Методическая разработка урока по теме: «Семья»
материал по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №18 г. Ковров
Методическая разработка урока
по теме: «Семья»
(Обществознание 6 класс)
Учитель истории:
Сутягина Татьяна
Викторовна,
Ковров, 2013
Тема: «Семья»
Цель: Сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека.
Задачи:
- Воспитательная: сформировать у учащихся чувство уважения и любви к своей семье; воспитание нравственной позиции учащихся.
- Содержательная: продолжить формирование умений характеризовать семью и семейные отношения через анализ текста и работы с документом.
- Деятельностная: совершенствовать компетенции практической деятельности учащихся через исследование несложных практических ситуаций, через игровые формы деятельности и извлечения социальной информации из источника, умение делать выводы.
Тип урока: Урок-игра
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
Учащиеся делаться на 2 команды. Звучит песня о семье.
На доске написана тема урока
«СЕМЬЯ»
Учитель: Как вы догадались, речь на уроке пойдет о семье. Мы поговорим с вами:
- Что такое семья?
- Зачем люди создают семьи?
- Что такое счастливая семья?
- Какие бывают семьи?
Все это мы выясним в ходе игры. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Семья – это группа, живущих вместе родственников.
Если спросить, большая ли у вас семья, многие ответят «нет» и перечислят тех, кто живет с ними в одной квартире, под одной крышей.
На самом деле понятие семья намного шире и включает много людей – братьев и сестер, мамы и папы и т.д.
Слово семья возникло очень давно. От какого слова произошло слово «семья» мы узнаем, выполнив первое задание.
Задание №1
От какого слова произошло слово «семья»
- Семь
- Семя
- Съем
(команды поднимают номер карточки)
Ответ: съем – домочадец.
Рассказ учителя: Большинство людей имеют семьи. Обычно в семье есть мама, папа, дети, старшие члены семьи – бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким. Почему?
Ответы учащихся:
Ему не о ком заботиться; о нем тоже никто не проявляет заботы.
Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мать, отец, дети, сестры, братья) или близкими людьми (муж, жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходы. Они вместе воспитывают детей, проводят свое свободное время. Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности.
Работа с текстом :
Не в велосипеде счастье
Алеша пришел с улицы понурый. Мама поинтересовалась, в чем дело. «Сережке велосипед купили и ковбойский костюм». И добавил: «Фирма!» Мама горестно вздохнула и вслух подумала: «И в кого ты у меня такой? Вроде рос не жадный и не завистливый, а сейчас как подменили». И продолжила: «Ты же знаешь, какая у отца работа – много не заработаешь, нужно уметь жить по средствам». «По средствам, по средствам», - пробурчал сын.- «Вон, у Васьки…» - начал было он. Но тут зазвонил звонок. Мама метнулась к дверям и тотчас же повисла на отце. Его глаза сияли от счастья, как будто ему только что подарили новый велосипед. С диким криком восторга Алешка кинулся к ним и повис на отце с другой стороны. Десять минут в коридоре грохотали табуретки и слышался счастливый визг мамы и сына.
Вечером Алеша позвонил Сереже, чтобы сверить ответ к задачке. В трубке послышались всхлипывания. «Ты чего?» – спросил Алексей. «Отец поколотил: с велосипеда упал, костюм порвал», - прошелестели едва различимые слова.
Вопрос: Что такое счастливая семья?
Ответы учащихся: когда в семье царит лад, дружба и любовь.
Задание №2.
Назвать всех родственников, но парами. Команды называют по очереди, выигрывает та команда, которая назовет пару последней.
Ответы учащихся:
Мама-папа
Брат-сестра
Бабушка-дедушка
Племянник - племянница и т.д.
Задание №3.
Расшифровать названия родственников, написанных на карточке:
- Деверь, теща
- Золовка, свекор
- Шурин, свекровь
- Своячница, тесть
- Сноха, свояк
Ответы:
Деверь-брат мужа
Теща – мать жены
Золовка – сестра мужа
Свекор-отец мужа
Шурин – брат жены
Свекровь-мать мужа
Своячница - сестра жены
Тесть – отец жены
Сноха-жена сына
Свояк – муж своячницы
(за каждый правильный ответ – один балл)
Жизнь в семье зависит от кого, каков климат в семье. Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.
Вот что написала в своем письме в газету молодая женщина. Письмо пришло из мест лишения свободы. Там она отбывала наказание за преступление. В письме она рассказала: «Когда я была девчонкой, меня всегда тянуло домой. Вокруг была дремучая жизнь серость, скука. А дома тепло, уютно. Но случилось страшное – отец начал пить. Все изменилось и на глазах стало разваливаться. Мама вздрагивала от скрипа двери. Вскоре заболела и умерла. Свет для меня померк. Отец на время протрезвел, но ни дома, ни уюта, ни семьи больше не было. И я пошла, искать все это на стороне. И нашла…статью 213 Уголовного кодекса РФ.
Из Уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 213. Хулиганство.
- Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожениям или повреждением чужого имущества, -наказывается обязательными работами…, либо исправительными работами…, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
- То же деяние, если оно: а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой…, наказывается ..., вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
- Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет.
Какое значение для человека имеет психологический климат семьи? Влияет ли он на поведение человека и каким образом?
Ответы учащихся:
- Семья- место, где каждый может показать личные достижения.
- Семья – лучшее место для восстановления затраченных сил.
Задание №4.
Отгадайте загадки
- Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (ответ – трое)
- Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом. Много ли всех? (ответ – четверо)
- У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? (ответ – одна)
- Ты да я , да мы с тобой . Много ли нас стало? (ответ – вдвое)
Учащиеся поднимают номер карточки с ответом. За каждый правильный ответ один балл.
Задание №5.
На карточках написаны названия родственников. Объясните, от каких глаголов или существительных произошли такие названия в русском языке.
- Зять
- Бабушка
- Невестка
- Мама
- Ребенок
- Муж
Ответы:
- Зять – от глагола знать (новый человек, его узнают)
- Бабушка – от существительного баба – старейшая женщина рода
- Невестка – от глагола неведомо, ведо, узнавать, «неизвестная родственникам жениха»
- Мама – из детского лепета ма
- Ребенок – от существительного робенок и является уменьшительным от роба, раб – «слабый», «робкий»
- Муж – от существительного мужчина – человек.
Рассказ учителя:
На Руси семьи были большими. Муж, жена, дети, бабушки и дедушки и т.д. все жили вместе, в одной семье. А как они назывались, мы с вами узнаем, сыграв в игру «Поле чудес».
Задание №6.
«Поле чудес». Как назывались большие семьи на Руси.
Команды по очереди называют буквы. Выигрывает та команда, которая первая назовет слово.
в | е | р | в | ь |
Рассказ учителя:
Слово «вервь» произошло от существительного «веревка», так как все родственники в семье были связаны между собой родственными связями.
Раньше семья делилась на три типа:
- На отцовскую
- На материнскую
- На братскую
Задание№7.
Даются буквы. Из них нужно составить слова, кто стоял во главе каждой семьи?
Ответы – муж, жена, сын.
Рассказ учителя.
Во главе отцовской семьи стоял муж, во главе материнской – жена, если в семье умирал муж, а во главе братской семьи стоял сын, если не было отца(мужа) и сын достигал совершеннолетия.
В современном обществе , если в семье живут только родители и их дети, такие семьи называют двухпоколенными, т.е. в них есть два поколения: старшее, к которому относятся родители и младшее, к которому относятся их дети.
Поколение – люди одного возраста.
А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, а и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенными.
Вопрос: Как называют семью, в которой живут еще прабабушки и прадедушки?
Ответ: четырехпоколенная..
Поднимите руки, у кого семья
- Двухпоколенная
- Трехпоколенная
- Четырехпоколенная
Стихотворение: «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Домашнее задание:
- Рассказ «моя семья»
- Пословицы и поговорки о семье.
- Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет «счастливая семья». Нарисуйте фантик для этих конфет.
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)
Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление: гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа: « Программа курса английского я...
Методическая разработка урока по теме "Моя семья"
Конспект открытого урокаДата 8 декабря 2014Класс 3А ...
Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...
Методическая разработка урока на тему "Моя семья"
Данный урок английского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по УМК «Английский в фокусе» Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Разработка данного урока может использ...
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья"
методическая разработка урока по теме "Дружба и семья" составлена на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...
Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи»
Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи» для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Может использоваться в рамках учебной программы по предмет...
Методическая разработка урока по теме "Семья" 2 класс
Методическая разработка урока по теме "Семья" 2 класс...