Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
методическая разработка по теме

Елена Геннадьевна Титова

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся образовательная  среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Титова Елена Геннадьевна,

 заместитель директора МАОУ ДОД «Федоровский ЦДО»

«Педагог может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов

Уважаемые коллеги! Вопрос здоровьесбережения на занятиях поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на занятиях не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и на мастер-классе говорить о здоровьесбережении не для того,  чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем занятии, занятии активно использует здоровьесберегающие методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся образовательная  среда. Наряду с традиционными задачами педагога на занятии, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые имеют непосредственное  отношение и к эффективности занятия, и к задачам здоровьесбережения :

  1. Связь образовательных задач и задач самого обучающегося.
  2. Творческий характер занятия, определяемый ассоциативной активностью обучающихся.
  3. Предоставление обучающимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
  4. Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств обучающихся.
  5. Психологический настрой всей группы на занятие и динамику состояний обучающихся, оптимальных для каждого этапа занятия.
  6. Преобладание у обучающихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе занятия, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
  7. Представление в начале занятия его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящёно занятие.
  8. Включение в содержание занятия элементов обучения тому, как надо учиться.

Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы группы и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Жизнь по-разному можно прожить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя спать.

Вовремя делать гадости

А можно и так:

На рассвете вставать и,

Помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце - это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь... А радоваться жизни может только здоровый человек.

Как вы считаете, какого человека можно считать здоровым?

Наша работа характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, стрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый педагог не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье обучающихся.

Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:

Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

 Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

Предлагаю:  все приёмы, используемые сегодня, разместить на  дереве  здоровья в виде цветка. Надеюсь на вашу помощь!

Уважаемые коллеги!

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность образовательных учреждений обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба  для здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Предлагаем вашему вниманию использование здоровьесберегающих технологий из опыта работы педагогов дополнительного образования МАОУ ДОД «ФЦДО» в профессиональной подготовке секретаря-машинистки, повара и оператора ЭВМ.


«Игра как форма динамической паузы»

Соботович Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Федоровский ЦДО»

В мире есть главные ценности: здоровье и успех.

(пословица)

Из своего опыта  я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, разработки технологии и диагностических процедур оценки качества занятия. Занятие – главная составная часть образовательного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Педагоги дополнительного образования должны помнить, все обучающиеся – это дети, добровольно пришедшие в наши образовательные учреждения. Зачастую дети приходят к нам на занятия после учебного школьного дня. Мы просто обязаны создать на занятии атмосферу эмоционально-положительного настроя, которая обеспечит успешную деятельность, повысит работоспособность и снизит утомляемость. А смена форм проведения занятия, от классического до нестандартного, снизит напряженность у ребенка, даст возможность найти свою нишу. Проводя занятия, особенно связанные с применением компьютерных технологий, включаю игровые моменты во время  динамических пауз и физкультминуток. Появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

Занятие, которое начинается  рано утром,  после звонка можно начать с 3-х минутной утренней зарядки. Она сгонит остатки сна и придаст бодрости, оптимизма.

Пример, «Зимняя зарядка»

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели -
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку (Как я рада вас видеть!), строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение занятия.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся группы. Обязательное условие эффективного проведения физкультпауз - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение педагогу, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Для этого использую музыкальное сопровождение. Упражнения выбираю, учитывая специфику предмета – работа с компьютером, с элементами самомассажа. Я их называю «оживлялками». Название позаимствовала у коллег по социальной сети работников образования.

Вот упражнение для глаз используемое на занятиях.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Школа», «центр», «дорога», «дом».

За окном у нас видны.

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

И работу продолжать!

«Бег глазами». Если на кончик указки прикрепить искусственную бабочку, то можно отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе педагога обучающие начинают « пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.

Играя в «Аиста», использую упражнения корректирующие осанку.

Спина прямая, руки на поясе. Плавно и медленно поднимаем правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускаем. Следим за спиной.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногой, снова – левою ногой.
После – правою ногой, после – левою ногой.
И тогда придешь домой.

В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на занятии представляется необходимой. С этой целью часто применяю дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.

Ритмичное дыхание с паузой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кислорода в крови и вызывает ответную стремительную реакцию расширения сосудов. Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в кабинете. Особое внимание педагог должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

«Зверек». Представили зверька, выглядывающего из норки. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. Наш зверёк появился из норки до половины. Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох. 

При возбужденном состоянии обучающихся (например, после перемены), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений - когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

«Шарик». Я предлагаю ребятам представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - они делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один - восемь медленно выдыхают.

Климатические условия той, местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. В данном случае особенно важными являются голос педагога и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. После дождя блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. (фон)

Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Действительно, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. В группах третьего и четвертого года обучения ученики обладают навыками саморегуляции и самомассажа. Спокойная, а иногда ритмичная музыка (зависит от эмоционального настроя детей или от времени суток, времени года) включается в конце занятия (для перехода к активному отдыху на перемене) и фон убирается лишь со звонком - для продолжения работы.

Для формирования навыков осознанного здоровьесбережения у обучающихся и применение их (до автоматизма) предстоит ещё очень долгий путь. Считаю, что я только в начале этого пути – в поиске по формированию глубокого и сложного осознания, в выборе методов и форм сохранения здоровья у обучающихся в образовательном процессе.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок-скок-скок

Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки:

 Побежали по дорожке.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Чтоб сильнее мышцы стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем.

Подбородком потянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем.

Мастер-класс наш продолжаем!


«Гимнастика на практических занятиях профессиональной подготовки»

Гоц Лариса Николаевна,

педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Федоровский ЦДО»

Гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях.

Труд поваров и кондитеров по энергетическим затратам относят к III группе. Он сопряжен с работой в положении стоя, с переносом тяжестей, с работой мышц рук и ног, с неблагоприятными микроклиматическими условиями (высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха) и с работой с опасными механизмами и аппаратами.

В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих мышц. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно-гигиенических условий труда.

Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. К таким профессиям относиться профессия повара и кондитера. При длительном пребывании в положении стоя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью, чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как “профессиональная болезнь”. Существует специальный комплекс упражнений для работающих стоя.

Для сохранения работоспособности и укрепления здоровья я использую специальную производственную гимнастику, которая должна проводиться периодически в течение выполнения практической работы, продолжительностью около 5 мин под руководством дежурного.

Вводную гимнастику, проводим до начала работы, а физкультурные паузы, физкультминутки  выполняем во время перерывов и  в течение проводимого занятия.

Работоспособность в начале дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала практической работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбираю комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и особенностей выполняемой работы. Помните позывные «На зарядку становись!»  (фото)

Предлагаю примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для поваров и кондитеров. (буклет) Физические упражнения в комплексах периодически заменяю (примерно 1 раз в 10-14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм.

Если работа требует пребывания большей части занятия-практикума на ногах, рекомендую индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего вследствие продолжительного стояния, вынужденной неудобной рабочей позы, сильного напряжения внимания, зрения. (фото)

Время проведения физкультурных пауз и физкультминуток устанавливаю в зависимости от расписания занятий – первая половина дня или вторая. В первой части практического занятия физкультурную паузу надо делать примерно после двух часов работы, можно проводить ее и во второй половине занятия. Занятия гимнастикой проходят непосредственно у рабочих мест, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики проветрено. (фото)

Гимнастика,  физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость. При работе стоя, мышцы спины и шеи, поддерживающие голову и спину в вертикальном положении, испытывают повышенное напряжение – а кровоток в них при статической нагрузке, наоборот, понижен. При этом напряженные мышцы сдавливают нервные волокна, выходящие из спинного мозга, нарушая проводимость нервных импульсов. И как следствие через некоторое время начинают затекать или неметь руки, шея, спина. Если не принимать никаких мер, то остеохондроз и прочие болезни позвоночника не заставят себя долго ждать.

Предлагаю вам комплекс упражнений для позвоночника, который можно делать прямо на рабочем месте, независимо сидя или стоя, практически незаметно для окружающих. Основное правило - все упражнения должны выполняться плавно, в медленном темпе, без рывков и резких движений.

 «Маятник». 1. Наклоняйте голову вправо-влево, при этом старайтесь держать кончик носа неподвижным. Повторите то же самое с опущенной и высоко поднятой головой. 

2. Медленно поворачивайте голову влево как можно дальше. Дойдя до предела, откиньте голову назад, почувствовав растяжку мышц шеи с противоположной стороны. Вернитесь к исходной позиции и повторите в другую сторону.

3. Опустите голову вниз и попробуйте словно бы «вытереть» подбородок об грудь. Запрокиньте голову назад, и сделайте пару вращательных движений.

Кроме выполнения приведенного комплекса упражнений, постоянно напоминаю:

  1. Очень важно в процессе работы соблюдать правильную позу. Это обеспечивается подбором оборудования определенных размеров и высоты.
  2. Повар  должен стоять прямо, не сутулясь.
  3. Некоторые операции повар и кондитер могут выполнять сидя на высоких табуретах.
  4. Правильно организованное рабочее место помогает избежать лишних движений и
  5. предупреждает преждевременное утомление.

Таким образом, работоспособность СПЕЦИАЛИСТА во многом зависит от степени обученности, т. е. от производственной натренированности.


«Безопасность  обучающего при работе с компьютером»

Сабирова Зульфия Фавизовна,

педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Федоровский ЦДО»

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Ж. Ж. Руссо

Детский сад, школа, кружки, секции, объединения, ВУЗ… Всем знакомые этапы становления и взросления человека. Это социальная и образовательная среда ребенка, подростка, где он растет, формируется. А педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы эта среда перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию. Стала бы образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.

Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?

В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:

«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.

Без условий от причин не будет последствий.

Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней». Выбирая тему самообразования, я остановилась на безопасности  при работе с компьютером. Обучая навыкам работы с программным обеспечением будущих специалистов «Операторов ЭВМ», за 4 года обучения я обязана научить их способам сохранения своего здоровья.

Изучив опыт работы педагогов и исследования медицинских работников, рекомендации психологов, я выбрала несколько способов для безопасности и сохранения здоровья в работе на компьютере. Предлагаю их вашему вниманию.

Мы уже  не представляем образовательный процесс без информационных технологий. Здесь мы начнём использовать цветотерапию. Вспомните цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А теперь – этапы занятия..

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности. Вернёмся к этапам занятия…

Презентации, таблицы, схемы необходимо выполнять или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий , фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника  огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

По мнению многих ученых (например, профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного) при напряженных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии (близорукость), т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с клавиатурой, монитором) и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Выход из создавшейся ситуации  видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме нашего занятия.

 Игра «Метелки». Организуют после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся выполняют частое моргание, проговаривая текст: “Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, в учебный мир окунуться пора”. Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения 6—8 сек., повторить 2—3 раза.

Профилактико-востановительные физические упражнения для глаз. Можно воспользоваться советами йогов (рекламка). Рекомендуемые ими упражнения помогут сохранить зрение в хорошем состоянии. Эти упражнения при регулярном их выполнении укрепляют глазные мышцы, увеличивают циркуляцию крови в органе зрения, а значит улучшают его питание.

Упражнения для глаз

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
  1. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
  1. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
  1. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
  1. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
  1. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  1. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  1. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
  1. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
  1. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

«Далеко—близко». Обучающиеся свободно располагаются в поле зрения педагога, который называет вначале какой-либо удаленный, а через 2—3 сек. близко расположенный предмет (объект). Учащиеся стремятся последовательно быстро отыскать глазами предмет в дальней и ближней зрительных зонах. Темп выполнения средний. Общая продолжительность игры 2—2,5 мин.

Круговерть. Обучающиеся свободно стоят перед педагогом, который вращает подвешенный на нити длиной 50—70 см шарик-попрыгунчик (лучше всего желтой расцветки). Темп вращения нарастающий — от медленного к среднему. Обучающиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глаза с возможно большей амплитудой. Направление вращения мяча периодически изменяют.

        Данные упражнения не только на сохранение зрения. При выполнении таких упражнений (разрядок), происходит смена деятельности, меняется поза обучающегося.

        Неожиданно отвлекаю от  работы вопросом «А кто переставил мой цветок?!», начинается круговое вращение головы, мышц шеи, глазного яблока у обучающихся. Вот и ещё один пример физкультминутки.

Современный занятие характеризуется большой интенсивностью,  требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников.Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.

        Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

        Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

        Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.

        В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.

        1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.

        2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

        3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.

Примеры  релаксации 1. «Сожми кулачок»

        Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

        2. «Чудесная полянка»

        Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

Всем знакома одна из серьезных проблем, которая возникает с уровнем психологического здоровья ученика, подверженного так называемой компьютерной зависимости.

   Помимо отклонений в развитии психики в результате длительного погружения в виртуальный мир, следует помнить о снижении социальных адаптивных возможностей личности, о частой замене духовного развития суррогатам агрессивных компьютерных игр. И эту проблему мы должны решать вместе с родителями, общественностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Мастер-класс «Внедрение проектной технологии в образовательный процесс»

Уважаемые коллеги!Как я уже поняла, работая на протяжении нескольких лет по ФГОСу, одна из приоритетных задач современной школы – создание условий для полноценного личностного развития каждого р...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"...