Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей. Тема урока интересна учащимся данного возраста и актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс
«Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода»
Автор разработки урока: Безденежных О.С
Место работы, должность: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка »
Предмет обществознание
Класс 11 класс
Автор УМК Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2012 год
Тема урока Выборы в демократическом государстве
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цели и задачи урока:
образовательная: создать условия для понимания учащимися основ избирательной системы, принципов избирательного права, основных этапов избирательного процесса как ведущего механизма реализации власти народа в условиях демократического государства;
развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений и навыков распознавать признаки понятий, характерные черты социальных объектов, различать в социальной информации факты и мнения, суждения и аргументы, устанавливать соответствие терминов и их признаков, применять социально-гуманитарные знания в процессе решения проблемных задач, осуществлять анализ, интерпретацию и собственную оценку обществоведческих текстов;
воспитательная: содействовать социализации личности в условиях современного общества, формированию активной жизненной позиции, а также воспитанию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности за судьбу Отечества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Информационные источники:
1.Е.Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень». М.: «ВАКО», 2012.
2.Обществознание. Практикум. 11 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение»,2012.
3.Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Право. М. ВИТА. 2010.
4. Конституция Российской Федерации М. Юридическая литература, 1993.
Сценарий урока
Этап урока | Содержание этапа Формируемые УУД | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Организация начала урока | Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. В чем заключается смысл этой притчи? (Вопрос классу) Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы иногда неумело пользуемся ее плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время. Всегда мы стоим перед выбором: как поступить, что сделать и как? Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от вашего выбора зависит судьба государства. Как вы думаете, какой главный выбор может делать гражданин, достигнув возраста 18 лет? - Я полагаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? (Формируются личностные УУД) | Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Подготовка к основному этапу | Правильно о выборах. Тема урока «Выборы в демократическом государстве» Что вы должны знать, прежде чем пойти или не пойти на выборы? Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем занятии. А в конце нашего занятия подведем итог – готовы ли вы к этому сами. Перед вами все необходимое для работы (характеризуются документы по теме), а самое главное – это рабочий лист, информация, которая будет появляться в нем в течение урока, вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ (приложение 1) - Какие термины содержит тема нашего урока? -Что такое государство? Вспомним принципы демократического государства. Ребята, выберите, пожалуйста, какой из названных принципов, на ваш взгляд является главным? Правильно, власть народа реализуется через выборные органы власти. - А теперь последний термин «выборы» На листочках зеленого цвета есть выдержка из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Давайте найдем это определение и зачитаем (приложение 2) - Подчеркните в определении три слова, которые на ваш взгляд, будут выражать суть этого определения. Да, ребята, каждый из Вас прав, вот вы снова сделали свой выбор. Ребята, прежде чем продолжить работу, я прошу вас написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока. Ребята, статья 3 Конституции Российской Федерации гласит: 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Я предлагаю в конце урока поставить вопросительный или восклицательный знак после фразы, которую вы видите на доске: Участие в выборах - это возможность управлять страной….. (Формируются познавательные, личностные, регулятивные УУД ) | Самостоятельное формулирование темы и цели урока Отвечают на вопросы: Прежде всего – что такое выборы в демократическом государстве, как они организуются и проходят, по каким принципам. Отвечают на вопросы учителя Работают с источником Обучающиеся определяют для себя свою цель урока | Организация актуализациии мыслительных операций, самостоятельное выполнение учебного действия. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Опираясь на ранее полученные обществоведческие знания, дополнительную информацию, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина (1 группа), общества (2 группа), государства (3 группа) Итак, я прошу представителей групп высказать свое мнение Однако, представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы. Как вы понимаете, что такое избирательная система?.... Ребята, не забывайте фиксировать в рабочих листах полученную информацию. В демократическом государстве граждане участвуют в выборах на основе главных принципов, прописанных в законодательстве. Давайте с вами, проанализировав ситуации и факты, сами определим эти принципы. -Ваша задача, работая в группах проанализировать предложенные факты и ситуации и сделать вывод, о каком принципе выборов идет речь (приложение 3) Анализ деятельности групп при котором, обучающиеся называют принципы и крепят их на доску Итак, мы сформулировали шесть неотъемлемых принципов избирательного права. Тогда возникает вопрос, в условиях какого процесса реализуются данные принципы? Используя учебник, установите последовательность этапов избирательного процесса. Из курса права вы знаете, что под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса. Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно, для этого каждой группе предлагаю задания с теоретическими вопросами и информацией для размышления и практического применения, при этом вам рекомендовано использование материал учебника и дополнительную информацию из сети Интернет (приложение 4) Таким образом, мы вместе дали характеристику этапов избирательной кампании. Какой вывод вы можете сделать? Я напоминаю, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажоритарно-пропорционалъный (смешанный) типы избирательных систем. Мы уже знакомились со всеми типами избирательных систем. Предлагаю вам вспомнить особенности каждой из них, при этом остановиться на анализе достоинств и недостатков, прежде всего пропорциональной и мажоритарной систем. Итак, мы вместе проанализировали сущность, достоинства и недостатки типов избирательных систем, какой вывод можно сделать? Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? Я предлагаю посмотреть видеоролик, представляющий выступления кандидатов в Президенты и ответить на вопрос, тактика какого кандидата вам больше импонирует? Я предлагаю вам «нарисовать» политический портрет депутата Государственной думы. Какими качествами он должен обладать? (Формируются коммуникативные, познавательные УУД) | Работают по группам Выступление представителей от групп Ответы обучающихся Работа с рабочими листами Работа по группам с ситуациями Ответы обучающихся На интерактивной обучающиеся доске определяют последовательность этапов избирательного процесса. Работа в группах Ответы представителей групп на предложенные вопросы Выводы обучающихся Заполнение сравнительной таблицы Ответы обучающихся (приложение 5) Вывод обучающихся Просмотр видеоролика и беседа Индивидуальная работа | Организация групповой работы Организация беседы |
Закрепление новых знаний | Спасибо, я с вами согласна. Предлагаю выполнить тест, с самопроверкой на доске. (Формируются регулятивные УУД) | Выполнение теста | |
Подведение итогов урока | Ребята, настало время вернуться к фразе, которую вы видите на доске: Участие в выборах - это возможность управлять страной….. и поставить необходимы знак препинания ? или ! Ваше мнение… Спасибо, я с вами согласна «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не хочет участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Свобода становится все более пассивной, и в 21 веке она может обернуться новым тоталитаризмом» Пятигорский А.М. Мне сегодня было приятно работать с вами, и я с удовольствием выставляю пятерки за активное участие, аргументированные ответы и правильность суждений…. (Формируются регулятивные УУД) | Обучающиеся высказывают свое мнение, делают вывод | |
Информация о домашнем задании | Дома вам необходимо прочитать п. 24 и выполнить одно из заданий по выбору: Первое: составьте свою предвыборную программу кандидата в Президенты школы. Второе: эссе по теме: «Выборы – это право, обязанность или …» | Запись домашнего задания | |
Рефлексия | В начале урока, я предлагала вам написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока. Вы достигли своей цели? Выслушиваются мнения учащихся…. Я напоминаю, информация в рабочих листах вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ. И в конце урока мне хотелось бы узнать, ваше мнение по поводу значимости выборов. Для этого я предлагаю вам провести своего рода референдум, в ходе которого вы выскажите свое согласие или нет с фразой «Участие в выборах – гражданский долг каждого, кто берет на себя ответственность за судьбу Отечества. А волеизъявление мы реализуем, отдавая свой голос за кандидата» Результаты голосования будут объявлены на следующем уроке. Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Живите с девизом: «Я за все в ответе!» Спасибо за работу, до свидания! (Формируются регулятивные , коммуникативные УУД) | Ответы обучающихся Голосование | Выдача бюллетеней (приложение 6) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".
Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"
Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....
Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...
Выборы в демократическом государстве.
Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень....
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)
Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...