Конспект урока: «Философия и генезис религии».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Основная задача — рассмотреть разные возможные представления о религии.
Цели урока:
формирование понятия «религия»;
рассмотрение элементов и функций религии;
изучение разных подходов к значению и генезису религии, философский анализ религии;
знакомство с историей религии;
типология государств по отношению к религии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.odt | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Религия, возникшая около 50 тыс. лет назад, является важнейшей стороной жизни любого общества. Феномен религии многозначен, многие культурологи считают, что она имеет структурообразующее значение в рождении цивилизации. И действительно, с этим трудно не согласиться, ведь религия — явление исключительно человеческое, она является признаком, отличающим человека от животного.
- Вслед за Вольтером мы определяем цивилизацию как общество, основанное на разуме и справедливости. Только человек, обладающий разумом может понять религию, нуждается в вере. Важнейшая задача религии — объяснить мир и дать ориентиры в нем, сказать, как нужно себя вести, как построить гармоничное и справедливое общество. Поэтому невозможно понять человека, общество и цивилизацию вне религии.
- Дадим определения:
- Религия — форма общественного сознания, существующая как вера в сверхъестественное.
- У любого сложного феномена в нашем мире есть своя структура, в особенности, если мы говорим о таком сложном феномене как религия, представляющем собой целую систему взглядов, регулирующую и определяющую разные стороны человеческой жизни. Религия состоит из следующих элементов:
- 1. Вера — абсолютная внутренняя убежденность в существовании божественной реальности, которая не требует обоснования и доказательств.
«Верую, ибо абсурдно». Тертуллиан
Высказывание одного из апологетов христианства означает, что только тот истинно верит, кто несмотря на видимые противоречия остается непреклонным в своих убеждениях.
- Учение — система теоретических положений, характеризующая основные принципы той или иной религии. (догматы)
например: основной буддийского вероучения являются положения о том, что жизнь есть страдание, причиной которого являются чувственные пристрастия людей к удовольствиям, а единственный способ преодолеть страдание через нирвану — праведная жизнь, мысли и вера.
- Культ — способ оказание воздействия на божество с целью добиться его благосклонности посредством совершения символических действий. К нему можно отнести различного рода молитвы, обряды, жертвоприношения.
Если рассматривать религию с точки зрения функционалисткого подхода, то можно сказать, что религия несет на себе серьезную нагрузку и реализует определенные цели в обществе.
Функции религии:
- Познавательно-воспитательная функция: религия дает объяснение мироустройства и содержит моральные доктрины, определяя категории добра и зла.
- Функция социализации: приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколение с помощью единых разделяемых воззрений.
- Регулирующая: религия осуществляет социальный контроль за всеми членами общества, контролируя поведения при помощи заповедей и доктрин. Можно еще добавить в качестве суб-функции — оценочную: помогает охарактеризовать человека с точки зрения соблюдения или несоблюдения морали, а также суб-функцию — поведенческую: с помощью знания религиозного учения человек может координировать свои действия.
- Компенсаторная: религия дает человеку утешение и надежду, с помощью нее человек понимает смысл бытия и свое место в нем, исчезает трагедия конечности.
- Социального сплочения: когда люди разделяют одинаковые воззрения, они объединяются, приобретая солидарность друг к другу. Религия часто выступает как фактор, сплачивающий народ и объединяющий их в нации, но не стоит забывать, что религия может сыграть и разъединяющую роль, на почве религии часто случаются конфликты и войны. Примером этого могут служить Крестовые походы, конфликты между сунитами и шиитами в исламе.
- Феномен религии является весьма многозначным, существует множество определений и подходов к нему, выделю наиболее значимые и интересные с точки зрения истории философии религии.
- I.Социально-философский подход
Представители: Э. Дюркгейм, К. Маркс и Л. Фейербах.
Сторонники этого подхода делали акцент на функциональности религии, определяя значимость чего-то с точки зрения роли, которую играет какой-либо феномен в жизни общества. Религия имеет социальную природу, поэтому существует приоритет коллективного над индивидуальным. Культ выполняет функцию сплочения людей и учит подчинять личный интерес общему.
Э. Дюркгейм считал все социальное религиозным, а все религиозное — имеющим социальную природу. Священное значение имеет только то, чему придает это значение с помощью культа общество. Любому обществу необходимо сохранить стабильность, для этого, по мнению Дюргейма, люди и создают религию, которая несет на себе функцию ориентации человека в мире с помощью морали, она возлагает на каждого человека моральную обязанность и долг.
К. Маркс подчеркивал, что причиной религии является не бог, а человек. «Религия живет за счет земли, а не неба». Религия подобна всем социальным институтам и несет на себе функцию принудительного воздействия с целью поддержания общественного порядка или его разрушения. Таким образом, Маркс впервые ставит вопрос об идеологической функции религии, называя ее первой формой идеологии.
Л. Фейербах утверждал, что человек создает бога по своему образу и подобию, доводя человеческие качества до абсолюта в боге. Поэтому бог человеку нужен для познания себя. Религия ставит человека в зависимость благодаря чувству страха, поэтому первым объектом религии была природа, которой боялись, которая объяснялась и которая обожествлялась.
- Психологический подход.
Представители: З. Фрейд, К. Юнг.
- Сторонники этого подхода не имели общей точки зрения, однако, сходились на том, что причиной возникновение религии являются особенности психического строения человека.
З. Фрейд видел генезис религии в чувстве страха, поэтому религия приравнивается к неврозу, а верующий - к невротику, для которого имеет значение только оценка. Эротическое влечение вытесняется символическими значениями. Фрейд разворачивает историю религии, опираясь на свою основную идею об «эдиповом комплексе». Братья убивают отца из страха перед ним и ревности к матери, после чего их постигает чувство вины. Для того, чтобы загладить обрести прощени, они совершают обряд поклонения тотему, который символизирует отца-предка рода. Чтобы не вызвать его гнев и найти в нем защиту, они делают его своим богом. Так появляется первая форма религии по Фрейду — тотемизм.
Для К. Юнга все наоборот, религия оказывает терапевтическое действие на человека. Бог выступает в роли врача, лечащего душевные недуги.
- III. Культурологический подход.
Представители: М. Элиаде, А. Генен.
У религии и культуры схожие задачи. Основными их функциями является формирование мировоззрения и оказание воздействия на человека. Поэтому можно сказать, что религия в какой-то мере имеет инструментальное значение для культуры. Религия — это культурный код, с помощью которого осуществляется связь и передача информации. Культура и религия имеют одну и ту же цель — духовное совершенствование личности. В какой-то мере культура обязана своим существованием религии, в религиозном культе зародились такая важная форма культуры как искусство, религиозные танцы, песнопения и религиозная живопись. Они сначала не имели самостоятельного значения и только впоследствии выделились в автономную разновидность культуры.
4.Этапы становления религии:
- Древние формы религии:
- тотемизм — форма религиозного воззрения, сущностью которого является обожествление предка, поклонение ему — тотему(материальный символ божества)
- фетишизм — культ неодушевленных вещей
анимизм — представление о всеобщей одушевленности
II. Политеизм - многобожие
- Монотеизм — единобожие
1. национальные религии (иудаизм, синтаизм, индуизм и т.д.)
2. мировые религии: буддизм, христианство, ислам
- Типология государств по их отношению к религии:
- Клерикальные: церковь имеет государственный статус
Светские: церковь независима от государства
(Конституция РФ в Статье 14 утверждает светский характер государства, ни одна религия не может быть обязательной и государственной)
Атеистические: пропаганда атеизма от государственных органов власти, преследование священнослужителей, уничтожение храмов)
Феномен религии многозначен и требует всестороннего анализа, подумайте, какой подход к религию разделяете вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Культура и религия"
Дополнительный материал для преподавателей ОРКСЭ...
Конспект урока «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» для 11 класса
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области....
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
План-конспект урока-семинара по теме Религия в 9 классе.
На уроке проверялось усвоение основных понятий, различных форм и видов религий, умение аргументировать....
Конспект урока для 5 класса "Религия древних египтян."
Тип урока: урок изложения нового материала.Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян»....