Теоретические сведенияЦель урока: 1.Сформировать у учащихся представление о государстве, как о важнейшей составляющей политической системы общества. Рассмотреть понятие государство, его признаки, причины возникновения государства и его функции. 2. Создать условия для развития умения сопоставлять информацию, анализировать, делать выводы. Совершенствовать навыки отбора и систематизации информации. 3. Содействовать становлению правосознания подростков.
После изучения темы учащиеся должны: — знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; — давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства; — знать основные функции государства; — знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства; — знать виды монополии государства; — давать определения следующим понятиям: политическая система, государство, суверенитет, функции государства, монополии государства.
Я рада приветствовать Вас в нашем "Виртуальном классе"! Сегодня Вы можете продолжить знакомство с материалами о политической сферы жизни общества. Надеюсь, что данного урока поможет Вам сформировать представление о государстве, как о важнейшей составляющей политической системы общества. Но для начала вспомните, пожалуйста, материал предыдущей темы. Проверка домашнего задания - Дайте определение понятиям: сила, власть , авторитет.
- На какой стадии развития человечества можно говорить о разделении властей и почему?
- Что такое пирамида и иерархия власти?
Новый материал Понятие власти, рассматриваемое ранее, находит наиболее полное воплощение в государстве. Оно представляет собой сложный разветвленный механизм завоевания и поддержания политической власти. Государство является основным элементом политической системы общества. Под политической системой понимается механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть, управляется общество. Задание 1 практической части. Предлагаю Вам подумать, с помощью чего можно осуществлять политическую власть? Какие могут быть элементы у политической системы общества?
Политическая система | государство |
|
| организации и движения |
Если Вы затрудняетесь с ответом, то подсказку можно найти в учебнике «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. на странице 12 или в презентации к этому уроку.
И так государство, бесспорно, является ядром политической системы, оно объединяет все ее элементы. Государство консолидирует общество, оно обладает реальной властью. Что же такое государство? Современная наука дает определение государству в двух значениях. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В узком смысле государство- это организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Но и государствам прошлого и современным государствам присущи общие(фундаментальные признаки). Задание 2 практической части. Опираясь на материал энциклопедии «Хроника человечества»( учебник «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. страница 13) постарайтесь выделить общие признаки характерные для любого государства
Признаки государства | 1…………………………….. | 2. Единая система управления территорией. | 3. ……………………………………………………… | 4………………………………………. | 5. ………………………………………… | 6. Обязательность членства в государстве – гражданство. | 7. Представительство от имени общества в международных организациях. | 8. Суверенитет |
Если Вы затрудняетесь с ответом, то подсказку можно найти в учебнике «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. на странице 14 или в презентации к этому уроку. Особое значение имеет понятие суверенитет
суверенитет | независимость на международной арене | верховенство во внутренних делах |
О характере и содержании деятельности государства рассказывают его функции. Они подразделяются на внутренние и внешние функции. Задание 3 практической части. Предлагаю Вам самостоятельно назвать отдельные внутренние и внешние функции.
внутренние функции государства
| 1. Защита экономической и социальной системы. 2. Подавление классовых противников. 3. Участие в управлении экономикой. 4. Охрана общественного порядка. 5. Регулирование социальных отношений. 6. Культурно-воспитательная деятельность. | внешние функции государства
| 1. Защита интересов в международных отношениях. 2. Обеспечение обороны страны. 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. |
Вопрос о причинах появления государства относится к числу дискуссионных. Задание 4 практической части. Предположи, причины, по которым могло возникнуть государство.
Государство как основной элемент политической системы общества имеет определенные исключительные права (монополии). Монополии государства 1. На законное насилие. 2. На таможенные пошлины. И другие виды монополий.
Для закрепления материала предлагаю ознакомиться с презентацией Практическая работа Задание 1 практической части. Предлагаю Вам подумать, с помощью чего можно осуществлять политическую власть? Какие элементы политической системы могут быть? Политическая система | государство |
|
| организации и движения |
Если Вы затрудняетесь с ответом, то подсказку можно найти в учебнике «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. на странице 12 или в презентации к этому уроку.
Задание 2 практической части. Опираясь на собственные знания и материал энциклопедии «Хроника человечества»( учебник «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. страница 13) постарайтесь выделить общие признаки характерные для любого государства
Государства древности: мозаика фактов 1. Хетты - один из древнейших народов индоевропейского происхождения. Примерно в 1450 году до н.э. хетты создали Новое царство. Главой государства был монарх - носитель высшей военной, гражданской и судебной власти и главный религиозный авторитет. Свободные воины составляли своего рода аристократию. Они объединялись в особое собрание - панкус, от него зависел даже выбор нового монарха. 2. Фракийский племенной союз, созданный в 730 году до н.э. в Европе, возглавлял верховный вождь, вокруг которого объединялась родоплеменная знать. Он обладал высшей политической и религиозной властью, был верховным командующим во время войн. Знать пользовалась привилегиями: у нее были особые нормы поведения, одежда, украшения, пища, отличный от других образ жизни, Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных селах; вожди и их окружение — в укрепленных городищах (городов как таковых фракийцы не создавали). 3. Царь Ашшурбанипал (правил в 680—627 годах до н.э.) построил в Ниневии - столице Ассирии, великолепный, украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою обширную библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическую переписку и хозяйственные записи. 4. Ассирийский царь Саргон II (правил в 722-705 годах до н.э.) продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он разгромил Израильское царство (722 год до н.э.), нанес поражение Египту (720 год до н.э.), а Фригию, Кипр и часть государства Урарту принудил платить дань. Его сын Синахериб (правил в 705-681 годах до н.э.) захватил финикийские портовые города Сидон и Яффу и покорил Иудею (701 год до н.э.), взял штурмом и разрушил Вавилон (689 годдо н.э.). Ассирийцы проводили систему массового террора для поддержания строго централизованного управления завоеванными территориями. 5. При Асархаддоне (правил в 681- 667 годах до н.э.) Ассирия достигла наивысшего могущества. В 671- 664 годах до н.э. она захватила дельту Нила и поставила у власти в Египте своего ставленника. Империя простиралась теперь от Нила до Каспия и от Киликии до Персидского залива. Ассирийские крестьяне и население порабощенных стран содержали огромную армию и имперский аппарат управления. Для покрытия расходов, например на дворцовое строительство, велись захватнические войны. Военные расходы постепенно подтачивали империю. Источник: Энциклопедия «Хроника человечества».
Признаки государства | 1…………………………….. | 2. Единая система управления территорией. | 3. ……………………………………………………… | 4………………………………………. | 5. ………………………………………… | 6. Обязательность членства в государстве – гражданство. | 7. Представительство от имени общества в международных организациях. | 8. Суверенитет |
Если Вы затрудняетесь с ответом, то подсказку можно найти в учебнике «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. на странице 14 или в презентации к этому уроку. Задание 3 практической части. Предлагаю Вам самостоятельно назвать отдельные внутренние и внешние функции.
внутренние функции государства
| 1. Защита экономической и социальной системы. 2. Подавление классовых противников. 3. Участие в управлении экономикой. 4. Охрана общественного порядка. 5. Регулирование социальных отношений. 6. Культурно-воспитательная деятельность. | внешние функции государства
| 1. Защита интересов в международных отношениях. 2. Обеспечение обороны страны. 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
|
Задание 4 практической части. Предположи, причины, по которым могло возникнуть государство.
Если Вы затрудняетесь с ответом, то подсказку можно найти в учебнике «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012. на страницах 16-17 или в презентации к этому уроку
|