Урок-дебаты "Роль Петра I в истории России", 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Повторительно-обобщающий урок, проведенный с использованием модифицированной технологии "дебаты", адаптированной к возрасту и игровому опыту участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-дебаты | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Саблина А. Н.
Нижний Новгород
Использование технологии «дебаты» на уроках истории в 7 классе.
Урок-дебаты «Роль Петра I в российской истории».
На уроке используется технология «Дебаты». В классическом варианте игры две команды по три человека по строгим правилам обсуждают заданную тему. При этом одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Оцениваются глубина и разнообразие аргументации, логичность и структурированность выступления, культура речи. Каждый из игроков (спикеров) имеет свою задачу:
первый – заявляет позицию своей стороны и выдвигает аргументацию;
второй – опровергает точку зрения оппонентов, выдвигая контраргументы, и усиливает позицию своей команды;
третий – подводит итоги, проводя сравнительный анализ аргументов сторон, доказывая свою правоту.
Выступления спикеров строго регламентированы (6, 5, 5 минут соответственно). Отдельно выделяется время на обмен вопросами. Особенностью игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной позиции, они до конца отстаивают свою точку зрения. Победа присуждается той команде, которая набрала больше очков.
Уроки-дебаты в 5-7 классах имеют свои особенности. Технологию необходимо адаптировать к возрасту и способностям учеников:
1. Для работы выбираются достаточно простые темы. Хорошо использовать технологию для повторительно-обобщающих уроков
2. На уроке отводится достаточно большое время – около 10-15 минут – на коллективное обсуждение аргументов для защиты позиций команды.
3. В «классических» дебатах нет «коллективного» спикера. Но нам необходим максимальный охват участников. Вводится этап, на котором все желающие приводят дополнительные аргументы, подтверждающие правоту своей команды, а главное – опровергают аргументы оппонентов.
4. На этапе обмена вопросами между командами с целью выявить слабые места в аргументации оппонентов также высказываются все желающие.
5. Большая роль учителя как организатора игры.
Дети еще не умеют «чувствовать» время – или слишком растягивают выступление, или сокращают, так как боятся не успеть. Задача учителя – не просто следить за временем, а помогать – подсказывать, сколько времени осталось, надо ли ускориться.
Учитель записывает аргументы команд на доску, так как не все дети умеют быстро законспектировать.
Задачу третьего спикера также, при необходимости, выполняет учитель.
Необходимо показать (по-возможности, совместно с классом):
- какие были выявлены наиболее значимые противоречия в выступлениях команд;
- какие аргументы были убедительнее;
- на что еще можно обратить внимание.
6. В игре на уроке не определяется победившая сторона. Оценивается личный вклад каждого в работу команды, положительными оценками отмечаются лучшие, максимально проявившие ораторские способности.
Таким образом, выстраивается следующая структура урока:
- Оргмомент – 0,5мин.
- Работа по командам – 10 мин.
- Выступление спикера первой команды – 5мин.
- Выступление спикера второй команды – 5мин.
- Обмен вопросами – 5 мин.
- Выступление первой команды (коллективное) – 5 мин.
- Выступление второй команды (коллективное) – 5 мин.
- Подведение итогов первой команды – 2 мин.
- Подведение итогов второй команды – 2 мин.
- Заключительное слово учителя – 1 мин.
Рассмотрим применение данной технологии на уроке в 7 классе.
Тема урока: «Роль Петра I в российской истории».
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цель урока: сформировать целостное восприятие правления Петра I, дать оценку его деятельности.
Задачи урока:
Образовательные – повторение и обобщение фактов, связанных с правлением Петра I, формирование основ исторического мышления;
Воспитательные – формирование осознанного отношения к фактам отечественной истории и, соответственно, осознанного патриотизма и гражданской позиции;
– формирование собственной оценки политического деятеля;
– воспитание толерантности;
Развивающие – развитие навыков ведения дискуссии, речевой культуры;
– отработка взаимодействия в группе;
– развитие навыков конспектирования на слух;
– тренировка ощущения времени (регламент выступления);
Планируемые результаты урока:
Личностные: – эмоциональное восприятие событий русской истории;
– формирование собственной оценки деятельности Петра I;
– выработка аргументированного мнения о последствиях деятельности правителя государства;
Предметные: – повторение и закрепление фактического материала;
– знание основных понятий и терминов, связанных с правлением Петра I, государственных, экономических, военных реформ, преобразований в культуре и в быту, проведенных Петром I
– знание основных дат, связанных с правлением Петра I
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):
– Регулятивные УУД: умение ставить задачи, необходимые для достижения цели, выстраивать деятельность в соответствии с заданной структурой, умение представлять результаты своей работы, оценивать успешность своей работы;
– Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать тексты, структурировать информацию, формулировать уточняющие вопросы, делать выводы;
– Коммуникативные УУД: умение работать в группе, полно и аргументировано выражать свои мысли.
Результат:
- повторение и обобщение фактического материала по теме
- обучение координированной работе в группе
- развитие умения формулировать, аргументировано отстаивать свое мнение
- повышение мотивация, личная заинтересованность
- формирование толерантного мировоззрения, уважения к различным точкам зрения
- осознание причинно-следственных связей, влияния тех или иных поступков человека на судьбу страны и народа.
Оборудование: доска, разделенная на две половины. На каждой из них будут фиксироваться аргументы соответствующей стороны.
Для игры определены два противоположных тезиса:
«Политика Петра I имела положительные последствия для развития страны»
«Политика Петра I имела негативные последствия для развития страны»
Ход урока
Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1 | Занимают места в зависимости от того, какую позицию будут отстаивать | Напоминает тему и регламент |
2 | Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера | В течение всего урока следит за соблюдением регламента |
3 | Предполагаемые тезисы выступления лидера 1 команды: «Политика Петра I имела положительные последствия для развития страны» Определение: «Положительные последствия для страны – то есть такие, которые способствуют экономическому подъему, повышению международного престижа государства» Тезисы: - создание боеспособной армии - выиграна Северная война - создан эффективный госаппарат - развитие образования - и т.д. | |
4 | Предполагаемые тезисы выступления лидера 2 команды: «Политика Петра I имела негативные последствия для развития страны» Определение «Негативные последствия для страны – то есть такие, которые затрудняют экономический подъем, развитие страны, раскрытие потенциальных возможностей народа» Тезисы: - не отменено крепостное право, - укреплен абсолютизм - РПЦ становится частью госаппарата - навязывание чуждой, западноевропей-ской культуры - образуется культурный разрыв между народом и европеизированными верхами общества - и т.д. | |
5 | Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон. Например: - согласны ли вы с тем, что в России до Петра I не хватало военных, научно-технических специалистов высокого уровня? - считаете ли вы, что мануфактуры, основанные на крепостном труде, способствуют стабильному экономическому росту? | На 5–7 этапах регулирует порядок выступлений, следит, чтобы все желающие имели равную возможность высказаться, «подправляет» дискуссию, если она уходит в сторону |
6 – 7 | Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и в опровержение позиции оппонента | |
8 – 9 | По одному из участников команд (как правило, не те, кто выступал первыми) подводят итоги дебатов, обозначая области столкновений и подчеркивая сильные стороны своей аргументации. Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды. | |
10 | Если на предыдущем этапе командам не удалось удовлетворительно справиться с обозначением главных контрастов игры, то это делает учитель. Подчеркивает достоинства аргументов команд. Определяет лучших игроков. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Особенностью обратной связи на уроке – «Дебаты» является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.
Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:
- кто является лидером, кто – аутсайдером,
- насколько дружная работа,
в ходе коллективных выступлений:
- насколько ученики активны
- много ли участников дискуссии
- к кому обращаются при ответе – к учителю или к оппонентам
- характер выступлений : глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов
- эмоциональный накал игры
Результаты наблюдений позволяют определить:
- степень усвоения учебного материала
- степень заинтересованности учеников, насколько им интересен материал и формулировка темы
- степень овладения культурой ведения дискуссии
Интересны для учителя и последние выступления команд. Они максимально показывают, насколько ученики могли понять позицию оппонентов, смогли ли не просто опровергать отдельные положения, а понять логику доказательств и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс
Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Презентация "Вклад Петра 1 в историю России"
Презентация была представлена на научно-практической конференции, посвященной 350- летию со дня Рождения Петра 1....