Разработка урока обществознания в 11 классе "Экономика и государство"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Клевцова Нина Петровна

Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает  целесообразность  выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема, на решение которой нацелены все виды деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Разработка  урока обществознания в 11 классе

Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает  целесообразность  выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема, на решение которой нацелены все виды деятельности учащихся.

Тема урока: § 7 Экономика и государство.

Цель урока: выявить роль государства в рыночной экономике.

Задачи урока: 1) познакомить с целями  экономической политики      государства, с экономическими функциями государства, с самыми эффективными способами регулирования экономики;

                         2) развивать и совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, высказывать своё мнение по проблеме;

                        3) воспитывать экономическую культуру учащихся.

Тип, вид, форма  урока: проблемный урок,  лабораторная  работа, индивидуально – групповое занятие .

Оборудование:

  1. Таблица « Государство и экономика »
  2. Запись на доске.
  3. Проектор.
  4. Раздаточный материал ( карточки с заданием)

Эпиграф 

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»

                                                           

                                       Дж. Фейлан, американский экономист

                                           

                                       

                                  Ход урока

                                     

                                   План урока

  1. Экономическая политика государства.
  2. Экономические цели государства.
  3. Экономические функции государства.
  4. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
  5. Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики.

I.Вступительное слово учителя.

    Тема нашего урока «Экономика и государство».

    - Попробуйте сформулировать цель урока. (выявить роль государства  в рыночной экономике)

    - По форме это будет урок лабораторной работы, предполагающей вашу самостоятельную работу  с  параграфом учебника,  источником, таблицей, презентацией. Вам предстоит  углубить  свои знания в ходе  индивидуальной, групповой, фронтальной работы по данной теме.

    -  В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение  рыночных отношений  с элементами  государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

     - Среди многообразных направлений политики государства ведущую роль играет  экономическая политика.

II. Работа  по теме урока.

З/ К-1        Экономическая политика государства.

        - Найдите и запишите определение понятия экономическая политика.  

                     (§7, с.77,посл. абз.)

        (Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций  путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.)

 

З/ К-2        Экономические цели государства.

         - По таблице   назовите основные экономические цели государства в

рыночной экономике.

      ( - экономический рост;

         - регулирование занятости;

         - поддержание стабильного уровня цен;

         - поддержка экспорта.)    

       

 - Сопоставьте с информацией учебника (с.77,посл. абз. с.78, перв. абз.)

           - Какую новую информацию узнали из учебника?

(Экономические цели государства бывают общими, перспективными , текущими.)

- Приведите примеры всех видов экономических целей государства

(Общие – обеспечение  экономической безопасности и экономической эффективности; забота об обеспечении полной занятости и т. д.

 Перспективные – формирование  социально ориентированного рыночного варианта экономики.

 Текущие –снижение инфляции; обеспечение стабилизации и устойчивого роста экономики; борьба с бедностью; снижение налогов на бизнес.)

З/ К-3       Экономические функции государства.

         -Узнаем, какие  экономические функции выполняет государство в современном обществе? Посмотрите презентацию об экономических функциях государства, обратите внимание на новые функции, которые вы не изучали в 8 классе.

 

- Презентация, подготовленная ученицей об экономических функциях  современного государства.

(после просмотра презентации) – О каких экономических функциях  современного государства вы узнали?

( - стабилизация экономики;

  - защита прав собственности;

  - регулирование денежного обращения;

   -перераспределение доходов;

 - регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными        работниками;

 - контроль над внешнеэкономической деятельностью;

 - производство общественных благ;

 - компенсация внешних эффектов;

 - поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.)

   -Теперь полученные знания вам предлагается применить в работе с фрагментом статьи российского учёного- экономиста  А.Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации». (учебник с.87) Работаете в группах, выполняете задания к источнику.

           Отчёт групп.

 1группа – ответ на первый  блок  вопросов.

- В едином рыночном пространстве государственные институты  отслеживают и поддерживают одинаково для всех правила игры.

- По таблице определите, какие государственные институты имеют отношение к экономике,  кто ещё может влиять на экономику, чем они являются? (субъектами )

- По мнению учёного, стабильному развитию рыночной системы, способствуют следующие экономические функции:

  (1.поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере;

   2. поддержка стабильности в экономике;( постоянства)

   3. поддержание благоприятного социального климата в стране;

   4. поддержание устойчивости финансовой системы;

   5.расширение производства общественных благ.)

2 группа – ответ на второй блок  вопросов

-( Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере.- национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.)

 

3 группа - ответ на третий блок  вопросов

-(Конкуренцией в экономической науке называют соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи или       покупки на рынке. Значение для рынка - §3, с.34)

4 группа - ответ на 4  вопрос.

   

-( В демократическом обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом. Пример)  

5 группа - ответ на 5 вопрос.

 - ( Значение правовой защиты занимает большое место, так как экономическая деятельность субъектов  базируется на договорных и обязательственных отношениях, нарушение которых может разрешить только суд. Пример.)

З/ К- 4. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

- Регулирование государством рыночной экономики осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

 - Проанализируйте схему на с.81.

- Сообщения учащихся о механизмах государственного регулирования.

         1. Правовое (административное) регулирование.

         2. Фискальная (бюджетно- налоговая ) политика.

        3. Монетарная  ( денежно- кредитная ) политика.

 З/ К- 5 Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики

- С давних времён идёт дискуссия между теми , кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая рыночной саморегуляции. Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Кейнса, считают, что один только рыночный механизм не  в состоянии решать проблемы в экономике: нужна помощь  государства. Напротив, представители неоклассицизма(Юм, Фридмен) предлагают, как можно больше освободить экономику от опеки государства.

       

 -А как считаете вы, нужна ли рынку помощь государства?

            (мини – дискуссия )

         

 -Какие практические выводы для себя можно сделать из изученной              темы? (помощь на с.86)

III. Закрепление

(по группам)        1.Решение познавательной задачи.(на карточке)

Известно, что Чингисхан брал с покорённых народов дань- одну десятую, т.е.10%. И когда его спросили, почему так мало, он ответил, что больше нельзя, иначе народ- плательщик не сможет развиваться и дань будет уменьшаться. Нужно, чтобы народ имел чем платить не только живущим, но и внукам. Как вы думаете, нынешнее правительство России поступает так же? Ответ аргументируйте.

                           

 (для сдающих ЕГЭ) 2.По словам эпиграфа выделить проблему (проблема разумного вмешательства государства в экономику) , определить свою позицию, в доказательство её привести один аргумент.

IV.Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание

 §7, ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.

Используемая  литература: 1. Л.И.Боголюбов. Обществознание.11класс.М.: Просвещение,                                     2011.

                     2. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для                                подготовки к ЕГЭ. М. АСТ. 2011. Обществознание в схемах.

                      3. Обществознание в схемах.

                      4.Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс.-М,: ВАКО, 2008.

                      5.Преподавание истории и обществознания в школе. № 6 -2011.

                          Ст. «Роль государства в экономике», Королёва Г.Э.,с. 75

                      6. А.В.Клименко . Обществознание. М.Дрофа, 2009.

                      7. А.И.Кравченко. Обществознание. 10 класс. М. Русское слово.

                        2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"

Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, форм...

Урок по обществознанию для 9 класса: "Государство".

Урок по обществознанию для 9 класса: "Государство"....

Тест по обществознанию на тему "Роль государства в экономике

Тест позволяет проверить знания учащихся 8 класса по теме "Роль государства в экономике". Автором теста является другой преподаватель....

поурочное планирование по обществознанию на тему: "Правовое государство и гражданское общество"

Поурочное планирование по обществознании на тему "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"...