Программа дополнительного образования "Основы предпринимательской деятельности"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему
Содержание данной программы имеет ряд преимуществ, так как ведет не только к повышению образовательного уровня, но и вооружает обучающихся необходимыми практическими навыками для участия в экономической и трудовой жизнедеятельности.
Актуальность программы состоит в том, что она расширяет экономические знания обучающихся на современном этапе развития общества, способствует повышению мотивации к трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdo_osn.predpr._11kl.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖАЮ
методическим советом Директор школы Ю.В. Котенёв
Протокол № ____ от _____2013г Приказ № ______ от ________ 2013г
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Основы предпринимательской деятельности»
Срок реализации: 1год
Возраст обучающихся: 16-17лет
Составитель:
Хурцилава И. Ю.,
учитель истории и обществознания
Инжавино 2013
Информационная карта
1. Название программы:
«Основы предпринимательской деятельности»
2. Фамилия, имя, отчество составителя:
Хурцилава Ирина Юрьевна
3. Образование:
Высшее
4. Квалификационная категория:
Высшая
5.Стаж работы:
25 лет
6. Направленность:
Интеллектуально - познавательная
7. Тип программы:
Модифицированная
8. Возраст обучающихся:
16-17 лет
9. Продолжительность обучения:
1 год
10. Область применения:
Дополнительное образование детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления обучающиеся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен экономический мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе обучения курса обучающиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание. Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что обучающиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности.
Содержание данной программы имеет ряд преимуществ, так как ведет не только к повышению образовательного уровня, но и вооружает обучающихся необходимыми практическими навыками для участия в экономической и трудовой жизнедеятельности.
Актуальность программы состоит в том, что она расширяет экономические знания обучающихся на современном этапе развития общества, способствует повышению мотивации к трудовой деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в ней тщательно изучается система риска и предприимчивости в условиях рыночной экономики.
Программа рассчитана для обучающихся 11 классов, режим занятий – 2 часа в неделю.
Цель программы:
Ознакомление учащихся с основными направлениями работы и значимостью предпринимательской деятельности.
Задачи курса:
Обучающие:
- Повысить интерес у учащихся к экономическим знаниям.
- Научить анализировать экономическую информацию.
Развивающие:
- Формировать сознательный выбор будущей профессии.
- Развивать логическое, творческое и аналитическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за принятие экономических решений.
Основные формы работы:
- индивидуально-групповые,
- практикумы,
- творческая работа
Основные методы обучения:
преподавания:
- объяснительный,
- информационно-сообщающий.
- демонстрационный
учения:
- репродуктивный,
- поисковый,
- проблемный
воспитания:
- убеждение,
- личный пример,
- примеры экономической жизнедеятельности
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
Определение рынка, его сущности, виды;
Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
Составлять производственный план;
Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Формы контроля:
текущий контроль (проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане),
самостоятельная работа обучающихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения,
тематический контроль (по мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов) ,
итоговый контроль (Презентация законченных бизнес - проектов) .
Режим учебных занятий
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность обучения – 72 часа, 2 часа в неделю
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Практикум теория | Кол-во часов |
1. | Сущность и типология предпринимательства. Презентация “Виды предпринимательской деятельности”. | практикум | 4 1 |
2. | Условия развития предпринимательской деятельности. | теория | 1 |
3. | Признаки предпринимательства. | теория | 1 |
4. | Стратегии, используемые предпринимателями. | практикум | 1 |
5. | Организация и развитие собственного дела. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. |
теория | 8 1 |
6. | Бизнес и предпринимательство. | теория | 1 |
7. | Кто становится предпринимателем. | практикум | 1 |
8. | Заполнение документации. Регистрация предпринимателей | практикум | 1 |
9. | Виды деятельности предпринимателей. | практикум
| 1
|
10. | Организация управления. | теория | 1 |
11. | Организация планирования деятельности. | практикум | 1 |
12. | Заполнение документации. Прекращение предпринимательской деятельности. | практикум | 1 |
13. | КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Предпринимательский риск. Монополизация экономики и конкуренция. |
теория | 11 1 |
14. | Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей. | теория | 1 |
15. | Повышение конкурентоспособности предприятия. | практикум | 1 |
16. | Методы формирования информационно-статистической базы. | практикум | 1 |
17. | Риск и причины его возникновения. | теория | 1 |
18. | Методы управления рисками. | теория | 1 |
19. | Классификация предпринимательских рисков. | практикум | 1 |
20. | Методы оценки и снижения риска. | практикум | 1 |
21. | Экономические последствия совершенной конкуренции. | теория | 1 |
22. | Развитие конкуренции в современном мире. | теория | 1 |
23. | Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России. | практикум | 1 |
24. | Управление персоналом. Планирование, отбор и прием персонала. |
практикум | 6 1 |
25. | Менеджмент. | теория | 1 |
26. 27. | Профессиональная подготовка персонала. Тренинг. |
практикум. | 1 1 |
28. | Управление деловой карьерой работников предприятия. | теория | 1 |
29. | Стимулирование труда персонала. | практикум | 1 |
30. | Маркетинг в предпринимательской деятельности. Основной принцип маркетинга. |
теория | 13 1 |
31. | Основные задачи и функции маркетинга. | теория | 1 |
32. | Рекламные акции. | практикум. | 1 |
33. | Реклама продукции. | практикум. | 1 |
34. | Работа с проспектами фирм. | практикум. | 1 |
35. | Товар и его место в предпринимательской деятельности. | теория | 1 |
36. | Жизненный цикл товара. | теория | 1 |
37. | Источники информационного обеспечения товаров. | практикум. | 1 |
38. | Поставка товара. | теория | 1 |
39. | Сертификация продукции. | теория | 1 |
40. | Работа с сертификатами. | практикум. | 1 |
41. | Связь производства и потребления продукции. | практикум | 1 |
42. | Презентация продукции. | практикум. | 1 |
43. | Экономическая роль малого бизнеса. Понятие и виды. |
теория | 8 1 |
44. | Формы государственной поддержки малого предпринимательства. | теория | 1 |
45. | Понятие и критерии малого бизнеса. | теория | 1 |
46. | Презентация “Преимущества малого бизнеса”. | практикум | 1 |
47. | Работа с материалами периодической печати. Меры и способы поддержки малого бизнеса. | практикум | 1 |
48. | Кинолекторий “ Развитие малого предпринимательства в России”. | практикум | 1 |
49. | Презентация “Собственность”. | практикум. | 1 |
50. | Занятие – конференция. | практикум. | 1 |
51. | Личность и качества предпринимателя. Характерные черты преуспевающего предпринимателя. |
практикум | 7 1 |
52. | Предприимчивость и организаторский потенциал. | теория | 1 |
53. | Экономическое мышление предпринимателя. | теория | 1 |
54. | Стрессовая устойчивость предпринимателя. | практикум | 1 |
55. | Тренинг “Я – предприниматель”. | практикум. | 1 |
56. | Организация рабочего дня. | теория | 1 |
57. | Составление плана рабочего дня. | практикум. | 1 |
| Ответственность предпринимателей. |
| 2 |
58. | Ответственность перед органами государственного управления. | теория | 1 |
59. | Органы, рассматривающие споры предпринимателей. | практикум | 1 |
| Правовые основы предпринимательства. |
| 4 |
60. | Нормативно- правовые основы предпринимательства. | теория | 1 |
61. | Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства. | практикум | 1 |
62. | Правовая ответственность предприятий за экологические преступления. | практикум | 1 |
63. | Составление Экологического паспорта предприятия. | практикум. | 1 |
| Защита прав потребителя. |
| 3 |
64. | Экономика и жизнь. | Практикум | 1 |
65. | Закон прав потребителя. | теория | 1 |
66. | Работа с материалами закона прав потребителя. | Практикум | 1 |
| Роль государства в регулировании предпринимательства. |
| 2 |
67. | Условия и предпосылки государственного вмешательства. | теория | 1 |
68. | Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. | практикум | 1 |
69-72 | Итоговое повторение. Защита бизнес проектов | практикумы | 4 |
Итого | Теория-29 Практикумы-43 | 72 |
Содержание программы
Сущность и типология предпринимательства (4ч)
Теория-2ч.
Понятие предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.
Условия развития предпринимательской деятельности. Признаки предпринимательства. Стратегии, используемые предпринимателями.
Практика-2ч.
Тестовые задания, зачет
Организация и развитие собственного дела (8ч)
Теория-3ч.
Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Бизнес и предпринимательство. Бизнес и предпринимательство. Кто становится предпринимателем. Заполнение документации. Регистрация предпринимателей. Виды деятельности предпринимателей. Организация управления.
Организация планирования деятельности. Заполнение документации. Прекращение предпринимательской деятельности.
Практика-5ч.
Тестовые задания, письменный и устный опрос, синквейны, буклеты.
Конкуренция предпринимателей (11 ч)
Теория-6ч.
Предпринимательский риск. Монополизация экономики и конкуренция. Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей. Повышение конкурентоспособности предприятия. Методы формирования информационно-статистической базы. Риск и причины его возникновения. Методы управления рисками
Классификация предпринимательских рисков. Методы оценки и снижения риска.
Экономические последствия совершенной конкуренции. Развитие конкуренции в современном мире.
Практика-5ч.
Тестовые задания, письменный и устный опрос, синквейны, буклеты.
Управление персоналом (6ч)
Теория-2ч
Планирование, отбор и прием персонала.
Менеджмент: теория и практика.
Профессиональная подготовка персонала. Управление деловой карьерой работников предприятия.
Стимулирование труда персонала.
Практика-4ч.
Тестовые задания, мини- проекты, эссе.
Маркетинг в предпринимательской деятельности (13ч)
Теория-6ч.
Теория маркетинга. Основной принцип маркетинга. Основные задачи и функции маркетинга. Реклама. Торговый бренд. Рекламные акции. Реклама продукции.
Работа с проспектами фирм.
Товар и его место в предпринимательской деятельности. Жизненный цикл товара. Источники информационного обеспечения товаров. Поставка товара.
Сертификация продукции. Работа с сертификатами. Связь производства и потребления продукции.
Презентация продукции. .
Практика-7ч.
Тестовые задания, мини- проекты, эссе, коллоквиум
Экономическая роль малого бизнеса (8ч)
Теория-3ч.
Понятие и виды. Формы государственной поддержки малого предпринимательства.
Понятие и критерии малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса.
Меры и способы поддержки малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства в России. Собственность: понятие и виды. Юридический и экономический смысл собственности.
Практика-5ч.
Тестовые задания, мини- проекты, эссе, буклеты
Личность и качества предпринимателя (7ч)
Теория -3ч
Характерные черты преуспевающего предпринимателя. Предприимчивость и организаторский потенциал.
Экономическое мышление предпринимателя.
Стрессовая устойчивость предпринимателя. Тренинг “Я – предприниматель”.
Организация рабочего дня. Составление плана рабочего дня. Научная организация труда.
Практика -4ч.
Тестовые задания, мини- проекты, эссе, буклеты
Ответственность предпринимателей (2ч)
Теория-1ч.
Ответственность перед органами государственного управления.
Органы, рассматривающие споры предпринимателей.
Практика-1ч
Тестирование.
Правовые основы предпринимательства (4ч)
Теория -1ч.
Нормативно- правовые основы предпринимательства.
Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства.
Правовая ответственность предприятий за экологические преступления. Экологический паспорт предприятия.
Практика-1ч.
Тестовые задания, мини- проекты, эссе, блиц-опрос.
Защита прав потребителя(3ч)
Теория -1ч.
Экономика и жизнь.
Закон прав потребителя.
Практика 2ч.
Тестирование, устный зачет, синквейн.
Роль государства в регулировании предпринимательства (2ч)
Теория -1ч
Условия и предпосылки государственного вмешательства. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Практика -1ч
Собеседование
Итоговое повторение. Защита бизнес - проектов (4ч)
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Форма организа-ции | Методы и приемы | Средства обучения | Формы подве-дения итогов |
1. | Сущность и типология предпринимательства. Презентация “Виды предпринимательской деятельности”. | практикум | Частично-поисковый, анализ | . кластер | тесты |
2. | Условия развития предпринимательской деятельности. | лекция | Словесный, Сост. конспекта | материалы СМИ | эссе |
3. | Признаки предпринимательства. | Объяснение учителя | Проблемныйсост. таблицы | материалы СМИ | тесты |
4. | Стратегии, используемые предпринимателями. | практикум | Исследова- тельский, работа в парах | схема | зачет |
5. | Организация и развитие собственного дела. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. |
лекция | Погружение в тему, сост. конспекта | компьютер дидакт. материал | Письмен. опрос |
6. | Бизнес и предпринимательство. | Лекция с элем. беседы | Частично- поисковый Сост. кластера | материалы СМИ | тесты |
7. | Кто становится предпринимателем. | практикум семинар | Проблемный Анализ ситуаций | материалы СМИ | Взаимо- опрос |
8. | Заполнение документации. Регистрация предпринимателей | практикум лабораторн. работа | проблемный решение задач | Дидактический материал | Уст. опрос |
9. | Виды деятельности предпринимателей. | практикум «круглый стол» | Исследоват. Анализ ситуаций | материалы СМИ | синквейн |
10. | Организация управления. | лекция | Словесный Сост. конспекта | компьютер справоч. материалы | буклет |
11. | Организация планирования деятельности. | практикум лабор. работа | Частично-поисковый Сост. кластера | Дидактический материал | таблица |
12. | Заполнение документации. Прекращение предпринимательской деятельности. | практикум | Частично-поисковый Анализ документов | Дидакт. материал | зачет |
13. | Конкуренция предпринимателей. Предпринимательский риск. Монополизация экономики и конкуренция. |
лекция |
Поисковый «мозговой штурм» | Компьютерпрезентац. | тест |
14. | Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей. | лекция | Поисковый «мозговой штурм» | Материалы СМИ | тест |
15. | Повышение конкурентоспособности предприятия. | практикум | Исследовате-льский составление схемы | Дидактический материал | эссе |
16. | Методы формирования информационно-статистической базы. | практикум | Исследовате-льский составление кластера | интернет | Защита мини-проектов |
17. | Риск и причины его возникновения. | лекция | словесный конспектирование | Материалы СМИ | тест |
18. | Методы управления рисками. | лекция | Словесный конспектирование | таблица | Устный опрос |
19. | Классификация предпринимательских рисков. | практикум лабор. работа | Частично-поисковый, Сост. табл. | Компьютер презентац | тест |
20. | Методы оценки и снижения риска. | практикум | Поисковый. круглый стол | таблица | Выполн. пробл. заданий |
21. | Экономические последствия совершенной конкуренции. | лекция | словесный конспектирование | Материалы СМИ | эссе |
22. | Развитие конкуренции в современном мире. | семинар | Частично-поисковый Работа в группах | Материалы СМИ | Защита мини-проектов |
23. | Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России. | практикум | ПроблемныйРешение проблемных заданий | кластер | Коллок-виум |
24. | Управление персоналом. Планирование, отбор и прием персонала. |
практикум деловая игра |
Частично-поисковый работа в группах | Ролевые ситуации | тест |
25. | Менеджмент. | лекция | Словесный, конспектирование | презентац | буклет |
26. 27. | Профессиональная подготовка персонала. Тренинг. | практикум. | игровой | Дидакт. материал | эссе |
28. | Управление деловой карьерой работников предприятия. | лекция | Словесный, конспектирование | кластер | беседа |
29. | Стимулирование труда персонала. | практикум деловая игра | поисковый | Дидактический материал | Защита мини-проектов |
30. | Маркетинг в предпринимательской деятельности. Основной принцип маркетинга. |
лекция | Словесный, конспектирование | кластер | тест |
31. | Основные задачи и функции маркетинга. | лекция | Словесный, конспектирование | кластер | тест |
32. | Рекламные акции. | практикум. экскурсия | Частично-поисковый | Ролевые ситуации | Составление листовок |
33. | Реклама продукции. | Практикум конференция | Словесный Мозговой штурм | Рекламные листовки | Защита мини-проектов |
34. | Работа с проспектами фирм. | практикум | Частично-поисковый Работа в парах | Материалы СМИ | эссе |
35. | Товар и его место в предпринимательской деятельности. | лекция | Погружение в тему | Презентац. | зачет |
36. | Жизненный цикл товара. | лекция | Частично-поисковый, сост.схемы | Презента-ция | зачет |
37. | Источники информационного обеспечения товаров. | практикум. | Частично-поисковый, сост.схемы | Материалы СМИ | Сост. кластера |
38. | Поставка товара. | лекция | Словесный Мозговой штурм | Материалы СМИ | Виктори-на |
39. | Сертификация продукции. | лекция | Словесный Мозговой штурм | Дидакти-ческий материал | тест |
40. | Работа с сертификатами. | практикум. | Исследовате-льский Анализ работы | Дидакти-ческий материал | Защита мини проектов |
41. | Связь производства и потребления продукции. | практикум | Частично-поисковый заполнение таблицы | Проблем-ные задания | тест |
42. | Презентация продукции. | практикум. | Поисковый Анализ работы | Презента-ции | Защита мини проектов |
43. | Экономическая роль малого бизнеса. Понятие и виды. |
лекция | Словесный Мозговой штурм | Презента-ция | тест |
44. | Формы государственной поддержки малого предпринимательства. | лекция | Словесный Составление конспекта | Материалы СМИ | тест |
45. | Понятие и критерии малого бизнеса. | лекция | Частично-поисковый Погружение в тему | Дидактический материал | синквейн |
46. | Презентация “Преимущества малого бизнеса”. | практикум | Исследовате-льский Работа в парах | Презента-ции | Блиц опрос |
47. | Работа с материалами периодической печати. Меры и способы поддержки малого бизнеса. | практикум | Исследовате-льский Работа в группах | Материалы СМИ | эссе |
48. | Кинолекторий “ Развитие малого предпринимательства в России”. | практикум | Поисковый Анализ ситуаций | Кино-фрагменты | Взаимо-проверка |
49. | Презентация “Собственность”. | практикум. | Исследовате-льский Работа в парах | Презен-тации | Блиц опрос |
50. | Занятие – конференция. | практикум. | Проблемный анализ ситуаций | Практические задания | Защита мини проектов |
51. | Личность и качества предпринимателя. Характерные черты преуспевающего предпринимателя. |
Практикум Деловая игра |
Частично-поисковый Ролевые ситуации | Дидакти-ческий материал | Синквей-ны |
52. | Предприимчивость и организаторский потенциал. | лекция | Словесный сост. кластера | таблица | Взаимо-проверка |
53. | Экономическое мышление предпринимателя. | лекция | Частично поисковый. Мозговой штурм | Материалы СМИ | эссе |
54. | Стрессовая устойчивость предпринимателя. | Практикум Ролевая игра | Частично поисковый Составление рекоменда-ций | Дидакти-ческий материал | Блиц опрос |
55. | Тренинг “Я – предприниматель”. | практикум. | Исследова-тельский Тестирова-ние | тесты | эссе |
56. | Организация рабочего дня. | лекция | Частично-поисковый Работа с кластером | Презента-ция | Письм. работа |
57. | Составление плана рабочего дня. | практикум. | Исследовате-льский Самост. работа | Индивид. задания | Защита мини-проектов |
| Ответственность предпринимателей. |
|
| ||
58. | Ответственность перед органами государственного управления. | лекция | словесный конспекти-рование | Дидакт. Материал схемы | тест |
59. | Органы, рассматривающие споры предпринимателей. | практикум | Частично-поисковый | Материалы СМИ | зачет |
| Правовые основы предпринимательства. |
|
| ||
60. | Нормативно- правовые основы предпринимательства. | лекция | Погружение в тему | Работа с источник-ами | тест |
61. | Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства. | Практикум семинар | Поисковый Сост. схем | Материалы СМИ | Собесе-дование |
62. | Правовая ответственность предприятий за экологические преступления. | практикум лаборат. работа | Частично поисковый Анализ ситуаций | ТРИЗ | Блиц опрос |
63. | Составление Экологического паспорта предприятия. | практикум. | Исследова-тельский Сост. таблицы | Групповые задания | Защита мини проектов |
| Защита прав потребителя. |
|
| ||
64. | Экономика и жизнь. | Практикум | Поисковый Мозговой штурм | ТРИЗ | синквейн |
65. | Закон прав потребителя. | лекция | Словесный Конспекти-рование | Работа с документами | тест |
66. | Работа с материалами закона прав потребителя. | Практикум | Поисковый Анализ ситуаций | ТРИЗ | зачет |
| Роль государства в регулировании предпринимательства. |
|
| ||
67. | Условия и предпосылки государственного вмешательства. | лекция | Словесный Конспекти-рование | Презента-ция | беседа |
68. | Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. | практикум | Частично-поисковый Сост. схем | Материалы СМИ | Собесе-дование |
69-72 | Итоговое повторение. Защита бизнес проектов | практикумы | проблемный теоретичес-кий и практичес-кий анализ | Проблем-ные задания | зачет защита проектов (зачетная работа) |
Литература для учащихся
Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вита - Пресс (любое издание);
Леонтьев А. В. Технология предпринимательства. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа (любое издание).
Бусыгин А. В. Предпринимательство: основный курс: В 2-х (кн. М., 1994.)
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика: Учебное пособие для 10- 11 классов. В 2-х книгах. - М: Вита - Пресс, 2003.
Литература для учителя
Азимов Л.Б. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие для учителя - М.: Вита - Пресс, 1998
Гудырин С. Н. Основы маркетинга: Учебное пособие для 10 - 11 кл. - М.: Вита - пресс, 2003
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М.: «Дело». 1992.
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995
Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
Основы экономической теории: Учебник для 10- 11 классов. Под ред. С. Иванова.- М, 2004
Равичев С. В. и др. Задачи по экономике с решениями. М.,1999
Розанова Н. М. Моя фирма: Учебное пособие для 8- 9 классов - М.: Вита - Пресс, 2006
Черняк В. З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл.- М., 2002
ШибуковА. А. и др. Основы предпринимательства.- Учебное пособие для студентов.- Коломна,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса "Основы предпринимательской деятельности"
Программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной обла...
Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)
Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по основам предпринимательской деятельности (предпрофильная подготовка)
Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательской деятельности» для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов разработана в соответствии с программой и «Методическими реком...
Рабочая программа "Основы предпринимательской деятельности"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» общеобразовательного 9 «а, б,» класса на 2019-2020 учебный годучитель: Эренчи...
Программа дополнительного образования внеурочной деятельности по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (ОГЭ) по физике
Тема программы: « Архимедова сила. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Метод гидростатического взвешивания.»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...