Урок - дебаты по теме "Трудовые мигранты нужны России"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  КОМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЯЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационные технологии на уроках истории

и обществознания в условиях реализации федеральных

государственных  образовательных стандартов

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Шулепова Екатерина Григорьевна, учитель истории и обществознания МОУ "Объячевская СОШ"

 

с. Объячево, Республики Коми.2012г.

 

     

 

  Современное  общество становится все более сложным. Количество информации увеличивается с каждым днем.  В условиях современной школы необходимо применять новые  образовательные технологии. В первую очередь нужно менять  подход к образовательному процессу. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим формам обучения. Одной из таких технологий являются дебаты. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов – обучение приемам дискуссии,  развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса.

 При использовании технологии "Дебаты" наиболее полно раскрываются интеллектуальные,  коммуникативные, вербальные способности обучающихся.Технология дебатов решает множество педагогических задач: дидактических, развивающих.  воспитательных. В процессе подготовки к дебатам ученик становится более активным в учебной деятельности. Учащиеся  самостоятельно находят нужную информацию к уроку, обрабатывают её, проводят  системный анализ всей собранной информации. Учащиеся  учатся  правильно выстраивать свою речь, приводить те или иные аргументы,  делать логические выводы. Кроме того,  технология "Дебатов" позволяет работать в группах, что способствует  развитию коммуникативных способностей учащихся.

 При использовании  технологии "Дебаты" повышается мотивация учебной деятельности. Информация, собранная и переработанная обучающимися самостоятельно, становится более значимой для ученика, нежили та  информация. которая передается вербально от учителя к ученику. При использовании технологии "Дебатов" ученики становятся более самостоятельными, уверенными в себе, что  положительно сказывается на формировании их самооценки.   В процессе интерактивного обучения  учащиеся  учатся работать в группах, прислушиваться к  мнению противостоящей группы. приобретают необходимые навыки работы в коллективе. Участие в дебатах способствует развитию коммуникативных способностей. Учеба становится более интересной, творческой. Различают несколько видов дебатов. Классические дебаты предполагают  участие  двух команд по три человека. Модифицированные дебаты допускают большего количества участников в обеих группах.

В  феврале 2012 году мной был проведен открытый урок в форме дебатов  по теме  "Трудовые мигранты нужны России". Данная тема является логическим продолжением тем по социологии "Нации и межнациональные отношения", "Социальная сфера общества, социальные общности  и социальное взаимодействие .Тема является актуальной, так как в современной России доля иностранных рабочих увеличивается значительно. Данная социальная общность оказывает определенное влияние на социальные процессы в обществе.

Целью урока является - сформировать  представление о противоречивых миграционных процессах в России.

Задачами урока были - -показать формирование новой социальной общности на территории России,   показать сложности взаимодействий различных социальных общностей в современной России, провести анализ отношений различных социальных общностей и социальных групп к иностранным рабочим в современной  России. Воспитательная задача урока - формировать толерантное отношение  к трудовым мигрантам.

Урок был проведен по  всем правилам классических дебатов. Класс разделился на две группы: "утверждающая" сторона и "отрицающая" сторона. "Утверждающая" сторона выдвигала аргументы в   необходимости привлечения  иностранных рабочих в Россию, "отрицающая" сторона  доказывала,  что  иностранные рабочие не нужны России. Была судейская группа из числа преподавателей истории и обществознания. Эта  группа анализировала аргументы той и другой стороны. Был назначен тайм-кипер. ученик, который четко отслеживал  временные рамки выступления  обеих групп. В начале урока были  поставлены цель урока и задачи урока. После представленных аргументов участники дебатов обменялись вопросами по теме. Судейская команда  представила вопросы  обеим командам. Ближе к окончанию урока  участники дебатов провели релаксацию по уроку. Они высказали свое мнение  по поводу самого урока и  темы дебатов.  Решением  судейской бригады в дебатах одержала победу "отрицающая сторона", так как она предоставила более значительные аргументы.

Цель и задачи урока были выполнены. Обучающиеся  пришли к выводу, что миграционные процессы в России - это сложные процессы. Миграция населения затрагивает  все сферы общества: экономику, политику, социальную, духовную  Они высказали свою точку зрения, что  такие сложны процессы в обществе должны решаться на государственном уровне. По форме проведения урока  обучающиеся высказали свою положительную оценку. В заключении необходимо сказать, что   данная форма проведения уроков действительно способствует активизации учебной деятельности учащихся. способствует формированию самостоятельной, творческой личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - дебаты.  «Трудовые мигранты  нужны России».

(урок проведен в феврале 2012года в 10 "б",   учитель истории и обществознания Шулепова Екатерина Григорьевна, МОУ «Объячевская средняя общеобразовательная школа». Прилузский район, республика Коми).

Цель урока

Дать учащимся представление  о противоречии  иммиграционных  процессах, особенностях и тенденциях   иммиграционных процессов в современной России,

Задачи урока:

-показать формирование новой социальной общности на территории России- мигранты.    

-показать сложности взаимодействий различных социальных общностей в современной России,

-провести анализ отношений различных социальных общностей и социальных групп к иностранным рабочим в России.

Воспитательная задача – формирование толерантного  отношения к различным народам и нациям, проживающим на территории России.  

 Способствовать формированию толерантного отношения к различным народам и нациям, проживающим на территории России:

 сравнительный анализ явлений и процессов, различия фактов и оценок, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов.

    Помочь школьникам осознать свою собственную   социальную позицию и возможные перспективы ее изменения в дальнейшем.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Учитель:

- Добрый день, дорогие учащиеся, добрый день  уважаемые  гости.

Сегодня у нас несколько необычный урок. Это урок - дебаты.  

Уроки-дебаты  одна из новых образовательных технологий. Сегодня  в такой несколько необычной форме мы проведем урок по теме «Иммигранты нужны России». Почему мы выбрали для обсуждения такой,  казалось бы,  не касающийся вас, школьников, вопрос?

      Во- первых,  на предыдущих уроках мы изучали такие темы «Социальные группы и  социальные взаимоотношения», «Нации и межнациональные отношения».Социальная система общества состоит из  различных  социальных групп, общностей. Иммигранты, приезжающие  работать в Россию, это тоже отдельная социальная общность, которая изменила социальную картину нашего современного общества. С каждым годом количество иммигрантов в России увеличивается. Сегодня мы уже говорим о значительном числе прибывших в Россию иностранных рабочих. И с таким положением мы должны считаться, определить как нужно относиться к данному социальному явлению.

               Тема трудовой миграции действительно сегодня является  актуальной.  Какую роль играют иностранные рабочие в экономике страны? Какие проблемы  связанные с миграцией населения, возникают в нашем обществе? Эти актуальные вопросы сегодня поднимаются  на всех уровнях власти. Проблема  трудовой миграции обсуждается в СМИ, на всех уровнях власти, с мигрантами мы встречаемся ежедневно на улицах.  Мигрантов становится все больше в нашей стране. Они занимают различные ниши в обществе, соглашаются работать в самых тяжелых и неблагоприятных  условиях, получать небольшие деньги за свой труд, и,  несмотря на все сложности,  и  остаются в России.

      Вот такую  сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке.

          Класс разделится на две группы: утверждающая сторона и  опровергающая сторона.  Утверждающая сторона   выступит со  своими доводами в защиту трудовой миграции. В своих тезисах они  докажут необходимость  привлечения иностранных рабочих в экономику России. Их оппоненты выступят  с доказательствами ненужности привлечения иностранной рабочей силы в Россию.

          На уроке присутствует группа экспертов из числа учителей  школы. Группа  экспертов дадут объективную оценку работе  обеих команд. Кроме того, они оценят работу групп по нескольким критериям, это и умение четко и аргументировано отстаивать свою позицию, представлять доказательства  своей точки зрения. Эксперты  оценят умение группы отвечать на вопросы своих оппонентов, умение группы вести дискуссию. Судьи  определяют более аргументированные доказательства. Они заполнят протокол, укажут сильные и слабые стороны выступающих сторон.  Группа экспертов получила листы для ведения протокола.

  Правила проведения дебатов вы видите на  ватмане. Еще раз скажем о них. Кроме того, дебаты ведутся по строго определенным правилам и среди нас будет  тайм-кипер, следящий за временем. На  высказывание своей точки зрения будет выделятся 5 минут, на ответы от 3 до 5 минут. После выступлений команд и ответов судьи подведут  итоги дебатов, определят победителей, выскажут свою точку зрения.

  Победителем  становится команда, представившая более убедительные аргументы, доказательства своей позиции. Учитывается и умение дать  четкий  ответ на те или иные вопросы противоположной группы, культура поведения

Итак, мы представляем участников дебатов, команда «Утверждающие» и команда «Опровергающие». Группа «Утверждающие « выступает с заявлением того, что  иностранные рабочие сегодня необходимы для развития экономики России. «Опровергающая сторона» докажет обратную позицию. Но прежде всего, мы представим факты российской действительности. Слово предоставляется ученице Диане Брей.


Вступительное слово Дианы Брей:

-Прежде чем  мы начнем говорить об иностранных рабочих в России, их положительной или отрицательной роли мне бы хотелось  представить неоспоримые факты.

Тема  иностранных рабочих, или проще сказать,   гастербайтеров в России,  актуальна. Об этой проблеме говорится в СМИ уже не первый год.  Позиции по этой проблемы  в обществе диаметрально противоположны.

        На сегодняшний день в России проживает и работает несколько миллионов иностранных рабочих Точную цифру о количестве  иммигрантов в России не может назвать никто, т.к. многие иностранные рабочие приезжают в Россию нелегально, и устраиваются на работу тоже нелегально, а следовательно,  они  нигде не числятся,   экспертные оценки колеблются от 6  до 12 миллионов человек. Согласитесь, что это достаточно  серьезная цифра для России, где численность своего населения составляет 142 мил человек.

       Бурный рост привлечения иностранной рабочей силы начался в 2005 году.  Максимальное число мигрантов было привлечено в 2008году - 2мил,425 тысяч, а в 2011году чуть меньше – 1 мил,720 тысяч.  Потребности в иностранной рабочей силе оцениваются на 2012 году в 1 мил, 745 тыс. человек.

    В 2012 году российской экономике потребуется более 111 тысяч зарубежных водителей и машинистов, почти 74 тысяч операторов и слесарей-сборщиков стационарного оборудования, более 20 тысяч специалистов в области естественных и инженерных наук и почти 87 тысяч руководителей учреждений, организаций и предприятий.

   Если посмотреть по отраслям, то наибольшее число иностранных рабочих заняты в строительстве, ЖКХ, горных и горно-капитальных работах. Около 100 тысяч мигрантов  работают в сельском хозяйстве.

 Почти четверть  рабочих квоты предназначена для неквалифицированных рабочих, занятых во всех сферах экономики.  Откуда же пребывают иностранные рабочие в Россию?

   В 2010 году в  Россию  приехало  пять миллионов трудовых мигрантов, с Украины 1,5 миллиона человек, с Узбекистана 1 мил, 200 тысяч, с Таджикистана 800 тысяч человек, с Киргизии -382 тысячи человек.

 На Москву и Московскую область приходится 35% всего миграционного потока. Квота на иностранных работников только в Москве составляет 200 тысяч человек.

      Трудовые мигранты в России,  может ли российская экономика обойтись без них ?какие социальные, правовые, национальные проблемы  возникают  в связи с их присутствием в нашей стране. Возможно ли экономическое развитие без участия мигрантов?

На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить.


«Утверждающая» группа.

- Мы считаем, что  иностранная рабочая сила нужна России и российской экономике. В качестве доказательства приведем несколько аргументов.

      Первый аргумент

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

До середины 20 века население нашей страны устойчиво росло, во второй половине 20 века  темпы демографического роста снизились, а начиная с 1994-1995,  рост населения прекратился. Далее пошел процесс сокращения населения (депопуляция) Сегодня, население страны уменьшается. Каждый год наша страна теряет около одного миллиона человек. Сокращение населения существенно ухудшает  экономическую ситуацию: на рынке труда ощущается дефицит рабочей силы. По оценке экспертов, в течение ближайших 14 лет трудоспособное население страны уменьшится на 10 миллионов человек.  Для развития же  экономики России  необходимы трудовые ресурсы.

Откуда взять эти необходимые трудовые ресурсы? Выход один – привлечение  рабочих из других стран.  России без мигрантов не обойтись. Как подсчитали специалисты Центра стратегических реформ, для того, чтобы наша страна в ближайшие 15 лет перешла в разряд экономически развитых держав, ей уже сейчас не хватает, как минимум, 8 миллионов рабочих рук. Как подсчитал один из главных демографов страны профессор Анатолий Вишневский, для восполнения постоянно убывающего трудового потенциала необходимо, чтобы в Россию ежегодно приезжало 700 тыс., Демографы же предсказывают, что к 2015-му году трудовые ресурсы в России сократятся на 8 млн., а к 2025-му - на 18-19 млн. человек. Для сравнения: сейчас, по информации Росстата, в ней занято около 75 млн. работников. Как отмечается в докладе, подготовленном группой независимых экспертов по инициативе Представительства ООН в Российской Федерации, если нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2025 году население России сократится до 125-135 млн. человек, а к 2050-му - и вовсе до 100 млн. По мнению аналитиков ООН, сдержать сокращение населения России можно за счет иммигрантов. а к 2035-му - до 1мил 200 тысяч или 1мил 300.тыс человек. По мнению экспертов, уже в ближайшие годы конкурентоспособность национальных экономик будет зависеть не столько от энергоресурсов, сколько от достаточного количества рабочих рук. Победят страны, которые сумеют заманить к себе иностранных специалистов, а самых нужных и ценных из них - интегрировать в свое общество."Если Россия захочет остаться большой страной с большим влиянием, то она должна стать страной большой иммиграции - такой как США, Австралия, Бразилия или Канада. Это единственный путь в течение ближайших 30-40 лет преодолеть демографическую "пропасть", - считает директор Kennan Institute (США) Блэр Рубл.  

   

2-й ученик. Второй аргумент- экономический

НЕПРИСТИЖНЫЙ ТРУД.

      Я соглашусь с мнением своего  одноклассника, что иностранная рабочая сила нужна России. Да, действительно ситуация такова, что российская экономика не может обойтись без привлечения   рабочей силы из-за рубежа.  Миграция служит важным структурным компонентом рынка труда. Мигранты заполняют не престижные ниши. Если провести анализ  трудоустройства приезжих рабочих, то выясняется, что  большое количество  так называемых гастербайтеров, заняты неквалифицированным трудом: уборка  улиц, сфера ЖКХ, строительство, сельское хозяйство, т.е. там, где меньше всего  механизирован или автоматизирован трудовой процесс. Мигранты соглашаются на самую низкую оплату труда. Российская молодежь считает не престижным заниматься  такой работой.  Именно поэтому мы считаем, что без данной категории людей российская экономика не сможет развиваться дальше.

 3-й ученик.  

МИГРАНТОФОБИЯ.

 И еще одно доказательство хотелось бы привести в качестве  аргумента.  Экономика Советского Союза во многом развивалась благодаря миграции  рабочей силы.  Многие стройки в СССР были  воздвигнуты благодаря рабочим из соседних республик. В советское время в Россию ехали, чтобы зарабатывать. Многие стройки были «многонациональными», работали и  украинцы, и молдаване, и армяне.  Так что с точки зрения истории   в этом  плане,  мало что изменилось, миграционные процессы были всегда.  На сегодняшний день  изменилась лишь география приезжих. Если раньше ехали из республик, входящих в состав СССР, так называемое сейчас ближнее зарубежье, то  в настоящее время едут в Россию и из стран Дальнего зарубежья, в частности Китай, Корея. Не надо бояться мигрантов. Мы считаем, что называемой Мигрантофобии (т.е. боязни мигрантов) не должно быть.

4-й ученик.

КУЛЬТУРОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ,

 В качестве доказательства хочется привести культурологический аргумент. Дело в том, что Россия всегда была многонациональным государством.  В России проживает более ста народов. Русская нация, как основополагающая, всегда развивалась в соседстве с другими  народами, нациями. И при этом она не утратила своей культуры, языка, обычаев. Иностранная рабочая сила, как отдельная социальная группа,  не сможет отрицательно повлиять на культуру русской нации.  Россия заинтересована в том, чтобы к нам приезжали на постоянное место жительства высококвалифицированные рабочие, готовые интегрироваться в наше общество, пускай приезжают к нам те, кто знает наш язык, культуру и истории. Как раз об этом и говорил в своих выступлениях  премьер-министр В.В.Путин. Кроме того,  В.В. Путин считает необходимым повысить уровень отечественного образования, как такового, поскольку «низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость  миграционных сообществ»

  Итак, наша группа утверждает - России нужна иностранная рабочая сила.

        

        

Выступления второй  группы,(  опровергающая сторона.)

1-й ученик.

Аргумент  1. ПОДРЫВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА.

        Сейчас под прикрытием  термина «демографическая  яма» предлагается открыть границы для иностранной рабочей силы. Это в корне не правильно. Надо понимать, что работодатель всегда выберет дешевую рабочую силу, вместо дорогой. Предприниматель выберет дешевый труд мигрантов, вместо модернизации производства. В сложившихся условиях трудовые мигранты соглашаются на любые условия,  тем самым они подрывают российский рынок труда. Последствием становится рост безработицы среди  россиян, снижение стоимости труда, расширение теневой экономики. Таким образом,  иностранцы только «сбивают цены» на ранке труда. У нас в стране итак  высокий уровень безработицы. Только по Прилузскому району на 1 января 2012 года 687 безработных. Это только официально зарегистрированных,  А сколько безработных по стране? В условиях нестабильной экономической ситуации рабочие места необходимо оставлять именно своим рабочим, а не приезжим. И этот самый главный  экономический аргумент  нашей группы. Иностранные рабочие не нужны российской экономике.

2-й ученик.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КОРРУПЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ.

      Точное количество мигрантов в нашу страну не знают даже те, кто должен заниматься этой проблемой непосредственно.  Нелегальная миграция выгодна многим. Предпринимателям, нанимающим нелегалов и обирающих их. В Подмосковном  Серпухове нелегалы выращивают зелень по цене 5 рублей за килогра
Зелень  надо вырастить, помыть, уложить в красивые пакеты несуществующих фирм). И все это 3- 5 рублей за килограмм! Тут же предприниматель продает её посредникам уже за 100 рублей, на прилавок эта зелень идет  за 250 рублей  за килограмм. Выгоды от нелегалов ощущает каждый, кто столкнется с  иностранными рабочими как работодатель, потребитель услуг и, к общему стыду, "правоохранитель", - отмечает профессор Высшей школы экономики, руководитель Центра демографии и экологии человека РАН
Анатолий Вишневский ( сюжет). Например, разрешение на работу на «сером рынке» стоит порядка 20 тысяч рублей. Из них только десятая часть, две тысячи, идет в казну государства, остальное — в карманы чиновников и посредников. И чем меньше квота в регионе, тем дороже стоит разрешение на  работу. Т.е  нелегальная миграция способствует росту коррупции. Любой полицейский, остановивший на улице гастарбайтера, может порвать его миграционную карту и потребовать денег.

3- ученик.

АРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ,

      Наша группа считает, что  трудовая миграция наносит серьезный ущерб экономике страны. В первую очередь за счет денежных переводов за границу. Наряду с официальными каналами переводов есть и неофициальные. В последние годы из России ежегодно   мигрантами вывозилось от 12 до 15 млрд.долл., это официальные, зарегистрированные мигранты. Проанализируем  бюджет некоторых стран.

 Бюджет некоторых стран, формируется за счет поступлений денежных переводов из России. Посмотрите на таблицу.

страна

Бюджет формируется за счет переводов с России

Таджикистан

85%

Армения

53%

Узбекистан

35%

Грузия

24%

Азербайджан

19%

Киргизия

17%

Итак, мы видим из таблицы, что бюджеты многих  стран  формируются за счет поступлений из России.

А ещё по подсчетам специалистов Россия ежегодно теряет огромное количество денег из-за нелегальной рабочей силы, по разным оценкам, от 5 до 8 млрд. долларов  в год.  Пока российским предпринимателям выгоднее нанимать мигрантов, не надо платить  социальные налоги, в том числе в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования и т.д. государство только теряет от этого. Но тогда наша страна никогда не сможет выбраться из числа отстающих держав.

4-й ученик КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

 Мы против иностранной рабочей силы.

. В Россию едут представители разных стран. Особое опасение вызывают выходцы из Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Китая и т .д.Зачастую,  культурный уровень  представителей этих стран очень низкий. Они не знают нашей страны, не могут свободно  говорить на русском языке, поэтому не могут интегрироваться в наше общество. Живут, как правило, отдельными группами, их главная цель не интегрироваться, а   заработать деньги. А Выходцы из иностранных  глубинок, сел и деревень даже не знают русского языка. Общаются с внешним миром посредством «старшего» в группе. Опять же попадают в полную зависимость и от работодателя и от своего «старшего».  Чаще всего у них нет не только плана, но и представления  как они будут здесь жить, как и где они будут работать. И столкнувшись с реальной действительностью, многие из них теряются,  попадают в прямом смысле слова в  рабство к  предпринимателям как российским, так и своим же соотечественникам. Такие мигранты не украшают Россию.

 

 5-й ученик ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ,

  С точки зрения здоровья.  Мы повторимся, что многие иностранные рабочие едут  в нашу страну нелегально, а это значит, что у них нет элементарного медосмотра. Среди мигрантов  высокие показатели по СПИДу, туберкулезу. По некоторым заболеваниям  показатели в десятки раз выше, чем у россиян. Например, туберкулезом болеют 32 россиянина из 100 тысяч. Среди иностранных рабочих  этот показатель — 643 на те же сто тысяч населения.

 При этом работают они сейчас практически везде, в том числе и в заведениях общепита - и в «Макдоналдсе», и в суши-барах, и в киосках с шаурмой. А свои медицинские книжки они нередко покупают с рук за достаточно символическую сумму. Поэтому медосмотр и обязательная флюорография проходят мимо них. При этом, по словам заместителя председателя комиссии ВОЗ по внелегочному туберкулезу в РФ Владимира Хоменко, многие скрывают свое заболевание, чтобы не потерять работу или не оказаться на длительном лечении. Даже те, кто становится бактериовыделителем. Такой больной в течение часа может инфицировать от 36 до 70 человек. А если контакт с бактерионосителем случился не один раз, то, как утверждает врач, инкубационный период может существенно уменьшиться. В результате риск заболевания туберкулезом даже для вполне благополучных жителей мегаполиса многократно возрастает. Не это ли весомый аргумент в том плане, чтобы остановить или существенно изменить въезд иностранцев в Россию

Вопросы  для утверждающей группы

  1. вопрос

Какая польза  от миграции,  ведь огромные суммы переходят в Узбекистан, Таджикистан и другие страны, а их бы можно использовать на благо России?

( ответ Утверждающей группы: Тяжелая экономическая ситуация в странах ближнего зарубежья приводит к тому, что люди в поисках лучшей жизни вынуждены покидать свою страну, своих родных и ехать в неизвестность, чтобы обеспечить себя и свою семью материально.    

      Прежде всего,  это плюс для тех, кто зарабатывает деньги и отправляет их к себе домой. В этих  бедных странах снимается социальное напряжение. Отправляя деньги к себе на родину трудовые мигранты содержат на эти средства  такие социальные институты как образование, медицину, социальные предприятия. Тем самым снижается «социальное напряжение» в стране. Это очень важно для России . Ведь социальный взрыв там, приведет к потоку уже не мигрантов, а беженцев.  Т.Е. выгода обоюдная и для России - получаем рабочую силу и для мигрантов – зарабатывают деньги, и для стран, из которых выезжают - снижается напряжение в стране.

2. Увеличение числа мигрантов может  привести к социальному напряжению и национальным конфликтам. Как быть с этими проблемами?

   Да , действительно, масштабная миграция населения несет не только выгоды, но и большие риски.  Для предотвращения национальных конфликтов необходимы несколько условий, во- первых, нельзя мигрантам давать больше льгот, чем россиянам. Во -вторых, нельзя допускать компактные поселения на национальной почве. Принципиально важно избегать замкнутых этнических анклавов. В таких анклавах не происходит сближение мигрантов с российским обществом, а наоборот идет дальнейшая обособленность, замкнутость. Обособленность приведет только  ко  многим  социальным рискам как для России.  так и для самих приезжающих. И в -третьих, необходимо повышать  образовательный уровень приезжающих, с тем, чтобы они быстрее адаптировались в наше общество. И социальные проблемы мигрантов действительно «кричат». 3,3 мил мигрантов с неурегулированным статусом, Более 80 % из мигрантов бедные и очень бедные, готовые на любые условия труда. Они живет в ужасных условиях: экономят на питании,  без медицинской помощи, без жилья, снимают комнатушки на 10-20 человек. На наш взгляд, государство должно готовиться к приему мигрантов.

Вопросы для отрицающей стороны.

1 .Без иностранной рабочей силы не возможно развивать экономику России. Чем вы сможете компенсировать нехватку рабочей силы в стране? Ведь известно, что молодежь не идет на  многие работы, т.к. они тяжелы и оплата очень низкая. Что делать в данной ситуации?

Ответ. Мы считаем, что компенсировать нехватку рабочей силы можно за счет внутренних резервов: переселение из  деревень, где высокий уровень безработицы,   Т.е. мы считаем, что восполнить трудовые ресурсы возможно за счет внутренних резервов.

Второй путь -  переселение русскоязычного населения из бывших республик СССР,  многие бы русские переехали  бы жить   в Россию,  просто для них нужно создавать условия. Да и с точки зрения культуры нам ближе выходцы из Украины, Белоруссии , чем  Средней Азии.

 И  третье,  нужно работать над механизацией, автоматизацией производственных процессов, повышать уровень образования своих трудовых ресурсов и нам не нужны будут мигранты,  сами справимся.

2. Насколько острой видится проблема взаимодействия между российскими гражданами и  иностранными рабочими?

Проблема очень серьезная. Она не чувствуется здесь в селе. На самом деле неприязнь есть.   Большой % населения отрицательно относятся к мигрантам, не интересуются  сложившейся ситуацией. Социальная напряженность и так высока, зачем нам ещё  проблемы с иностранными рабочими, когда у нас и так много своих экономических и социальных проблем в стране.

3. Вопрос  от  группы экспертов для группы, выступающей против иностранной рабочей силы.

 «Скажите, ребята, а вам не жалко этих иностранных рабочих, живущих вот в таких страшных условиях?»

Ответ группы.

-Нет, они сами приехали сюда, их никто не звал. Почему мы их должны жалеет, в нашей стране много бедных, безработных. Нужно помогать своим людям. Создавать свои рабочие места, для русских. Посмотрите как много безработных и бедных среди своего населения. Я считаю, что государство должно заботиться о своих рабочих, о своем народе, а уже потом о иностранных рабочих. Они не нужны России. Это наша точка зрения.


Утверждающая сторона, заключение (выступление спикера группы)

Итак, подводя итоги нужно сказать, что в условиях современности Россия не может обойтись без мигрантов. Чтобы компенсировать  годовую естественную убыль населения, нужно принимать равное годовое количество мигрантов. Российское общество не готово к такому повороту событий. Общественное мнение не в пользу иммигрантов.  Если мы не хотим этнических конфликтов, нежна огромная подготовительная работа. Страну нужно готовить к переселенцам, объяснять, что такие люди нужны, нужна их интеграция в обществе. Необходимо, чтобы иммигранты восприняли, поняли нашу культуру, жили по российским законам. Но сначала нужно изменить отношение к иммигрантам и смотреть на них не как на дешевую рабочую силу или людей низшего сорта, а относится к ним просто -  как к людям.  По мнению В.В. Путина необходимо менять законодательство, касающееся иммигрантов, повышать их культурный и профессиональный Миграция имеет и надгосударственный характер. Мы должны использовать её в интересах страны. уровень с целью интеграции данной социальной группы в российское общество. Миграционные процессы это данность, мы не можем полностью контролировать их.

Заключительное слово «отрицающей стороны»

Утверждающая сторона приводит доказательства в пользу иностранной рабочей силы в основном только экономического характера. Наша же группа выступает против мигрантов

 С точки зрения экономики –  существенной выгоды для России от мигрантов нет .Средства мигрантами уходят за границу, растет теневая экономика, коррупция, преступность, национальная неприязнь

- нужно серьезнее рассматривать внутренний рынок труда, заботится о  собственных трудовых ресурсах, своих безработных хватает.

 Необходимо модернизировать производство, тогда и молодежь пойдет работать, зная, что есть достойная оплата и хорошие условия труда.

Необходимо  учитывать и общественное мнение. Российское общество  не готово принять на «равных»  иммигрантов. И иммигранты не готовы к серьезной интеграции в российское общество.

НЕ думайте, что кто-то приедет в Россию и наведет порядок или построит социальные объекты и  иммиграция –это не выход. . Россия  это прежде всего наш дом и нам  здесь нужно самим строить, учить, лечить и т.д.Минусов от миграции больше чем  плюсов.  

Общество, где большое количество иностранных  работников не имеют никаких прав, продаются чуть ли не на вес, называется рабовладельческим обществом.

Наши демографические проблемы не решить за счет миграции. И последнее проблема массовой миграции это проблема крайне острая и коварная и  однозначного ответа на  него нет.

Заключительное слово учителя.

- Ну вот и все, обе стороны высказали свое мнение по поводу иностранной рабочей силы. Естественно, этот вопрос очень сложный, неоднозначный и  простого решения здесь не найти. Сейчас судьям предстоит  решить какая группа была более убедительна в своих доказательствах, своих аргументах.

Мы же проведем небольшую рефлексию с участниками дебатов. Перед вами анкета, где вы должны ответить на вопросы.

Анкета для участников дебатов

  1. Что больше всего понравилось во время дебатов?
  2. Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?
  3. Что вам пригодится в практической деятельности из того, что мы делали на занятии?
  4. Что заставило вас задуматься? О чем вам хотелось бы поразмышлять после занятия?

Рекомендуем применить метод незаконченных предложений

- Я научился ………..

Я узнал, что……..

Я был удивлен тем, что……

Мне нравится, что ………

Я был разочарован тем, что……

Самым важным для меня было……

Мне пригодится в жизни……

Теперь я знаю, что ----

 Ответы учащихся на анкету такие(приводятся несколько ответов)

Я узнал, что проблема трудовой миграции действительно такая сложная, я не думал, что иностранных рабочих так много в стране.

Я  был удивлен тем, что иностранные рабочие едут на работу в Россию и нанимаются на самые тяжелые работы.

Я научился выступать на дебатах, это очень интересно, немного волнительно.

Заключительное слово экспертной комиссии.

 Нам  было сложно оценить выступления  обоих групп. Всегда при проведении дебатов одной стороне легче  представит свои аргументы. Группа,  выступающая  против трудовой миграции представила аргументы более убедительно и разносторонне.  Им было изначально легче это сделать.  Но у второй группы были представлены убедительные  доказательства в защиту  трудовой миграции в Россию. Видно то, что учащиеся глубоко изучили тему трудовой миграции. Позиция обеих сторон не изменилась и после проведенных дебатов. Мы пришли к выводу, что в данных дебатах выиграли обе стороны.  Нельзя отдать предпочтение какой-то стороне. Проблема  поднятая на уроке действительно очень сложная. И думается, что  изучение  проблемы  отношений между гражданами России и мигрантами   продолжится.

  Заключительное слово учителя.

 В завершении урока нужно сказать следующее. Действительно, проблема, поднятая сегодня на уроке очень сложная.  Как Россия будет её решать, как  будут строится отношения между различными социальными группами  в стране? От решения этих задач зависит наше с вами будущее. Возможно. Это  очередной «вызов» нашей стране. От того, как Россия ответит на этот вызов, зависит  будущее России. В любом случае, для сохранения своей страны, своей экономики и для дальнейшего развития необходимо учитывать нравственные ценности общества. Необходимо более терпимо относится к  представителям иной культуры, иной нации. Именно в сохранении многообразной многонациональной  культуры Россия  возможно дальнейшее развитие страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В России работает и живет несколько миллионов гастарбайтеров

Слайд 2

рост иностранной рабочей силы

Слайд 3

Отрасли.

Слайд 4

ОНИ ПРИЕХАЛИ...

Слайд 5

Иностранные рабочие нужны России....

Слайд 6

Автор презентации №2 к уроку «Трудовые мигранты нужны России» - Брей Диана, ученица 10 б класса. МОУ «ОСОШ» автор урока- Шулепова Екатерина Григорьевна- учитель истории и обществознания МОУ «Объячевская средняя общеобразовательная школа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Демографический аргумент.

Слайд 2

Середина XX в.- Рост населения России 2 половина XX в.- темпы демографического роста снизились С 1994- 1995 рост населения прекратился ПОШЕЛ ПРОЦЕСС СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Нехватка уже 8 млн. пар рук!

Слайд 3

2015 г.- на 8 млн. человек. 2025 г.- на 18-19 млн. человек.

Слайд 4

2025г.- до 125-135 млн. человек 2050г.- до 100 млн. человек

Слайд 5

Непрестижный труд

Слайд 7

Миграции бояться не надо!

Слайд 8

России нужна иностранная рабочая сила!

Слайд 9

Не надо бояться мигрантов, нужно повышать свой культурный уровень, и культурный уровень мигрантов.

Слайд 10

Россия- многонациональная страна!

Слайд 11

Автор презентации №3 – к уроку «Трудовые мигранты нужны России» Овчинников Вячеслав(МОУ «ОСОШ» Автор урока- Шулепова Екатерина Григорьевна- учитель истории и обществознания МОУ «Объячевская средняя общеобразовательная школа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовая миграция.

Слайд 2

ПОДРЫВ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА. Сейчас под прикрытием термина «демографическая яма» предлагается открыть границы для иностранной рабочей силы. Надо понимать, что работодатель всегда выберет дешевую рабочую силу, вместо дорогой.

Слайд 3

В России есть и свои безработные и социально незащищенные слои населения. Нужно думать о своих людях!

Слайд 4

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КОРРУПЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ. Точное количество мигрантов в нашу страну не знают даже те, кто должен заниматься этой проблемой непосредственно. Нелегальная миграция выгодна многим. Предпринимателям, нанимающим нелегалов и обирающих их.

Слайд 5

труд мигрантов похож на труд рабов

Слайд 6

Труд нелегалов выгоден нечестным предпринимателям. Чиновникам, наживающимся на квотах.

Слайд 7

Разрешение на работу на «сером рынке» стоит порядка 20 тысяч рублей. Из них только десятая часть, две тысячи, идет в казну государства, остальное — в карманы чиновников и посредников. Чем меньше квота в регионе, тем дороже стоит разрешение на работу. Любой полицейский, остановивший на улице гастарбайтера, может порвать его миграционную карту и потребовать денег.

Слайд 8

Бюджет некоторых стран, формируется за счет поступлений денежных переводов из России . С трана Бюджет формируется за счет переводов с России Таджикистан 85% Армения 53% Узбекистан 35% Грузия 24% Азербайджан 19% Киргизия 17%

Слайд 9

В Россию едут представители разных стран. Особое опасение вызывают выходцы из Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Китая и т .д. зачастую, культурный уровень представителей этих стран очень низкий. Они не знают нашей страны, не могут свободно говорить на русском языке, поэтому не могут интегрироваться в наше общество.

Слайд 10

Живут ,как правило, отдельными группами, их главная цель не интегрироваться, а заработать деньги. А Выходцы из иностранных глубинок, сел и деревень даже не знают русского языка. Опять же попадают в полную зависимость и от работодателя. Чаще всего у них нет не только плана, но и представления как они будут здесь жить, как и где они будут работать.

Слайд 11

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ. Мы повторимся, что многие иностранные рабочие едут в нашу страну нелегально, а это значит, что у них нет элементарного медосмотра. Среди мигрантов высокие показатели по СПИДу, туберкулезу. По некоторым заболеваниям показатели в десятки раз выше, чем у россиян. Свои медицинские книжки они нередко покупают с рук за достаточно символическую сумму. Поэтому медосмотр и обязательная флюорография проходят мимо них.

Слайд 12

Нелегальная миграция опасна для здоровья граждан России

Слайд 13

автор урока- Шулепова Екатерина Григорьевна- учитель истории и обществознания МОУ «Объячевская средняя общеобразовательная школа Автор презентации №5 к уроку «Трудовые мигранты нужны России» Арласкауте Кристина, ученица 10 б класса МОУ «ОСОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -дебаты по географии 9 класс. Тема: Население России.

Это урок-обобщение пройденного материала. План урока на первый взгляд кажется "сухим", но очень советую провести этот урок. Получите большое удовольствие от высказываний детей по проблемам, волнующим ...

урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"

Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...

Урок-дебаты "Все профессии нужны, все профессии важны"

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса. На данном уроке происходит знакомство с профессиями: пожарный, продавец, парикмахер, портной, строитель....

Урок-дебаты "Роль Петра I в истории России", 8 класс

Повторительно-обобщающий урок, проведенный с использованием модифицированной технологии "дебаты", адаптированной к возрасту и игровому опыту участников....

Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?» Дебаты

Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство». Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.С понятием правового...