Рабочая программа по обществознанию 8 кл
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9» , издательство «Русское слово», 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_kl.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ Берендеевская СОШ
наименование ОУ
Нечаева Марина Леонидовна, высшая
Ф. И. О. педагога, категория
по обществознанию 8 класс
предмет, класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (8 класс).
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2010 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9» , издательство «Русское слово», 2012 г.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по обществознанию. «Вестник образования России № 13/2004г. Стр. 11-17
- Примерной программы по обществознанию 5-9 класс: проект. М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Программы по обществознанию А. И. Кравченко для 8-9 и 10-11 классов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Функции курса обществознания для 8 класса заключаются в следующем:
- обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,
- подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.
Данное тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов при 1 часе в неделю. Контрольные работы – 4.
Программа реализуется с помощью УМК:
- А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. – М.: «Русское слово», 2008 г.
- А.Л. Певцова. Обществознание 8-9. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2000 г.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
- презентации по курсу обществознания 8 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать основные социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия темы, владение обществоведческими терминами, объяснение причинно-следственной связи событий, творческий подход к рассмотрению проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление терминов, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.
Виды контроля | Формы контроля |
1.Текущий контроль | 1) Устный опрос 2) Работа с карточками 3) Письменная проверка 4) Тестовые задания |
2.Итоговый контроль |
|
Методическая литература для учителя
1. Учебник «Обществознание» для 8-го класса. А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М., «Русское слово», 2008г.
2. Кочетов А. И. «Поурочные планы по обществознанию для 8-го класса к учебнику А. И. Кравченко», «Волгоград», 2008г.
3. Агафонов С. В. «Схемы по обществознанию 8-9 классы к учебнику А. И. Кравченко», «Русское слово», М. 2007г.
4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г.
5. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005г
6. Хромова И. С. «Рабочая тетрадь по обществознанию для 8 класса к учебнику А. И. Кравченко» М., «Русское слово», 2007г.
7. Хромова И.С. «Тесты по обществознанию для 8 класса к учебнику А. И. Кравченко» М., «Русское слово», 2011г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
8 класс
Учебник «Обществознание» для 8-го класса. А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М., «Русское слово», 2008г.
Дополнительна литература:
- М.В. Машина Экономическая азбука М., 2006 г.
- Липсец И.В. Экономика без тайн М., 2006 г.
- Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.
- И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.
- В.С. Автономов «Экономика для школьников» М., 2004 г.
- В.О. Мушинский «Азбука гражданина» М., 2005 г.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.(1ч)
Курс обществознания. Его специфика, формы работы.
Тема 1. Общество и человек (10ч)
Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое сообщество.
Природа как основа жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы. Как защитить среду обитания человека.
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXIв.
Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция.
Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность?
Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура.
Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие.
Воспитание в семье.
Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения.
Повторительно - обобщающий урок: «Общество и человек»
Тема 2. Экономическая сфера (10 часов)
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики.
Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность. Описание структуры экономики. Экономика и факторы производства. Поведение в экономической сфере субъектов и объектов (предпринимателя, менеджера, работника..)
Что такое товар. Свойства товара. Услуги.
Что такое деньги. История возникновения денег. Основные функции денег. Виды денег, инфляция.
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Предложение как факторы рыночной экономики. Величина предложения. Закон предложения.
Что такое маркетинг. Роль маркетинга в рыночной экономике.
Рынок и его типы, признаки разновидности. Условия, необходимые для существования рынка. Цена и основные ее функции.
Рынок, конкуренция, монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Конкуренция покупателей.
Предпринимательство. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение.
Формы предпринимательства. Функции. Малый бизнес и его роль в экономике.
Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем. Основные экономические функции государства в современном мире.
Налоги, их виды, значение. Налогообложение. Социальная политика государства.
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета, социальные программы.
Труд: сущность, виды, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Карьера и досуг. Заработная плата и ее формы. Безработица. Виды и причины безработицы, меры борьбы с ней.
Тема 3. - Социальная сфера (11 часов)
Социальная структура общества. Социальный статус, социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Имидж.
Социальная стратификация, ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. Престиж.
Богатство. Образ жизни, критерии богатства. Источники доходов. Уровень жизни.
Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Порог бедности, нищета. Прожиточный минимум.
Этнос: понятия и признаки. Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества. Племена, народности, нации.
Межнациональные отношения и их сущность. Формирование многонациональных государств. Этнические конфликты. Этноцентризм. Толерантность
Понятие конфликта. Сущность, типы и причины конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Понятие семьи. Жизненный цикл семьи. Стадии роста семьи. Нуклеарная семья. Мотивы и повод к разводу.
Итоговое повторение (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | Литература |
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Введение. Что изучает обществознание | 1 | Общество | Умение высказывать свою точку зрения | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
Глава I. Общество и человек. (10 ч) | ||||||
2-3 | Знакомство с понятием «общество». | 2 | Общество, страна, государство, сферы общества, глобализация. | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Устный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
4 | Человек, природа, общество. | 1 | Природа, глобальные проблемы современности | Умение общаться, излагать свои мысли. | Опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
5 | Типология обществ | 1 | Типология общества, общественно-экономическая формация. | Умение работать в группах | Самостоятельная работа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
6 | Типология обществ | 1 | Традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. | Умение работать в группах | Беседа. | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
7 | Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция | Умение работать со статистическими данными | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
8 | Личность и социальная среда | 1 | Личность | Умение анализировать, аргументировать | Фронтальная беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
9 | Потребности человека | 1 | Потребность | Выполнение практикума | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. | |
10. | Социализация и воспитание | 1 | Социализация, воспитание | Умение сравнивать, обобщать, анализировать | Опрос-беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
11 | Общение | 1 | Умение сравнивать, обобщать, анализировать | Опрос-беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. | |
12 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек» | 1 | Умение обобщать и систематизировать материал | Тест | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. | |
Глава II.Экономическая сфера (10 ч) | ||||||
13 | Что такое экономика. | 1 | Экономика, ресурсы, производство | Умение доказывать и опровергать | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
14 | Товар и деньги | Деньги, товар | Умение работать с документами | Устный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. | |
15 | Спрос и предложение | 1 | Спрос и предложение | Умение текстом учебника | Индивидуальная работа по карточкам | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
16 | Рынок, цена, конкуренция | 1 | Цена, конкуренция, рынок. | Умение выделять главное. | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
17 | Предпринимательство | 1 | Предпринимательство | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Тест | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
18 | Предпринимательство | 1 | Предпринимательство | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Тест | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
19 | Роль государства в экономике | 1 | Налоги, налогообложение. | Умение работать со статистическими данными | Практикум | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
20 | Роль государства в экономике | 1 | Государственный бюджет | Умение формулировать выводы. | Устный опрос. | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
21 | Бюджет государства и семьи | 1 | Заработная плата, пособия, стипендия, пенсия | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
22 | Труд | 1 | безработица | Умение формулировать выводы. | Фронтальный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества» | 1 | Умение обобщать и систематизировать материал | Тест | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. | |
Глава III.Социальная сфера (11 ч) | ||||||
24-25 | Социальная структура | 2 | Социальная структура, социальная группа, статус, | Умение объяснять изученные социальные явления и процессы | Устный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
26 | Социальная стратификация | 1 | Социальные и межличностные взаимодействия, престиж. | Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения | Фронтальный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
27 | Богатые | 1 | Социальное неравенство | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Письменная работа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
28 | Бедные | 1 | Социальное неравенство | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
29 | Этнос: нации и народности | 1 | Этнос, народ, нация, этнос | Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия. | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
30 | Этнос: нации и народности | 1 | Этнос, народ, нация, этнос | Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия. | Беседа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
31-32 | Межнациональные отношения | 2 | Сепаратизм, интеграция | Умение сравнивать различные признаки, находить сходства и различия. | Самостоятельная работа | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
33 | Конфликты в обществе | 1 | Конфликт | Умение на практике разрешать конфликты | Индивидуальная работа по карточкам | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
34 | Семья | 1 | Брак, семья, | Умение работать с документами | Фронтальный опрос | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
Итоговое повторение (1 ч) | ||||||
35 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера общества» | 1 | Умение обобщать и систематизировать материал | Деловая игра | Обществознание. Учебник для 8 класса», Кравченко А.И., Москва, «Русское слово», 2008 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...