Рабочая программа 8 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию .
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_8_klass.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального учреждения.
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
_________ И.В. Будаева ___________ Л.А.Горемыкина ___________С.В.Фетцова
«____»____________2013 г. «____»____________2013 г «____»______________2013 г.
Протокол № _____
Рабочая программа по обществознанию
8 класс .
Разработчик:
Матафонова Алена Владимировна –
учитель истории первой категории
МОУ СОШ № 5 УКМО.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознание для 8 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
- Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Минобразования России 05.03.2004 г. № 1089;
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
- Распоряжение министерства образования Иркутской области № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.
- Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;
- Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы / авт.-сост. Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание». 8-9 классы. М.: Русское слово, 2008
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 8 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 ч в неделю.
В том числе:
- Текущее и итоговое повторение и обобщение – 3 часа.
- Контрольных работ- 3
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию .
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 8 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2009
- Рабочая тетрадь по обществознанию. И.С. Хромова. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А « Обществознание» – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Уроков | Контр. Меропр. | ||
1 | Глава 1. Общество и человек | 12 | 11 | 1 |
2 | Глава 2. Экономическая сфера. | 10 | 9 | 1 |
3 | Глава 3. Социальная сфера. | 10 | 9 | 1 |
Итоговое повторение | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 31 | 3 |
Содержание программы учебного курса.
РАЗДЕЛ I. Общество и человек
Раздел призван сформировать целостное представление о том, каково внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество, куда включены отдельные страны, как связаны между собой (противостояние и мирное сосуществование) общество и природа. Важное место занимают проблемы социального прогресса и сменяющие друг друга во времени исторические типы общества. Среди предложенных видов и типов общества главными являются три: первоначальным типом выступает доиндустриальное (традиционное, аграрное), его сменяет индустриальное, на смену которому приходит постиндустриальное.
Опорные понятия и термины: общество, сферы общества, мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание.
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.
РАЗДЕЛ II. Экономическая сфера.
В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества. Его основу составляет материальное производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Вначале необходимо раскрыть ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление), после чего можно переходить к структуре экономики, которая подразумевает взаимосвязанную совокупность основных агентов и институтов, действующих в четырех ключевых сферах экономики.
Опорные понятия и термины: рыночная экономика, конкуренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, налоги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, заработная плата, безработица, малый бизнес, предпринимательство, капитал, потребители, спрос и предложение, рабочая сила, доходы и расходы, государственный бюджет, бюджет семьи.
Тема 9. Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Тема 14. Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ III. Социальная сфера.
Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.
Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, учащиеся получают возможность освоить не только новые категории и научные концепции, но и с их помощью анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве «значимых других».
Опорные понятия и термины: статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и межличностные отношения, класс, социальная стратификация, социальное неравенство, доход, власть, образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак и семья, конфликты.
Тема 17. Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Тема 19—20. Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 21. Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
Контроль.
Система измерения результатов состоит из:
- входного, промежуточного и итогового контроля;
- тематического и текущего контроля,
- административного.
Входной контроль – сентябрь
Промежуточный контроль – декабрь
Итоговый контроль – май
Тематический контроль:
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.
- Контрольная работа № 1 по теме «Человек в обществе и общество в человеке"»
- Контрольная работа № 2 по теме: «Становление рыночного общества в России: общее и особенное» (Административный контроль).
- Контрольная работа № 3 по теме Социальная структура российского общества: проблемы бедности и неравенства"» ( Итоговый контроль)
Текущий контроль:
Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся.
Тест 1. | Что такое общество? | Тест 5. | Роль государства в экономике |
Тест 2. | Типология обществ | Тест 6. | Социальная стратификация |
Тест 3. | Потребности человека | Тест 7. | Конфликты в обществе |
Тест 4. | Рынок, цена и конкуренция | Тест 8. |
Административный контроль:
На административный контроль выносится контрольная работа № 2 по теме «Становление рыночного общества в России: общее и особенное»
Учебно- методические средства.
- Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2009.
- Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009.
- Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 8-9 классы. Русское слово, 2008. Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию
- Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 2. С. 38-41.
- Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. / Под ред. СИ. Козленко. М., 2009.
- Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания / Под ред. СИ. Козленко М., 2009.
- Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 2008.
- Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 1. С. 16-23.
Календарно- тематическое планирование уроков обществознания
8 класс.
Государственные праздники- 04 ноября
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 02.09 | Глава 1. Общество и человек 12 ч | Введение | |||
2 | 09.09 | Что такое общество? | ||||
3 | 16.09 | Что такое общество? | Тест | |||
4 | 23.09 | Человек, природа, общество | ||||
5 | 30.09 | Типология обществ | ||||
6 | 07.10 | Типология обществ | Тест | |||
7 | 14.10 | Социальный прогресс и развитие общества | ||||
8 | 21.10 | Личность и социальная среда | ||||
9 | 11.11 | Потребности человека | Тест | |||
10 | 18.11 | Потребности человека | ||||
11 | 25.11 | Социализация и воспитание. Общение | Выполнение творческих заданий | |||
12 | 02.12 | Повторительно-обобщающий урок: "Человек в обществе и общество в человеке" | к/ работа | |||
13 | 09.12 | Глава 2. Экономическая сфера. 10 ч | Что такое экономика | |||
14 | 16.12 | Товар и деньги | ||||
15 | 23.12 | Спрос и предложение | ||||
16 | 13.01 | Рынок, цена и конкуренция | Тест | |||
17 | 20.01 | Практическая работа по теме: "Законы рынка" | ||||
18 | 27.01 | Предпринимательство | ||||
19 | 03.02 | Роль государства в экономике | Тест | |||
20 | 10.02 | Бюджет государства и семьи | ||||
21 | 17.02 | Труд. Структура экономики области | ||||
22 | 24.02 | Повторительно - обобщающий урок "Становление рыночного общества в России: общее и особенное" | к/работа | |||
23 | 03.03 | Глава 3. Социальная сфера. 10 ч | Социальная структура | |||
24 | 10.03 | Социальная стратификация | Тест | |||
25 | 17.03 | Богатые и бедные | ||||
26 | 31.03 | Этнос: нации и народности | ||||
27 | 07.04 | Межнациональные отношения | ||||
28 | 14.04 | Конфликты в обществе | Тест | |||
29 | 21.04 | Семья | ||||
30 | 28.04 | Социальная структура общества области | ||||
31 | 05.05 | Повторительно-обобщающий урок "Социальная структура российского общества: проблемы бедности и неравенства" | к/работа | |||
32 | 12.05 | Итоговое занятие за курс обществознания | ||||
33 | 19.05 | Итоговое занятие за курс обществознания | ||||
34 | 26.05 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...