Рабочая программа 6 -11 класс учебник Никишова
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Объяснительная записка

рабочая программа 6-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon объяснительная записка33.5 КБ
Microsoft Office document icon 6 класс40 КБ
Microsoft Office document icon 7 класс45 КБ
Microsoft Office document icon 8 класс53.5 КБ
Microsoft Office document icon 9 класс44 КБ
Microsoft Office document icon 10-11 класс48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка.

Предлагаемые программы для основной общеобразовательной школы составлены с учётом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии.

Основное биологическое образование обеспечивается изучением следующих разделов:

Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники – 34ч (6 класс)

Биология. Животные. – 68ч (7 класс)

Биология. Человек и его здоровье – 68ч (8 класс)

Биология. Общие закономерности жизни – 68ч (9 класс).

В разделе «Растения, бактерии, грибы и лишайники» сохранена традиционная и оправдавшая себя структура материала: 1)цветковые растения, 2)отделы растений, 3)бактерии, 4)грибы и лишайники.

Материал о строении и жизнедеятельности цветковых растений предлагается изучать по блокам: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Внешнее строение органов цветковых растений», «Клеточное строение растения», «Жизнедеятельность, рост, развитие цветковых растений», «Размножение и расселение цветковых растений». Такое распределение материала даёт возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каждая изученная тема подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификацией.

Раздел «Животные» включает материал по всем основным типам и классам животных. Особое внимание в нём уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира ,жизненными отправлениями животных, усложнением их организации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и местообитаниям. Материал логично развивает знания, заложенные ранее, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах.

Раздел «Человек и его здоровье» содержит основные сведения по морфологии, анатомии, физиологии, гигиене и экологии человеческого организма. Последовательность тем программы обусловлена логикой формирования у учащихся базовых понятий об уровнях организации человеческого организма, слагающих эти уровни биологических и психосоциальных структурах и происходящих на них процессах. Материал программы опирается на знания и умения учащихся, приобретённые ими при изучении окружающего мира в начальной школе, природоведения и систематических разделов в основной школе. Психолого-физиологические, санитарно-гигиенические и валеологические аспекты раздела помогут учащимся вести здоровый образ жизни, соблюдать здоровьесберегающие технологии при выполнении физического и умственного труда, формировать культуру межличностных взаимоотношений.

Раздел «Общие закономерности жизни» включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учебный материал расположен в восходящем порядке – от молекулярно-генетического уровня до биосферного. При этом на каждом уровне организации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность организмов, генетико-эволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот веществ и поток энергии в природных сообществах и биосфере. Материал каждой крупной темы подводит к выводам о биологическом значении организации живого и процессах, происходящих на каждом уровне. В разделе прослеживается преемственность с предыдущими разделами курса и устанавливаются межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.

Программа ориентирована на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, включает необходимые демонстрации, лабораторные работы.

Программа «Биология. Биологические системы и процессы» предназначена для базовой общеобразовательной школы. В основу программы положена концентрическая система обучения, при которой сведения о биологических системах и происходящих в них процессах, формируются на база знаний учащихся, полученных ими из систематических разделов биологического образования основной школы. В материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно-научной картины мира. Последовательность тем программы обусловлена логикой развития у учащихся общебиологических понятий об уровнях организации живой природы и происходящих на них биологических процессах: реализации генетической информации, обмене веществ и превращении энергии, наследственности и изменчивости, видообразовании, эволюционном усложнении и формировании приспособленности, коэволюционном развитии природы и общества. Подробно рассмотрены наиболее характерные для биологических систем особенности и методы познания живой природы и выявление в ней естественных и антропогенных изменений. В программе предусмотрена демонстрация природных объектов, экранно-звуковых средств обучения,  проведение естественно-научных экспериментов, решение задач, посещение музеев.



Предварительный просмотр:

6 класс (34ч, 1ч в неделю)

Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники.

Введение (1ч).

Что изучает биология? Царства организмов. Ботаника – наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Жизненные формы цветковых растений, продолжительность жизни.

1.Внешнее строение органов цветковых растений (8ч).

Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения корней.

Побег. Внешнее строение побега. Стебель как осевой орган. Лист как боковой орган. Узлы и междоузлия. Разнообразие побегов. Листорасположение. Листовая мозаика. Почки, их строение и разнообразие. Развёртывание почки. Формирование системы побегов. Видоизменения побегов.

Лист. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок. Жилкование. Простые и сложные листья.

Цветок. Главные части цветка. Околоцветник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия, их биологическое значение.

Плод. Образование и строение плода. Классификация плодов. Соплодия.

Семя. Строение семян цветковых растений. Запасные органические вещества семени.

Демонстрации: стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений корней, разнообразия надземных и подземных побегов, простых и сложных листьев, различных типов листорасположения, сухих и сочных плодов.

2. Клеточное строение растения (5ч).

Растительная клетка. Строение растительной клетки. Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Запасные вещества клетки.

Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей. Особенности, строение и функции растительных тканей. Межклетники.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трёхлетнего побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления, растяжения, всасывания и проведения.

Демонстрации: микропрепаратов клеточного строения органов растения, спилов стеблей древесных растений

Лабораторные работы: 1. Приготовление и рассмотрение под микроскопом препаратов кожицы лука. 2. Рассмотрение клеточного строения листа. 3. Изучение клеточного строения стебля. 4. Изучение клеточного строения корня.

3. Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений (5ч).

 Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных солей. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю. Корневое давление. Образование в листьях органических веществ. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощение листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образование растением кислорода в процессе фотосинтеза.

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании.

Испарение. Условия, влияющие на испарение воды листьями. Листопад, его значение в жизни растений.

Рост и развитие. Деление клеток и их специализация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегетативных органов.

Демонстрации: результатов опытов, доказывающих передвижение воды и минеральных солей по древесине.

4. Размножение и расселение цветковых растений (3ч).

Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений.

Генеративное размножение растений. Опыление. Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода. Распространение плодов и семян.

Демонстрации: способов вегетативного размножения.

5. Отделы растений (5ч).

Отдел зелёные водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зелёные водоросли. Многоклеточные зелёные водоросли. Значение.

Отделы бурые и красные водоросли. Общая характеристика, типичные представители. Значение в природе и жизни человека.

Отдел моховидные. Общая характеристика. Сфагновые и торфяные мхи. Строение, размножение и значение.

Отдел папоротникообразные. Общая характеристика. Строение и размножение папоротников.

Отделы хвощевидные, плауновидные. Представители. Особенности их строения и размножения. Ископаемые папоротникообразные. Образование каменного угля.

Отдел голосеменные. Характерные признаки. Многообразие. Особенности размножения. Использование человеком.

Отдел покрытосеменные. Характерные признаки. Классификация. Признаки классов однодольных и двудольных растений. Некоторые семейства, их значение в природе и жизни человека.

Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные растения. Первые наземные многоклеточные растения. Появление и господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений.

Демонстрации: гербариев представителей разных отделов.

6. Царство бактерий (1ч).

Особенности строения и жизни. Распространение в природе. Многообразие. Болезнетворные бактерии, пути их распространения. Значение в природе и жизни человека.

7. Царство грибы (3ч).

Общая характеристика. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи, их строение и жизнедеятельность. Головнёвые, спорыньевые и другие паразитические грибы. Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь грибов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Лишайники – комплексные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие, размножение и значение.

Демонстрации: микропрепаратов мукора и пеницилла, муляжей шляпочных грибов, лишайников.

8. Растительные сообщества и их охрана (2ч).

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество. Ярусность расположения растений. Другие растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Растительность и флора. Охрана растительности и редких видов растений.

Основные требования к достижениям учащихся.

Знать и понимать:

- внешнее и клеточное строение органов растений

- основные жизненные функции растения

- способы размножения, рост и развитие растений

- классы цветковых растений

- отделы растений, совершенствование организации растений в процессе исторического развития растительного мира

- черты приспособленности растений к совместной жизни в природных сообществах

- редкие виды растений и охраняемые растения своей местности

- основные культурные растения, выращиваемые в местных условиях, особенности их возделывания

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека

- особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников, их значение в природе и жизни человека.

Уметь:

- различать органы цветковых растений и их видоизменения

- приготовлять временные препараты и рассматривать их под микроскопом

- узнавать в природе и на рисунках распространённые местные виды растений, устанавливать их систематическую принадлежность

Применять знания и умения:

- проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений

- размножать культурные растения различными способами

-проводить опыты с комнатными растениями

- работать с учебником, составлять план пересказа текстов параграфа, использовать рисунки для понимания изучаемого материала, выделять существенное, выбирать из текста сведения для составления и заполнения таблиц.



Предварительный просмотр:

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Биология. Животные.

Введение. Общее знакомство с животными (2ч).

  Многообразие животного мира. Среды жизни животных. Приспособленность животных к средам жизни и местообитаниям. Сходство животных с другими организмами и их отличия.

  Взаимосвязи между животными в природе. Связь животных с другими организмами в природных сообществах.

  Значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Значение зоологических знаний для человека.

  Классификация животных.

1. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие (3ч).

Вводная характеристика простейших.

Тип Саркожгутиковые. Среды обитания и местообитания, строение и жизнедеятельность. Отличительные особенности раковинных саркодовых и паразитических жгутиковых.

Эвглена зелёная как пример организма, сочетающего признаки простейших и одноклеточных водорослей; жгутиковая амёба – организм, занимающий промежуточное положение между саркодовыми и жгутиковыми.

Тип Инфузории. Особенности строения и жизнедеятельности. Инфузория – туфелька как простейшее, имеющее более сложное строение по сравнению с Саркожгутиковыми.

Значение простейших в природе. Паразитические простейшие с связанные с ними болезни человека и животных.

Демонстрации: живых инфузорий, готовых микропрепаратов амёбы, таблиц с изображением простейших.

Лабораторная работа: 1. Ознакомление с передвижением инфузорий - -туфелек и их реакции на действие раздражителей.

2.Подцарство многоклеточные животные. Тип кишечнополостные (3ч).

Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных.

Класс гидроидные. Местообитания, внешнее строение, образ жизни стебельчатой гидры. Наружный и внутренний слои тела гидры. Нервная сеть. Рефлекс. Бесполое и половое размножение, регенерация.

Класс сцифоидные, коралловые полипы. Особенности строения и жизнедеятельности. Происхождение и значение кишечнополостных.

Демонстрации: веточек коралловых полипов, микропрепарата поперечного и продольного среза тела гидры.

Лабораторная работа:2. изучение строения гидры

3. Тип плоские черви (2ч).

Вводная характеристика плоских червей.

Класс ресничные черви. Местообитания, внешнее строение, образ жизни белой планарии. Особенности строения и жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Классы сосальщики, ленточные черви.  Местообитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Основные и промежуточные хозяева паразитических червей. Приспособленность сосальщиков и ленточных червей к сохранению и распространению в природе.

Демонстрации: влажных препаратов

4. Тип круглые черви (1ч).

Вводная характеристика круглых червей. Свободноживущие нематоды: внешнее строение и образ жизни. Нематоды – паразиты животных и человека. Приспособленность круглых паразитических червей в организмах хозяев. Борьба с червями – паразитами.

Демонстрации: влажных препаратов аскариды.

5. Тип кольчатые черви (2ч).

Вводная характеристика кольчатых червей.

Класс малощетинковые черви. Дождевые черви и трубочники. Их местообитание, внешнее строение и образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Размножение.

Класс многощетинковые черви. Разнообразие, особенности внешнего строения и образа жизни. Размножение. Происхождение кольчатых червей. Значение в почвообразовании, биологической очистке воды, в цепях питания.

Демонстрации: влажных препаратов.

6. Тип моллюски (3ч).

Вводная характеристика моллюсков.

Класс брюхоногие. Местообитание, внешнее строение и образ жизни прудовиков, катушек и других представителей. Общие признаки строения. Особенности систем органов. Размножение и развитие.

Класс двустворчатые. Местообитание, особенности строения, связанные с малоподвижным образом жизни, питанием взвесями органических остатков и микроорганизмами.

Класс головоногие. Особенности строения и образа жизни. Признаки усложнения организации по сравнению с другими моллюсками.

Происхождение моллюсков. Их значение в природе и жизни человека.

Демонстрации: раковин моллюсков.

7. Тип членистоногие (11ч).

Многообразие членистоногих. Общие признаки строения, происхождение.

Класс ракообразные. Вводная характеристика. Местообитания, особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни высших раков. Другие ракообразные. Значение в природе и жизни человека.

Класс паукообразные. Вводная характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности. Пауки, клещи, скорпионы. Значение.

Класс насекомые. Вводная характеристика. Местообитания и особенности строения. Типы развития. Главнейшие отряды. Насекомые – вредители сада и леса. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей болезней, паразиты человека и животных. Одомашненные насекомые.

Демонстрации: коллекций членистоногих.

Лабораторная работа: 3.Изучение строения речного рака, 4. изучение внешнего строения насекомого

8. Тип хордовые (39ч).

Вводная характеристика хордовых. Подтип бесчерепные. Класс ланцетники. Подтип черепные, или позвоночные. Общая характеристика классов позвоночных животных.

Классы хрящевые рыбы, костные рыбы. Вводная характеристика. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Обмен веществ. Размножение и развитие. Нерест. Забота о потомстве. Основные систематические группы. Значение рыб в природных сообществах. Промысловые рыбы. Разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озёрное рыбоводство.

Класс земноводные. Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Особенности строения органов полости тела и нервной системы. Размножение и развитие. Происхождение и значение.

Класс пресмыкающиеся.  Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Особенности строения органов полости тела и нервной системы. Размножение и развитие. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания.  Отряды современных пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека.

Класс птицы. Вводная характеристика. Местообитания и внешнее строение. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Сложность поведения. Размножение и развитие. Типы развития птенцов. Сезонные явления в жизни птиц. Осёдлые, кочующие и перелётные птицы. Способы изучения миграций птиц. Происхождение. Важнейшие отряды. Экологические группы. Значение и охрана. Домашние птицы. Птицеводство.

Класс млекопитающие. Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Особенности строения органов полости тела, нервной системы и поведение. Размножение и развитие. Происхождение.

Отряды первозвери, сумчатые. Отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы. Экологические группы. Сезонные явления. Значение в природе и жизни человека, охрана. Домашние млекопитающие.

Демонстрации: живых или чучел млекопитающих, влажных препаратов, скелетов.

Лабораторные работы: 5.изучение внешнего строения и скелета рыбы. 6. Изучение строения перьевого покрова птицы.

9. Развитие животного мира на Земле (2ч).

Основные этапы развития животного мира на Земле. Развитие представлений об историческом развитии животных. Развитие животного мира от одноклеточных к низшим многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим многоклеточным, от низших хордовых к высшим хордовым.

Демонстрации: окаменелостей древних животных, таблиц.

Основные требования к достижениям учащихся.

Знать и понимать:

- основные систематические категории царства Животных

- ведущие признаки изучаемых типов и классов

- характер усложнения организации животных

- проявление приспособленности животных к средам жизни и конкретным местообитаниям, связей строения с образом жизни

- особенности строения систем органов и осуществляемые ими процессы жизнедеятельности

- взаимосвязи животных и других организмов в природных сообществах, влияние на животных факторов неживой природы

- основные этапы исторического развития животного мира

- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека

- основные меры, предпринимаемые для охраны животных.

Уметь:

- приводить примеры животных изученных типов и классов

- различать на рисунках органы внешнего и внутреннего строения, стадии индивидуального развития животных

- устанавливать связи между строением органов и их функциями, строением организма и образом жизни

- сравнивать представителей основных типов и классов и делать выводы о родственных отношениях

- приводить доказательства происхождения от предполагаемых предков

- узнавать в природе и на рисунках распространённые местные виды, устанавливать их систематическую принадлежность

Применять знания и умения:

- проводить наблюдения за животными

- планировать, проводить и оформлять результаты опытов в лабораторных и природных условиях

- участвовать в мероприятиях по охране редких и малочисленных видов животных, мест их обитания

- осуществлять уход за домашними животными.



Предварительный просмотр:

8 класс (68ч, 2ч в неделю)

Биология. Человек и его здоровье.

Введение (1ч).

Науки, изучающие организм человека. Некоторые сведения из истории изучения организма человека. Вклад учёных в развитие знаний об организме человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для улучшения условий жизни человека, сохранения его здоровья, профилактики и диагностики заболеваний.

Общие свойства организма человека и уровни его организации (5 ч).

Общие свойства организма. Общие свойства и признаки, присущие организмам: возбудимость, движение, рост, дыхание, питание, выделение, обмен веществ, воспроизводство.  Условия поддержания жизни организма.

Уровни организации живого. Атомарный, молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Взаимосвязь и иерархичность уровней организации.

Клетка, её строение, химический состав, жизненные свойства. Строение клетки. Органические и неорганические вещества. Жизненные свойства. Взаимосвязь клеток и внутренняя среда организма.

Ткани, органы, системы органов. Понятие о ткани. Виды тканей. Особенности строения клеток тканей и выполняемые функции. Понятие об органе и системе органов. Понятие об аппарате и функциональной системе органов.

Организм человека как единое целое. Строение тела человека. Части тела и полости. Способы регуляции функций организма. Биологически активные вещества, их роль в регуляции функций организма. Связь организма с окружающей средой. Влияние природных факторов на организм. Взаимоотношения человека и природы. Биосоциальная природа человека.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов, микропрепаратов тканей.

Лабораторные работы: 1) «Строение клетки»; 2) «Строение тканей»; 3) практическая работа «Строение систем органов».

Эндокринная система (5ч).

Железы внутренней секреции. Понятие о железах внешней, внутренней и смешанной секреции. Строение и функции эндокринных желёз. Гормоны эндокринных желёз и их влияние на организм человека. Нарушение функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Взаимодействие нервно-гуморальных факторов и их нарушения. Стресс как реакция организма на действие факторов среды.  Физиологические изменения в организме человека под воздействием стресса.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов.

Нервная система (6ч).

Строение нервной системы. Нервная ткань. Классификация нейронов. Нервы. Отделы нервной системы. Строение и работа автономной нервной системы.

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Строение рефлекторной дуги. Возбуждение и торможение в рефлекторной деятельности и их взаимодействие.

Спинной мозг. Строение. Белое и серое вещество. Спинно-мозговые нервы и узлы. Функции.

Головной мозг. Строение. Отделы и их функции. Зоны коры больших полушарий, их значение.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения. Наследственные нарушения работы мозга. Нарушения работы мозга, вызванные факторами внешней среды. Первая помощь при потере сознания. Заболевания нервной системы, вызванные нарушением кровоснабжения мозга.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов, моделей головного мозга.

Лабораторные работы: 4) «Строение головного мозга».

Опора и движение (5ч).

Кость. Строение и состав костной ткани. Неорганические и органические вещества кости. Виды костей. Рост костей.

Скелет. Типы соединения костей. Отделы скелета. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Первая помощь при повреждениях скелета. Первая помощь при растяжении связок и вывихе сустава. Первая помощь при переломах.

Мышцы и их функции. Виды мышечной ткани. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. Утомление при мышечной работе. Значение работ Сеченова для физиологии труда. Активный отдых.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Значение тренировки мышц. Искривление позвоночника, плоскостопие. Меры их предупреждения.

Демонстрации: скелета человека, отдельных костей, микропрепаратов, муляжей, моделей, видеофильма.

Лабораторные работы: 5) «Строение позвонков»

Кровь (4ч).

Состав и функции крови. Неорганические и органические вещества. Клетки крови. Органы кроветворения.

Форменные элементы крови и их функции. Строение и функции эритроцитов. Переливание крови. Группы крови. Донорство. Резус-фактор. Лейкоциты и их роль в защите организма. Иммунитет, его механизмы и виды. Тромбоциты, их роль в свёртывании крови. Противосвёртывающие факторы. Гемофилия.

Демонстрации: микропрепаратов крови, таблиц, схем, видеофильмов.

Лабораторные работы: 6) «Микроскопическое строение крови лягушки и человека».

Кровообращение (5ч).

Система кровообращения. Понятие о кровообращении. Органы кровообращения. Строение сердца. Кровеносные сосуды. Движение крови в организме. Круги кровообращения.

Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца.

Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Скорость тока крови. Движение крови по венам. Перераспределение крови в организме. Лимфатическая система и движение лимфы в организме.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему. Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кровотечения и меры первой помощи.

Демонстрации: муляжей, таблиц, приёмов первой помощи, видеофильмов.

Лабораторные работы: 7) «Подсчёт пульса в разных условиях».

Дыхание (4ч).

Органы дыхания. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

 Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. ЖЁЛ. Обмен газов в лёгких. Обмен газов в тканях.

Регуляция дыхания и первая помощь при остановке. Рефлекторная и гуморальная регуляция. Дыхательные рефлексы и их значение. Искусственное дыхание.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Заражение через воздух капельными и вирусными инфекциями. Грипп и туберкулёз. Предупреждение заболеваний органов дыхания. Действие курения на органы дыхания.

Демонстрации: муляжей, таблиц, схем, видеофильмов.

Пищеварение (6ч).

Органы пищеварения и их функции. Понятие о питании и пищеварении. Питательные вещества. Строение органов пищеварения. Методы изучения пищеварения. Работы Павлова по изучению пищеварения. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Нервно-гуморальная регуляция желудочного сокоотделения. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Защитная роль печени. Функции толстого кишечника.

Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение. Пищевые отравления и их предупреждения. Кишечные инфекции и борьба с ними. Меры предупреждения кишечных и глистных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение.

Демонстрации: модели торса человека, муляжей органов.

Обмен веществ и энергии (7ч).

Обмен веществ. Понятие об обмене веществ. Обмен органических и неорганических веществ. Регуляция обмена веществ.

Витамины. Значение. Основные витамины, их роль в обменен веществ. Заболевания, связанные с нехваткой витаминов. Сохранение в пище.

Энергетический обмен и питание. Превращение энергии в организме. Расход энергии, определение норм питания. Режим питания школьника.

Поддержание постоянной температуры тела. Образование и отдача тепла. Механизмы терморегуляции. Терморегуляция при разных условиях. Изменение температуры тела при простудных и инфекционных заболеваниях. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Закаливание. Требования к одежде. Роль кожи в процессах терморегуляции. Строение и функции кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Демонстрации: моделей и таблиц строения кожи, схем терморегуляции, приёмов оказания первой помощи, видеофильмов.

Выделение (2ч).

Мочевыделительная система. Строение. Почки как органы выделения. Механизм образования мочи.

Регуляция процессов образования и выведения мочи. Нервно-гуморальная регуляция процессов выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Демонстрации: моделей, таблиц, схем, видеофильма.

Размножение и развитие (4ч).

Органы размножения. Половые системы, строение и функции. Половое созревание. Характеристика подросткового периода.

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Оплодотворение. Зародышевый период развития. Образование плаценты. Развитие зародыша и плода. Гигиена беременной женщины. Рождение ребёнка.

Рост и развитие ребёнка. Периоды послеутробного развития. Особенности развития человека. Роль социальных условий. Акселерация и её значение.

Демонстрации: таблиц, схем, видеофильма.

Сенсорные системы (5ч).

Понятие об органах чувств. Анализаторы.

Орган зрения. Значение. Строение глаза. Построение зрительного изображения. Нарушения зрения и их предупреждения. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения.

Орган слуха. Строение и функции. Предупреждение нарушений слуха.

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния, вкуса. Строение и функции. Взаимозаменяемость органов чувств.

Демонстрации: моделей, таблиц, схем, видеофильма.

Высшая нервная деятельность (5ч).

Безусловные и условные рефлексы. Роль Сеченова и Павлова в создании учения о ВНД. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Торможение условных рефлексов.

Особенности ВНД человека. Элементарная рассудочная деятельность животных. Речь. Эмоции. Память и мышление. Физиологическая природа, условия развития, виды памяти.

Сон и бодрствование. Характеристика, физиологическая природа сна. Значение сна и сновидений. Предупреждение нарушений сна.

Нарушения ВНД. Предупреждение нарушений ВНД. Влияние алкоголя на нервную систему и поведение человека. Алкоголизм и борьба с ним.

Демонстрации: рефлексов человека.

Основы  физиологии труда (2ч).

Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Механический и психический компоненты труда. Формы трудовой деятельности. Изменение физиологических функций при физическом и умственном труде. Работоспособность и утомление.

Деятельность человека в необычных условиях.  Приспособление организма к новым условиям жизни. Экологическая физиология как наука. Механизмы акклиматизации и адаптации.

Демонстрации: видеофильмов.

Здоровье человека и способы его сохранения (2ч).

Понятие о здоровье и мерах его сохранения. Факторы среды сохраняющие и нарушающие здоровье. Физическое и психическое здоровье человека.

Защитно-приспособительные реакции организма. Защитно-приспособительные реакции организма как факторы, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды и адаптацию к условиям существования.

Демонстрации: видеофильмов.

Основные требования к достижениям учащихся.

Знать и понимать:

- строение и функции биологических структур

- особенности биологических процессов, протекающих в организме человека

- влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Уметь:

- приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ, факторов среды, оказывающих влияние на здоровье

- доказывать роль окружающей среды как источника веществ, энергии для организма; зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды

- узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов

- оценивать изменения в собственном организме, влияние факторов здоровья и риска на собственный организм; последствия влияния своей деятельности и образа жизни на своё здоровье и здоровье окружающих

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма путём подсчёта пульса, измерения давления, температуры, массы тела

- использовать биологические модели при изучении организма человека

- получать и оценивать значение информации из различных источников о здоровом образе жизни и факторах, способных привести к развитию болезней.

Применять знания и умения:

- соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек; правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях

- оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях связок, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.



Предварительный просмотр:

9 класс (68ч, 2ч в неделю)

Биология. Общие закономерности жизни.

1. Введение (1ч).

1.1 Разделы биологии, раскрывающие общие закономерности организации, функционирования и развития жизни на планете. Значение биологических знаний для познания окружающего мира и его рационального использования.

1.2  Признаки и структурная организация жизни (2ч).

Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Сходство и отличие неживой и живой природы.

Уровни организации жизни и происходящие на них процессы. Понятие о структурно-функциональных единицах уровней организации жизни на Земле. Основные явления уровней организации жизни.

Демонстрации: рисунков, схем.

2.Молекулярно-генетический уровень организации жизни (9ч).

2.3 Химический состав живого. Элементы в телах живой природы. Неорганические компоненты живого. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционировании живого. Органические компоненты. Биологическая роль органических веществ в поддержании структуры и функционировании живого.

2.6 Наследственная информация и генетический код. Ген как единица наследственности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни. Матричные реакции как основа передачи и реализации наследственной информации в живых системах.

Наследственность и изменчивость генетического материала. Мутации – наследственные изменения генетического материала. Причины и значение мутаций. Наследственность и изменчивость как основные явления молекулярно-генетического уровня организации жизни. Биологическое значение проявления свойств живого на молекулярно-генетическом уровне организации жизни.

Демонстрации: таблиц, модели молекулы ДНК.

2.4 Органоидно-клеточный уровень организации жизни (14ч).

Клетка как единица живого. История открытия клетки. Методы изучения строения клеток. Клеточная теория. Клетки прокариот и эукариот. Строение клеток. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания её целостности.

2.5 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Диссимиляция и ассимиляция как две стороны процесса обмена веществ. Типы обмена веществ: автотрофное и гетеротрофное питание, аэробные и анаэробные процессы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Особенности распада в клетке органических веществ. Биосинтез белка.

2.7Самовоспроизведение клетки. Жизненный цикл клетки и его периоды. Хромосомный набор клетки как основа специфичности живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Строение хромосомы. Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Передача наследственной информации на клеточном уровне. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза.

Демонстрации: таблиц, моделей клетки и её органоидов, микропрепаратов митоза, строения хромосом, видеофильма.

Лабораторная работа: 1 «Изучение строения различных типов клеток под микроскопом»

 Организменный уровень организации жизни (10ч).

Организм как структурно-функциональная единица организменного уровня организации жизни.

3.1 Многообразие организмов. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Ткани многоклеточного организма. Неклеточные формы жизни – вирусы. Особенности строения вирусов.

2.7 Основные явления организменного уровня жизни. Размножение организмов как основа самовоспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов. Мейоз как основа полового размножения. Основные фазы мейоза. Образование половых клеток у животных. Оплодотворение. 3.3 Зародышевое развитие животных, его основные стадии. Влияние различных факторов на развитие зародыша. Типы постэмбрионального развития у животных. Рост, старение и смерть организма. Образование половых клеток и половое размножение растений. Чередование поколений. Размножение цветковых растений.

3.5 Развёртывание генетической программы организма. Генотип и фенотип организма. Факторы наследственности и закономерности их передачи в поколениях.

3.6Наследственность и изменчивость признаков организма. Взаимодействие генотипа с условиями среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость организмов.

Демонстрации: таблиц, моделей деления клетки, развития ланцетника, коллекций развития насекомых, влажных препаратов, видеофильмов.

Лабораторная работа: 2 «Изучение строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих»

 Популяционно-видовой уровень организации жизни (15ч).

4.1Развитие представлений о виде и эволюции. Система природы Линнея. Креационизм и трансформизм. Первая эволюционная теория Ламарка. 6.2 Эволюционное учение Дарвина.

6.1 Вид как основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни. Основные характеристики популяции. Регуляция численности популяции. Генофонд популяции. Элементарные популяционные материал и явление.

Основные движущие силы и результаты эволюции. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование. Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям обитания и её относительный характер. Видообразование.

3.8 Селекция. Селекция как создание и направленное изменение человеком культурных форм организмов. Понятие «сорт» и «порода». Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции. Искусственный отбор как основной метод селекции.

Демонстрации: гербариев растений, коллекций насекомых, муляжей плодов, корнеплодов культурных растений, портретов учёных – эволюционистов и селекционеров, видеофильмов.

7.Биогеоценотический уровень организации жизни (7ч).

7.2 Биогеоценоз. Биогеоценоз как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня организации жизни. Биоценоз как природное сообщество организмов. Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза. Структура биоценоза как основа поддержания его целостности. Основные структурные компоненты биогеоценозов. Функциональные группы организмов в биогеоценозах и основные связи между ними.

7.3 Круговорот веществ и поток энергии. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе как основа поддержания его целостности. Трофические цепи и сети. Основные свойства биогеоценозов. Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система. Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов. Смена биогеоценозов.

Агробиоценозы как искусственные сообщества организмов, созданные человеком. Основные отличия от биогеоценозов.

Демонстрации: таблиц, рисунков, схем, видеофильмов.

7.4  Биосферный уровень организации жизни (10ч).

Биосфера. Учение Вернадского о биосфере. Структура и функции живого вещества. Биогеохимические круговороты биогенных элементов. Поток энергии в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте.

Возникновение биосферы и начало её эволюции. Теории возникновения жизни на Земле. Химическая эволюция. Краткая история эволюции биосферы. Геохронологическая летопись Земли. Главные эволюционные события эр. Растительный и животный мир прошлого и настоящего.

6,5 Появление человека как важнейший этап в эволюции биосферы. Сходство и отличие человека и животных. Особенности эволюции человека. Биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Ноосфера как оболочка Земли. Человечество как глобальная сила биосферы.

7.5 Воздействие человека на биосферу и её охрана. Современные экологические проблемы. Нарушение круговорота веществ и потока энергии в биосфере в связи с деятельностью человека. Основные принципы охраны биосферы. Мероприятия по охране биосферы. Управление эволюцией культурных форм организмов. Значение охраны биосферы в современном мире.

Демонстрации: портретов учёных, таблиц, видеофильмов, показывающих влияние человека на биосферу.

Основные требования к достижениям учащихся.

Знать и понимать:

- отличие живого от неживого, основные уровни организации жизни и происходящие на них процессы

- роль химических элементов в образовании органических и неорганических веществ, химическую организацию гена

- механизмы матричных реакций передачи и реализации наследственной информации в живых системах

- строение клетки и её органелл, методы изучения строения клеток, отличия в строении клеток растений, животных, грибов, прокариот, общие черты строения вирусов как неклеточных форм жизни

- основные процессы клеточного метаболизма, стадии жизненного цикла клетки, фазы клеточного деления

- признаки организма как самостоятельной системы, основные закономерности наследственности и изменчивости организмов, форм из размножения

- основные характеристики популяции как внутривидовой группировки организмов и основной единицы эволюции видов, факторы видообразования в природе и факторы эволюции культурных форм организмов

- методы селекции культурных форм организмов

- структуру и свойства биогеоценозов, закономерности круговорота веществ и потока энергии в биогеоценозах и биосфере

- структуру и границы биосферы, роль живого вещества в биосфере и главные этапы её эволюции

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и структурно-функциональными единицами уровней организации жизни

- формулировать законы и теории, объясняющие организацию, функционирование и развитие живого на различных уровнях организации жизни

- сравнивать структурно-функциональную организацию и основные явления живого на различных уровнях организации жизни

- приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на биосферу, мер её охраны

- доказывать родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на планете

- оценивать изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека

- проводить наблюдения за природными сообществами, взаимоотношениями в них между организмами, сезонными изменениями в природе

- получать и оценивать значение информации из различных источников о состоянии окружающей среды, мероприятиях по охране биогеоценозов, биосферы.

Применять знания и умения:

- соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для устойчивого сосуществования человека и природы

- прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов организмов, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.



Предварительный просмотр:

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

Биология. Биологические системы и процессы.

1. Введение (1ч).

1.1 Биология как наука. Краткая история развития биологических знаний. Связь биологии с другими науками. Значение биологических знаний для современного человека. 1.2Уровни организации биологических систем.

2. Химический состав и строение клетки (9ч).

2.1 Цитология как наука. Основные этапы в развитии цитологии. Вклад учёных в становление знаний о клеточном строении организмов. Доказательства единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной теории. Методы цитологии.

2.3 Химический состав клетки. Химические элементы, входящие в состав неорганических и органических веществ клетки. Ген и его химическая природа.

2.2Строение клеток прокариот и эукариот. Основные части прокариотической и эукариотической клетки. Цитоплазма и её органоиды. 2.4 Ультраструктура органоидов клетки. Функции органоидов клетки. Взаимосвязь органоидов клетки как условие поддержания её целостности.

3.1Неклеточные формы жизни – вирусы.  Особенности структурной и функциональной организации вирусов – паразитов клеток прокариот и эукариот. Болезни растений, животных и человека, вызываемые вирусами. Жизненный цикл ВИЧ. Профилактика СПИДа.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей, микропрепаратов.

Лабораторные работы: 1) «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов растительных клеток», 2) «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука», 3) «Клетки растений и животных под микроскопом».

2.5Жизнедеятельность клетки (6ч).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен, их характеристика и значение.

Фотосинтез. Фотосинтез как процесс первичного синтеза органических веществ. Значение фотосинтеза. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез и его значение.

Энергетический обмен. Процессы расщепления веществ в клетке. Основные этапы энергетического обмена.

2.6 Биосинтез белка. Реализация генетической информации при биосинтезе белка. Генетический код и его свойства. Матричное воспроизведение белков.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей.

2.7. Размножение и развитие организмов (6ч).

Клеточный цикл и его периоды. Деление клетки – основа размножения организмов. Строение и набор хромосом. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Мейоз как процесс деления при образовании половых клеток.3.2 Типы размножения организмов. Биологическое значение бесполого и полового размножения.

3.3 Развитие и рост организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие как стадии онтогенеза. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Биологическое значение развития с превращением. Жизненные циклы.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей

Лабораторные работы: 4) «Строение половых клеток»

2.Наследственность и изменчивость организмов (11ч).

3.4Генетика как наука. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Вклад учёных в становление знаний о наследственности и изменчивости. Основная генетическая терминология и символика. Составление схем скрещивания. Методы генетики.

3.5 Моногибридное скрещивание. Законы Менделя, их цитологические основы. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Решение генетических задач.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Сцепленное наследование признаков. Законы Моргана. Группы сцепления генов. Нарушение сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности.

Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач.

3.6 Изменчивость признаков у организмов. Генотип и внешняя среда. Количественные и качественные признаки. Виды изменчивости. Фенотип и генотип. Норма реакции признака. Мутации. Виды мутаций. Причины возникновения мутаций. Факторы – мутагены окружающей среды и их влияние на организмы.

3.7 Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания человека. Хромосомные болезни. Значение генетики для медицины. Медико-генетическое консультирование. Лечение наследственных заболеваний.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей

11 класс (34ч, 1ч в неделю)

Биология. Биологические системы и процессы.

3. Селекция и биотехнология (4ч).

3.8 Селекция как наука. Селекция – наука о методах создания пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов. Этапы развития селекционной работы. Вклад учёных в становление теоретической и практической базы селекции. Основные методы селекции.

Основные достижения селекции растений. Отдалённая и близкородственная гибридизация в создании межвидовых, межродовых гибридов, чистых линий и гетерозисных сортов культурных растений. Искусственный мутагенез и массовый отбор в селекции зерновых культур. Экспериментальное получение полиплоидов.

Основные достижения селекции животных. Отличия селекции животных. Индивидуальный отбор производителей и испытание родителей по потомству. Близкородственная и отдалённая гибридизация.

3.9 Биотехнология. Биотехнология как прикладная наука. Микробиологическая технология и её практическое использование. Генная и клеточная инженерия. Этические аспекты развития некоторых исследований в биологии.

4. Эволюция и её закономерности (11ч).

4.1 Эволюционный процесс и методы его изучения. Науки, изучающие эволюцию. Вклад учёных в становление и развитие эволюционной теории. Методы изучения эволюции.

6.2  Синтетическая теория эволюции. Основные положения. Мутации и комбинации – элементарный эволюционный материал. 6.1 Популяция – элементарная единица эволюции. Изменение генофонда популяции – элементарное эволюционное явление. Движущие силы эволюции. Естественный отбор как фактор эволюции, его формы.

6.3 Микроэволюция и её результаты. Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Видообразование.

6.4Микроэволюция, её направления и пути. Основные направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрации: таблиц, схем, гербариев, портретов учёных.

Эволюция органического мира на Земле (7ч).

История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки и формы их сохранности. Геохронология и её методы.

Неорганическая эволюция. Проблема первичного возникновения жизни на Земле. Гипотезы возникновения жизни. Основные этапы неорганической эволюции.

Начало органической эволюции. Первые клетки. Эволюция клеточного метаболизма. Эволюция первых клеток. Формы надцарств организмов.

Основные этапы эволюции органического мира. Краткий очерк геологических, климатических изменений, главных ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции органического мира по эрам.

Биоразнообразие, классификация органического мира. Проблемы классификации организмов. Принципы систематики. Основные систематические группы организмов.

Демонстрации: таблиц, схем, видеофильмов, коллекций ископаемых остатков растений, животных, форм окаменелостей.

6.5 Человек – биосоциальная система (4ч).

Науки о человеке. Антропология – наука, изучающая происхождение и эволюцию тела человека. Методы антропологии. Оценка разных представлений о происхождении человека.

Сходство и различие человека и животных. Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Черты сходства и различия человека и животных.

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Их соотношение в антропогенезе.

Основные стадии эволюции человека. Дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.

Человеческие расы. Понятие о расе. Единство происхождения человеческих рас. Критика социал-дарвинизма и расизма.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей.

7. 1 Организмы и окружающая среда (5ч).

Экология как наука. Экология – наука о структуре и функционировании надорганизменных биологических систем. Вклад учёных в становление и развитие экологических знаний. Методы экологии. Связь экологии с другими науками.

Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов.

7.2 Сообщества организмов. Сообщество и его компоненты. Масштабы и границы биоценозов. Связи организмов в биоценозе.

7.3 Экологические системы и закономерности их существования. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Основные показатели экосистемы. Устойчивость, саморегуляция и самовоспроизведение экосистем. Динамика экосистем.

Искусственные экосистемы. Понятие об агроценозе. Продуктивность агросистем и способы её повышения. Сравнение агроценоза с биогеоценозом. Биологическое и хозяйственное значение агроценоза.

Демонстрации: таблиц, схем, моделей

7.4 Биосфера и человечество (3ч).

Биосфера – глобальная экосистема Земли. Понятие, основные компоненты, границы. Живое вещество, его функции. Биогеохимическая деятельность человека.

Закономерности существования биосферы. Биогеохимические круговороты и поток энергии в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере.

7.5 Человечество и биосфера. Биосферная роль человека. Антропогенные воздействия на биосферу, их последствия. Ноосфера. Устойчивое развитие.

 Демонстрации: таблиц, схем, моделей

Основные требования к достижениям учащихся.

Знать и понимать:

- особенности биологических систем и происходящих в них процессов

- строение биологических систем разного ранга, методы их изучения, вклад учёных – биологов в изучение биологических систем

- сущность процессов реализации наследственной информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем

- возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии и медицинской генетики

- закономерности существования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия как основы устойчивости биосферы.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разно ранга и происходящими в них процессами

- приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, мер её охраны

- доказывать родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль человечества в сохранении жизни на Земле

- узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы

- оценивать изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности, действие мутагенов на собственный организм, этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии

- получать и оценивать значение информации из различных источников о биологических системах и процессах, последствия собственной деятельности в окружающей  среде, вклад учёных в развитие биологических наук, значение биологических открытий для науки, техники, культуры.

Применять знания и умения:

- соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для дальнейшего устойчивого существования экосистем, гармоничного развития природы и общества, меры профилактики вирусных и других заболеваний

- обосновывать меры безопасного поведения в окружающей среде, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

- прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 7 класс учебник А.В.Перышкин

Рабочая программа составлена  на  основе стандарта РФ основного общего  образования  по  примерной  программе по физике  на  основе  авторской программы...

рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.

Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса....

Рабочая программа,10 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Составлена в соответствие с Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программой: Домогацких Е. М. Программа п...

Рабочая программа,11 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Рабочая программа по географии для 11  классов  составлена на основе примерной программы основного общего образования по ге...

Рабочая программа 11 класс учебник Богдановой

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 11 класса...

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...