Тема урока: "Радости и сложности общения." Обществознание.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
"Радости и сложности общения"
(Урок второй, главы III - «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radosti_i_slozhnosti_obshcheniya.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Урок № 15 Тема урока | Радости и сложности общения (Урок второй, главы III - «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем). |
Проблема урока | Как преодолеть сложности общения? |
Предмет | Обществознание |
Класс | 8 |
Автор урока (ФИО, должность) | Быкова Светлана Геннадьевна, учитель истории и обществознания. |
Образовательное учреждение | ГОУ г. Москвы специальная общеобразовательная школа № 4 |
Республика/край, город/поселение | Г. Москва |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Сформировать представление о культуре общения, как одному из условий преодоления конфликтных ситуаций. |
Задачи урока | Образовательная: -Усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о необходимости общения, культуре общения и преодоления конфликтных ситуаций. Развивающая: -Продолжить развитие личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке способов действия с позиций эмоциональных, эстетических, нравственных, мировоззренческих; умение четко организовывать групповую и самостоятельную работу Воспитательная: - Ответственный осознанный (не только эмоциональный, но и аргументированный) выбор личностной позиции. Такая позиция включает в себя признание достоинств противника, а также критику «своей» стороны. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. Кроме того, личностная позиция предполагает сочувственную и нравственную оценку деяний людей. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся должны знать, что: 1. Общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности; 2. Человек, с момента рождения нуждается в общении; 3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике; 4. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми, важное значение имеет культура общения; 5. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты. Учащиеся должны понимать, что такое: 1. Общение; 2. Межличностное общение; 3. Культура общения; 4. Межличностные конфликты; 5. Фазы в развитии конфликтной ситуации; Учащиеся должны уметь: 1. Объяснять смысл основных понятий; 2. Доказывать, почему общение необходимо человеку; 3. Показать причины конфликтов и выход из него. |
Основные понятия урока | 1. Общение; 2. Культура общения; 3. Межличностный конфликт.
|
Формирование компетенций учащихся | Учебно – познавательные компетенции формируются через самостоятельную познавательную деятельность. Через информационные компетенции формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Компетенции личностного самосовершенствования направляются на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Ценностно – смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика. Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений |
Образовательная технология | Технология проблемного обучения - А. Осборн. |
Межпредметная связь | Литература – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Английский язык – Verbal – словесный – слово. История – древние законы общения. |
Методы и приемы | - индивидуальная работа, групповая, фронтальная; - диалог; - работа с таблицей; - эвристическая беседа; - создание образа культурного человека; - решение проблемной ситуации; |
План урока | I. Организационный момент. II. Объяснение нового материала. 1. Общение. Необходимость общения для человека. 2. Культура общения. 3. Как избежать конфликта? III. Рефлексия. IV. Итоги урока. |
Необходимое оборудование и материалы | Учебник Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание». М., 2008; компьютер, проектор и экран; магнитофон, аудиозапись Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», презентация по теме урока, дополнительная литература, дидактические материалы, маркеры, магниты. http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения. http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения. |
Предварительная подготовка | Определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку; составление конспекта учителем и создание на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем; подбор заданий и вопросов к уроку, иллюстраций, аудио, презентации, созданной самим учителем.
|
Ожидаемый результат | Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения, совершенствования социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству. |
Подробный конспект урока | |
Подготовительный этап. | Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint. Учитель приглашает уч-ся в класс. С помощью опорных сигналов (карточки разного цвета) распределяются по группам. (4 группы) |
Ход и содержание урока. Мотивация учащихся. | I. Организационный момент. Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками, где важно пожелать успеха уч-ся, а самому учителю «показать» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется. Здравствуйте, меня зовут Светлана Геннадьевна, я рада присутствовать сегодня у Вас в гостях. В течение этого урока, Вы работаете в группах, оцениваться работа групп будет смайликами, и в конце урока, подсчитав эти награды, выявится победитель. (2 мин) Создание проблемной ситуации (1-2 мин) 1. Постановка проблемы. Учитель обращает внимание детей на то, что тема урока не объявлена. Учитель. Сейчас мы с вами подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Послушайте, пожалуйста, эпиграфы к уроку. 2. Работа с эпиграфами. Учитель произносит эпиграф и предлагает ответить на вопрос: - Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Эпиграф 1. « Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт. СЛАЙД № 1 ( 2 мин) II. Объяснение нового материала. Определение темы. СЛАЙД № 2 Сообщение целей урока. Учитель и уч-ся формируют и записывают проблему: Как преодолеть сложности общения? Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы сформируем представление о культуре общения, как одному из условий преодоление конфликтных ситуаций. Представляется план урока. СЛАЙД №3 Представляются основные понятия: 1. Общение; 2. Культура общения; 3. Межличностный конфликт.
( 2 мин)
Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний. 1. Выступление учителя. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Опрос. Но прежде, я хочу у вас спросить: 1. Что такое межличностное отношение? 2. В межличностных отношениях важно понять другого человека? Учитель предлагает записать тему урока и открыть учебник на стр. 68 Что же такое общение? Общение – это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу (У учителя книга «Маленький принц» в руках), происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение. Существует и выражение «общение с природой». Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек, СЛАЙД № 4 которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение – это главное условие и способ существования людей. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. Без общения человек не может стать личностью. Запись. Общение – это установление и развитие контактов между людьми. Запись в карту уч-ся. Общение включает в себя, как минимум 3 различных процесса: СЛАЙД № 5 1. Обмен информацией. 2. Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия. 3. Восприятие и понимание партнера, его особенностей и особенностей его поведения. Запись в карту. Общение бывает различным. Виды общения: СЛАЙД № 6 - вербальное, невербальное; Вербальное – (с англ. Словесный) слово Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов. Можно ли обидеть человека средствами невербального общения? (отвечают дети)
Чему способствует общение? СЛАЙД № 7 - развитию личности (недостаток общения приводит к отклонениям в развитии); - приобретение знаний о мире (наука, культура, искусство…); - знания о самом себе; - оценка поведения людей, усвоение нравственных ценностей и норм поведения. Особо высока роль общения в юношеском возрасте человека в период развития и становления личности. И главное, надо помнить, что результат общения зависит от двоих – от самого себя и от того с кем и как общаешься. А теперь, я попрошу каждую группу ответить на мои вопросы по видам общения . Впоследствии мы оценим каждый проект. Работа в группах: Первичное закрепление нового материала, через использование предоставленных учителем каждой группе таблицы « Виды общения». (Учитель проговаривает примеры общения. Уч-ся ставят знак в ту колонку таблицы, к которой, как они считают, этот пример относится.) 4 группы заполняют таблицы – затем отдают учителю. Учитель прикрепляет их на доску и, отмечает, все ли способы общения соответствуют примерам. Смайлик. . Молодцы. Я вижу, что вы умеете общаться. ( 6 мин)
Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщить их людям. Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться. С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень? Ответы уч-ся. 2. Мы переходим к следующему этапу нашего урока, который называется культура общения. Что же такое культура общения? СЛАЙД № 8 Давайте попробуем описать культурного человека. Дети предлагают варианты. Учитель. Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо: -доверять тому, с кем общаешься; -уважать того с кем общаешься. Запись в карту уч-ся. Вы все большое количество времени проводите в школе. И создание благоприятного климата в классе зависит от каждого из вас. Человек должен управлять собой, даже если ему не нравится что-то в другом человеке. Попробуйте вписать в текст пропущенные слова, подобрав к ним антонимы. (Работа в группах). Попробуйте в общении не наступать, а уступать, не захватить, а отдать, не кулак показать, а руку протянуть, не орать, а внимательно выслушать. Давайте вместе проверим, что у вас получилось. СЛАЙД № 9 Озвучиваются результаты. Смайлик. ( 5 мин) 3. Если у человека не хватает культуры общения, то возникает конфликт.
СЛАЙД № 10 Конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. Уч-ся записывают в карту. Выделяют 3 стадии развития конфликта. Обратимся к тексту учебника (парагр.12. С. 71. ) Работа с параграфом. Кто скажет мне^ какая стадия развития первая?... 1 стадия - Определение стадии как конфликта. 2 стадия – Стратегия поведения. Уход. Переговоры. Борьба. 3 стадия – Способ действия. Запись в карту. Учитель отмечает, что именно на этой стадии важна культура общения, которая оказывает решающее влияние на поведение людей. Далее просит еще раз перечислить способы решения конфликтов. Предлагается работа в группах. Учитель. Читает стихотворение: Вот, что случилось в одном дворе: Попал я в дедушку мячом И закричал: - А я при чем? Далее варианты развития событий предлагаются детям. (Работа в группах) СЛАЙД № 12 Но досчитав до 30, сказал: - Ну, дедушка, прости! Смайлик.
Одним из условий выхода из конфликта, является овладение умением спорить. Представляю вашему вниманию правила спора. СЛАЙД № 13 В учебнике представлены на странице 71 ( 7 мин) |
Новая тема | |
Рефлексия деятельности на уроке | Наш урок подходит к завершению. СЛАЙД № 14 Решили мы с вами проблему, которую поставили в начале урока? Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что включает в себя общение? Почему общение необходимо человеку? Что такое культура общения? Какой способ выхода из конфликта наиболее приемлемый?
Сегодня на уроке я научился… Было интересно… Теперь я могу… ( 2 мин)
|
Итог урока | Учитель. Молодцы. Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Вы узнали о том, что такое общение, что помогает общению, как находить правильный выход из конфликтных ситуаций. Надеюсь, каждый из вас в дальнейшем будет применять полученные сегодня знания в своей каждодневной жизни. А теперь давайте подсчитаем наши смайлики. Представляю победителей. Давайте поаплодируем. Молодец. Спасибо всем, вы все хорошо поработали. ( 2 мин) |
Домашнее задание | Параграф 12. СЛАЙД № 15 http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме… http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения. http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме.
Предлагаю вам шесть правил доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, с друзьями. Ваша задача не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности. (Раздаются уч-ся) Учитель предлагает под музыку Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» всем вместе сфотографироваться на память. Фото со всеми участниками процесса. Понравился ли вам проведенный урок? Ответьте невербальным общением. Прощание с уч-ся невербальным общением. Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!!! СЛАЙД № 16 ( 2 мин) |
Дополнительная необходимая информация | Предлагаемый материал тридцатиминутного урока включает в себя разнообразные виды работ: - обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий; - организацию групповой работы по первичному закреплению материала; - просмотр и работа по мультимедийной презентации; - выполнение учеников практических заданий; - выступление учеников с индивидуальными сообщениями. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | Учебник Л. Н. Боголюбов «Введение в обществознание»; А. А. Бодалев «Личность и общение». М., 1984 А.В. Мудрик «Общение школьников». М., 1987 В.А. Мелихов, Н.А. Рыбаков «Искусство общения» Псков. 1999 Н.И. Дорожкина «Современный урок истории» использование мультимедийных презентаций. Практические советы. http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме… http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения. http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Мультимедийные презентации – современный и удобный способ приобщить детей к разумному, доброму, вечному, составляющая часть урока, одна из методических единиц. Для того, чтобы осуществить урок с использованием мультимедиа нужно: -оборудование: (1 компьютер – автоматизированное место учителя) и проектор, присоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран; - учитель, владеющий навыками работы на компьютере; - разработка уроков (презентация) |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Рекомендую следующий урок начать с опроса домашнего задания, выяснить, как учащиеся усвоили новый материал и как справились с рекомендацией учителя использовать предложенные правила доктора Карнеги на практике. Все ли у них получилось, и в чем возникли трудности общения. |
Другое | Цели развития образовательного процесса: I. Основная познавательная цель – определение эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций. - Насколько эффективно применение приема проигрывания ситуаций решения конфликта для формирования умения восходить от частного к общему, приходить к выводу? II. Основная исследовательская цель образовательного процесса на данном уроке – определение возможностей вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем. |
Технологическая карта. В помощь ученику _________________________ | |
Дата 15.12.2011 Тема урока | |
Цели урока | Сформировать представление учащихся о культуре общения, как одному из условий преодоления конфликтных ситуаций. |
Проблема урока | |
План урока | 1. Общение. Необходимость общения для человека. 2. Культура общения. 3. Как избежать конфликта? |
Общение. Необходимость общения для человека. | Общение – это_________________________________________________________________ Процессы общения: Виды общения: Общение способствует: 1.________________________ 1. _____________________ 1.______________________________ 2.________________________ 2._____________________ 2.______________________________ 3.________________________ 3.______________________________ 4.______________________________
Вывод – Общение с другими людьми, является _____________________________________________________ |
Культура общения. | Древние заповеди общения: -________________________________________________________________________________________ -________________________________________________________________________________________ |
Как избежать конфликта? | Конфликт – это ________________________________________________________________ 3 стадии развития конфликта: I.
II. Способы решения конфликтов: 1. 2. III. 3. Подчеркните наиболее приемлемый для Вас. |
Рефлексия. Радости и сложности общения. | Решена ли проблема, поставленная в начале урока? – Как преодолеть сложности общения? Что включает в себя общение? Почему общение необходимо человеку? Что такое культура общения? Какой способ выхода из конфликта наиболее приемлемый? Теперь я могу… Было интересно… |
Домашнее задание (рекомендовано) | Параграф 12. Интернет- библиотека сайтов вам в помощь! http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме… http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения. http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме. Правила доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, с друзьями. Ваша задача не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности.
Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"
1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...
Из опыта нестандартных форм обучения: «Урок радости»
Урок радости. Обобщение знаний по теме « АТМОСФЕРА»Цели и задачи урока: Проверка знаний и умений по теме «АТМОСФЕРА» Систематизация знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение ...
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
Проверочная работа по теме "Вид" по уровням сложности, 9 класс
Проверочная работа по теме "Вид" по уровням сложности, 9 класс, по программе Сонина Н.И....
Презентация - Общение. Обществознание. 8 класс.
В этой презентации говорится о видах общения людей....
Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"
Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"...