Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, авторской программы Г.Я.Мякишева.
Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 170 ч из расчёта 5 ч в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_fizike_11_prof.doc | 555.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: на заседании ОМО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________ 20__г Руководитель ОМО ______________ | Согласовано: На МС, руководитель _____ ________________ «___» _________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: _____ _________________ «___» ____________ 20__г |
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
3 ступень обучения 11 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике для 10 - 11 классов и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта, авторской программы Г.Я.Мякишева.
Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 170 ч из расчёта 5 ч в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Преимущественной целью обучения физике является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для профильного уровня.
Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к сомообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору .анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
1. Магнитное поле
2. Электромагнитные колебания и волны
3. Квантовая физика
4.Строение Вселенной
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: индукция магнитного поля, взаимодействие магнитов и токов, закон ЭМИ, колебательный контур и его характеристики, электромагнитное поле, электромагнитная природа света, СТО, линзы, построение изображений в линзах, фотоэффект и его законы, атом и атомное ядро, атомные спектры, энергия связи ядра, радиоактивные превращения, строение Вселенной.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Х. К. Эрстеда, А. М. Ампера, М. Фарадея, Г. Герца, П. Н. Лебедева, А. С. Попова, И. Ньютона, Х. Гюйгенса, Т. Юнга, М. Планка, А. Г. Столетова, Н. Бора, М. и П. Кюри, А. Эйнштейна, И. В. Курчатова, Э. Хаббла.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Цели обучения физике в курсе 11 класса:
- освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и др творческих работ;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участия школьников в проектной деятельности в организации и проведении учебно – исследовательской работы; развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательного деятельности для решения задач творческого и познавательного характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения ЗУН при сохранении единой содержательной основы курса внедрение групповых методов работы, творческих заданий в том числе методике исследовательских проектов.
Цель УИД – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
При изучении физики с старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала – от единичного к общему и всеобщему от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее – общее – единичное».
Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, применения модульной системы, широкого внедрения ПИД в учебный процесс, множества уроков Р/З, применении зачётной системе по основным блокам, а также в разработке лабораторных работ учителем (согласно требованиям примерной программы).
Содержание образования
Магнитное поле (22 ч)
Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Закон Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.
Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации:
Магнитное взаимодействие токов.
Магнитные свойства вещества.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Лабораторные работы:
Проверка правила Ленца
Изучение явления ЭМИ
Электромагнитные колебания и волны (83 ч)
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.
Демонстрации:
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Интерференция света.
Дифракция света.
Полное внутреннее отражение света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Спектроскоп.
Фотоаппарат.
Проекционный аппарат.
Микроскоп.
Лупа.
Телескоп.
Лабораторные работы:
Измерение показателя преломления стекла
Определение опитческой силы и фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы
Сборка модели трубы Кеплера
Сборка модели трубы Галилея
Сборка модели микроскопа
Наблюдение дифракции и дисперсии света
Измерение длины световой волны
Квантовая физика (38)
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П. Н. Лебедева и С. И. Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.
Демонстрации:
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Камера Вильсона.
Фотографии треков заряженных частиц.
Лабораторные работы:
Изучение треков элементарных частиц по фотографии
Строение Вселенной (17 ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Демонстрации:
Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.
Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.
Фотографии галактик.
Наблюдения:
Наблюдение солнечных пятен.
Обнаружение вращения Солнца.
Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.
Компьютерное моделирование движения небесных тел.
Учебно-тематический план
5 часов в неделю, всего - 170 ч.,
в том числе резерв - 10 часов
Количество: К/Р: 8 Л/Р: 10 Зачётов: 3
Сроки (примерн) | Тема | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р |
Магнитное поле | 22 | 2 | 2 | |
Электромагнитные колебания и волны | 83 | 7 | 4 | |
Квантовая физика | 38 | 1 | 2 | |
Строение Вселенной | 17 | |||
Резерв | 10 | |||
Итого | 170 | 10 | 8 |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | л/р | к/р | дата | |
примерн | фактич | |||||
1 четверть (9 нед*5ч=45ч) | ||||||
1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле | 1 | ||||
2 | Магнитное поле и его характеристики | 1 | ||||
3 | Закон Ампера и его применение | 1 | ||||
4 | Р/З: Сила Ампера | 1 | ||||
5 | Сила Лоренца | 1 | ||||
6 | Р/З: Сила Лоренца | 1 | ||||
7 | Магнитные свойства вещества | 1 | ||||
8 | Р/З: Магнитное поле | 1 | ||||
9 | Р/З: Эл заряд. Эл/маг поле | 1 | ||||
10 | К/Р № 1: Электрический заряд. Эл/маг поле | 1 | 1 | |||
11 | Открытие эл/маг индукции. Правило Ленца | 1 | ||||
12 | Л/Р № 1: Проверка правила Ленца | 1 | 1 | |||
13 | Закон эл/маг индукции | 1 | ||||
14 | Л/Р № 2: Изучение явления эл/маг индукции | 1 | 1 | |||
15 | Вихревое эл поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках | 1 | ||||
16 | Самоиндукция. Индуктивность | 1 | ||||
17 | Энергия магнитного поля тока. Эл/маг поле | 1 | ||||
28 | Р/З: Энергия магнитного поля тока. Самоиндукция | 1 | ||||
19-20 | Р/З: Эл/маг индукция | 2 | ||||
21 | Зачёт: Эл/маг индукция | 1 | ||||
22 | К/Р № 2: Эл/маг индукция | 1 | 1 | |||
23 | Мех колебания. Динамика колебательного движения | 1 | ||||
24 | Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях | 1 | ||||
25 | Резонанс | 1 | ||||
26-28 | Р/З: Механические колебания | 3 | ||||
29 | Эл/маг колебания. Колебательный контур. Уравнение колебательного контура | 1 | ||||
30 | Переменный эл ток | 1 | ||||
31-32 | Р/З: Эл/маг колебания | 2 | ||||
33 | Сопротивление в цепи переменного тока | 1 | ||||
34 | Автоколебания | 1 | ||||
35-36 | Р/З: Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока | 1 | ||||
37-39 | Р/З: Резонанс. Эл/маг колебания | 3 | ||||
40 | Производство, передача и использование эл энергии | 1 | ||||
41 | Р/З: Трансформатор | 1 | ||||
42-43 | Р/З: Эл/маг колебания. Переменный ток | 2 | ||||
44-45 | Р/З: Механические и эл/маг колебания | 2 | ||||
II ч е т в е р т ь (7 нед*5ч=35ч) | ||||||
46 | Зачёт: Мех и эл/маг колебания | 1 | ||||
47 | К/Р № 3: Механические и эл/маг колебания | 1 | 1 | |||
48 | Волновые явления | 1 | ||||
49 | Характеристики мех волн. Уравнение бегущей волны | 1 | ||||
50 | Волны в среде. Звуковые волны | 1 | ||||
51-52 | Р/З: Механические волны | 2 | ||||
53 | Эл/маг волны. Свойства эл/маг волн | 1 | ||||
54 | Плотность потока эл/маг излучения | 1 | ||||
55 | Создатели беспроводной связи. Радио | 1 | ||||
56 | Принципы радиосвязи | 1 | ||||
57 | Распространение радиоволн | 1 | ||||
58 | Влияние искусственных и естественных эл/маг колебаний на живые организмы | 1 | ||||
59 | Обобщающий познавательно – развлекательный урок: Мех и эл/маг волны | 1 | ||||
60 | К/Р № 4: Механические и эл/маг волны | 1 | 1 | |||
61 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света | 1 | ||||
62 | Закон отражения света | 1 | ||||
63 | Закон преломления света | 1 | ||||
64 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | ||||
65 | Полное отражение | 1 | ||||
66 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | ||||
67 | Л/Р № 3: Измерение показателя преломления стекла | 1 | 1 | |||
68 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | ||||
69 | Линза. Построение в линзах | 1 | ||||
70 | Р/З: Собирающая линза | 1 | ||||
71 | Р/З: Рассеивающая линза | 1 | ||||
72 | Л/Р № 4: Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы | 1 | 1 | |||
73 | Р/З: Собирающая и рассеивающая линзы | 1 | ||||
74 | Глаз. Лупа | 1 | ||||
75 | Л/Р № 5: Сборка модели трубы Кеплера Л/Р № 6: Сборка модели трубы Галилея Л/Р № 7: Сборка модели микроскопа | 1 | 3 | |||
76-78 | Р/З: Оптика | 3 | ||||
79 | Зачёт: Законы отражения и преломления света | 1 | ||||
80 | Дисперсия света | 1 | ||||
III ч е т в е р т ь (10 нед*5ч = 50 ч) | ||||||
81 | Интерференция и её применение | 1 | ||||
82 | Дифракция света | 1 | ||||
83 | Дифракционная решётка | 1 | ||||
84 | Л/Р № 8: Наблюдение дифракции и дисперсии света | 1 | 1 | |||
85 | Л/Р № 9: Измерение длины световой волны | 1 | 1 | |||
86 | Поперечность световых волн. Поляризация света | 1 | ||||
87-88 | Р/З: Дифракционная решётка | 2 | ||||
89 | Р/З: Оптика | 1 | ||||
90 | Урок – игра: Оптика | 1 | ||||
91 | К/Р № 5: Оптика | 1 | 1 | |||
92 | Постулаты СТО | 1 | ||||
93 | Пространство и время в СТО | 1 | ||||
94 | Релятивистская динамика | 1 | ||||
95 | Энергия в СТО | 1 | ||||
96-97 | Р/З: Основы СТО | 2 | ||||
98 | К/Р № 6: Релятивистская динамика | 1 | 1 | |||
99 | Виды излучений. Источники света | 1 | ||||
100 | Спектры и спектральный анализ | 1 | ||||
101 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение | 1 | ||||
102 | Рентгеновские лучи | 1 | ||||
103 | Шкала эл/маг волн | 1 | ||||
104 | Игра «Что? Где? Когда» | 1 | ||||
105 | П/Р: Излучение и спектры | 1 | ||||
106 | Квантовая физика | 1 | ||||
107 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта | 1 | ||||
108 | Фотоны | 1 | ||||
109-110 | Р/З: Фотоэффект. Фотоны | 2 | ||||
111 | Фотоэлементы и их применение | 1 | ||||
112-113 | Р/З: Волновые и квантовые свойства света | 2 | ||||
114 | С/Р: Фотоэффект | 1 | ||||
115 | К/Р № 7: Волновые и квантовые свойства света | 1 | 1 | |||
116 | Давление света. Химическое действие света | 1 | ||||
117 | Планетарная модель атома | 1 | ||||
118 | Квантовые постулаты Бора | 1 | ||||
119 | Лазеры. Применение лазеров | 1 | ||||
120-121 | Р/З: Атомная физика | 2 | ||||
122 | Экспериментальные методы исследования элементарных частиц | 1 | ||||
123 | Л/Р № 10: Изучение треков элементарных частиц | 1 | 1 | |||
124 | Радиоактивность | 1 | ||||
125 | Модели строения атомного ядра | 1 | ||||
126 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада | 1 | ||||
127 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | ||||
128 | Энергия связи атомных ядер | 1 | ||||
129 | Р/З: Энергия связи атомных ядер | 1 | ||||
130 | Ядерные реакции. Деления ядер урана | 1 | ||||
131 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Ядерная энергетика | 1 | ||||
132-133 | Р/З: энергия связи. Дефект масс | 2 | ||||
134 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | ||||
135 | Термоядерные реакции | 1 | ||||
136 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Дозиметрия | 1 | ||||
137-138 | Р/З: Ядерная физика | 2 | ||||
139 | К/Р № 8: Ядерная физика | 1 | 1 | |||
I V ч е т в е р т ь (8 нед*5 ч = 40 ч) | ||||||
140 | Зарождение физики элементарных частиц | 1 | ||||
141 | Элементарные частицы, их классификация | 1 | ||||
142 | Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире | 1 | ||||
143 | Единая физическая картина мира | 1 | ||||
144 | Предмет астрономии | 1 | ||||
145 | Звёздное небо | 1 | ||||
146 | Строение Солнечной системы | 1 | ||||
147 | Система «Земля – Луна» | 1 | ||||
148 | Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) | 1 | ||||
149 | Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) | 1 | ||||
150 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры | 1 | ||||
151 | Общие сведения о Солнце. Солнце и жизнь Земли | 1 | ||||
152 | Звёзды и источники их энергии | 1 | ||||
153 | Наша Галактика. Другие Галактики | 1 | ||||
154 | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд | 1 | ||||
155 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | 1 | ||||
156 | Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов | 1 | ||||
157 | Жизнь и разум во Вселенной | 1 | ||||
158-160 | Защита рефератов по астрономии | 3 | ||||
161-170 | Повторение | 10 |
График контрольных и лабораторных работ
Магнитное поле
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 1: Проверка правила Ленца | № 1: Электрический заряд. Эл/маг поле | ||
№ 2: Изучение явления ЭМИ | № 2: ЭМИ |
Электромагнитные колебания и волны
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 3: Измерение показателя преломления стекла | № 3: Механические и эл/маг колебания | ||
№4: Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы | № 4: Механические и эл/маг волны | ||
№ 5: Оптика № 6: Релятивистская динамика | |||
№ 5: Сборка модели трубы Кеплера № 6: Сборка модели трубы Галилея № 7: Сборка модели микроскопа | |||
№ 8: Наблюдение дифракции и дисперсии света | |||
№9: Измерение длины световой волны |
Квантовая физика
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 10: Изучение треков элементарных частиц | № 7: Волновые и квантовые свойства света | ||
№ 8: Ядерная физика |
Строение Вселенной
л/р | прим. сроки | Защита рефератов (ПИД) | прим. сроки |
№1: 1 –я группа по темам + индивид | |||
№ 2: 2 –я группа по темам + индивид | |||
№ 3: 3 –я группа по темам + индивид |
Требования к уровню подготовки учащихся 11-х классов (базовый уровень):
должны знать/понимать: смысл понятий: элементарный заряд, магнитное и электрическое поле, электромагнитное поле, ЭМИ, электромагнитные волны, колебания, дифракция, интерференция, дисперсия, спектр, линзы, принципы радиосвязи, атом и атомное ядро, Солнечная система, звёзды, Галактики, Вселенная; смысл физических величин: сила тока, сопротивление, индукция, магнитный поток, индуктивность, показатель преломления, период дифракционной решётки, красная граница фотоэффекта, работа выхода, энергия связи атомного ядра; смысл физических законов: закон Ома, закон ЭМИ, законов распространения, преломления и отражения света, законы фотоэффекта, радиоактивности; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах.
Понимать сущность познания окружающего мира.
- Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать ещё неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости
Владеть основными понятиями и законами физики
- Формулировать основные физические законы
- Называть: основные структурные уровни строения вещества; фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира
- Приводить примеры: физических явлений и процессов; использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации
- Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
- Излагать основную суть прочитанного физического текста
- Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта, выдвижение гипотезы, моделирование объектов и процессов, формулировка теоретического вывода и его интерпретация, экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания)
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы…..
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся
1.Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика 11 класс. – М.: Просвещение 2010
2.Рымкевич А. П., Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Просвещение 2009
3.Степанова Г. Н., Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Просвещение 2009
Методические пособия
1.Волков В. А., Универсальные поурочные разработки по физике 10 - 11 класс. – М.: Вако 2007
2.Головин П. П., Фронтальные л/р по электродинамике. – Ишеевка: Импульс, 2007
3.Головин П. П, Демонстрационные опыты по электродинамике. – Ишеевка: Импульс, 2007
4.Попова В. А., Сборник элективный курсов 10 – 11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008
5.Москалёв А. Н., Готовимся к ЕГЭ. Физика. – М.: Дрофа, 2008
6.Фадеева А. А., Тренировочные задания, М.: Просвещение, 2005 – 2009
7.Ромашкевич А. И. Дидактические материалы 10 – 11 класс, М.: Просвещение, 2008
8.Кабардин О. Ф., Задания ля контроля знаний учащихся в средней школе по физике 7 – 11 класс, М.: Просвещение, 2010
12.Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно – педагогических средств, реализуемых с помощью ПК:
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
- Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
№п/п | Тема урока | Кол- во час | Тип урока | Элементы содержания | Цели | Вид Контроля. Измерители | Демонстрации | Д/З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I ч е т в е р т ь (9 нед*5ч=45ч) | ||||||||
О с н о в ы э л е к т р о д и н а м и к и (магнитное поле) 10 ч | ||||||||
1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле | 1 | Комбинированный | Замкнутый контур с током в маг поле. | Дать уч-ся представление о магнитном поле. | Фронтальный опрос с элементами беседы. | Опыт Эрстеда; движение проводников с током в маг поле; магнитное взаимодействие токов; силовые линии маг поля постоянного магнита и прямого тока | 1 |
2 | Магнитное поле и его характеристики. | 1 | Комбинированный | Вектор и линии магнитной индукции. Правило буравчика. Вихревое поле. | Сформировать представление о магнитном поле и его свойствах. Научить определять направление вектора магнитной индукции. | Фронтальный опрос с элементами беседы. | Спектры магнитных полей прямого тока, кругового, полосового магнита, соленоида | 2 |
3 | Закон Ампера и его применение | 1 | Комбинированный | Модуль вектора маг индукции. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. | Сформулировать закон Ампера и показать его практическую применимость. | Фронтальный опрос с элементами беседы. | Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель | 3-5 |
4 | Р/З: Сила Ампера | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Научить решать задачи по теме. Отработка практических навыков при решении задач. | Решение задач | - - - - - | |
5 | Сила Лоренца | 1 | Комбинированный | Действие маг поля на движущиеся заряды. Применение силы Лоренца. Принцип суперпозиции маг полей. | Установить силы, влияющие на подвижное заряженное тело в эл/маг поле. Указать св-ва силы Лоренца | Фронтальный опрос с элементами беседы. | Отклонение электронного пучка маг полем | 6 |
6 | Р/З: Сила Лоренца | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Научить решать задачи по теме. Отработка практических навыков при решении задач. | Решение задач | - - - - - | |
7 | Магнитные свойства вещества | 1 | Информац-развивающ | Магнитное поле Земли. Температура Кюри. Ферромагнетики. | Объяснит существование магнитных свойств вещества | Эвристическая беседа | Магнитные св-ва вещества | 7 |
8 | Р/З: Магнитное поле | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Научить решать задачи по теме. Отработка практических навыков при решении задач. | Решение задач | - - - - - | |
9 | Р/З: Эл заряд. Эл/маг поле | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Научить решать задачи по теме. Отработка практических навыков при решении задач. | Решение задач | - - - - - | |
10 | К/Р № 1: Электрический заряд. Электромагнитное поле | 1 | Контроль | Выполнение работы | Выявление уровня подготовленности по данной теме | Выполнение работы | - - - - - | |
О с н о в ы э л е к т р о д и н а м и к и (электромагнитная индукция) 11 ч | ||||||||
11 | Открытие эл/маг индукции. Правило Ленца. | 1 | Изучение новог матер | Магнитный поток. | Ознакомить уч-ся с явлением эл/маг индукции. | Эвристическая беседа | Электромагнитная индукция. Взаимодействие индукционного тока с магнитом | 8-10 |
12 | Л/Р № 1: Проверка правила Ленца | 1 | Твор-репр | Выполнение работы | Выполнить работу по инструкции согласно цели | Уметь пользоваться оборудованием | ----- | |
13 | Закон электромагнитной индукции Фарадея | 1 | Изучен новог матер | ЭДС индукции | Сформулировать закон эл/маг индукции | Эвристическая беседа | Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения маг потока | 11 |
14 | Л/Р № 2: Изучение явления эл/маг индукции | 1 | Творческ-репродукт | Выполнение работы | Выполнить работу по инструкции согласно цели | Уметь пользоваться оборудованием | - - - - - | |
15 | Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. | 1 | Комбинированный | Индукционные токи в массивных проводниках. Применение ферритов. Электродинамический микрофон. | Выяснить условия возникновения ЭДС в движущихся проводниках. | Эвристическая беседа. Сообщения уч-ся | Магнитная запись звука. | 12-14 |
16 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | Комбинированный | Аналогия между самоиндукцией и инерцией | Ознакомить с явлением самоиндукции | Фронтальный опрос с элементами беседы. Решение задач | Явление самоиндукции | 15 |
17 | Энергия магнитного поля тока. Эл/маг поле | 1 | Комбинированный | Возникновение маг поля при изменении маг поля. | Сформировать понятие «энергия маг поля», «эл/маг поле». | Фронтальный опрос с элементами беседы. Решение задач | Схемы по теме | 16-17 |
18 | Р/З: Энергия магнитного поля тока. Самоиндукция. | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Отработка практических навыков при решении задач | Решение задач | - - - - - | |
19 | Р/З: Эл/маг индукция | 1 | Применен знан | Решение задач по теме | Отработка практических навыков при решении задач | Решение задач | - - - - - | |
20 | Обобщение по теме «Эл/маг индукция» | 1 | Обобщен | Решение задач, тестов. | Проверка качества знания теории, формул | Решение задач, тестов, физ диктант, инд беседа | - - - - - | |
21 | Зачёт: ЭМИ | 1 | обобщен | Решение задач, тестов | Проверка качества знания теории, формул | Решение задач, тестов, физ диктант, инд беседа | - - - - - | |
22 | К/Р № 2: Эл/магнитная индукция | 1 | Контроль | Выполнение работы | Проверка знаний и умений | Выполнение работы | - - - - - | |
К о л е б а н и я и в о л н ы (механические колебания) 7 ч | ||||||||
23 | Мех колебания. Динамика колебательного движения. | 1 | Комбинир | Виды мех колебаний. Условия возникновения своб-х колебаний. Математический маятник. | Выяснить какие бывают виды мех колебаний и условия их возникновения. На примере матем маятника рассказать о динамике колебательного движения. | Фронтальный опрос с элементами беседы | Математический и пружинный маятники. Свободные и вынужденные колебания | 18-21 |
24 | Гармонические колебания. Превращение энергии при колебаниях. | 1 | Комбинир | Амплитуда. Период. Частота. Фаза. Формула Томсона. График колебаний. | Сформировать понятие «гармонические колебания». Научить работать с графиком колебаний. Доказать справедливость закона сохранения энергии. | Фронтальный опрос с элементами беседы. Решение задач. | Графики гармонических колебаний | 22-24 |
25 | Резонанс. | 1 | Комбинир | Применение резонанса и борьба с ним. | Сформулировать условие резонанса. Рассмотреть его применение. | Решение задач | Резонанс | 25-26 |
26 27 28 | Р/З: Механические колебания | 3 | Применен знан | Решение задач | Научить решать различные виды задач по теме (расчётные, экспериментальные..) | Решение задач | - - - - - | |
К о л е б а н и я и в о л н ы (эл/маг колебания) 11 ч | ||||||||
29 | Эл/маг колебания. Колебательный контур. Уравнение колебательного контура. | 1 | Изуч нов матер | Виды эл/маг колебаний. Превращение энергии. Формула Томсона. График. | Рассмотреть незатухающие эл колебания и превращения энергии в колебательном контуре. | Решение задач | Свободные эл/маг колебания. Осциллограмма переменного тока | 27-30 |
30 | Переменный эл ток. | 1 | Изуч нов матер | Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. | Дать понятие переменного тока | Беседа. Решение задач | Осциллограмма переменного тока | 31-32 |
31 32 | Р/З: Эл/маг колебания | 2 | Применен знан | Решение задач | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
33 | Сопротивление в цепи переменного тока | 1 | Комбинир | Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. | Рассмотреть цепь переменного тока с резистором, конденсатором и катушкой индуктивности | Конденсатор и катушка в цепи переменного тока | 33-34 | |
34 | Автоколебания. | 1 | Комбинир | Резонанс в эл цепи. Генератор на транзисторе. | Рассмотреть незатухающие колебания | Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Сложение гармонических колебаний. Генератор переменного тока. | 35-36 | |
35 36 | Р/З: Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока | 2 | Применен знан | Решение задач, тестов.. | Научить решать задачи по данной теме | Решение задач | - - - - - | |
37 38 39 | Р/З: Резонанс. Эл/маг колебания. | 3 | Применен знан | Решение задач, тестов.. | Научить решать задачи по данной теме | Решение задач | - - - - - | |
К о л е б а н и я и в о л н ы (производство передача и использование эл энергии) 8 ч | ||||||||
40 | Производство, передача и использование эл энергии. | 1 | Комбинир (Семинар) | Трансформаторы. Устройство и назначение. Солнечная энергия | Рассмотреть производство, передачу и эффективное использование эл энергии. Работу трансформатора. | Эвристическая беседа. Сообщения уч-ся. Решение задач. | Трансформатор. Солнечная батарея | 37-41 |
41 | Р/З: Трансформатор | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
42 43 | Р/З: Эл/маг колебания. Переменный ток. | 2 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
44 45 | Р/З: Механические и эл/маг колебания | 2 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
II ч е т в е р т ь (7 нед*5ч=35ч) | ||||||||
46 | Зачёт: «Мех и эл/маг колебания» | 1 | Обобщение | Решение задач, тестов. | Проверка качества знания теории, формул | Решение задач, тестов, физ диктант, инд беседа | - - - - - | |
47 | К/Р № 3: Механические и эл/маг колебания | 1 | Контроль | Выполнение работы | Проверка знаний | Выполнение работы | - - - - - | |
К о л е б а н и я и в о л н ы (механические волны) 5 ч | ||||||||
48 | Волновые явления. | 1 | Комбинир | Распространение мех волн, их виды. Энергия волны. Скорость волны. | Познакомит уч-ся с условиями возникновения волн и их видами; показать значение волн в жизни человека | Эвристическая беседа | Поперечные волны в шнуре. Продольна и поперечная волна на модели. Волны на поверхности воды. | 42-43 |
49 | Характеристики мех волн. Уравнение бегущей волны. | 1 | Комбинир | Длина волны и скорость волны. График волны. | Дать основные характеристики волны. Научить работать с графиком волны. | Решение задач | Графики волны | 44-45 |
50 | Волны в среде. Звуковые волны | 1 | Комбинир | Плоская и сферическая волна. Волновая поверхность. Звуковые волны в различных средах. Скорость звука. | Сформировать понятие звуковой волны | Эвристическая беседа , решение задач | Плоская волна. Сферическая волна. Звуковые волны в различных средах. | 46-47 |
51 52 | Р/З: Механические волны | 2 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
К о л е б а н и я и в о л н ы (эл/маг волны) 8 ч | ||||||||
53 | Электромагнитные волны. Свойства эл/маг волн. | 1 | Лекция | Электромагнитное поле. Обнаружение эл/маг волн. Опыты Герца. | Сформулировать понятие «эл/маг поле». Рассмотреть гипотезу Максвелла. Ознакомить с опытами Герца. Рассмотреть св-ва эл/маг волн. | Эвристическая беседа | Излучение и приём эл/маг волн. Открытый колебательный контур. Отражение и преломление эл/маг волн. Интерференция и дифракция эл/маг волн. Поляризация эл/маг волн. | 48-49. 54 |
54 | Плотность потока эл/маг излучения. | 1 | Комбинир | Точечный источник излучения. | Ввести понятие «плотность потока эл/маг излучения». | Решение задач | - - - - - | 50 |
55 | Создатели беспроводной связи. Радио. | 1 | Семинар | Изобретение радио А. С. Поповым.. | Рассмотреть исторический ход событий в изобретении радио. Изучить техническую систему радио. | Сообщения уч-ся. С/Р в группах. | Схема радио | 51 |
56 | Принципы радиосвязи. | 1 | Комбинир | Модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник. | Показать практическое применение эл/маг волн | Эвристическая беседа- лекция. Сообщ уч-ся. | Модуляция и детектирование высокочастотных эл/маг волн. Детекторный радиоприёмник. | 52-53 |
57 | Распространение радиоволн. | 1 | Семинар | Понятие о телевидении. Развитие средств связи. Радиолокация. | Рассмотреть особенности распространения радиоволн различного диапазона. Выяснить принцип работы радиолокатора. Рассмотреть как используются радиоволны для передачи изображения. | Эвристическая беседа. Сообщ уч-ся. | Радиолокация. Телевидение. | 55-58 |
58 | Влияние искусственных и естественных эл/маг колебаний на живые организмы. | 1 | Комбинир | Лекция. С/Р: Эл/маг волны | Рассмотреть негативное влияние искусственных и естественных эл/маг колебаний на живые организмы. | С/Р | - - - - - | конспект |
59 | Обобщающий познавательно-развлекательный урок: Механические и эл/маг волны | 1 | Обобщен | Выполнение предложенных заданий по теме | Повторение материала по теме: мех и эл/маг волны, расширение кругозора | Блиц-турнир, решение задач, кроссвордов, ответы на вопросы… | - - - - - | |
60 | К/Р № 4: Механические и эл/маг волны | 1 | Контроль | Выполнение работы | Проверка знаний | Выполнение работы | - - - - - | |
Э л е к т р о м а г н и т н ы е к о л е б а н и я и в о л н ы (оптика) 32 ч | ||||||||
61 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | 1 | Изуч нов матер | Свет как эл/маг волна. Геометрическая и волновая оптика. Астрономический метод измерения скорости света. Лабораторные методы измерения скорости света. | Рассказать о двух гипотезах, что такое свет. Познакомить уч-ся со способами определения скорости света. | Эвристическая беседа | Два способа передачи воздействий. | 59 |
62 | Закон отражения света. | 1 | Комбинир | Принцип Гюйгенса. | Познакомить уч-ся с особенностью распространения света на границе раздела двух сред; сформулировать принцип Гюйгенса | Решение задач | Отражение света от различных поверхностей | 60 |
63 | Закон преломления света. | 1 | Комбинир | Показатель преломления. Ход лучей в треугольной призме. | Углубить и систематизировать знания уч-ся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред. | Решение задач | Преломление света (плоскопараллельная призма и треугольная призма) | 61 |
64 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | Примен знан | Решение задач | Научить пользоваться теоретическими знаниями на практике. | Решение задач | - - - - - | |
65 | Полное отражение | 1 | Комбинир | Предельный угол полного отражения | Объяснить что такое полное внутренне отражение. | Решение задач | Полное внутренне отражение | 62 |
66 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
67 | Л/Р № 3: Измерение показателя преломления стекла | 1 | Примен знан | Выполнение работы | Научить измерять показатель преломления стекла | Выполнение работы | - - - - - | |
68 | Р/З: Преломление и отражение света | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
69 | Линза. Построение в линзах. Формула линзы. | 1 | Комбинир | Виды линз. Оптическая сила. Увеличение. | Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. | Решение задач | Собирающие и рассеивающие линзы и ход лучей в них. | 63-65 |
70 | Р/З: Собирающая линза | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
71 | Р/З: Рассеивающая линза | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
72 | Л/Р № 4: Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы | 1 | Творческ-репродукт | Выполнение работы | Выполнить работу по инструкции | Выполнение работы | - - - - - | |
73 | Р/З: Собирающая и рассеивающая линза | 1 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
74 | Глаз. Лупа. | 1 | Инфомац-развивающ | Глаз как оптическая система. Проблемы хорошего зрения. Глаз как живая камера Обскура. | Рассмотреть строение глаза и приборы его вооружающие | Эвристическая беседа | Схема «Строение человеческого глаза». Лупа. Проектор. Микроскоп. Телескоп. Фотоаппарат. | конс |
75 | Л/Р № 5: Сборка модели трубы Кеплера Л/Р № 6: Сборка модели трубы Галилея Л/Р № 7: Сборка модели микроскопа | 1 | Творческирепродукт | Выполнение работы | Собрать модели указанных устройств | Выполнение работы | - - - - - | |
76 77 78 | Р/З: Оптика | 3 | Примен знан | Решение задач, тестов | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
79 | Зачёт: «Законы отражения и преломления света», «Линзы» | 1 | Обобщение | Физ диктант, решение задач, тестов, беседа, проверка теории и формул | Обобщить и систематизировать знания по указанной теме | Физ диктант, решение задач, тестов, беседа | - - - - - | |
80 | Дисперсия света | 1 | Изуч нов матер | Опыты Ньютона | Объяснить явление дисперсии света | Эвристическая беседа | Дисперсия света. Получение спектра с помощью призмы. | 66 доклады |
III ч е т в е р т ь (10 нед*5ч=50ч) | ||||||||
81 | Интерференция и её применение | 1 | Изуч нов матер | Интерференция мех волн и света. Условие max и min | Объяснить интерференцию и её применение | Эвристическая беседа | Интерференция света | 67-69 |
82 | Дифракция света | 1 | Изуч нов матер | Дифракция мех волн. Теория Френеля. | Наблюдения явления дифракции света; объяснение этого явления | Эвристическая беседа | Дифракция света | 70-71 |
83 | Дифракционная решётка | 1 | Изуч нов матер | Формула дифракционной решётки. Период решётки. | Рассмотреть практическое применение дифракции света | Эвристическая беседа | Дифракционная решётка. Получение спектра с её помощью. | 72 |
84 | Л/Р № 8: Наблюдение дифракции, дисперсии и интерференции света | 1 | Творческ-репродукт | Выполнение работы | Выполнить работу по инструкции | Выполнение работы | - - - - - | |
85 | Л/Р № 9: Измерение длины световой волны | 1 | Применен знан | Выполнение работы | Выполнить работу по инструкции | Выполнение работы | - - - - - | |
86 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | 1 | Комбинир | Электромагнитная теория света. | Рассмотреть явление поляризации. Доказать, что свет – это эл/маг волна | Фронтальный опрос с элементами беседы | Поляризация света | 73-74 |
87 88 | Р/З: Дифракционная решётка | 2 | Применен знан | Решение задач | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
89 | Р/З: Оптика | 1 | Применен знан | Решение задач | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
90 | Урок – игра «Оптика» | 1 | Информац-развлекат | Выполнение заданий по теме | Обобщить, повторить материал по теме «Оптика»; развивать устную речь уч-ся, коммуникативные способности. | Выполнение заданий по теме | - - - - - | |
91 | К/Р № 5: Оптика | 1 | контроль | Выполнение работы | Выявить качество знаний по теме | Выполнение работы | - - - - - | |
Э л е м е н т ы т е о р и и о т н о с и т е л ь н о с т и 7 ч | ||||||||
92 | Постулаты специальной теории относительности | 1 | Изуч нов матер | Законы электродинамики и принцип относительности | Показать необходимость новой теории «СТО» | Фронтальный опрос с элементами беседы | - - - - - | 75-76 |
93 | Пространство и время в СТО | 1 | Изуч нов матер | Следствия из СТО. Релятивистский закон сложения скоростей | Доказать, что время относительно (замедление времени). | Решение задач | - - - - - | 77-78 |
94 | Релятивистская динамика | Изуч нов матер | Зависимость массы от скорости. Релятивистский импульс. | Выяснить как масса зависит от скорости и как определить релятивистский импульс | Решение задач | - - - - - | 79 | |
95 | Энергия в СТО | 1 | Изуч нов матер | Связь между массой и энергией. Полная энергия. Энергия покоя. Дефект массы и энергия связи. | Выявить связь между массой и энергией. Сформировать понятие «энергия покоя» | Решение задач | - - - - - | 80 |
96 97 | Р/З: Основы СТО | 2 | Применен знан | Решение задач | Научить решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
98 | К/Р № 6: Релятивистская динамика | 1 | Контроль | Выполнение работы | Выявить качество знаний по теме | Выполнение работы | - - - - - | |
И з л у ч е н и е и с п е к т р ы | ||||||||
99 | Виды излучений источники света | 1 | Информац-познават | Зависимость излучения накалённых тел от температуры | Познакомить уч-ся с видами излучений | Эвристическая беседа | Источники света. Виды излучений | 81 |
100 | Спектры и спектральный анализ | 1 | Информац-познават | Распределение энергии в спектре. Виды спектров. | Показать практическую значимость спектрального анализа | Эвристическая беседа | Виды спектров. Спектроскоп. | 82-84 |
101 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение | 1 | Информац-познават | Применение ИК и УФ – излучения. Влияние на организм. | Расширить знания об эл/маг волнах | Эвристическая беседа | Шкала эл/маг излучений | 85 |
102 | Рентгеновские лучи | 1 | Информац-познават | Свойства рентгеновских лучей. Применение. Рентгеновская трубка. | Познакомит уч-ся с рентгеновскими лучами, показать их практическое применение | Эвристическая беседа | Шкала эл/маг излучений Шкала эл/маг излучений | 86 |
103 | Шкала эл/маг волн | 1 | Информац-познават | Видимое излучение. Радиоизлучение. Гамма излучение. | Рассмотреть шкалу эл/маг волн и их св-ва | Эвристическая беседа | Шкала эл/маг излучений | 87 |
104 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | Информац-развл | Выполнение предложенных заданий. | Обобщить, систематизировать знания по теме «Излучение»; расширить кругозор | Выполнение предложенных заданий | Шкала эл/маг излучений | |
105 | П/Р « Излучение и спектры | 1 | контроль | Выполнение работы | Контроль знаний | Решение теста | Шкала эл/маг излучений | |
К в а н т о в а я ф и з и к а ( с в е т о в ы е к в а н т ы) 10 ч | ||||||||
106 | Квантовая физика | 1 | Информац-развивающ | Гипотеза М. Планка о квантах | Ознакомит с новым разделом физики | Эвристическая беседа | - - - - - | конспект |
107 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта | 1 | комбинир | Опыты А. Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта | Рассмотреть явление фотоэффекта и выяснить основные его законы. | Решение задач | Фотоэффект | 88-89 |
108 | Фотоны | 1 | комбинир | Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | Сформировать у уч-ся представление о фотоне. | Решение задач | - - - - - | 90 |
109-110- | Р/З: Фотоэффект. Фотоны. | 1 | Прим знан | Решение задач | Отработка навыков решения задач | Решение задач | - - - - - | |
111 | Фотоэлементы и их применение | 1 | Комбинир | Вакуумные фотоэлементы. Полупроводниковые фотоэлементы. | Ознакомить уч-ся с практическим применением фотоэффекта | Эвристическая беседа. Сообщения учащихся | Фотоэффект. Фотоэлементы | 91 |
112-113 | Р/З: Волновые и квантовые свойства света | 2 | Прим знан | Решение задач | Отработка навыков решения задач | Решение задач | - - - - - | |
114 | С/Р: Фотоэффет | 1 | обобщен | Решение теста | Обобщение контроль | тест | - - - - - | |
115 | К/Р № 7: Волновые и квантовые свойства света | 1 | контроль | Выполнение работы | Контроль знаний | Выполнение работы | - - - - - | |
116 | Давление света. Химическое действие света. | 1 | Информац-позн | Опыты П. Н. Лебедева и С. И. Вавилова. Фотография. | Рассмотреть давление света как экспериментальное доказательство, что фотоны обладают импульсом. Познакомить уч-ся с фотосинтезом и фотографией. | Эвристическая беседа | Опыт П. Н. Лебедева | 92-93 |
К в а н т о в а я ф и з и к а (атомная физика) 5 ч | ||||||||
117 | Планетарная модель атома. | 1 | комбинир | Опыты Э. Резерфорда | Познакомить уч-ся с ядерной моделью атома | Фронтальный опрос | Планетарная модель атома | 94 |
118. | Квантовые постулаты Бора | 1 | комбинир | Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Правило квантования | Сформировать представление о квантовой механике | Фронтальный опрос. Решение задач | Модель атома водорода по Бору, линейчатые спектры | 95-96 |
119 | Лазеры. Применение лазеров. | 1 | Информац-развивающ | Спонтанное и вынужденное (индуцированное) излучение света. Принцип действия лазера. Трехуровневая система. | На примере лазера показать как развитие фундаментальной науки (квантовой теории) приводит к прогрессу в самых различных областях техники. | Эвристическая беседа, сообщения уч-ся | Устройство рубинового лазера. | 97 |
120 - 121 | Р/З: Атомная физика | 2 | Применен знан | Решение задач | Отработка практических умений | Решение задач | - - - - - | |
К в а н т о в а я ф и з и к а (фика атомного ядра) 18 ч | ||||||||
122 | Экспериментальные методы исследования элементарных частиц | 1 | Информац-познават | Газоразрядный счётчик Гейгера. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Метод толстослойных фотоэмульсий. | Познакомить уч-ся с экспериментальными методами исследования частиц. | Работа по предложенным вопросам | Счётчик ионизирующих частиц. Камера Вильсона. Фотографии треков заряженных частиц. | 98 |
123 | Л/Р № 10: Изучение треков элементарных частиц | 1 | Применен знан | Выполнение работы | Научится описывать частицу по её треку | Выполнение работы | Фотографии треков заряженных частиц | |
124 | Радиоактивность | 1 | комбинир | Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. | Дать уч-ся представление о радиоактивности | Эвристическая беседа | - - - - - | 99 -100 |
125 | Модели строения атомного ядра | 1 | комбинир | Состав ядра. Изотопы. Открытие нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. | Познакомить уч-ся со строением атомного ядра. Научить решать задачи по теме «Строение атомного ядра». | Решение задач | - - - - | 103-105 |
126 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада | 1 | комбинир | Правило смещения. Период полураспада. | Сформулировать правило смещения. Изучить закон радиоактивного распада. | Решение задач | - - - - | 101-102 |
127 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | Применен знан | Решение задач | Научиться решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
128 | Энергия связи атомных ядер | 1 | комбинир | Дефект масс | Познакомить уч-ся с понятием «энергия связи» и «дефект масс» | Решение задач | - - - - - | 106 |
129 | Р/З: Энергия связи атомных ядер | 1 | Примен знан | Решение задач | Научиться решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
130 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | 1 | комбинир | Энергетический выход ядерной реакции. Ядерные реакции на нейтронах. Механизм деления ядра. | Сформировать у уч-ся представление о делении ядра урана | Эвристическая беседа | Деление ядра урана | 107-108 |
IV ч е т в е р т ь | ||||||||
131 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Ядерная энергетика | 1 | комбинир | Коэффициент размножения нейтронов. Критическая масса. Реакторы на быстрых нейтронах. Применение ядерной энергии | Сформировать понятие цепной ядерной реакции. Ознакомить с устройством и принципом работы ядерного реактора. | Эвристическая беседа | Цепные ядерные реакции. Ядерный ректор. | 109-110, 112 |
132 - 133 | Р/З: Энергия связи. Дефект масс | 2 | Применен знан | Решение задач | Научиться решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
134 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | Применен знан | Решение задач | Научиться решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
135 | Термоядерные реакции | 1 | комбинир | Термоядерный синтез | Ознакомить уч-ся с термоядерным синтезом | Решение задач | - - - - - | 111 |
136 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Дозиметрия. | 1 | Информац-развивающ | Биологическое действие радиоактивных излучений. Защита организма от излучения | Ознакомить с получением и применением радиоактивных изотопов и защитой организма от излучения. | Эвристическая беседа. Решение теса | Дозиметр | 113-114 |
137 - 138 | Р/З: Ядерная физика | 2 | Применен знан | Решение задач | Научиться решать задачи по теме | Решение задач | - - - - - | |
139 | К/Р № 8: Ядерная физика | 1 | контроль | Выполнение работы | Контроль знаний | Выполнение работы | - - - - - | |
К в а н т о в а я ф и з и к а (элементарные частицы) 4 ч | ||||||||
140 | Зарождение физики элементарных частиц | 1 | Информац-позн | Три этапа в развитии физики элементарных частиц | Рассказать об элементарных частицах | Сообщения уч-ся | Классификация элементарных частиц | 115 |
141 | Элементарные частицы, их классификация | 1 | Информац-позн | Открытие позитрона. Античастицы | Рассмотреть классификацию элементарных частиц | Сообщения уч-ся | Классификация элементарных частиц | 116 |
142 | Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире | 1 | Информац-позн | Статистический характер процессов в микромире. | Рассмотреть фундаментальные взаимодействия | Сообщения уч-ся | Классификация элементарных частиц | |
143 | Единая физическая картина мира | 1 | Информац-позн | Физика и НТР | Показать взаимосвязь явлений | Сообщения уч-ся | 117-118 | |
С т р о е н и е В с е л е н н о й 17 ч | ||||||||
144 | Предмет астрономии. | 1 | Информац-позн | Основы измерения времени и расстояний. | Показать роль наблюдений в астрономии, выявить связь астрономии с другими науками | Фронтальный опрос | Телескопы. Астрономические обсерватории. | конспект |
145 | Звёздное небо. | 1 | Информац-позн | Изменение вида звёздного неба в течение суток и года. | Показать изменчивость звёздного небе в течение суток и года | Фронтальный опрос | Подвижная карта звёздного неба | конспект |
146 | Строение Солнечной системы | 1 | Информац-позн | Развитие представлений о строении Солнечной системы. | Рассказать о строении Солнечной системы и развитии. | Фронтальный опрос | Модель строения Солнечной системы | конспект |
147 | Система «Земля – Луна» | 1 | Информац-позн | Основы движения Земли. Солнечные и лунные затмения. Природа Луны. | Рассказать о системе «Земля – Луна» | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
148 | Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) | 1 | Информац-позн | Общая характеристика. Атмосферы. Поверхности. | Рассказать о планетах земной группы | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
149 | Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) | 1 | Информац-позн | Общая характеристика. Особенности строения. Спутники. Кольца. | Рассказать о планетах - гигантах | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
150 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. | 1 | Информац-позн | Физические характеристики. Орбиты. Метеорные потоки. | Рассказать об астероидах и метеоритах; кометах и метеорах | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
151 | Общие сведения о Солнце. Солнце и жизни Земли. | 1 | Информац-позн | Вращение. Масса. Строение атмосферы. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | Рассказать о Солнце и его значении для жизни на Земле | Фронтальный опрос | Строение Солнца | конспект |
152 | Звёзды и источники их энергии. | 1 | Информац-позн | Пространственные скорости. Эффект Доплера (красное смещение). Физическая природа. Двойные звёзды. Переменные, новые и сверхновые звёзды. | Рассказать о звёздах и источниках их энергии | Фронтальный опрос | «Красное смещение» | конспект |
153 | Наша Галактика. Другие Галактики. | 1 | Информац-позн | Состав. Туманности. Строение. Вращение. Радиогалактики. «Красное смещение» в спектрах галактик | Рассказать о Нашей Галактике | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
154 | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | 1 | Информац-позн | Метагалактика. Происхождение планет. | Ознакомить уч-ся с современными представлениями о происхождении и эволюции Солнца и звёзд | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
155 | Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. | 1 | Информац-позн | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Космологические модели Вселенной. | Ознакомить уч-ся с современными взглядами на строение и эволюцию Вселенной | Фронтальный опрос | Плакаты по теме | конспект |
156 | Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов | 1 | Информац-позн | Космология. | Показать применимость законов физики для объяснения природы космических объектов | Фронтальный опрос | - - - - - | конспект |
157 | Жизнь и разум во Вселенной | 1 | Конференция | Эволюция Вселенной и жизнь. Проблема внеземных цивилизаций. | Показать проблемы внеземных цивилизаций | Выступления уч-ся | DVD | |
158- 160 | Защита рефератов | 3 | контроль | Защита рефератов | Обобщение, систематизация, контроль, расширение кругозора, развитие речи, умение доказать свою точку зрения | Выступления уч-ся | Презентации учащихся | |
П о в т о р е н и е 10 ч | ||||||||
161-170 | Повторение | 10 | обобщение | Решение задач, тестов | Обобщение и систематизация знаний за год | Решение задач, тестов | - - - - - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс
Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия» (Профильный уровень)
Рабочая программа разработана к учебной программе курса химии для 11 класса на профильном уровне с использованием рекомендаций: «Примерной программы среднего общего образования по химии для проф...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....