Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)
рабочая программа по экономике (9 класс) по теме
Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_ekonom_9.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс).
Цели курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
- познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить правильному решению задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников применять теоретические знания в жизни
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
- выработка идеи и ее первоначальная оценка;
- разработка бизнес-плана;
- опытно-констукторские разработки;
- пробный выход на рынок;
- коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Рабочая программа предполагает некоторые изменения. На занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".
В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
- Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
- Определение рынка, его сущности, виды;
- Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка; б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег; г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы; е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент; з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
- Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
- Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
- Составлять производственный план;
- Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
- Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
- Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
- Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
- Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
- По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
- Презентация законченных бизнес-проектов.
Календарно - тематическое планирование по дисциплине «Экономика» в 9 классе (17 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
1 | Предприниматель в рыночной экономике | 1 | ||||
1.1 | Предпринимательство как понятие. История предпринимательства в России | Изучение нового материала | ||||
2 | Введение в бизнес | 14 | ||||
2.1 | Виды бизнеса | Изучение нового материала | ||||
2.2 | Юридические лица: понятие и виды | Комб. | ||||
2.3 | Виды и формы предпринимательства: достоинства недостатки | Комб. | Эссе | |||
2.4 | Индивидуальное предпринимательство | Комб. | ||||
2.5 | Банкротство: понятие, причины, порядок признания банкротами | Комб. | ||||
2.6 | Финансы и кредит. Уставной капитал. Инвестиции | Изучение нового материала | ||||
2.7 | Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Дивиденды | Комб. | подготовить доклад | |||
2.8 | Баланс фирмы. Бухгалтерский учет | Комб. | ||||
2.9 | Решение задач: «Баланс фирмы» | Комб. | ||||
2.10 | Прибыль, доходы, издержки | Изучение нового материла | эссе | |||
2.11 | Налогообложение | Комб. | ||||
2.12 | Предпринимательская этика (деловая игра) | Игра | ||||
2.13 | Маркетинг | Изучение нового материала | ||||
2.14 | Дебаты: «Преимущества и недостатки рыночной экономики» | Дискуссия |
Тематическое планирование по экономике в 9 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч | Лабораторные и практические работы, ч | Контрольные работы, ч | Экскурсии | Самостоятельные работы, ч | |||
I | Предприниматель в рыночной экономике | 1 | 1 | ||||
II | Введение в бизнес | 14 | 11 | 2 | 1 | ||
III | Бизнес – это люди | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 17 | 12 | 2 | 1 | 1 |
Содержание программы
Тема 1 «Предприниматель в рыночной экономике» – 1 час
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Тема 2 «Введение в бизнес» - 14 часов
Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности. Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана. Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения. Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции. Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре. Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции. Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Цена. Факторы, влияющие на выбор цены. Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них. Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема 3 «Бизнес - это люди» - 2 часа
Networking. Команда. 5 пороков команды.
Итоговое тестирование по курсу.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Мультимедийный проектор-1
- Компьютер-1
- Экран-1
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учащихся
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.
Основная и дополнительная литература для учителя
3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
4. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.
5. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992.
6. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для СПО. ВОП.10 Основы проектной деятельности
Рабочая программа для СПО. ВОП.10 Основы проектной деятельности...
Практикум «Фирма в экономике. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности». Обществознание 11 класс
Практикум по теме «Фирма в экономике. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности»....