Обществознание. Программа для разновозрастных групп 7-9 классов
материал (обществознание ) по теме
Программа по обществознанию предназначена для учащихся разновозрастных групп. Проводится в рамках городского эксперимента «Организационно-педагогические условия осуществления разновозрастного обучения подростков в общеобразовательной школе», рассчитана на 85 часов и соответствует обязательному минимуму содержания основного (неполного) общего образования.Программа по обществознанию 7-9 классов является авторской (модифицированной), составленной на основе государственных программ «Обществознание», 8-9 классы (А.И.Кравченко), « Введение в обществознание», 8-9 классы (Л. Н.Боголюбов), «Основы обществознания», 9 класс (А.Ф.Никитин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._obshch.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
программа
для разновозрастных групп 7-9 классов
в рамках городского эксперимента «Организационно-педагогические условия осуществления разновозрастного обучения подростков общеобразовательной школы»
Составлена на основе программы Введение в обществознание. 8-9 классы (Л.Н.Боголюбов) сб. Программы общеобразовательных учреждений. История, Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2010 .
2. Обществознание.8-9 классы (А.И.Кравченко) - М.: ТИД «Русское слово» РС, 2007.
Разработала учитель истории и обществознания
Неверова В.В.
Братск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию предназначена для учащихся разновозрастных групп. Проводится в рамках городского эксперимента «Организационно-педагогические условия осуществления разновозрастного обучения подростков в общеобразовательной школе», рассчитана на 85 часов и соответствует обязательному минимуму содержания основного (неполного) общего образования.
Программа по обществознанию 7-9 классов является авторской (модифицированной), составленной на основе государственных программ «Обществознание», 8-9 классы (А.И.Кравченко), « Введение в обществознание», 8-9 классы (Л. Н.Боголюбов), «Основы обществознания», 9 класс (А.Ф.Никитин)
Цель программы
Содействовать становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие общественные проблемы; формировать умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.
Задачи программы:
- Формировать у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;
- Развивать умения получать необходимую информацию из разнообразных источников
- Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, социальную ответственность, толерантность;
В программу внесены следующие коррективы:
- изменена компоновка содержания, т.е. использован нетрадиционный принцип отбора структурирования материала;
- учебный материал объединен в крупные тематические блоки на основе теоретической проблемы.
Необходимость изменения вызвана особенностями организации учебного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя Общеобразовательная школа №13». Обучение в течение двух лет осуществляется в группах разновозрастного состава. В первый год обучения обществоведческий материал рассматривается с позиции личности, второй год – общества и государства. Третий год повторяет и углубляет изученный материал.
Для того, чтобы учащиеся могли органично вписаться в работу, нужно ежегодно проходить системный, логически завершенный курс обществознания (7-9 классы) для этого материал разделен на логически законченные блоки.
Данная программа предназначена для преподавания в режиме погружения. В связи с этим программа имеет ряд особенностей по структуре размещения материала.
I год – 17 часов
II год - 34 часа
III год – 34 часа
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей
обществоведческого образования на различных ступенях, логикой внутрипредметных
связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программы представляет возможность, помимо формирования общеучебных умений на основе обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки:Анализ и сопоставление фактов;
- Анализ документов;
- Поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
- Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими;
- Выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
- Умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения уроков: сочетание теоретических знаний с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы, коллективный способ обучения. Проведение ролевых, деловых игр, работа с источниками, «мозговые штурмы», семинары, «круглые столы», создание и защита проектов, что позволяют обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего обществоведческого обучения, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков.
Компетентностный подход к изучению обществознания предполагает формирование следующих компетенций, которые соответствуют требованиям, предъявляемым выпускнику основной общеобразовательной школы, формирование которых будет проходить через разнообразные виды работ:
- учебно-познавательная компетенция (способность адекватно понимать общественно-научные термины; самостоятельно получать информацию; использовать ресурсы Интернета) через исследовательские работы, различные информативные источники
- коммуникативная компетенция (готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимоотношения с людьми) через парную и групповую работу, коллективный способ обучения, исследования.
- информационную компетенцию (способность самостоятельно искать, анализировать и применять необходимую информацию) через работу с различными информативными источниками, подготовке проектов.
- социально-трудовая компетенция (опыт самосознания, осмысление своего места в жизни, выбор целевых и ценностных установок своих действий) через ролевые и деловые игры, учебные ситуации, действия в которых формирует опыт решения проблем.
- компетенцию в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем) через ролевые и деловые игры
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества) через решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры.
- в сфере отношений многонациональном и многоконфессиональном обществе проявлять толерантность. Конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий, через исследования, проектные работы.
Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.
Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика. собственника, потребителя, гражданина, учащегося).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Устный опрос, решение проблемных заданий, тестирование, проверочные задания, зачеты, экзамен. Творческие работы: рефераты, сообщения, доклады, проекты, исследования.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы разновозрастного обучения возможно успешное усвоение учащимися предмета в рамках государственного стандарта рекомендованного Департаментом общего среднего образования Российской Федерации без ущерба физического, умственного и психического развития. Программа позволит обеспечить возможность создания условий для индивидуального темпа развития каждого ученика, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера>
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональное.
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие «личные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носите-1 (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и ежедневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание программы
Тема № погружения | ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Нравственные проблемы | 3 | 6 | - |
2. Человек в обществе | 6 | 9 | -
|
3. Власть и политическое устройство | - | 11 | 9 |
4. Человек в экономике | 5 | 6 | 9 |
5. Проблемы цивилизации | - | 2 | - |
6. Человек и право | - | - | 15 |
7. Человек и здоровье | 3 | - | - |
ИТОГО: | 17 | 34 | 34 |
ВСЕГО ЗА ТРИ ГОДА ОБУЧЕНИЯ | 68 часов |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | Практические задания для зачета | |
1 2 3 | Нравственные проблем Что такое общество: Человек: потребности и способности Мораль: особенности и ценности. | 3\1 | Проверочные работы: Человек и окружающий мир. Личность и моральная ответственность | |
4 5 6 7 8 | Человек в обществе Семья Межличностные отношения Конфликты Культура общения Гражданин-человек свободный и ответственный | 5 \1 | Просмотр видео фильма по теме: Ранняя беременность и последствия. Психологическое тестирование по теме: Социальная адаптация ученика в коллективе. Тестирование по теме: Права человека и гражданина.
| |
9 10 11 | Человек в экономике Что такое экономика Роль государства в экономике Бюджет государства | 3\1 | Тестирование по теме: Бюджет, налоги, государство. Подготовка проекта по теме: Экономические ресурсы. Решение проблем, выполнение практикумов. Презентация проекта по теме: Бюджет семьи. | |
12 13 | Человек и здоровье Чума ХХ века | 2\1 | Исследование по теме: Влияние курения на жизнь человека. Эссе по теме: Мое отношение к алкоголю. Просмотр видеофильма по теме: Наркомания-чума ХХ века. Эссе по теме: Мое отношение к наркотикам. | |
Количество часов по темам: 13 | 4 | Всего часов: 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | Практические задания для зачета | |
1 2 3 4 5 | Нравственные проблемы Личность и моральная ответственность Формы культуры Образование и наука Религия Нации и межнациональные отношения. | 5\1 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Нравственные проблемы. Проверочная работа по теме: Личность и мораль. Создание мини-проекта: Права и обязанности учащихся. Тестирование по теме: Религия: ее понятие, функции и исторические формы, нации и межнациональные отношения. Решение проблем, выполнение практикумов. | |
6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Власть и политическое устройство Власть Правовое государство Национально-государственное устройство Формы правления Политические режимы Голосование, выборы, референдум Политические партии Конституция России Армия России | 9\2 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Власть и политическое устройство. Де Делова игра по теме: Демократические выборы в России, тесты по темам: Правовое государство, система управления государством, конституционные основы судебной системы. Решение проблем, выполнение практикумов. Эссе по теме: Мое отношение к армии. | |
15 16 17 18 19 20 21 22 | Человек в обществе Право Правовые основы брака и семьи Право, семья, ребенок Политические свободы Право и имущественные права Труд и право Социальные права человека Преступление и ответственность | 8\1 | Те Де Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек в обществе. Ролевая игра по теме: Право и обязанности работника, работодателя. Тесты по темам: Административное, трудовое и уголовное право, семейное и международное право. Проверочная работа по теме: Политические права и свободы, свобода совести. Решение проблем, выполнение практикумов. | |
23 24 25 26 27 | Человек в экономике Товар и деньги Спрос и предложение Рынок, цена, конкуренция Предпринимательство Труд | 5\1 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек в экономике. Ролевая игра на тему: Права, обязанности потребителя и производителя. Мини-проект по теме: Составление трудового договора. Решение проблем, выполнение практикумов | |
28 29 | Проблемы цивилизации Общество и природа Экологический кризис: можно ли его преодолеть? | 2 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Проблемы цивилизации. Подготовка и презентация проекта по теме: экологические проблемы Братска. Тестирование по теме: Глобальные проблемы современности. | |
Количество часов по темам: 29 | 5 | Всего часов: 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ урока | Название разделов и тем | Количество часов | Практические задания для зачета | |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Человек и экономика Роль экономики в жизни человека Типы экономических систем Рыночная экономическая система Собственность и ее формы Предпринимательство Виды предприятий Деньги Налоги и ответственность | 8\1 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек и экономика. Выполнение рефератов: Подростки и деньги; Эссе по темам: Достоинства и недостатки рыночной системы ;Мое отношение к частной собственности; Урок-дискуссия на тему: Почему люди не любят платить налоги? | |
9 10 11 12 13 14 15 16 | Человек. Политика. Власть. Власть в обществе Что такое политика? Формы правления Политические режимы: демократия Авторитаризм, тоталитаризм Политические партии Выборы Политическая культура человека | 8\ 2 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек. Политика. Власть. Выполнение рефератов и сообщений по темам: Вступление в партию: «за» и «против»; Эссе на тему: Моя гражданская позиция. Викторина на тему: Процедура выборов. Урок-дискуссия на тему: Что нужно сделать, чтобы политики были нравственными?
| |
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 | Человек и право Гражданское право Право собственности Уговор дороже денег Жилище и закон Права потребителя Трудовое право Семейное административное право Административное право Уголовное право Ответственность по уголовному праву Уголовная ответственность несовершеннолетних Правоохранительные органы Правовая культура человека | 13\2 | Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек и право. Выполнение рефератов по темам: Политическая культура человека; Дискуссия на тему: Проблемы восстребованности молодых специалистов; преступление и наказание. Эссе на тему: Мое отношение к браку: «за» и «против»; Как не стать преступником. | |
Количество часов по темам: 29 | 5 | Всего часов: 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Нравственные проблем (3 часа) Личность, свобода, ответственность. Естествознание и обществознание. Отрасли обществознания. Человек и природа. Человек, индивид, его потребности и способности. Потребности человека. Труд. Способности человека. Личность: познай самого себя. Свобода. Ответственность. Смысл жизни. Свобода и ответственность; правила поведения. Обычай, мораль, право. Мораль: ценности, нормы, принципы, ответственность. Ценности. Особенности морали. Общечеловеческая мораль.
Практическая часть: проверочная работа по теме: Человек и окружающий мир. Проверочная работа по теме: Личность и моральная ответственность.
Человек в обществе (6 часов). Ответственность: семья (социальные роли). Любовь как высшее проявление духовности. Любовь - основа счастливого брака. Планирование семьи. Типичные ошибки при планировании семьи. Проблема ранних браков. Незапланированная внебрачная беременность. Мамы - школьницы. Оптимальный возраст для создания семьи. Создание семьи. Ответственность людей, создающих семью. Причины и последствия развода. Планирование бюджета семьи. Участие государства в регулировании семейно-брачных отношениях. Личность среди сверстников. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Масштабы конфликтов. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Этикет и его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Решение вопросов: кем быть? Каким быть? Зачем человеку права? Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражданин - человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина. Исторический путь утверждения прав человека. Понятие нормы права. Отрасли права. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека
Практическая часть: Просмотр видео фильма по теме: Ранняя беременность и последствия. Психологическое тестирование по теме: Социальная адаптация ученика в коллективе. Тестирование по теме: Права человека и гражданина.
Человек в экономике (5 часов) Экономический базис общества. Экономические ресурсы. Спрос и предложение. Зависимость между спросом и предложением. Роль государства в экономике. Экономические системы (традиционная, командная, рыночная) Уплата налогов. Виды налогов. Условия возникновения моральной ответственности налогоплательщиков. Понятие налогов. Способы воздействия государства на налогоплательщиков. Цели собирания налогов в демократическом обществе. Налоговый кодекс Российской Федерации. Подоходный налог. Налог на имущество физических лиц. Налоговая декларация. Юридическая ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Государство - собственник. Бюджет государства. Источники доходов государства. Расходная часть бюджета. Бюджетный дефицит. Причины роста цен (инфляции)
Практическая часть: тестирование по теме: Бюджет, налоги, государство. Подготовка проекта по теме: Экономические ресурсы. Решение проблем, выполнение практикумов. Подготовка и презентация проекта по теме: Бюджет семьи.
Человек и здоровье (3 часа) Что мешает укреплению здоровья. Курение и пьянство. Проблема легкомысленного отношения к извечным порокам человечества. Подражание взрослым. Вред никотина. Курение - удар по жизненным органам и системам человека. Удар по здоровью окружающих. Снижение престижа курения в мире. Алкоголь - коварнейший враг человека и общества. Алкоголь и здоровье личности (нравственное и физическое). Общественный вред потребления алкоголя. Алкоголизм. Рост престижа здорового образа жизни.
Наркомания. Сущность наркомании как тяжелейшего заболевания. Вероятность преодоления наркозависимости. Стадии протекания наркомании. Наркозависимость. Вовлечение несовершеннолетних в распространение наркотиков. Ответственность за участие в наркобизнесе. Наркомания и СПИД. СПИД - Чума XXI века. Распространение смертельной угрозы человечеству. Сущность трагедии
заражения СПИДом. Причины заболеваний СПИДом. Безответственность людей как причина заражения вирусом СПИДа. Отношение общества к инфицированным. Предупреждение заболеваний.
Практическая часть: исследование по теме: Влияние курения на жизнь человека. Просмотр видеофильма по теме: Наркомания-чума ХХ века. Эссе по теме: Мое отношение к алкоголю. Мое отношение к наркотикам.
Второй год обучения
Нравственные проблемы (6 часов). Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Моральный выбор, моральный контроль. Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть -внутренний самоконтроль человека. Нравственные основы любви, брака, семьи. Любовь и мораль. Брак, семья, мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье. Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Человек и культура. Культура в формировании личности. Формы культуры. Образование и его роль в обществе. Значение образования. Стандарт и программа. Права и обязанности учащихся. Роль науки в жизни общества. Религия и ее роль в обществе. Смысл и формы религии. Мировые религии. Функции религии. Светская культура. Религия и атеизм. Перемены в религии. Искусство и его роль в обществе. Особенности искусства. Функции искусства. Виды искусства. Нации и межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Причины и конфликтов и современные проявления.
Практическая часть: Контрольное и тематическое тестирование по теме: Нравственные проблемы. Проверочная работа по теме: Личность и мораль. Создание мини-проекта: Права и обязанности учащихся. Тестирование по теме: Религия: ее понятие, функции и исторические формы, нации и межнациональные отношения. Решение проблем, выполнение практикумов.
Власть и политическое устройство (11 часов). Власть и порядок в обществе. Гражданин, власть, демократия. Власть в животном сообществе. Власть в человеческом обществе. Личная власть человека. Должностная власть. Высшая государственная власть. Черты авторитарной власти. Черты демократической власти. Сущность демократии. Прямая демократия. Представительная демократия. Правовое государство. Незащищенность человека в обществе бесправия. Преимущества жизни под защитой закона. Правовой закон как основное средство защиты человека. Понятие правового государства. Признаки правового государства. Преимущества правового государства. Гарантии равноправия граждан. Надзор за соблюдением закона. Демократические выборы. Подчиненность власти в демократическом обществе народу. Демократические выборы - способ влияния на власть. Периодичность, представительность, окончательность выборов. Состязательность претендентов на власть. Мотивы участия избирателей в выборах. Опасность наступления политической апатии. Политические партии: определение и признаки. Одно и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки Роль политических партий в обществе. Политические режимы: сущность и классификация. Авторитаризм, диктатура, парламентский режим. Президент — глава государства. Понятие главы государства. Ветви власти в государстве и власть президента. Главные задачи Президента РФ. Выборы Президента РФ. Присяга Президента РФ. Отстранение президента от должности. Парламент. Историческая традиция коллективного управления государством. Федеральное Собрание - парламент РФ. Законодательные и представительные функции парламента. Нормы представительства. Избирательный округ. Палаты Федерального Собрания. Правительство. Цели создания правительства страны. Правительство-орган исполнительной власти. Судебная власть. Назначение судебной власти в государстве. Понятие правосудия. Сущность и цели судебного разрешения конфликта с правом. Судебное разбирательство уголовного дела. Цели обеспечения независимости судей. Конституция Российской Федерации. Конституция — договор между гражданами. Идея общественного договора. Конституция - юридическое оформление общественного договора. Высшая юридическая сила Конституции. Гражданин под защитой Конституции. Закрепление равенства граждан перед законом. Конституционные гарантии равноправия граждан. Суверенитет РФ. Централизованное и национальное государство. Одно и многонациональное государство. Стремление наций к суверенитету. Закрепление суверенитета в Конституции. Российское федеративное государство. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Российская Федерация. Основные права субъектов Российской Федерации. Система государственных органов РФ. Служба в армии. Назначение Вооруженных Сил страны. Конституция России об обязанности гражданина защищать Отечество. Сущность воинской обязанности. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Причины нарушения закона в современных условиях и последствия уклонения от службы. Цели военной реформы. Понятие профессиональной армии. Понятие альтернативной службы.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Власть и политическое устройство. Деловая игра по теме: Демократические выборы в России, тесты по темам: Правовое государство, система управления государством, конституционные основы судебной системы. Решение проблем, выполнение практикумов. Выступление представителя военкомата. Эссе по теме: Мое отношение к армии.
Человек в обществе (9 часов) Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений Предпринимательская деятельность, предпринимательская этика. Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Понятие брака и условия вступления в брак. Права супругов. Права и обязанности детей и родителей. Конвенция о правах ребенка. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина. Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод. Сделки. Субъекты гражданского права. Собственность и ее защита. Формы собственности. Приватизация. Обязательство. Договор. Наследственное право. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор, порядок его заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная и материальная ответственность. Охрана труда. Социальное страхование. Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика. Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Человеческое достоинство. Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести. Уголовное право. Основные понятия уголовного права. Состав преступления. Категории преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек в обществе. Деловая игра по теме: Право и обязанности работника, работодателя. Тесты по темам: Административное, трудовое и уголовное право, семейное и международное право. Проверочная работа по теме: Политические права и свободы, свобода совести. Решение проблем, выполнение практикумов.
Человек в экономике (.6 часов) Собственность. Формы права собственности. Собственность в экономическом смысле. Право собственности. Частная собственность. Право собственности граждан. Деньги. Товар и деньги. Права потребителя. Публичный договор. Участники публичного договора. Государственные стандарты. Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя. Экономика: производство и потребление. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Способ выбора. Цена производства и цена товара. Прибыль и издержки производства. Повышение эффективности. Цена товара. Конкуренция. Производитель - предприниматель. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Труд и его роль в экономике. Функции труда. Труд и капитал. Трудовое законодательство России. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Социальное страхование. Права профсоюзов. Коллективный договор. Право на забастовку. Разрешение индивидуальных трудовых споров.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек в экономике. Ролевая игра на тему: Права, обязанности потребителя и производителя. Мини- проект по теме: Составление трудового договора. Решение проблем, выполнение практикумов
Проблемы цивилизации (2 часа). Защита природы. Понятие экологии. Экологические проблемы. Природа и хозяйственная деятельность человека. Российская Конституция об обязанности гражданина сохранять природу. Экологические движения. «Зеленые». «Гринпис». Экологические преступления. Понятие браконьерства. Моральная и юридическая ответственность за экологические преступления. Школьники и решение экологических проблем.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Проблемы цивилизации. Подготовка и презентация проекта по теме: экологические проблемы Братска. Тестирование по теме: Глобальные проблемы современности.
Третий год обучения
.
Человек в экономике (9 часов)
Что означает слово «экономика». Макроэкономика и микроэкономика. Производство материальное и нематериальное. Совокупный общественный продукт. Распределение, обмен, потребление. Цели экономики. Рыночная и нерыночная экономика. Экономика и потребности. Факторы производства.
Человек — важнейшее звено экономики. Ограниченность производственных ресурсов. Безработица. Нехватка рабочих рук. Возрастание затрат интеллектуальной энергии в современном обществе. Ресурсы и экономические проблемы государства. Что такое политическая экономия.
Понятие собственности. Право собственности. Правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение. Кому принадлежит собственность (частная, государственная, муниципальная). Собственность движимая и недвижимая, материальная и интеллектуальная. Собственность и социальные конфликты.
Что такое деньги. Функции денег: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения. Бартер. Части денежной массы.
Понятие рыночной экономики. Рынок. Предшественница рыночной экономики в России — командно-распределительная экономика. Особенности рыночной экономики. Конкуренция. Государство; и рыночная экономика.
Что такое спрос и предложение. «Крест Маршалла». Как на практике устанавливаются цены. Прибыль. Виды цен.
Что такое предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Что нужно знать предпринимателю. С чего начинать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.
Какие бывают предприятия. Что такое юридическое лицо. Коммерческие предприятия. Акционерные общества. Акции безымянные и именные. Дивиденды. Некоммерческие организации.
Что такое налоги. Их роль в жизни общества и государства. Налогоплательщики. Права и льготы налогоплательщиков;. Налоговые органы. Ответственность от уплаты налогов.
Что такое государство.
Потребитель, продавец, изготовитель. Права потребителей: па просвещение в области защиты их прав, информацию о товарах, замену негодного товара на хороший, безопасность и т. д.
Труд с точки зрения экономики. Трудовая деятельность. Трудовая этика. Труд и безработица. Трудоустройство.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек и экономика. Выполнение рефератов по темам: Подростки и деньги;
Эссе по темам: Достоинства и недостатки рыночной системы; Мое отношение к частной собственности; Урок-дискуссия на тему: Почему люди не любят платить налоги?
Власть и политическое устройство (9 часов)
Понятие «политика». Происхождение политики. Власть — ключевой вопрос политики. Политическая власть, ее назначение. Функции политики.
Что такое государство. Понятие «государство» в истории научной мысли и в современной политологии. Теории происхождения государства. Признаки государства. Суверенитет. Государственный суверенитет. Суверенитет народа.
Формы правления государства. Монархия. Абсолютизм и самодержавие. Конституционная монархия. Республика. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанный тип республики.
Государственное и национально-государственное устройство. Формы государственного устройства: федерация, унитарное государство. Конфедерация — объединение полностью независимых государств. Россия — федеративное государство. Субъекты Российской Федерации, их виды. Опасность сепаратизма.
Политические режимы. Что такое демократия. Признаки демократии. Сильные и слабые стороны демократического режима. Либерализм. Либеральная демократия. Тоталитарный и авторитарный режимы. Понятия тоталитаризма и авторитаризма.
Роль выборов в демократическом государстве. Избирательное право. Принципы демократического избирательного права. Нарушения избирательного права. Избирательные системы. Избирательные комиссии. Референдум.
Партии и движения. Что такое общественно-политическое движение. Понятие политической партии. Генезис политических партий: аристократические группировки — политические клубы — партии современного типа. Политические партии в России. Классификация политических партий.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек. Политика. Власть. Выполнение рефератов и сообщений по темам: Вступление в партию: «за» и «против»; Эссе на тему: Моя гражданская позиция. Викторина на тему: Процедура выборов. Урок-дискуссия на тему: Что нужно сделать, чтобы политики были нравственными?
Человек и право (15 часов)
Право и закон. Что такое право. Правовая норма. Правоотношения. Формы права. Закон и законодательство. Кодексы. Подзаконные акты. Региональные законодательные акты.
Отрасли права. Материальные отрасли права. Процессуальные отрасли права.
Основы конституционного строя России. Понятие «конституционный строй». Демократическое государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Суверенитет народа. Свобода экономической жизни. Равенство всех форм собственности. Идеологическое многообразие и политический плюрализм. Социальное
государство. Светский характер государства. Прямое действие положений Конституции РФ.
Правовое государство. Происхождение термина «правовое государство». Приоритет права над государством. Может ли государство быть справедливым. Верховенство права. Равенство людей перед законом. Разделение властей. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Развитая судебная система.
Законодательная власть. Российский парламент — Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации). Состав палат Федерального Собрания. Как осуществляется законодательная власть в России. Порядок принятия законов.
Исполнительная власть. Исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Федеральная исполнительная власть. Правительство РФ, объем его полномочий.
Судебная власть. Как устроена судебная власть. Особенности судебной власти. Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения. Верховный Суд РФ. Арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ. Каким должен быть судья. Обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Местное самоуправление, его признаки. Правовые основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Участие граждан в местном самоуправлении.
Права человека. Идея прав человека в прошлом и настоящем. Конституция РФ о правах человека. Пределы и ограничения прав и свобод. Обязанности гражданина.
Права ребенка. Правовой статус ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав ребенка национальным законодательством. Органы опеки и попечительства.
Защита прав человека. Почему нарушаются права человека. Конституционные гарантии. Право граждан на судебную защиту. Что главное в правосудии. Право на жалобу. Иные способы защиты прав человека.
Семья и право. Что такое семья. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Правовые основы семейной жизни.
Трудовое право. Кодекс законов о труде РФ. Вопросы трудоустройства. Трудовой договор. Права наемного работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Трудовые права несовершеннолетних.
Административное право. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных правонарушений. Административные наказания.
Преступление и наказание. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Что такое преступление. Виды преступлений. Уголовные наказания. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Адвокатура и адвокаты. Прокуратура и прокуроры. Милиция. Федеральная служба безопасности. Нотариат и нотариусы.
Практическая часть: Текущее и контрольное тестирование по теме: Человек и право. Выполнение рефератов по темам: Политическая культура человека; Дискуссия на тему: Проблемы восстребованности молодых специалистов; преступление и наказание. Эссе на тему: Мое отношение к браку: «за» и «против»; Как не стать преступником.
Основная литература для учителя
- Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл. /Л.Н.Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 1997.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 кл. \ Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2005.
- Обществознание: Учебник для 8 класса \ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.-М.: ТИД «Русское слово» - РС, 2003.
- Обществознание: Учебник для 9 класса \ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.-М.: ТИД «Русское слово» - РС, 2004.
- Обществознание: Поурочные планы для 9 класса \ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.- М.:Учитель, 2005.
7. Основы обществознания: Учебник для 9 класса \ А.Ф.Никитин - М.: Дрофа,
2001.
Дополнительная литература для учителя
- Контрольные и проверочные работы по обществознанию для 8 кл.\ С.Н.Дыдко.- М.: Экзамен, 2004.
- Контрольные и проверочные работы по обществознанию для 9 кл.\ С.Н.Дыдко.- М.: Экзамен, 2007.
- Тесты по обществознанию: Учебное пособие \ С.А.Нижников, М.: Экзамен, 2005.
- Рабочая тетрадь для 8 класса по курсу «Введение в обществознание» \ Е.И.Жильцова и др. - М.: Просвещение, 2004.
- Рабочая тетрадь для 9 класса по курсу «Введение в обществознание» \ Е.И.Жильцова и др. - М.: Просвещение, 2004.
- Введение в религиоведение. А.А.Радугин-М., 1997 .
- Введение в социологию. А.И.Кравченко – М., 2995 .
- Социология конфликта. А.Г.Здравомыслов – М., 1995.
- Экономика: 9 класс. И.В. Липсиц – Кн. 1 . – М. 1996.
- Конституция Российской Федерации
Основная литература для учащихся
- Обществознание: Учебник для 8 класса.\ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.-М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2003.
- Обществознание: Учебник для 9 класса.\ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.-М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2004.
- Основы обществознание: Учебник для 9 класса \ А.Ф.Никитин.-М.: Дрофа, 2001.
4. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 кл.- Братск, 2010.
5. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 кл. – Братск, 2010.
Дополнительная литература для учащихся
- Экономика: 9 класс. И.В. Липсиц – Кн. 1 . – М. 1996.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 1997.
- Энциклопедия «Хроника человечества». М., 1997.
- Устав МОУ «СОШ № 13»
- Конституция Российской Федерации
- Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл. /Л.Н.Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
Наша школа принимает участие в реализации инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...
Образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов
В данной работе представлена образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов на 3 года....
Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории
Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории включает основная, базовую часть курса, которая остается неприкосновенной. Программа предусматривает реализацию станд...
Сценарий музыкальной программы на английском языке для разновозрастной группы детей 4-11 класса "Рождественская мозаика"
Сценарий расчитан на разновозрастную группу детей 4-11 класса. Используя данный сценарий можно возможно продуктивно организовать подготовительную работу и сам праздник "Рождество". Сценарий осно...
Обучение рисованию с натуры в разновозрастных группах 5-6 классов.
Программа по изобразительному искусству предполагает, что в результате обучения ученик 5-6 класса должен уметь (в числе прочего) видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться пр...
Практикум по решению задач повышенного уровня сложности. Для разновозрастных групп 7-9 класс
Учебное пособие по математике для учащихся разновозрастных учебных групп предпрофильной подготовки 7-9 классов предназначено для изучения математики в режиме погружения в предмет с использованием техн...
Практикум по решению задач повышенной сложности. Для разновозрастных групп 7-9 класс
Учебное пособие по математике для учащихся разновозрастных учебных групп предпрофильной подготовки 7-9 классов предназначено для изучения математики в режиме погружения в предмет с использованием техн...