ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 8-М КЛАССЕ ПО ГЛАВЕ I «ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ» «ЧЕЛОВЕК – КТО ОН? КАКОЙ ОН?»
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Шмакова Людмила Алексеевна

Цель – систематизация и контроль знаний учащихся по данной теме курса

задачи:
 -  обобщить знания о духовном мире человека, способствовать формированиюцелостного представления о сложности внутреннего мира человека;
повторить основные понятия главы:  «личность», «деятельность», «человек», «мораль (нравственность)», «моральные нормы», «совесть», «жизнь», «нация», «национализм», «интернационализм», «патриотизм», «свобода», «ответственность», «культура» и другие;
 - способствовать развитию позновательных умений ( поискк необходимой информации  в различных источниках, умение  презентовать  результат своей работы, умение оценивать устные ответы товарищей;
 - развивать умения и  навыки работы в группе;
 - создать условия психологического  климата  в классе -  ощущение единства между группами

Форма проведения:
  деловая игра – состязани «Общественный смотр знаний». В качестве  экспертов приглашаются учащиеся старших классов, так же могут быть приглашены учителя и родители

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок  в 8-м классе   по главе I  
 «Человек. Духовный мир личности»

«Человек – кто он? Какой он?»

Цель – систематизация и контроль знаний учащихся по данной теме курса

задачи:
-  обобщить знания о духовном мире человека, способствовать формированиюцелостного представления о сложности внутреннего мира человека;
повторить основные понятия главы:  «личность», «деятельность», «человек», «мораль (нравственность)», «моральные нормы», «совесть», «жизнь», «нация», «национализм», «интернационализм», «патриотизм», «свобода», «ответственность», «культура» и другие;
- способствовать развитию позновательных умений ( поискк необходимой информации  в различных источниках, умение  презентовать  результат своей работы, умение оценивать устные ответы товарищей;
- развивать умения и  навыки работы в группе;
- создать условия психологического  клима та  в классе -  ощущение единства между группами

Форма проведения:
  деловая игра – состязани «Общественный смотр знаний». В качестве  экспертов приглашаются учащиеся старших классов, так же могут быть приглашены учителя и родители

литература:
- А.Ф.
Никитин  Обществознание 8 класс. М.Дрофа 2009
-Система Правового образования в школе и воспитание гражданина России. Составитель Н.И. Элиасберг, СПб., «Спец. Лит.»1999
- Н. И. Элиасберг. Обществознание. Социальная практика.  СПб,  Перспектива издательство «Союз» 2007
-  О самом главном Книга для чтения. СПб, «Спец.лит.1998

Подготовка:

  • для представления заданий и сводной таблицы результатов используется презентация POWERPNT.EXE.
  • формируются 4 команды;
  • даётся домашнее задание по сюжету: обнаружены признаки неземной цивилизации, с которой установлена связь. Вы входите в группу учёных, которым поручено подготовить послание человечества; его цель  - рассказать о земной цивилизации. Ваша тема  - «Человек. Его духовный мир».

ХОд урока:

  1. Вводное слово учителя. Учитель читает стихотворение Евгения Евтушенко, посвященное С. Преображенскому «Людей неинтересных в мире нет».
     Сообщается тема, цель и форма урока. Затем учитель знакомит  с правилами  проведения игры по этапам ( работа в командах, соревновательный характер, чёткие временные границы, оценивание  выполненных заданий экспертами по заранее разработанным критериям)   Представляет экспертов – учеников 9-го класса.
  2. основная часть урока :  состязание по этапам.
    ( с целью  экономии времени задания I и II этапа   могут быть выданы  одновременно)
    I этап: понятийная разминка.( приложение)
    Заслушивание ответов.
    Слово экспертов.
    II этап: Устный развёрнутый ответ. .( приложение)
    Заслушивание ответов  и  вопросы команд.
    Слово экспертов
    III этап: Тест. .( приложение)
    Слово экспертов
     
  3. IV этап. Соотнесите виды искусства и деятелей.(  Приложение, презентация POWERPNT.EXE)
    Слово экспертов
    V этап. Представление и защита  командами домашнего задания
    Слово экспертов.
  4. Заключительная часть урока.
    Заключительное  слово учителя, в котором он благодарит  всех за активное участие и продемонстрированный уровень знаний по теме. Для преодоления разобщённости  проводится игра  « Африканский дождь» Цель игры: создать условия ощущения единства между группами.
    Подведение  итога  состязания советом экспертов.
    Поздравление   команды победителей,  выставление оценок.

приложение.

I этап  Понятийная разминка.
Задание: дать определение следующим понятиям:

Синие:
Человек – это биосоциальное существо. С одной стороны , это наделённое разумом социальное( общественное существо, которое обладает способностями мыслить и говорить, решать  сложные проблемы, может полноценно развиваться в обществе себе подобных . С другой стороны является существом биологическим, частью живой природы.

Искусство – это в целом художественное творчество: литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр кино и т.д.

Поведение –  приспособление человека к сложившимися условиям, определяемое нормами, правилами. Т.Е. Деятельность человека , имеющая нравственный или безнравственный смысл.

Жёлтые:

Деятельность -  это способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя. (может быть   такое определение: Д. - форма человеческой активности, направленная на изменение окружающего мира.)

Добро – то, что помогает человеку, природе, жизни, идёт им на пользу

Культура тела – это стремление  и умение поддерживать своё тело в здоровом состоянии с помощью физических упражнений , избегать излишеств и вредных привычек

Красные

Культура (от латинского culture – возделывание воспитание) – представляет совокупность всего, созданного человеком в ходе его деятельности, а также и сам процесс создания. Культура включает в себя всё сверх природное,  весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.

Призвание – это склонность к тому или иному делу, профессии, предназначение.

Личность – это человек, наделённый рядом социально значимых свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными иметь духовные интересы, заниматься творчеством

Зелёные

Мораль – это сложившиеся в обществе представления о добре и зле , справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, нормах достойного поведения

Культурное наследие – всё, что создано народом за многовековую историю: песни и сказки, былины и предания, обычаи и традиции, творения мастеров, зодчих, художников, композиторов, все открытия , изобретения -  бесценное достояние культуры

Совесть -  внутренний контролёр поступков человека, его мыслей  и чувств

IIэтап Устный развёрнутый ответ

Синие

А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:

 - Что значит быть культурным человеком?

Б) Для этого подумай и поразмысли:

 - Кого можно считать культурным человеком?
- Охарактеризуй «человека культурного»

 - Дай характеристику путей приобщения к культурным ценностям

В) Сделай вывод

Зелёные

А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него: 

  - В  чём отличие человека от животных?

Б) Для этого подумай и поразмысли:

 - Какие биологические черты присущи человеку?

 - Почему человек социальное существо?

 - Охарактеризуй потребности человека.

 -Какую роль играют мышление и речь в жизни человека?

В) Сделай вывод.

Жёлтые

А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:

 - Почему свобода -  это ответственность?

Б) Для этого подумай и поразмысли:

 - Что такое свобода?
-  Почему свобода не может быть абсолютной?
- Что такое ответственность?
-  Как воспитать ответственность?

  В) Сделай вывод

Красные

А) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развёрнутый ответ на него:

 - Как соотносятся моральные нормы и поступки людей?

Б) Для этого подумай и поразмысли:

 - Что такое мораль( нравственность)
- Какую роль она играет в жизни человека и общества?

 - Охарактеризуйте поступки людей, обладающих  высокими моральными качествами
- Дайте характеристику поступков, которые Вы  считает безнравственными.
- Докажите, что придерживаться высокоморальных норм очень сложно.

В) Сделай вывод

III  этап. Тест

  1. Наука о морали, нравственности:
    А) эклектика;
    Б) эстетика;
    В) этика;
    Г) экзистенция
  2. Общепринятым является деление культуры на 
    А) духовную и экономическую;
    Б) Духовную и материальную;
    В) идеальную и материальную;
    Г) политическую и экономическую
  3. Какая из перечисленных потребностей человека является социальной?
    А) потребность пить, спать и дышать;
    Б) инстинкт самосохранения;
    В) определённая тепловая среда;
    Г) потребность общаться с себе подобными.
  4. Культура человека может быть:
    А) внешней;
    Б) внутренней;
    В) массовой;
    Г) верно всё вышеперечисленное.
  5. Неповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием:
    А)талант;
    Б) индивидуальность;
    В) личность;
    Г) нравственность.
  6. Какой из вопросов нельзя отнести к категории вечных?
    А) Кто Я?
    Б) Зачем Я?
    В) Откуда Я?
    Г) Что будет после меня?
  7. Найдите  и выпишите из  приведённого ниже списка признаки нации :
    А) кровно-родственное объединение людей;
    Б) тип социальной организации первобытного общества;
    В) единство территории и исторических корней;
    Г) этническое самосознание;
    Д) единство экономической жизни
  8.  Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к необходимым условиям формирования личности
    Выпишите понятие, выпадающего из этого ряда.
    А) Наследственность;
    Б) общественная среда;
    В) место рождения;
    Г) самовоспитание.
  9. Слово «культура» пришло в русский язык из:
    А) французского языка;
    Б) древнегреческого языка;
    В) латинского языка;
    Г) английского языка
  10. Верны ли следующие суждения об этносе?
    А. Отличительным признаком этноса является язык.
    Б. Отличительным признаком этноса является определённая территория.
    1) верно только А
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны.

Ключ  к тесту

1-В;  2 -Б;  3 -Г;  4 –Г;  5 –Б;  6 –В;  7 –В),Г),Д);  8 – В;  9 – В;  10 – 3)

IV этап. Соотнесите виды искусства и деятелей, портреты, которых представлены на экране:

Музыка –

Театр и кино –

Танец –

Литература –

Живопись, Графика, Скульптура –

Vэтап. Представление домашнего задания

Памятка для оценки устного ответа на уроках истории и обществознания
( раздаётся членам жюри)

  1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
  2. Обрати внимание:  по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник
  3. Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты, географические названия, имена и фамилии участников событий.
  4. Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника. Сделан ли вывод в конце выступления?
  5. Попробуй оценить ответ:
  • Оценка «пять» - материал изложен полно, дополнения не требуется. Речь грамотная
  • Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные  неточности, самостоятельно исправленные. Речь хорошая.
  • Оценка «тир» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная.
  • Оценка «два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено

Заключительный         этап.   Игра «Африканский дождь»

Цель игры: создать условия ощущения единства между группами.

Сюжет: известно, что в засушливых местах Африки дожди редки, и когда они идут, это воспринимается как чудо, подарок природы. Вот и участникам игры, воссоздавая звуки дождя, предлагается почувствовать радость от воспроизведенного чуда природы.

Описание хода игры: учащиеся каждой группы образуют круг. В центре кругов встают ведущие, разъясняющие порядок действия участников игры. Общая задача во всех трех кругах — воспроизвести как можно синхроннее звуки начинающегося, усиливающегося, а затем постепенно прекращающегося дождя. Для этого в каждом круге ведущие, одновременно начав двигаться по кругу и подходя к каждому участнику игры, показывают движения, которые играющие должны повторять до тех пор, пока ведущий не вернется к тому, с кого он начал, и не сменит движение на другое, опять двигаясь от участника к участнику по всему кругу.

Показываются следующие движения:
- первые капли — щелчок двумя пальцами обеих рук, поднятых над головой;

 - дождь усиливается — удары (негромкие) тремя пальцами правой руки по ладони левой (руки над головой);

 - шелест дождя — руки над головой, ладонь трется о ладонь;

 - удары струй дождя — руки над головой, громкие хлопки;

 - мощные дождевые потоки — хлопки над головой и топанье ногами.

 Затем постепенно дождь идет на убыль и стихает: все движения повторяются в обратном порядке до щелчков пальцами, после чего участники медленно опускают руки и наступает тишина — дождь закончился.

Если тишина наступит одновременно во всех группах — игра удалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек и экономика" Повторительно-обобщающий урок Обществознание 7 класс

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 7 классе. Тема «Человек и экономика»Автор: Аникина Татьяна Александровна учитель истории и обществознанияМКОУ-СОШ с. Крутояр....

Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой

КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...

повторительно-обобщающий урок в 10 классе по обществознанию по теме "Человек и общество" в форме "Своя игра"

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ урок по учебнику Боголюбова  после 1 и 2 глав "Общество" и "Человек", класс делится на группы, которые поочерёдно выбирают рубрику и вопрос. При правильном ответе баллы д...

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе "Общество и человек"

Представленный материал позволяет обобщить и систематизировать знания по разделу "Общество и человек" (УМК Л.Н.Боголюбова, профильный уровень)...

Задания ЕГЭ по обществознанию для 11 класса по темам "Общество", "Человек", "Духовная культура".

Задания №25, №27,№28   для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....

Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».

Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...

Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».

Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...