ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 8-М КЛАССЕ ПО ГЛАВЕ I «ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ» «ЧЕЛОВЕК – КТО ОН? КАКОЙ ОН?»
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Цель – систематизация и контроль знаний учащихся по данной теме курса
задачи:
- обобщить знания о духовном мире человека, способствовать формированиюцелостного представления о сложности внутреннего мира человека;
– повторить основные понятия главы: «личность», «деятельность», «человек», «мораль (нравственность)», «моральные нормы», «совесть», «жизнь», «нация», «национализм», «интернационализм», «патриотизм», «свобода», «ответственность», «культура» и другие;
- способствовать развитию позновательных умений ( поискк необходимой информации в различных источниках, умение презентовать результат своей работы, умение оценивать устные ответы товарищей;
- развивать умения и навыки работы в группе;
- создать условия психологического климата в классе - ощущение единства между группами
Форма проведения:
деловая игра – состязани «Общественный смотр знаний». В качестве экспертов приглашаются учащиеся старших классов, так же могут быть приглашены учителя и родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_v_8-m_klasse_po_glave_i_.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по главе I
«Человек. Духовный мир личности»
«Человек – кто он? Какой он?»
Цель – систематизация и контроль знаний учащихся по данной теме курса
задачи:
- обобщить знания о духовном мире человека, способствовать формированиюцелостного представления о сложности внутреннего мира человека;
– повторить основные понятия главы: «личность», «деятельность», «человек», «мораль (нравственность)», «моральные нормы», «совесть», «жизнь», «нация», «национализм», «интернационализм», «патриотизм», «свобода», «ответственность», «культура» и другие;
- способствовать развитию позновательных умений ( поискк необходимой информации в различных источниках, умение презентовать результат своей работы, умение оценивать устные ответы товарищей;
- развивать умения и навыки работы в группе;
- создать условия психологического клима та в классе - ощущение единства между группами
Форма проведения:
деловая игра – состязани «Общественный смотр знаний». В качестве экспертов приглашаются учащиеся старших классов, так же могут быть приглашены учителя и родители
литература:
- А.Ф. Никитин Обществознание 8 класс. М.Дрофа 2009
-Система Правового образования в школе и воспитание гражданина России. Составитель Н.И. Элиасберг, СПб., «Спец. Лит.»1999
- Н. И. Элиасберг. Обществознание. Социальная практика. СПб, Перспектива издательство «Союз» 2007
- О самом главном Книга для чтения. СПб, «Спец.лит.1998
Подготовка:
- для представления заданий и сводной таблицы результатов используется презентация POWERPNT.EXE.
- формируются 4 команды;
- даётся домашнее задание по сюжету: обнаружены признаки неземной цивилизации, с которой установлена связь. Вы входите в группу учёных, которым поручено подготовить послание человечества; его цель - рассказать о земной цивилизации. Ваша тема - «Человек. Его духовный мир».
ХОд урока:
- Вводное слово учителя. Учитель читает стихотворение Евгения Евтушенко, посвященное С. Преображенскому «Людей неинтересных в мире нет».
Сообщается тема, цель и форма урока. Затем учитель знакомит с правилами проведения игры по этапам ( работа в командах, соревновательный характер, чёткие временные границы, оценивание выполненных заданий экспертами по заранее разработанным критериям) Представляет экспертов – учеников 9-го класса. - основная часть урока : состязание по этапам.
( с целью экономии времени задания I и II этапа могут быть выданы одновременно)
I этап: понятийная разминка.( приложение)
Заслушивание ответов.
Слово экспертов.
II этап: Устный развёрнутый ответ. .( приложение)
Заслушивание ответов и вопросы команд.
Слово экспертов
III этап: Тест. .( приложение)
Слово экспертов - IV этап. Соотнесите виды искусства и деятелей.( Приложение, презентация POWERPNT.EXE)
Слово экспертов
V этап. Представление и защита командами домашнего задания
Слово экспертов. - Заключительная часть урока.
Заключительное слово учителя, в котором он благодарит всех за активное участие и продемонстрированный уровень знаний по теме. Для преодоления разобщённости проводится игра « Африканский дождь» Цель игры: создать условия ощущения единства между группами.
Подведение итога состязания советом экспертов.
Поздравление команды победителей, выставление оценок.
приложение.
I этап Понятийная разминка.
Задание: дать определение следующим понятиям:
Синие:
Человек – это биосоциальное существо. С одной стороны , это наделённое разумом социальное( общественное существо, которое обладает способностями мыслить и говорить, решать сложные проблемы, может полноценно развиваться в обществе себе подобных . С другой стороны является существом биологическим, частью живой природы.
Искусство – это в целом художественное творчество: литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр кино и т.д.
Поведение – приспособление человека к сложившимися условиям, определяемое нормами, правилами. Т.Е. Деятельность человека , имеющая нравственный или безнравственный смысл.
Жёлтые:
Деятельность - это способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя. (может быть такое определение: Д. - форма человеческой активности, направленная на изменение окружающего мира.)
Добро – то, что помогает человеку, природе, жизни, идёт им на пользу
Культура тела – это стремление и умение поддерживать своё тело в здоровом состоянии с помощью физических упражнений , избегать излишеств и вредных привычек
Красные
Культура (от латинского culture – возделывание воспитание) – представляет совокупность всего, созданного человеком в ходе его деятельности, а также и сам процесс создания. Культура включает в себя всё сверх природное, весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.
Призвание – это склонность к тому или иному делу, профессии, предназначение.
Личность – это человек, наделённый рядом социально значимых свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными иметь духовные интересы, заниматься творчеством
Зелёные
Мораль – это сложившиеся в обществе представления о добре и зле , справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, нормах достойного поведения
Культурное наследие – всё, что создано народом за многовековую историю: песни и сказки, былины и предания, обычаи и традиции, творения мастеров, зодчих, художников, композиторов, все открытия , изобретения - бесценное достояние культуры
Совесть - внутренний контролёр поступков человека, его мыслей и чувств
IIэтап Устный развёрнутый ответ
Синие
А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:
- Что значит быть культурным человеком?
Б) Для этого подумай и поразмысли:
- Кого можно считать культурным человеком?
- Охарактеризуй «человека культурного»
- Дай характеристику путей приобщения к культурным ценностям
В) Сделай вывод
Зелёные
А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:
- В чём отличие человека от животных?
Б) Для этого подумай и поразмысли:
- Какие биологические черты присущи человеку?
- Почему человек социальное существо?
- Охарактеризуй потребности человека.
-Какую роль играют мышление и речь в жизни человека?
В) Сделай вывод.
Жёлтые
А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:
- Почему свобода - это ответственность?
Б) Для этого подумай и поразмысли:
- Что такое свобода?
- Почему свобода не может быть абсолютной?
- Что такое ответственность?
- Как воспитать ответственность?
В) Сделай вывод
Красные
А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:
- Как соотносятся моральные нормы и поступки людей?
Б) Для этого подумай и поразмысли:
- Что такое мораль( нравственность)
- Какую роль она играет в жизни человека и общества?
- Охарактеризуйте поступки людей, обладающих высокими моральными качествами
- Дайте характеристику поступков, которые Вы считает безнравственными.
- Докажите, что придерживаться высокоморальных норм очень сложно.
В) Сделай вывод
III этап. Тест
- Наука о морали, нравственности:
А) эклектика;
Б) эстетика;
В) этика;
Г) экзистенция - Общепринятым является деление культуры на
А) духовную и экономическую;
Б) Духовную и материальную;
В) идеальную и материальную;
Г) политическую и экономическую - Какая из перечисленных потребностей человека является социальной?
А) потребность пить, спать и дышать;
Б) инстинкт самосохранения;
В) определённая тепловая среда;
Г) потребность общаться с себе подобными. - Культура человека может быть:
А) внешней;
Б) внутренней;
В) массовой;
Г) верно всё вышеперечисленное. - Неповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием:
А)талант;
Б) индивидуальность;
В) личность;
Г) нравственность. - Какой из вопросов нельзя отнести к категории вечных?
А) Кто Я?
Б) Зачем Я?
В) Откуда Я?
Г) Что будет после меня? - Найдите и выпишите из приведённого ниже списка признаки нации :
А) кровно-родственное объединение людей;
Б) тип социальной организации первобытного общества;
В) единство территории и исторических корней;
Г) этническое самосознание;
Д) единство экономической жизни - Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к необходимым условиям формирования личности
Выпишите понятие, выпадающего из этого ряда.
А) Наследственность;
Б) общественная среда;
В) место рождения;
Г) самовоспитание. - Слово «культура» пришло в русский язык из:
А) французского языка;
Б) древнегреческого языка;
В) латинского языка;
Г) английского языка - Верны ли следующие суждения об этносе?
А. Отличительным признаком этноса является язык.
Б. Отличительным признаком этноса является определённая территория.
1) верно только А
2) верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Ключ к тесту
1-В; 2 -Б; 3 -Г; 4 –Г; 5 –Б; 6 –В; 7 –В),Г),Д); 8 – В; 9 – В; 10 – 3)
IV этап. Соотнесите виды искусства и деятелей, портреты, которых представлены на экране:
Музыка –
Театр и кино –
Танец –
Литература –
Живопись, Графика, Скульптура –
Vэтап. Представление домашнего задания
Памятка для оценки устного ответа на уроках истории и обществознания
( раздаётся членам жюри)
- Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
- Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник
- Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты, географические названия, имена и фамилии участников событий.
- Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника. Сделан ли вывод в конце выступления?
- Попробуй оценить ответ:
- Оценка «пять» - материал изложен полно, дополнения не требуется. Речь грамотная
- Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности, самостоятельно исправленные. Речь хорошая.
- Оценка «тир» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная.
- Оценка «два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено
Заключительный этап. Игра «Африканский дождь»
Цель игры: создать условия ощущения единства между группами.
Сюжет: известно, что в засушливых местах Африки дожди редки, и когда они идут, это воспринимается как чудо, подарок природы. Вот и участникам игры, воссоздавая звуки дождя, предлагается почувствовать радость от воспроизведенного чуда природы.
Описание хода игры: учащиеся каждой группы образуют круг. В центре кругов встают ведущие, разъясняющие порядок действия участников игры. Общая задача во всех трех кругах — воспроизвести как можно синхроннее звуки начинающегося, усиливающегося, а затем постепенно прекращающегося дождя. Для этого в каждом круге ведущие, одновременно начав двигаться по кругу и подходя к каждому участнику игры, показывают движения, которые играющие должны повторять до тех пор, пока ведущий не вернется к тому, с кого он начал, и не сменит движение на другое, опять двигаясь от участника к участнику по всему кругу.
Показываются следующие движения:
- первые капли — щелчок двумя пальцами обеих рук, поднятых над головой;
- дождь усиливается — удары (негромкие) тремя пальцами правой руки по ладони левой (руки над головой);
- шелест дождя — руки над головой, ладонь трется о ладонь;
- удары струй дождя — руки над головой, громкие хлопки;
- мощные дождевые потоки — хлопки над головой и топанье ногами.
Затем постепенно дождь идет на убыль и стихает: все движения повторяются в обратном порядке до щелчков пальцами, после чего участники медленно опускают руки и наступает тишина — дождь закончился.
Если тишина наступит одновременно во всех группах — игра удалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....
Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой
КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...
повторительно-обобщающий урок в 10 классе по обществознанию по теме "Человек и общество" в форме "Своя игра"
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ урок по учебнику Боголюбова после 1 и 2 глав "Общество" и "Человек", класс делится на группы, которые поочерёдно выбирают рубрику и вопрос. При правильном ответе баллы д...
Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе "Общество и человек"
Представленный материал позволяет обобщить и систематизировать знания по разделу "Общество и человек" (УМК Л.Н.Боголюбова, профильный уровень)...
Задания ЕГЭ по обществознанию для 11 класса по темам "Общество", "Человек", "Духовная культура".
Задания №25, №27,№28 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....
Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».
Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...
Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».
Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...