Конспект урока для 5 класса "Религия древних египтян."
план-конспект урока по истории по теме
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_drevnih_egiptyan.docx | 136.9 КБ |
Предварительный просмотр:
История Древнего мира. 5 класс
.
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
- Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
- Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян».
Основные факты и понятия
XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец – служитель культа.
Фараон – титул египетских царей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.
2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.
- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.
Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.
- Работа с классом по карте.
- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)
- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)
- Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
- Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
- Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
- Царей древнего Египта называли… (Фараон)
- Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
- Подсчитайте, сколько лет назад это было?
- Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
- Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
- У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
4. Беседа по вопросу.
- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства?(1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)
5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
IV. Изучение новой темы
План
1) Боги древних египтян.
2) Погребальные обряды египтян.
3) Религиозные верования древних египтян.
4) Религия и власть фараона.
На доске написана тема урока.
- Рассказ учителя.
Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона.
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.
Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.
Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.
- Выясните, какие боги существовали у древних египтян?
- Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали? |
1. Ра, Амон, Амон-Ра | Бог солнца |
2. Апоп | Бог тьмы |
3. Геб | Бог земли |
4. Нут | Богиня неба |
5. Тот | Бог мудрости |
6. Бастет | Покровительница женщин и их красоты |
3. Работа с текстом учебника.
- Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.
- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
4. Рассказ учителя.
В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».
Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.
5. Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)
6. Рассказ учителя.
Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.
Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.
Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.
Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества.
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
- Дайте определение понятию «религия».
- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).
- Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
VI. Итог урока.
Домашнее задание:
- Прочитать §10 учебника.
- Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».
Карточка №2
Карточка №2
Карточка №2
Бог солнца
Амон – Ра
Богиня неба
Нут
Бог земли
Геб
Бог Тьмы
Апоп
Бог мудрости Тот
Богиня красоты Бастет
Богиня правды
Маат
Бог мертвых Анубис
Бог пустыни Сет
Богиня ма теринства Исида
Бог-судья
мертвых Осирис
Бог фараонов Гор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
конспект урока тема: Письменность древних египтян (5класс)
5 класс.Тема: Письменность древних египтянПлан урока:1. Что такое иероглифы2. На чем писали в Египте3. Кто учил письму4. Кто писал...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"
Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян
Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...
Конспект урока "Религиозные верования древних Египтян"
Конспект урока "Религиозные верования древних Египтян"...
Презентация урока истории Религия древних египтян
В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Почему бог солнца стал главным богом у древних египтян? Какие явления природы получили отражение в мифе об Осирисе? В чем зак...