Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profil_obshch-vo_10-11.doc | 602 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей обществоведческих дисциплин Протокол от «24» июня 2013 г. № 7 | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____/ Никишова С.А. «24» июня 2013 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета школы Протокол от «30» августа 2013 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» Приказ от «30» августа 2013 г. № 400 |
Рабочая программа
Колесниковой Ольги Михайловны, учителя истории и обществознания
I квалификационной категории,
по учебному предмету «Обществознание»
10 «Б» класс
Профильный уровень
2013-2014 учебный год
1. Пояснительная записка
Содержание среднего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.
5. Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа, рассчитанная на 105 ч, в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания на профильном уровне по базисному учебному плану в 10 классе.
Распределение учебной нагрузки
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во ч | Формы контроля |
1. | Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 16 | Тестирование в форме ЕГЭ |
2. | Раздел II. Общество и человек | 24 | Тестирование в форме ЕГЭ |
3. | Раздел III. Деятельность как способ существования людей | 10 | Тестирование в форме ЕГЭ |
4. | Раздел IV. Сознание и познание | 18 | Тестирование в форме ЕГЭ |
5. | Раздел V. Личность и межличностные отношения | 28 | Тестирование в форме ЕГЭ |
6. | Повторение пройденного в 10 классе | 9 | Тестирование в форме ЕГЭ |
Итого: | 105 ч |
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
- письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, написание эссе, подготовка реферата, тестирование).
2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
3. Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Подготовка к ЕГЭ | Плановые сроки прохождения | Домашнее задание | Примечание |
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 16 ч | |||||
1. | Курс обществознания: цели, цели, задачи, формы работы | 1 | 3.09 | учить конспект | ||
2. | Наука и философия | 1 | 5.09 | §1, заполнить сравнительную таблицу | ||
3. | Наука и философия | 1 | 5.09 | работа с текстом по вопросам (С1-С4) | ||
4. | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 1 | 10.09 | §2, составить конспект по теме, | ||
5. | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 1 | 12.09 | работа с текстом по вопросам (С1-С4) | ||
6. | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 1 | 12.09 | §3, составить конспект по теме, | ||
7. | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 1 | 17.09 | работа с текстом по вопросам (С1-С4) | ||
8. | Из истории русской философской мысли | 1 | 19.09 | §4, индивидуальные задания по теме | ||
9. | Из истории русской философской мысли | 1 | 19.09 | сообщения по вариантам | ||
10. | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 1 | 24.09 | §5-6, работа с текстом по вопросам (С1-С4) | ||
11. | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 1 | 26.09 | словарь терминов | ||
12. | Особенности профессий социально-гуманитарной направленности | 1 | 26.09 | §5-6, подготовить презентации по профессиям | ||
13. | Особенности профессий социально-гуманитарной направленности | 1 | 1.10 | повторить пройденный материал | ||
14. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». | 1 | 3.10 | повторить пройденный материал | ||
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». | 1 | 3.10 | подобрать темы для эссе | ||
16. (резерв) | Написание эссе по обществознанию: методика, критерии оценивания. | 1 | написание эссе (С9) | 8.10 | написать эссе по выбранной теме (С9) | |
Раздел II. Общество и человек | 24 ч | |||||
17-18. | Происхождение человека и становление общества | 1 | 10.10 | §7, пересказ по вопросам | ||
18. | Происхождение человека и становление общества | 1 | 10.10 | работа с текстом (С1-С4) | ||
19. | Сущность человека как проблема философии | 1 | 15.10 | §8, индивидуальные сообщения | ||
20. | Сущность человека как проблема философии | 1 | 17.10 | подготовить презентации | ||
21. | Общество и общественные отношения | 1 | 17.10 | §9, вопросы 1-5 | ||
22. | Общество и общественные отношения | 1 | 22.10 | работа с текстом (С1-С4) | ||
23. | Общество как развивающаяся система | 1 | 24.10 | §10, составить схему ответа | ||
24. | Общество как развивающаяся система | 1 | 24.10 | работа с текстом (С1-С4) | ||
25. | Типология обществ | 1 | 5.11 | §11-12, заполнить сравнительную таблицу по теме | ||
26. | Типология обществ | 1 | 7.11 | индивидуальные задания | ||
27. | Семинар «Восток и Запад в диалоге культур» | 1 | 7.11 | индивидуальные сообщения | ||
28. | Семинар «Восток и Запад в диалоге культур» | 1 | 12.11 | повторить термины | ||
29. | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 1 | 14.11 | §13, пересказ по вопросам | ||
30. | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 1 | 14.11 | работа с текстом (С1-С4) | ||
31. | Исторический процесс | 1 | 19.11 | §14, заполнить таблицу | ||
32. | Исторический процесс | 1 | 21.11 | работа с текстом (С1-С4) | ||
33. | Проблема общественного прогресса | 1 | 21.11 | §15, ответить на вопросы 1-5, | ||
34. | Проблема общественного прогресса | 1 | 26.11 | повторить термины по теме (С5) | ||
35. | Свобода в деятельности человека | 1 | 28.11 | §16, повторить тему | ||
36. | Свобода в деятельности человека | 1 | 28.11 | написать план по 3 темам (С8) | ||
37. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек» | 1 | 3.12 | повторить пройденный материал | ||
38. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек» | 1 | 5.12 | подготовиться к тестированию по теме «Общество и человек» | ||
39. (резерв) | Тестирование в форме ЕГЭ по теме «Общество и человек» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 5.12 | написать эссе по выбранной теме (С9) | |
40. | Тестирование в форме ЕГЭ по теме «Общество и человек» | 1 | 10.12 | повторить пройденный материал | ||
Раздел III. Деятельность как способ существования людей | 10 ч | |||||
41. | Деятельность людей и ее многообразие | 1 | 12.12 | §17, вопросы 1-6 | ||
42. | Деятельность людей и ее многообразие | 1 | 12.12 | работа с текстом (С1-С4) | ||
43. | Содержание и формы духовной деятельности | 1 | 17.12 | §18, составить схему ответа | ||
44. | Содержание и формы духовной деятельности | 1 | 19.12 | написать план С8 | ||
45. | Трудовая деятельность | 1 | 19.12 | §19, вопросы 1-7 | ||
46. | Трудовая деятельность | 1 | 24.12 | работа с текстом (С1-С4) | ||
47. | Политическая деятельность | 1 | 26.12 | §20, письменно ответить на вопросы | ||
48. | Политическая деятельность | 1 | 26.12 | устно 2 термина в формате С5 | ||
49. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | 14.01 | написать эссе по выбранной теме (С9) | ||
50. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | 16.01 | повторить пройденный материал | ||
Раздел IV. Сознание и познание | 18 ч | |||||
51. | Проблема познаваемости мира | 1 | 16.01 | §21, подготовить презентации и индивидуальные сообщения | ||
52. | Проблема познаваемости мира | 1 | 21.01 | 2 термина в формате С5 | ||
53. | Истина и ее критерии | 1 | 23.01 | §22, ответить на вопросы 1-6 | ||
54. | Истина и ее критерии | 1 | 23.01 | работа с текстом (С1-С4) | ||
55. | Многообразие путей познания | 1 | 28.01 | §23, ответить на вопросы 1-5, | ||
56. | Многообразие путей познания | 1 | 30.01 | составить схему ответа | ||
57. | Научное познание | 1 | 30.01 | §24, ответить на вопросы 1-4 | ||
58. | Научное познание | 1 | 4.02 | работа с текстом (С1-С4) | ||
59. | Социальное познание | 1 | 6.02 | §25, ответить на вопросы 1-6, | ||
60. | Социальное познание | 1 | 6.02 | работа с текстом (С1-С4) | ||
61. | Знание и сознание | 1 | 11.02 | §26, ответить на вопросы 1-4 | ||
62. | Знание и сознание | 1 | 13.02 | работа с текстом (С1-С4) | ||
63. | Самопознание и развитие личности | 1 | 13.02 | §27, повторить термины по теме (С5) | ||
64. | Самопознание и развитие личности | 1 | 18.02 | повторить пройденный материал | ||
65. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | 1 | 20.02 | подготовиться к тестированию по теме «Сознание и познание» | ||
66. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | 1 | 20.02 | подготовиться к тестированию по теме «Сознание и познание» | ||
67. (резерв) | Тестирование в форме ЕГЭ по темам «Деятельность как способ существования людей», «Сознание и познание» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 25.02 | написать эссе по выбранной теме (С9) | |
68. | Тестирование в форме ЕГЭ по темам «Деятельность как способ существования людей», «Сознание и познание» | 1 | 27.02 | повторить пройденный материал | ||
Раздел V. Личность и межличностные отношения | 28 ч | |||||
69. | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | 27.02 | §28, письменно ответить на вопросы | ||
70. | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | 4.03 | устно 2 термина в формате С5 | ||
71. | Возраст и становление личности | 1 | 6.03 | §29, ответить на вопросы 1-6 | ||
72. | Возраст и становление личности | 1 | 6.03 | написать план по 3 темам (С8) | ||
73. | Направленность личности | 1 | 11.03 | §30, письменно ответить на вопросы | ||
74. | Направленность личности | 1 | 13.03 | устно 2 термина в формате С5 | ||
75. | Общение как обмен информацией | 1 | 13.03 | §31, ответить на вопросы 1-5 | ||
76. | Общение как обмен информацией | 1 | 18.03 | работа с текстом (С1-С4) | ||
77. | Общение как взаимодействие | 1 | 20.03 | §32, ответить на вопросы 1-4 | ||
78. | Общение как взаимодействие | 1 | 20.03 | написать план С8 | ||
79. | Общение как понимание | 1 | 1.04 | §33, заполнить сравнительную таблицу по теме | ||
80. | Общение как понимание | 1 | 3.04 | индивидуальные задания | ||
81. | Малые группы | 1 | 3.04 | §34, ответить на вопросы 1-4 | ||
82. | Малые группы | 1 | 8.04 | работа с текстом (С1-С4) | ||
83. | Групповая сплоченность и конформное поведение | 1 | 10.04 | §35, письменно ответить на вопросы | ||
84. | Групповая сплоченность и конформное поведение | 1 | 10.04 | устно 2 термина в формате С5 | ||
85. | Групповая дифференциация и лидерство | 1 | 15.04 | §36, пересказ по вопросам | ||
86. | Групповая дифференциация и лидерство | 1 | 17.04 | работа с текстом (С1-С4) | ||
87. | Семья как малая группа | 1 | 17.04 | §37, ответить на вопросы 1-7 | ||
88. | Семья как малая группа | 1 | 22.04 | работа с текстом (С1-С4) | ||
89. | Антисоциальные и криминальные молодежные группы | 1 | 24.04 | §38, , повторить термины по теме (С5) | ||
90. | Антисоциальные и криминальные молодежные группы | 1 | 24.04 | индивидуальные сообщения с презентациями | ||
91. | Конфликт в межличностных отношениях | 1 | 29.04 | §39, составить схему ответа | ||
92. | Конфликт в межличностных отношениях | 1 | (1.05) 29.04 | написать план С8 | уплотняем с уроком 92 | |
93. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и межличностные отношения» | 1 | (1.05) 6.05 | подготовиться к тестированию по теме «Личность и межличностные отношения» | уплотняем с уроком 94 | |
94. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и межличностные отношения» | 1 | 6.05 | подготовиться к тестированию по теме «Личность и межличностные отношения» | ||
95. | Тестирование в форме ЕГЭ по теме «Личность и межличностные отношения» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 8.05 | повторить тему «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | |
96. | Тестирование в форме ЕГЭ по теме «Личность и межличностные отношения» | 1 | 8.05 | повторить тему «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | ||
Повторение пройденного в 10 классе | 9 ч | |||||
97. | Повторение темы «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 13.05 | повторить тему «Общество и человек» | |
98. | Повторение темы «Общество и человек» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 15.05 | повторить тему «Деятельность как способ существования людей» | |
99. | Повторение темы «Деятельность как способ существования людей» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 15.05 | повторить тему «Сознание и познание» | |
100. | Повторение темы «Сознание и познание» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 20.05 | повторить тему «Личность и межличностные отношения» | |
101. | Повторение темы «Личность и межличностные отношения» | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 22.05 | повторить критерии к написанию эссе | |
102. | Эссе по пройденному материалу | 1 | написание эссе (С9) | 22.05 | подготовиться к тестированию | |
103. | Эссе по пройденному материалу | 1 | 27.05 | подготовиться к тестированию | ||
104. | Итоговое тестирование в форме ЕГЭ | 1 | выполнение заданий в форме ЕГЭ | 29.05 | повторить пройденный материал | |
105. | Итоговое тестирование в форме ЕГЭ | 1 | 29.05 | повторить пройденный материал |
4. Содержание учебного курса
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и
профессиональная деятельность (16 ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Раздел II. Общество и человек (24 ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Раздел III. Деятельность как способ существования людей (10 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Раздел IV. Сознание и познание (18 ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Раздел V. Личность. Межличностные отношения (28 ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Повторение пройденного в 10 классе (9 ч)
5. Формы и средства контроля
1. Тематические тесты
2. Итоговые тесты в форме ЕГЭ
Входной контроль
Вариант 1
А1 Признаком любого государства является:
1) разделение властей; 2) наличие многопартийности;
3) преследование инакомыслящих; 4) единая система законов.
А2 Разновидностью формы правления является:
1) монархия; 2) федерация;
3) унитарное государство; 4) тоталитарное государство.
А3 Верны ли следующие суждения о функциях государства?
А. Обеспечение обороноспособности - одна из основных внутренних функций государства.
Б. К внешним функциям государства относится охрана общественного порядка.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А4 Круг избирателей, голосующих на выборах за какую-либо политическую силу, называется:
1) референдум; 2) электорат;
3) конфедерация; 4) гражданство.
А5 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Важнейшим принципом гражданского общества является индивидуальная свобода и самостоятельность личности.
Б. Предпосылкой формирования гражданского общества выступает жесткий контроль государства за всеми сферами жизни.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А6 Политические партии, выступающие за сохранение существующего строя, называются:
1) массовые; 2) революционные;
3) консервативные; 4) левые.
А7 Петр после окончания государственной школы решил продолжить образование и поступил в институт. Какие права он реализовал этим поступком?
1) Личные; 2) культурные;
3) социально-экономические; 4) политические.
А8 Знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним, называются:
1) норма права; 2) правовая культура;
3) конституция; 4) юридическая ответственность.
А9 Верны ли следующие суждения о нормах семейного права?
А. По закону родители обязаны содержать и воспитывать детей, заботиться об их здоровье и образовании.
Б. Ребенок имеет полное право в семье пользоваться и распоряжаться имуществом родителей.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А10 Гражданка С. получила от родственников в наследство автомобиль. Эта ситуация регулируется нормами:
1) административного права; 2) уголовного права;
3) семейного права; 4) гражданского права.
А11 Какие из описанных ниже действий являются преступлением и наказываются по нормам Уголовного кодекса РФ?
1) Гражданин М. не оплатил проезд в пригородной электричке;
2) гражданка К. в срок не отдала долг своей подруге;
3) гражданин Н. сделал в милицию ложное сообщение о готовящемся террористическом акте;
4) гражданин С. не явился на работу без уважительной причины.
А12 Какая религия не является монотеистической?
1) Язычество; 2)буддизм;
3) ислам; 4) христианство.
А13 Верны ли следующие суждения о художественной культуре?
А. Художественная культура и искусство выполняют познавательную функцию.
Б. Субъектом художественной культуры выступает человек, читающий, смотрящий и слушающий новые произведения.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А14 Авторская культура, имеющая очень широкую аудиторию, и подверженная моде, называется:
1) массовая культура; 2) контркультура;
3) элитарная культура; 4) народная культура.
А15 Общей чертой образования и науки является:
1) принадлежность к политической сфере общества;
2) выработка и систематизация знаний о природе и обществе;
3) принадлежность к духовной сфере общества;
4) вера в сверхъестественное.
В1 Найдите черты сходства и отличия моральных и правовых норм.
1) Регулируют поведение людей;
2) исходят от государства и являются выражением его официальной воли;
3) изменяются с развитием общества;
4) охраняются только общественным мнением;
5) регулируются определенными санкциями.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
В2 Найдите в предложенном списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
1)Труд;
2) защита Отечества;
3) бережное отношение к памятникам культуры;
4) участие в выборах в государственные органы власти;
5) бережное отношение к природе.
Номера, под которыми указаны конституционные обязанности, выпишите в порядке возрастания.
Ответ: ____________________
В3 Соотнесите органы государственной власти и их функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ | ФУНКЦИИ |
А) Президент РФ. Б) Федеральное собрание РФ. В) Правительство РФ. Г) Правоохранительные органы. | 1) Обеспечивает безопасность личности и государства. 2) Принимает государственный бюджет. 3) Назначает Председателя Правительства РФ. 4) Возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В4 Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «право».
Юридическая норма, закон, юриспруденция, многопартийность, санкция.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: _______________
В5 В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Какой принцип отношений между государством и его гражданами вы бы лично поддержали?»
Результаты опросов представлены в таблице.
Количество голосов опрошенных (в % ) | |||
1990 | 1997 | 2008 | |
Люди должны пойти на некоторые жертвы ради блага государства | 7 | 6 | 5 |
Государство должно больше заботиться о людях | 57 | 68 | 82 |
Люди должны проявить инициативу и сами заботиться о себе | 25 | 18 | 12 |
Затруднились ответить | 11 | 8 | 1 |
Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер(-а).
1) Более половины опрошенных считают, что государство должно больше заботиться о людях;
2) число затруднившихся ответить и считающих, что люди должны сами заботиться о себе, примерно одинаково;
3) каждый двадцатый опрошенный россиянин полагает, что люди должны пойти на некоторые жертвы ради интересов государства;
4) в два раза выросло число опрошенных, считающих, что государство должно больше заботиться о людях;
5) постоянно увеличивается число опрошенных, выступающих за проявление инициативы самими людьми.
Ответ: _______
Вариант 2
А1. Что относится к глобальным проблемам народонаселения?
1) сокращение числа видов растений и животных
2) угроза войны с применением ядерного оружия
3) рост потребления энергии наиболее развитыми странами мира
4) перенаселенность ряда развивающихся стран
А2. Владимир работает инженером. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. Он добрый, трудолюбивый человек. Все это характеризует Владимира как
1) личность 2) индивида
3) гражданина 4) специалиста
А3. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность свойственна человеку и всем животным.
Б. Деятельность осуществляется по преимуществу сознательно.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Что отличает науку от других областей культуры?
1) обращение к сверхъестественным силам
2) разработка и использование художественных образов
3) направленность на получение достоверных знаний о мире и человеке
4) стремление к воспитательному воздействию на человека и общество
А5. Г. - восьмиклассник гимназии с углубленным изучением иностранных языков. В свободное время он увлекается авиамоделированием. На какой ступени образования находится Г.?
1) начальное профессиональное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) общее образование
4) среднее профессиональное образование
А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство отражает действительность в художественных образах.
Б. Произведения искусства обращены к эмоциям, жизненным принципам и ценностям человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что относят к факторам производства?
1) сооружения, капитал, предпринимательские способности
2) труд, землю, капитал, информацию
3) деньги, природу, предпринимательские способности
4) ресурсы, деньги, людей, информацию
А8. Что является целью разработки и принятия государственного бюджета?
1) управление государственными предприятиями
2) финансирование армии, социальной сферы
3) сбор налогов с граждан и предприятий
4) планирование финансовой деятельности государства
А9. В стране Р. цены на основные потребительские товары и услуги в течение трех месяцев выросли на 67%, причем их качество не изменилось. Также увеличились цены ресурсов производства. Какое экономическое явление проявилось в стране Р.?
1) производство 2) конкуренция
3) инфляция 4) распределение
А10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственно многообразие форм собственности.
Б. В условиях рыночной экономики осуществляется централизованное распределение факторов производства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Малой социальной группой является(-ются)
1) компания друзей 2) студенты университета
3) население города 4) покупатели магазина
А12. Члены семьи А. каждое воскресенье вместе посещают супермаркет и производят закупки необходимых продуктов на неделю. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
1) воспитательная 2) хозяйственно-бытовая
3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная
А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус - это определенное положение человека в обществе.
Б. Все социальные статусы человек получает от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Что является примером политической власти?
1) руководство фирмой
2) власть продюсера поп-группы
3) власть главы семьи над домочадцами
4) полномочия депутата парламента
А15. Что отличает право от других социальных норм?
1) отражение художественных вкусов и предпочтений общества
2) использование силы общественного мнения
3) использование авторитета и принудительной силы государства
4) опора на представления о добре и зле
В1. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного общества с индустриальным, а также черты отличия традиционного от индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) наличие искусства, религии 2) массовое промышленное производство
3) уровень развития науки 4) наличие государства, законов
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. В стране Л. был проведен опрос общественного мнения. Гражданам было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании личности?» Были получены следующие результаты (в %):
Природные задатки – 17%
Семья – 23%
Школа – 32%
Средства массовой информации – 18%
Затруднились ответить – 10 %
Какой вывод можно сделать на основе полученных данных?
1) Ведущую роль средств массовой информации признали около одной пятой части опрошенных.
2) Назвали школу в качестве ведущего фактора становления личности около трети опрошенных.
3) Фактор природных задатков набрал наименьшее число голосов опрошенных.
4) Затруднились в ответе на заданный им вопрос более трети опрошенных.
5) Среди лидирующих в формировании личности позиций опрошенные граждане указали школу и семью.
Ответ: ___________ .
В3. Установите соответствие между примерами социальных групп и критериями их выделения. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП | КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУПП |
А) москвичи Б) коммунисты В) учителя Г) австралийцы Д) избиратели | 1) политический 2) территориальный (поселенческий) 3) профессиональный |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
В4. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к необходимым условиям существования командной экономики.
1) конкуренция
2) государственная собственность
3) централизованное планирование
4) дефицит товаров и услуг
5) директивные цены
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ:________________
В5. Восстановите правильную последовательность действий гражданина по устройству на работу.
1) получение информации о вакансии
2) подписание трудового договора (контракта)
3) размещение резюме на специализированном интернет-сайте
4) приглашение на переговоры о трудовых обязанностях, условиях труда и размере заработной платы
5) составление резюме
Ответ ____________________________
Итоговое тестирование в форме ЕГЭ
Вариант 1
Часть 1
А1. Определение: «Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей» относится к понятию
1) общество 3) класс
2) цивилизация 4) формация
А2. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности, называются
1) характером 3) способностями
2) эмоциями 4) темпераментом
А3. К духовной культуре не относится
1) мифология 3) религия
2) архитектура 4) искусство
А4. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура - порождение технического прогресса.
Б. Массовая культура не связана с коммерческой прибылью.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А5. Предметом изучения экономики как науки является
1) обмен продуктами питания
2) оформление трудового договора
3) разработка принципов распределения ресурсов
4) изобретение ресурсосберегающих технологий
А6. Известный профессор-биолог передал в дар университетской библиотеке свою коллекцию книг о бабочках. Данный пример иллюстрирует право собственника
1) владеть 3) потреблять
2) пользоваться 4) распоряжаться
А7. Доход, получаемый собственником от использования земли, называется
1) пошлиной 3) рентой
2) прибылью 4)дивидендом
А8. На рисунке отражено изменение спроса на услуги частных медицинских клиник на соответствующем рынке (линия спроса переместилась в новое положение). (Р – цена услуг, Q – количество услуг).
Это перемещение может быть связано прежде всего со (с)
1) снижением налогов с частных клиник 2) рекламой средств нетрадиционной медицины
3) открытием ряда муниципальных клиник 4) увеличением числа частных клиник
А9. Верны ли следующие суждения о путях развития производства?
А. Увеличить объемы производства в стране возможно, если расширить объемы использования экономических ресурсов.
Б. Увеличить объемы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. Социальное неравенство выражается в
1) изменении социального статуса человека
2) разном доступе к социальным благам
3) многообразии социальных норм
4) особенностях поведения людей
А11. Примером вертикальной социальной мобильности является
1) переезд человека на новое место жительства
2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином
3) получение рабочим водительских прав
4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк
А12. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Социальные отношения - это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.
Б. Социальные отношения - это политические и экономические отношения между социальными группами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А13. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Б. Политика - это особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А14. Главным институтом политической системы общества является (-ются)
1) политические партии 2) государство
3) профсоюзы 4) различные общественные организации
А15. Важнейшим принципом идеологии либерализма является
1) справедливое перераспределение плодов рыночной экономики в пользу нуждающихся
2) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного труда
3) абсолютная ценность человеческой личности
4) нежелательность резкого переустройства общества
А16. К общим принципам, лежащим в основе гражданского общества, не относится
1) равенство всех перед законом и судом
2) легитимность и демократический характер власти
3) свобода слова и печати
4) единая форма собственности
А17. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть.
Б. Все партии делятся только по классовому признаку.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А18. Нормы гражданского права применяются
1) если необходимо определить размеры алиментов
2) если нарушены правила поведения в общественных местах
3) в случае забастовки шахтеров
4) в случае обмена жилой площади
А19. Гражданской дееспособности гражданин может быть лишен
1) местной администрацией 2) районным отделом внутренних дел
3) судом 4) психоневрологическим диспансером
А20. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право - это совокупность всех правовых явлений, то есть правовая система.
Б. Право - это система правовых (юридических) норм.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: ________________________
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «гражданское общество».
1) Убеждение; 2) свободный индивид; 3) власть; 4) церковь; 5) традиция, 6) парламент.
Найдите два термина, выпадающие из этого ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
В3. Установите соответствие между видами проступков и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ПРОСТУПКОВ | ПРИМЕРЫ ПРОСТУПКОВ | |||
1) административный проступок 2) гражданско-правовой проступок 3) дисциплинарный проступок | А) неисполнение договора аренды Б) несоблюдение правил дорожного движения В) оскорбление чести и достоинства человека Г) нарушение правил внутреннего трудового распорядка Д) нарушение авторского права | |||
А | Б | В | Г | Д |
В4. Найдите в приведенном списке элементы политической культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) правосознание
2) ресурсы власти
3) эмоциональное отношение человека к политике
4) субъекты и объекты политических взаимодействий
5) тип электорального поведения
6) знания о политической системе общества
Цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: ________________ .
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм и ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать ______ (А), является групповая _____ (Б). Каждой группе присущ социально-психологический ______ (В) - качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы также являются ее ценностно-личностные _____ (Г) - свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _____ (Д). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______ (Е) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов».
1) сплоченность 2) норма 3) разобщенность
4) ориентация 5) традиция 6) совместимость
7) взаимоотношение 8) лидерство 9) климат
А | Б | В | Г | Д | Е |
В7. Найдите в приведённом списке проявления экономической (хозяйственной) деятельности людей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство новой транспортной развязки
2) выборы депутатов парламента
3) изменение ставки банковского процента
4) оказание парикмахерских услуг
5) репетиция новой пьесы в театре
6) покупка в кредит квартиры
Ответ: ___________
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Юридическое лицо; 2) производственный кооператив; 3) унитарное предприятие; 4) общественный фонд; 5) потребительский кооператив.
Ответ: ___________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
С4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
С6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Малая социальная группа и ее роль в обществе». Составьте план, в соответствии с которым с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант 2
Часть 1
А1. К общественным отношениям не относится
1) оформление документов при приеме на работу
2) прогулка по лесу с собакой
3) проведение забастовки работниками предприятия
4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
А2. К субкультурам не относится
1) классовая культура 2) общенациональная культура
3) профессиональная культура 4) молодежная культура
А3. Что не относится к телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?
1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.)
2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение)
3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки
4) наличие объемного мозга
А4. Верны ли следующие суждения об особенностях социального познания?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А5. Понятие «экономика» первоначально означало
1) управление сельским поместьем 2) искусство ведения домашнего хозяйства
3) натуральный обмен 4) денежное обращение
А6. Дефицит государственного бюджета - это
1) неспособность выплатить внешний долг государства
2) превышение государственных расходов над доходами
3) превышение доходов государства над расходами
4) сокращение налоговых поступлений
А7. Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на
1) рынке сырья и материалов 3) фондовом рынке
2) рынке товаров и услуг 4) рынке труда
А8. На рисунке отражены изменения предложения тропических фруктов на соответствующем рынке (линия предложения переместилась в новое положение). (Р – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано с
1) уменьшение затрат производителей на фрукты 2) повышением доходов потребителей
3) повышением пошлин на импорт фруктов 4) высоким урожаем тропических фруктов
А9. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночная экономика создает возможность расширения границ демократических свобод в обществе.
Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется
1) поступком 3) кооперацией
2) конфликтом 4) конкуренцией
А11. Признак, который лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане
1) политический 3) профессиональный
2) территориальный 4) социально-классовый
А12. Верны ли следующие суждения об основаниях выделения социальных групп?
А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.
Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А13. Политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка, называется
1) политическим движением 3) государством
2) профсоюзом 4) политической партией
А14. Что отличает демократический режим?
1) периодические свободные выборы
2) наличие представительных органов власти
3) однопартийная система
4) государственная цензура СМИ
А15. К принципам правового государства относится (-ятся)
1) разделение властей
2) верховенство государства в жизни общества
3) приоритет общества и государства над личностью
4) все перечисленные
А16. Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?
А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство - это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, в некотором смысле и цель в себе».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А17. К дисциплинарным проступкам не относится (-ятся)
1) нарушение правил уличного движения
2) нарушение правил внутреннего распорядка
3) нарушение воинской дисциплины
4) все перечисленные
А18. Какие правовые отношения регулируются нормами гражданского права?
1) вынесение приговора
2) установление авторства произведения
3) предоставление ежегодного отпуска
4) присвоение звания «Заслуженный артист Российской Федерации»
А19. К видам административных правоотношений не относятся
1) правоотношения, возникающие в связи с жалобами и обращениями граждан в органы государственного управления
2) правоотношения внутри органов государственного управления
3) правоотношения, возникающие в связи с совершением правонарушений в области общественного порядка
4) правоотношения между коммерческими юридическими лицами
А20. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право - это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации.
Б. Право - это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2 (В)
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: ______________________________
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) Социальная норма; 2) санкция; 3) эксперимент; 4) гипотеза; 5) добрый поступок; 6) свободный выбор.
Найдите два термина, выпадающие из этого ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
В3. Установите соответствие между социальными слоями современного общества и их представителями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ | СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ | |||
А) врачи Б) крупные бизнесмены В) безработные Г) квалифицированные служащие Д) политические лидеры | 1) верхний класс 2) средний класс 3) низший класс | |||
А | Б | В | Г | Д |
В4. Найдите в приведенном списке принципы демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) принцип суверенитета народа
2) принцип монополизации власти
3) принцип представительства
4) принцип господства одной правящей идеологии
5) принцип большинства
6) принцип неограниченности власти
Цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: __________________________ .
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К каналам, или «_____» (А), социальной мобильности относят следующие социальные ____ (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную ___ (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ___ (Г), - социальный ______ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной _______ (Е)».
1) статус 4) лестница 7) лифт
2) селекция 5) институт 8) стиль
3) карьера 6) классификация 9) стратификация
А | Б | В | Г | Д | Е |
В7. Менеджер автомобильного концерна уехал из города Z в город Y на двухлетнюю стажировку в известной компании. Он будет в городе Y работать в той же должности, что и в городе Z, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая
3) миграция 4) горизонтальная
5) нисходящая 6) межпоколенная
Ответ: ___________
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Описание; 2) метод; 3) наблюдение; 4) интервьюирование; 5) эксперимент.
Ответ: ___________
Часть 3 (С)
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … >
С1. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
С2. Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения) согласно закону могут послужить основанием привлечения каждого из родителей судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
С3. Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.
С4. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политических партиях.
С6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ключи
Входной контроль
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | |
Вар. 1 | |||||||||||||||
Вар. 2 |
Вар. 1 | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
Вар. 2 |
Итоговое тестирование в форме ЕГЭ
Вариант 1
Часть 1
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
А1 | 1 | А11 | 2 |
А2 | 3 | А12 | 3 |
А3 | 2 | А13 | 3 |
А4 | 1 | А14 | 2 |
А5 | 3 | А15 | 3 |
А6 | 4 | А16 | 4 |
А7 | 3 | А17 | 1 |
А8 | 3 | А18 | 4 |
А9 | 3 | А19 | 3 |
А10 | 2 | А20 | 3 |
Часть 2
№ вопроса | Правильный ответ |
В1 | Факторы |
В2 | 36 |
В3 | 21232 |
В4 | 356 |
В5 | 12313 |
В6 | 769412 |
В7 | 1346 |
В8 | 1 |
Вариант 2
Часть 1
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
А1 | 2 | А11 | 2 |
А2 | 2 | А12 | 3 |
А3 | 1 | А13 | 3 |
А4 | 2 | А14 | 1 |
А5 | 2 | А15 | 1 |
А6 | 2 | А16 | 1 |
А7 | 2 | А17 | 1 |
А8 | 3 | А18 | 2 |
А9 | 3 | А19 | 4 |
А10 | 3 | А20 | 1 |
Часть 2
№ вопроса | Правильный ответ |
В1 | Оборотный |
В2 | 34 |
В3 | 21321 |
В4 | 135 |
В5 | 32311 |
В6 | 752419 |
В7 | 134 |
В8 | 2 |
Критерии оценивания работ по обществознанию (% правильно выполненных заданий):
«5» - 95-100%
«4» - 75-94%
«3» - 45-74%
«2» - менее 45%
Литература
Основная литература:
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
- Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
- Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).
- Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
Дополнительная литература:
- Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
- Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 224 с.
- Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 488 с.: ил.
- Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. - 66 с.
- Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
- Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
- Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
- Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. – М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 607 с. – (Gaudeamus).
- Политология: учебник для студентов вузов / Под ред В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
- Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 11 класс, профильный уровень
Программа включает изучение двух разделов математики: алгебра и начала математического анализа и геометрия по учебным пособиям:а) УМК Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. «Алгебра и начала математического...
рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень
Рабочая программа по учебному предмету обществознание 11 класс профильный уровень учебник Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов (профильный уровень) и государственного образовательного стандарта 2004, авторской про...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, ав...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, ав...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по химии в 10 классе разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) 2006 г., авторской ...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 11 класс (профильный уровень) 2017
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Химия.(2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования ...