Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)
рабочая программа по экономике (9 класс) по теме

Рабочая программа по экономике в 9 классе (Основы предпринимательской деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_ekonom_9.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
         Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.

           В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.

           Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева  "Основы предпринимательства" (9 класс).


Цели курса:

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.      

Методические особенности изучения предмета

       В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.

      Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.

      Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.

     Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
     Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
    Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:

  • выработка идеи и ее первоначальная оценка;
  • разработка бизнес-плана;
  • опытно-констукторские разработки;
  • пробный выход на рынок;
  • коммерческое освоение продукции.

      Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.

     Рабочая программа предполагает некоторые изменения. На занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".
    В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
    Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.

      В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
    Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.


    Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.

    Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
  2. Определение рынка, его сущности, виды;
  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
    а) что такое рынок, виды рынка;             б) что такое спрос и предложение;
    в) что такое деньги, функции денег;        г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
    д) что такое конкуренция, фирмы;           е) что такое маркетинг и его основные разделы;
    ж) что такое менеджмент;                         з) основные риски и способы защиты от них;
    и) что такое налоги и их основные виды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
  4. Составлять производственный план;
  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.

Оценка качества знаний, умений, навыков

  1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за  ходом их выполнения.
  3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
  4. Презентация законченных бизнес-проектов.

Календарно - тематическое планирование по дисциплине «Экономика» в 9 классе (17 часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

План.

Факт.

1

Предприниматель в рыночной экономике

1

1.1

Предпринимательство как понятие. История предпринимательства в России

Изучение нового материала

2

Введение в бизнес

14

2.1

Виды бизнеса

Изучение нового материала

2.2

Юридические лица: понятие и виды

Комб.

2.3

Виды и формы предпринимательства: достоинства недостатки

Комб.

Эссе

2.4

Индивидуальное предпринимательство

Комб.

2.5

Банкротство: понятие, причины, порядок признания банкротами

Комб.

2.6

Финансы и кредит. Уставной капитал. Инвестиции

Изучение нового материала

2.7

Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Дивиденды

Комб.

подготовить доклад

2.8

Баланс фирмы. Бухгалтерский учет

Комб.

2.9

Решение задач: «Баланс фирмы»

Комб.

2.10

Прибыль, доходы, издержки

Изучение нового материла

эссе

2.11

Налогообложение

Комб.

2.12

Предпринимательская этика (деловая игра)

Игра

2.13

Маркетинг

Изучение нового материала

2.14

Дебаты: «Преимущества и недостатки рыночной экономики»

Дискуссия

Тематическое планирование по экономике в 9 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое обучение, ч

Лабораторные и практические работы, ч

Контрольные работы, ч

Экскурсии

Самостоятельные работы, ч

I

Предприниматель в рыночной экономике

1

1

II

Введение в бизнес

14

11

2

1

III

Бизнес – это люди

2

1

1

Итого

17

12

2

1

1

Содержание программы

Тема 1 «Предприниматель в рыночной экономике» – 1 час   

       Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.

Тема 2 «Введение в бизнес» - 14 часов

      Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности. Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.  Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения. Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции. Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре. Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции. Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Цена. Факторы, влияющие на выбор цены. Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального. Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.  Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.

Тема 3 «Бизнес - это люди» - 2 часа

        Networking. Команда. 5 пороков команды.

        Итоговое тестирование по курсу.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Мультимедийный проектор-1
  2. Компьютер-1
  3. Экран-1

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная и дополнительная литература для учащихся

1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.

Основная и дополнительная литература для учителя 

3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.

4. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.

5. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992.

6. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по экономике 10 класс

рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по экономике. 8 класс.

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....

Рабочая программа по экономике 2 класс

Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...

Рабочая программа по экономике 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа для СПО. ВОП.10 Основы проектной деятельности

Рабочая программа для СПО. ВОП.10 Основы проектной деятельности...

Практикум «Фирма в экономике. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности». Обществознание 11 класс

Практикум по теме  «Фирма в экономике. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности»....