Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 5 класса по учебно-методическому комплексу под редакцией Боголюбова Л.Н.
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме

Прищепенко Нина Анатольевна

 

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat._plan._obshchestvo._5_kl.docx90.43 КБ

Предварительный просмотр:

     

     


                                                                                                                                                                                                                                                   

Рабочая программа

по предмету «Обществознание»

для  5 «А», «Б»  класса

по учебно-методическому комплексу под редакцией: Боголюбова Л.Н.

 

     Составитель:                                                      Учитель истории и обществознания

 Прищепенко Нина Анатольевна,

МБОУ СОШ № 2
2013-2014 учебный год

                                                                                                   г. Пыть-Ях.

                                                                                                            Пояснительная записка

         
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

Цели изучения курса

        

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического

     мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,

     экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

  1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  1. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

  1.  Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.

          Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

1)  создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

2)  способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

3)  помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

4)  содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

5)  обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

6)  предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

7)  помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

8)  предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

       В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

        Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч. 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Формы организации учебного процесса:

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

  • -игра
  • дискуссия
  • практикум
  • лабораторная работа
  • практическое занятие
  • беседа
  • проектная деятельность
  • обобщающие уроки

Используемые технологии:

  • развивающее обучение
  • технология деятельностного метода  (изучение нового материала)
  • обучение в сотрудничестве
  • информационно-коммуникационные технологии
  • игровые технологии
  • технология дискуссии
  • проектная технология
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология развития критического мышления

Индивидуальная

групповая

фронтальная

работа в парах

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются :

                            тестирование, индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами,  текущий и промежуточный контроль знаний,

                            исторический диктант, самостоятельная  работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа, работа над проектом,

                            которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.


 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

 Формы и средства контроля

   Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).



 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания.

Критерии

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)


1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)


Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)


Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов


Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя


Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы


2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий


3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия


4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений


Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними


Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы


5. Работа с ключевыми понятиями


Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание


Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание


Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно


Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


6. Причинно-следственные связи


Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность


Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности


Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности


Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).


Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;


Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;


Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя баллами;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;


Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

   Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:


                     - активная и правильная работа учащегося на уроке;
                     - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
                     - высокий уровень знания базового материала;

   Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:


                     - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
                     - выполнение дополнительных заданий по желанию;
                     - высокий уровень знания базового материала;

   Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:


                     - отсутствие самостоятельной активности на уроке;
                     - отсутствие выполнения дополнительных заданий;
                     - низкий уровень знания базового материала;

                          Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностные результаты:


      1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

      2. Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

      3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира

          и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося

          государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи

          и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Метапредметные результаты:

  1. умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  3. способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  4. овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  5. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • Использование элементов причинно-следственного анализа;
  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  • Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты:


    1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

    3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

    4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

    5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

    6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

    7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

    8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

    9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

    10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

    11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

    12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
 

    13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
   

   14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 

  15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
   

  16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-Я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.      

             

                                                                                 Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.


2-Я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.          

                                                                               Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.


3-Я ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.      

                                                                            Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.


Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

 

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:


Формулировки личностных результатов во ФГОС

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:


УУД


Формулировки метапредметных результатов во ФГОС

        


РЕГУЛЯТИВНЫЕ


1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;


5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ


1) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;


2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


КОММУНИКАТИВНЫЕ


1) смысловое чтение;


2) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


13) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

Учебно-методический комплект

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
  2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
  3. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
  4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие-репетитор/Под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.


Дополнительная литература для учителя:

  1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М.: Русское слово, 2010 .
  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М.: Русское слово, 2009.


Электронные ресурсы

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  2. http://socio.rin.ru/
  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



По программе - 35 часов, в неделю – 1 час.

Количество часов на изучение тем по обществознанию  в 5 классе распределено следующим образом:

 Темы курса

Количество часов  

1.

   Введение

1  

2.

   Человек

5

3.

   Семья

7

4.

   Школа

7

5.

   Труд

5

6.

   Родина

9

7.

   Повторительно-обобщающий по курсу

1

Распределение учебного материала по четвертям.

Четверть

Неделя

Уроки

Темы

I

1-9

№ 1 - 9

1) Введение   1ч.

2) Человек     5 ч.

3) Семья         3 ч.

II

10 -16

№ 9 –

1) Семья   4 ч.

III

17 - 26

              №

IV

27 -34

               №

                                                                               Содержание курса

                                                                                                              5 класс (35 часов)


Введение (1ч)

         

          Тема 1. «Человек» (6 ч)


Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Практикум.

          Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум


          Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.

          Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.


          Тема 5. «Родина» (9 ч)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России.

Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум.

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание» 5 класс (1ч) 


                                                 Календарно-тематическое планирование.

 

Тема

учебной

 программы

сроки  

  проведения

Формируемые  УУД

Основное

 содержание урока

Дом/

задание

План

Факт

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1 четверть  (9ч)

                   

             Тема  № 1. Человек

1

   Введение

1

неделя

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение

Извлекать информацию из текста

Составлять план своих действий

Составлять целое из частей, работая в группах 

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

стр.

3-8

2

Человек родился

2

неделя

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Составлять свой план текста.

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.

П. 1, зад. 4 раб. тет-радь

3

Что такое

наследственность.

3

неделя

Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом.

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Составлять план и выделять основные смысловые части текста.

Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Наследственность

П. 1, зад. 2 раб. тет-радь

4

Отрочество – особая пора жизни.

4

неделя

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Описывать отрочество как особую пору жизни.
Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.
Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Оценивать результатов работы.

Придумывать сценки из жизни Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.

П. 2, зад. 3 раб.тетрадь

5

Самостоятельность – показатель взрослости.

5

неделя

Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Прогнозировать свой результат

Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Самостоятельность – показатель взрослости.

П. 2, зад. 4

6

Практикум

по теме «Человек».

6

неделя

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.
Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Составлять план текста

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.

Повт. Гл. 1, зад. 6-8

         Тема № 2 Семья.

7

Семья – ячейка общества

7

неделя

Составить свой кодекс семейных отношений

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. 

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Вносить коррективы в план.

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

П. 3, зад. 1, 2


8


Семейные заботы

8

неделя

Высказывать свое мнение

Извлекать и преобразовывать текущую информацию 
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов

Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.

Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

П.3, зад. 3 -6

9

Семейное хозяйство

9

неделя

Формировать свою позицию

Готовить рассказ о роли техники в быту. 
Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
Характеризовать совместный труд членов семьи

Оценивать результаты работы

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах

Распределение обязанностей. Обязанности подростка.

П. 4, зад. 1- 4

10

Дому нужен хозяин

10

неделя

Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. 
Устанавливать соответствие между понятиями и определениями.

Контролировать что хотели бы получить и что получили.

Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».

Рациональное ведение хозяйства

П. 4, зад. 1- 4

11

Свободное время

11

неделя

Высказывать свое мнение

Определять основную мысль текста. 
Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно.

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Вносить коррективы в план.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

П. 5, зад. 1- 3

12

Что такое хобби?

12

неделя

Высказывать свое мнение

Составлять на основе текста таблицу.
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
 
Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Уметь самостоятельно формули

ровать цель деятельности

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

П. 5, зад. 4- 5

13

Практикум

по теме

 «Семья»

13

неделя

Высказывать свое мнение

Составлять вопросы к тексту, документу.

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.
Проверять и оценивать результаты работы.

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Учимся быть рачительными хозяевами.

 Учимся помогать семье.

Повт. Гл. 2;
зад. 6- 8

         Тема № 3 Школа

14

Образование в жизни человека

14

неделя

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незакончен -

ных предложений

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

П. 6, зад.2 раб. тетрадь

15

Профессия - ученик

15

неделя

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.

Объяснять смысл пословиц о школе.

Заполнять схему «Чему можно научиться»

Извлекать информацию из текста

Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

Выполнять проект «Наш класс».

Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться.

П. 6, зад. 5

16

Образование и самообразование

16

неделя

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Характеризовать учебу как основной труд школьника.
Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Осознавать качество и уровень подготовки.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.

П. 7, зад. 7

17

Самообразование – путь к успеху

17

неделя

Высказывать свое мнение.

Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.
Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.
Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании».
Размышлять на тему»Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни.

Оценивать результаты работы.

Участвовать в коллективно обсуждении проблем

Учение вне стен школы. Умение учиться.

П. 7, зад. 6

18

Одноклассники, сверстники, друзья

18

неделя

Высказывать свое мнение.

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

П. 8. зад.1

19

Слово не воробей

19

неделя

Высказывать свое мнение

Извлекать информацию из текста.

Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей.

Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.

П. 8. зад.5

20

Практикум

по теме

«Школа»

20

неделя

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Оценивать результаты работы.

Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь

Повт. Гл 3,

зад. 4-7

       

         Тема № 4  Труд.

21

Труд – основа жизни

21

неделя

Высказывать свое мнение

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.
Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

П. 9,

Зад.

2,3

22

Как оценивается труд

22

неделя

Высказывать свое мнение

Различать материальную и моральную оценку труда.
Заполнять схему «Источники богатства».
Приводить примеры благотворительности и меценатства
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Проверять и оценивать результаты работы

Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

П. 9, зад. 4-6

23

Труд и творчество

23

неделя

Давать характеристику своей трудовой деятельности.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.
Объяснять смысл пословиц о труде.

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.
Проверять и оценивать результаты работы

Оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.

П.10,

зад 2

24

Что такое творчество

24

неделя

Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.

Составлять синквейн со словом «Творчество»
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Проверять и оценивать результаты работы.

Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы.

Творческий труд. Творчество в искусстве.

П. 10, зад.3,4

25

Практикум по теме «Труд».

25

неделя

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Извлекать информацию из текста
Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Проверять и оценивать результаты работы.

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Повт. Гл. 4, зад.7-9

         Тема № 5 Родина

26

Наша Родина – Россия.

26

неделя

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как государственного.
Отбирать информацию из источника.
Подбирать синонимы к слову «Родина».

Осознавать качество и уровень усвоения.

Распределять задания по группам

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный

П. 11, зад.1 -4

27

Что значит быть патриотом

27

неделя

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Извлекать информацию из текста.
Объяснять смысл пословиц.
Приводить примеры проявления патриотизма

Оценивать результаты работы

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

П.11, зад. 5-7

28

Государственные символы России.

28

неделя

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.
Извлекать информацию из текста
.

Проверять и оценивать результаты работы.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России

П.12.зад.

1,2

29

Государственные символы России.

29

неделя

Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ.

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна.

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений

Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы.

Государственные символы России.
Флаг, гимн.
История государственных символов

П.12, зад.

3, 4

30

Гражданин России

30

неделя

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Оценивать результаты работы

Уметь слушать и вступать в диалог.

Гражданин – Отечества достойный сын

П.13. зад.3

31

Права и обязанности граждан России

31

неделя

Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны.

   Отбирать информацию из источника.
  Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
  Называть основные обязанности граждан РФ.
  Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
  Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Оценивать результаты работы.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?

П.13, зад. 1,2,4

32

Мы – многонациональный народ

32

неделя

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

   Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.
  Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.
Извлекать информацию из текста.
  Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.

П.14. зад. 1, 3-5

33

Многонациональная культура России

33

неделя

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

   Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли.
  Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.

Прогнозиро -

вать какой будет результат

Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы

Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

П.14, зад. 6,7

34

Практикум

по теме

 «Родина»

34

неделя

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».
«Участие гражданина в делах государства».
«Главные обязанности гражданина».

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.

Повт. Гл. 5, зад. 8-11

35

Повторительно-обобщающий по курсу.

35

неделя

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая программа по английскому языку для учебно-методического комплекта "New Millenium English-6"

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  учащихся  6  класса,  под  редакцией New  Millenium  English....

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н. для 8класса.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов по учебно-методическому комплексу под редакцией Г.В.Дорофеева (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по предмету «Математика», 5-6 классы ФГОСРабочая программа по математике разработана на основании федерального закона №273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской ...