Общение.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока-практикума по обществознанию для 8 класса на тему «Общение. сложности и радости». Урок проходит в форме практикума, где ребята в начале урока получают вопрос-проблему и в течение урока над ней работают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obshchestvoznaniyu.docx | 42.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс: Обществознание, 8 класс
Тема: «Общение. Сложности и радости»
Цели:
1.Показать важность общения для формирования социальной сущности человека.
2.Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.
3.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:
1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;
2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;
3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.
4.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.
5.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.
Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.
Методические приёмы: «Синквейн», «Пятиминутное эссе».
Форма проведения: Урок-практикум.
Основной метод: Проблемно-поисковый.
Проблема урока: Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?
Вопросы урока: 1. Необходимость общения для человека.
2. Правила общения.
3.Сложности в общении: конфликты.
Оборудование: Набор распечатанных текстов документов, распечатанные высказывания философов об общении, памятка по написанию «Синквейна»; мультфильм «Конфликт».
Понятия: общение, конфликт, компромисс.
Программа урока
Этап урока | Время | Цель этапа |
Орг. момент | 1 мин | Проверить готовность учащихся к уроку. |
Стадия вызова: | 8 мин | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Знакомство учащихся с притчей. |
Стадия осмысления: | 26 мин | Проблемно-поисковый и продуктивный методы положены в основу источника новых знаний. Вопрос 1. Необходимость общения для человека. Вопрос 2. Правила общения. Вопрос 3. Сложности в общении: конфликты. |
Стадия рефлексии | 8 мин | Обращение к проблеме урока: «Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?» Методические приёмы: «Синквейн», «Пятиминутное эссе». Подведение итогов. |
Домашнее задание | 2 мин | Оценивание работы учащихся на уроке и настраивание на выполнение домашнего задания |
Ход урока
Введение в урок.
Учитель: Мы завершаем изучение раздела «Человек и общество?»
-Как обществоведы отвечают на этот вопрос?
- Что означает выражение: «Человек – существо биосоциальное?»
- Что находится в основе человеческого существования?
- Какие виды деятельности вам известны?
- Человек уже с рождения начинает познавать мир. Какие 3 вида познания вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: сегодня мы познакомимся с последней темой нашего раздела.». И тема нашего урока: «Общение. Сложности и радости». В течение урока поразмышляем над проблемой: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?»
Работа со словарём: Учащиеся в словарях под диктовку учителя записывают определение понятия «Общение» (вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями).
I. Стадия вызова
Учитель: Общение – это ещё и целое искусство со своими правилами и законами. Об этом ярко свидетельствует притча. Послушайте её.
«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.
- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.
Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.
- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.
Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».
Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении. Из притчи видно, что общение бывает разным: сложным и радостным.
Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость? Поразмышляем над этой проблемой в течение урока.
Учащиеся записываем тему урока и его проблему.
II. Стадия осмысления
Вопрос урока № 1. Необходимость общения для человека
Учитель: Ответить на этот вопрос поможет информация, помещённая в тексте №1.
Учащиеся читают текст и размышляют над первым вопросом урока
ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности? В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук. Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения. Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми. |
Ответы учащихся.
Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».
Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)
Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека.
Вопрос урока № 2. Правила общения
Учитель: Итак, общение – необходимость для человека, радость. И чтобы оно оставалось приятным, важно соблюдать правила общения. Сформируем 5 правил общения в повелительном наклонении, читая текст №2! Например, Правило1: «Будь мудр и тактичен в общении!» (учащиеся записывают его в тетрадь)
Учащиеся читают Текст №2
ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа. Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле». Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она. |
Ответы учащихся, на основе которых формулируются пять правил общения и фиксируются в тетради:
Правило 2. Будь вежлив!
Правило 3.Уважай собеседника!
Правило 4. Рассказывай интересно!
Правило 5. Говори комплименты!
Правило 6. Будь благодарным!
Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом № 3.
ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать? Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!» |
Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!
Учитель: Древнегреческий историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше». Вы всегда выполняете это правило и другие правила общения? – Нет! А это ведёт к сложностям в общении – конфликтам!
Вопрос урока №3. Сложности в общении: конфликты.
Работа со словарём: учащиеся в словарях записывают определение понятия «Конфликт» (от лат. «столкновение» - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов).
Учитель: Конфликты неизбежны. Конфликтов нет там, где все люди одинаковы, а это нереально, ведь все мы разные! Вот как об этом сказал философ Ч.Ликсон: «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс». Важно уметь правильно выйти из конфликтной ситуации!
Американский психолог К.Томас разработал пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:
1) избегание (игнорирование);
2) приспособление;
3) компромисс;
4) сотрудничество;
5) соперничество.
Задание : Посмотрите м/ф: «Конфликт». О какой стратегии поведения в конфликте здесь идёт речь? Насколько эта стратегия эффективна.
Ответы учащихся.
Комментарий учителя: Соперничество – нелучший выход из конфликтной ситуации, т.к. вредит обеим сторонам. Наиболее эффективные выходы из конфликтной ситуации – компромисс и сотрудничество.
III.Стадия рефлексии
Учитель: Мы разобрали все вопросы нашего урока и располагаем теперь полной информацией, чтобы ответить на проблему: «Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость?»
Ответы учащихся.
Учитель: В рабочих тетрадях продолжите пять предложений, касающиеся того, что интересного и познавательного вы получили на уроке. Предложения не должны повторяться. Чем полнее и содержательнее будут эти пять предложений, тем выше будет оценена ваша работа на уроке. Итак:
1) Источником радости в общении является …
2) Источники сложностей общения кроятся в …
3) Я удивлён …
4) Я понял …
5) Особенно интересным на уроке мне показалось (понравилось) …
Домашнее задание: 1) записи в тетради учить; Словарь
2) Учебник: с.68-70 – пересказывать
3) Вопросы: №1-5 на стр.72;
4) Творческое задание (по желанию, на дополнительную оценку) – составить Синквейн об общении или конфликте (памятка на раздаточном листочке).
Приложения: Раздаточный материал для учащихся
ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?
В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.
Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.
Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.
ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.
ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?
Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше» (Плутарх).
«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс» (Ч.Ликсон).
Памятка.
Алгоритм написания синквейна
Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.
1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)
2 строка: Какой? (два имени прилагательных)
3 строка: Что делает? (три глагола)
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)
Например, синквейн на тему: «Радости и сложности общения»
Общение
радостное и сложное -
формирует, обогащает, огорчает…
Без общения человека не представляю!
В правильном общении - секрет наших успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....