Мастер - класс "Приёмы активизации знаний в образовательном процессе."
методическая разработка по обществознанию по теме
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: Приёмы активизации знаний в образовательном процессе.
ЦЕЛЬ: Познакомить с приёмами работы на уроке и внеучебной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.обобщение опыта работы по активизации познавательного процесса в школе;
2.передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
3.совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
ОБОРУДОВАНИЕ:
1раздаточный материал: документ; ластик; карандаш.
2.презентация - сопровождение
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель: Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я предлагаю вам не совсем обычный урок. Я буду использовать сегодня приёмы, которыми часто пользуюсь в учебной деятельности, которые можно использовать на любом уроке, любом из предметов, а также во внеурочной деятельности. И мне сегодня хотелось бы начать наш урок с разговора о человеке. Человек –высшее творение природы и для его существования необходимо несколько условий. Каких? А без чего он не может жить?
Мне хотелось бы остановиться на коллективе. Он может быть разным. В нём может быть комфортно или не очень. Когда нам комфортно в нём?(Мы подводим школьников к выводу, что людям комфортно жить в обществе, в котором нет конфликтов.) Какова же будет тема нашего урока?
Начало урока может быть и другим. Каждый учитель для того чтобы заинтересовать детей старается его сделать интересным, ярким. Ведь от этого зависит активность школьников на уроке. И я вам предлагаю другое начало этого же урока.
Как-то раз спросил Учитель своих учеников:
- Как вы думаете, почему, когда люди ссорятся, они начинают кричать?
– Наверно потому что начинают терять спокойствие – предположил один.
- Но согласитесь, зачем кричать, если другой человек находиться рядом с тобой и прекрасно слышит тебя?- опять спросил Учитель.
– Разве нельзя при споре говорить тихо с ним? Даже если ты рассержен, зачем кричать?
Ученики продолжали предлагать свои ответы, но не с одним из них он не согласился.
В конце концов, Учитель все же объяснил: - Когда люди недовольны друг другом, когда люди ссорятся, они начинают кричать потому, что их сердца начинают отдаляться друг от друга.
Для того чтобы убрать это расстояние между сердцами и услышать друг друга, людям приходится кричать. И чем сильнее люди ссорятся, тем громче кричат.
О чём мы будем говорить на нашем уроке?
(Тема урока: Конфликт). (слайд №2)
Активизировать деятельность школьников можно используя разные приёмы. Мне очень нравится удерживать внимание школьников приемом «Чистая доска». Тем более, что его можно применять на любом уроке объяснения нового материала, особенно в 5-8 классах.
Обратите внимание на ваших столах лежат карточки красного цвета. На нашем уроке мы с вами поиграем. На правой стороне доски написаны слова. Как только мы с этим словом начинаем работать на уроке вы поднимаете карточку и это слово убирается с доски наша задача до конца урока сделать так, чтобы эта часть доски стала чистой.( слова написанные на доске: конфликт; теория сверх-человека; виды конфликтов; национальный; религиозный; личностный - приём чистая доска)
Практически все мы независимо от предмета работаем с понятиями. Возникает вопрос «Как сделать работу с определениями интересной?» Можно использовать приём составь определение. Играя школьники хорошо запоминают даже самые сложные понятия. На уроке это будет выглядеть так.
Что же такое конфликт? Перед вами написан набор слов. Все они входят в понятие Конфликт. Расставьте слова так, чтобы получилось определение.
Конфликт- социальная группа, или, двух человек, это спор, столкновение, ценности, за обладание.
Я люблю на своих уроках работать с текстами. Именно они дают возможность расширить кругозор школьника. Можно это делать так.
(слайд №3) Перед вами лежат выдержки из работ немецкого философа Ницше. Я, предлагаю вам ознакомится с его содержанием и определить какой из видов конфликта указан в тексте. Вы можете использовать подсказку № 1 лежащую у вас на столе.
Такие задания рассчитаны на более слабых учеников. Выполняя такую работу они принимают участие в учебной деятельности наравне с остальными вливаются в учебный процесс, что влияет на отношение к ним в классе и повышает самооценку. Для более сильных можно использовать решение задач. Например таких.
Совершенно недавно в СМИ прозвучала информация: В Дании исламисты потребовали отменить празднование Рождества. Так, как людей проповедующих илам больше, чем католиков. Представьте себе, что вы политические лидеры Дании, и именно вы должны решить данный вопрос. Какие аргументы вы можете привести, чтобы избежать разжигания национальной розни. Эту работу вы выполняете по группам.
Часто на своих уроках, когда нужно конкретизировать материал, разложить его по полочкам. Я использую приём куча-мала. Причём, это можно делать и на уроках и на классных часах. Например:
Кто стоит в центре любого конфликта? (человек)
Какими качествами: положительными и отрицательными он обладает? (участники перечисляют качества, учитель их записывает на доске).
Давайте попробуем разнести перечисленные качества в две колонки. В одну качества которые могут привести к конфликту, а в другую те которые позволят избежать его.
Или возможен другой вариант. Я часто использую пазлы, которые делаю сама с помощью школьников. Образное восприятие помогает лучше запомнить материал. Ученики называют качества человека, а учитель на доске собирает пазлы. В конце должен быть собран Дуб, как символ человека, мудрости, стойкости.
Но мы все люди и к сожалению все перечисленные вами качества присущи всем нам в большей или меньшей степени. (Музыка) Я предлагаю вам написать на листках черты характера которые лично вам мешают быть жить в мире с окружающими людьми. А теперь вытрите написанное ластиком. По мере того как исчезает слово написанное вами из вашей жизни исчезает и это качество.
Такие психологические моменты (напишите и сотрите, завяжите узелок, сложите самолётик и отпустите его) конечно больше подходят к классным часам, особенно для обучающихся 5-8 классов. Они очень нравятся школьникам.
Конец урока тоже должен быть ярким. Я часто заканчиваю их яркими событиями, фактами или притчами. На этом уроке я разделила притчу вначале прозвучала первая половина и в конце использовала её целиком для подведения итога.
Закончить наш урок мне хотелось бы притчей: (слайд №5)
Как-то раз спросил Учитель своих учеников:
- Как вы думаете, почему, когда люди ссорятся, они начинают кричать?
– Наверно потому что начинают терять спокойствие – предположил один.
- Но согласитесь, зачем кричать, если другой человек находиться рядом с тобой и прекрасно слышит тебя?- опять спросил Учитель.
– Разве нельзя при споре говорить тихо с ним? Даже если ты рассержен, зачем кричать?
Ученики продолжали предлагать свои ответы, но не с одним из них он не согласился.
В конце концов, Учитель все же объяснил: - Когда люди недовольны друг другом, когда люди ссорятся, они начинают кричать потому, что их сердца начинают отдаляться друг от друга.
Для того чтобы утрать это расстояние между сердцами и услышать друг друга, людям приходится кричать. И чем сильнее люди ссорятся, тем громче кричат.(слайд №5)
- И представьте, что начинает происходить, когда люди вдруг влюбляются?
Они начинают говорить тихо, и ни в коем случае не кричат.
Это происходит как раз потому, что их сердца находятся близко-близко друг от друга, и расстояние между их сердцами совсем маленькое. А если люди еще сильней влюбляются друг в друга, что тогда происходит? – продолжил Учитель.
– Они уже не говорят, а просто перешептываются, потому что их сердца становятся еще ближе друг к другу.
В конце концов, людям даже перешептывание становится уже не нужно. Они просто смотрят друг на друга и уже все понимают без всяких слов.
Такое происходит, когда рядом двое любящих сердец.
Поэтому, когда ссоритесь, не разрешайте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, от которых расстояние между вами больше увеличиться.
Потому что может случиться так, что когда расстояние станет очень велико, что вы не сможете найти обратного пути.
(слайд №6) На память о нашей сегодняшней встрече мне хотелось бы подарить вам сердечки, что бы вы не забывали о людях которые рядом с вами.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе
Цели занятия:Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.Охара...
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"
Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...