилойцы Среднеазиатские евреи 181 Греки-урумы Грузинские евреи 183 Тиндалы 184 Сваны 185 Багулалы 186 Годоберинцы 187 Рушанцы 188 Баджуйцы 189 Юги 190 Ботлихцы 191 Шугнанцы 192 Чамалалы 193 Кереки 194 Кайтагцы 195 Арнауты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Воспитание у школьников культуры межнационального общения"
Доклад содержит анкету и рекомендации по воспитанию у школьников культуры межнационального общения...
Круглый стол :"Культура межнационального общения"
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой ф...
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
Формирование культуры межнационального общения на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Каждому взрослому человеку понятно, что в современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. И это прекрасно, потому что даёт возможность сохранять индивидуальность и в то ...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Положение человека (и взрослого, и ребенка) в обществе определяют его права, обязанности и ответственность. В современном обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необхо...
Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...