Конспект урока «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» для 11 класса
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_uroka_po_teme.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия человека.
Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области.
Учитель: Лущикова Галина Степановна
ЦЕЛЬ: объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть
внутренний диалог личности с собой; учить умению воспитывать себя как личность; подвести учащихся к осознанию роли личности в человеческом обществе; в процессе дискуссии развивать у учащихся навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.
ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
- Как вы думаете, возможно ли познать себя?
- В чем смысл жизненного самоопределения и самопознания в данный момент?
- Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?
- Каким ты себя предпочитаешь: какой есть сейчас или каким ты можешь быть?
- Каковы возможности человека вообще и каковы твои непосредственные возможности?
- Что для тебя предпочтительнее: познание самого в себе или в другом? Что влияет на чистоту восприятия человека?
ЭПИГРАФ УРОКА:
«Мы- источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир,- многолик:
Он ничтожен – и он же безмерно велик»
( Омар Хайям. Рубаи)
ХОД УРОКА:
1.Введение в тему урока.
-Ребята, на прошлых уроках мы говорили о человеке как индивиде и человеке как личности. Скажите, в чем состоит эта разница? ( Ответы)
Какая же тайна сокрыта в человеке? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Эти вопросы волновали человечество еще в глубокой древности. Из глубины веков доходят до нас весьма интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире ( высказывания из «Бхагавадгиты» и Фирдоуси , стр.131
Однако одно дело- отдельные наблюдения, другое –целостное представление , знание, которое можно назвать философией человека.
Какую бы проблему человеческой жизни мы не взяли, она неизменно приводит нас к теме человека.
Скажем, хотим мы постичь секреты сознания… Во-первых, сознание присуще только человеку. Во-вторых, это он, человек, рассуждает о своем даре. Восхищаемся ли мы гармонией природы- чем, как не человеком измеряем мы эту гармонию? Вот и выходит , что все философские сюжеты – о Человеке!
Человека отличает от животного, в первую очередь, деятельность.
Сейчас я попрошу вас ответить на 3 вопроса о сущности вашей деятельности:
- Что ты сейчас делаешь в своей жизи?
- Что ты умеешь делать в этой жизни?
- А что бы ты хотел еще уметь делать в жизни?
( Ответы)
УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, отвечая на мои вопросы, вы воочию увидели разницу между тем, что вы есть и тем, чем вы хотите быть.
Вам открылся уровень ваших притязаний на жизнь, а это уже начало самоопределения в жизни. Что же такое жизнь?Это не только та вечность, которая вам предстоит и размышления о которой вы пока отложили, но это и то, что происходит сегодня, сейчас. Неуловимое мгновение, с которым ты уже расстался. Все это вместе ждет твоего самоопределения, то есть твоего и только твоего отношения через твои настроения, восприятия, размышления, ожидания. Вот все то, что можно определить, познать в жизни.
- Давайте поразмышляем над первым вопросом нашей дискуссии? Возможно ли познать себя? ( Ответы)
Вот видите, на этот вопрос нет однозначного ответа. Я скажу, самое трудное в жизни- познание себя. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес. Что есть»Я» ? «Я» - это мои дела, обстоятельства, ожидания. А что Будет потом? Потом и откроется, но знать это сейчас – необходимо. Необходимо выявить свою индивидуальность и скрытые резервы. ( Пример О.Ю.Шмидта)
- Второй наш вопрос: В чем смысл нашегоСАмоопределения и самопознания в данный момент?
Самоопределиться- это не просто определиться ,где ты есть. Куда пойдешь, это сформироваться как личность , найти свое место в жизни, соотнести свою жизнь с жизнью близких тебе людей, с жизнью окружающих, которые влияют на тебя.Помните, в русских сказках богатыри в начале своего пути останавливаются перед камнем, на котором написано: « Направо пойдешь… Налево пойдешь…Прямо пойдешь…»
Куда ни пойдешь – что-то произойдет.
А куда пойти? Нужно сориентироваться, а выбирать не придется – иди по тропе жизни и сталкивайся с препятствиями, преодолевай их.
И тогда хотя бы мук выбора не будет!
Задание: Опишите по памяти , как менялись твои эмоции, твое настроение в течение дня. Представляете, сколько в вас было « НЕ ТЕБЯ», других. Это и болтун, и молчун, и эгоист, и капризуля, и благодушный герой. Чем внимательнее будешь к себе, их будет больше, но это все ты. Выяснение того, кто в тебе доминирует и будет началом твоего самоопределения
- Третий наш вопрос:
Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?
Всеми своими «Я» человек управляет. Одного придерживает, другому дает «зеленый свет».
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
В ЧЕМ НУЖНО САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ?
Дискуссия.
- Какого ты себя предпочитаешь? Какой уже есть или каким ты можешь быть?
Ответы.
В большинстве случаев у вас весь мир существует только в плане твоего «Я». И это не эгоизм, это нормальный процесс становления личности , когда человек пройдя 4 ступени самоопределения, сможет
Познать себя. ( Пример Моцарта)
А чтобы познать, нужно исследовать свои возможности- это наш 5 вопрос. К чему должен стремиться человек в самопознании? К 4 уровню организации человека, к вершине.
Учитель подводит итог: Каждый из нас – строитель собственной личности. КАК ЖЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ , СПОСОБНЫМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ?Нужно прислушаться к советам , которые предлагают люди, которые имеют на это право. ( Советы Чарли Чаплина)
Мы видим, что человек постоянно в процессе деятельности меняется, совершенствуется, под воздействием общества пытается достичь вершины своего «Я». А для постижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты, достаточно, как мы делали на уроке, наблюдать за собой и анализировать свое состояние.
Домашнее задание: Повторить параграфы 17,18,19. Выразите свое внутреннее «Я» в рисунке, в цвете. Придумайте девиз своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....
План-конспект урока с ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова,Дж.Дули. Модуль №8,урок 8a
План - конспект урока c ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a...
Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 класса Тема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метров
Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс:...