Методическое пособие по обучению чтению на немецком как втором иностранном языке в разновозрастных группах 5-6 классах
методическая разработка по немецкому языку (5, 6 класс)
Предмету «Второй иностранный язык» принадлежит особое место в системе среднего общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Так же, как и учебный предмет «Иностранный язык», второй иностранный язык направлен на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию многоязычия и диалога культур. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования.
Владение двумя иностранными языками расширяет возможности образования и самообразования, поскольку даёт доступ к ещё одному пласту достижений национальной культуры и науки. Кроме того, владение вторым иностранным языком является неотъемлемой частью многих профессий, связанных со взаимодействием с другими культурами: специалисты по мировой экономике и международному праву, журналисты, культурологи, историки и представители других гуманитарных профессий. Следовательно, второй иностранный язык является универсальным предметом, который выражают желание изучать современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы.
Одной из важных особенностей изучения второго иностранного языка является опора на сформированные в процессе изучения первого иностранного языка коммуникативные умения и сопоставление осваиваемых языковых явлений с первым иностранным и русским языками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_obucheniyu_chteniyu.docx | 692.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» | ||
Методическое пособие по обучению чтению
на немецком как втором иностранном языке
в разновозрастных группах 5-6 классах
\
Составитель: Петрова Т. А.
учитель немецкого языка
МАОУ «Экспериментальный
лицей им. Батербиева М.М.
г. Усть-Илимск, 2021 г.
Пояснительная записка
Предмету «Второй иностранный язык» принадлежит особое место в системе среднего общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Так же, как и учебный предмет «Иностранный язык», второй иностранный язык направлен на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию многоязычия и диалога культур. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования.
Владение двумя иностранными языками расширяет возможности образования и самообразования, поскольку даёт доступ к ещё одному пласту достижений национальной культуры и науки. Кроме того, владение вторым иностранным языком является неотъемлемой частью многих профессий, связанных со взаимодействием с другими культурами: специалисты по мировой экономике и международному праву, журналисты, культурологи, историки и представители других гуманитарных профессий. Следовательно, второй иностранный язык является универсальным предметом, который выражают желание изучать современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы.
Одной из важных особенностей изучения второго иностранного языка является опора на сформированные в процессе изучения первого иностранного языка коммуникативные умения и сопоставление осваиваемых языковых явлений с первым иностранным и русским языками.
Упражнение 1. Прослушайте и прочитайте. Напишите каждую букву в тетради в начале каждой строчки.
A a; E e; I i; Oo; U u; N n
Anna, Inna, Nina.
- Познакомьтесь с новыми буквами. Учитесь читать и писать.
D d – Ada, Ida, Udo
T t – Tata, Otto, Uta
R r – Rita, Rudi, Renate
M m – Mutti, Mutter, Oma
B b – Bruder, Abend, bitte
G g – Gabi, Tag, Morgen
Guten Morgen! Guten Tag! Guten Abend!
---------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 2. Познакомьтесь с новыми буквами. Учитесь читать и писать.
K k – Kurt, Monika, Kind, Kinder
H h –Hanna, Hand, Hund, Hotel, Humor, Hobby
L l – alt, leben, lernen. Hallo!
S s – читается звонко перед гласными: Sonne, sind, lesen
- читается глухо перед согласными и в конце слов: das, ist, Hans
Das ist Hans. Das sind Hanna und Kurt. Hanna und Kurt lesen und lernen.
ß – [ss] groß
ei – [ai] eins, eine, ein, nein, keine, kein
Das ist Heidi.
Das sind Heike und Heini.
Прочитайте, обратите внимание на интонацию.
- Das ist Hans. Hans ist groß.
- Ist das Hanna? – Das ist Hanna.
- Sind das Kati und Kurt? – Nein, das sind Heini und Heike.
ie - [i:] sieben – 7, sie – она, они
C c – ch: 1. После а, о, u читается твердо: acht, Nacht, noch
- После остальных гласных читается мягко: ich
Ich heiße … - Меня зовут …
- В начале слов читается звуком [k]: Christine
Ich heiße Christine. Und du?
---------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 4. Познакомьтесь с новыми буквами и буквосочетаниями. Учитесь читать и писать.
F f – elf - 11, Februar - февраль, Freitag - пятница, Familie - семья, Foto - фото
V v – 1) в большинстве немецких слов звуком [f] : Vater - папа, vier - 4, viel - много
2) в заимствованных словах звуком [v] : Vase, violett, der November
W w – Wer? – Кто? Was? – Что? Wie? – Как? Какой? Wir – мы.
P p – Peter, Petra, Paul, Opa – дедушка
au [ao] – faul – ленивый, Haus - дом, auch – тоже
aa [a:] – Paar – пара, Saal – зал
ее [е:] – Meer - море, Beere – ягода
Учитесь читать и писать.
1) Wer ist das? – Das ist Peter. Wie ist Peter? - Er ist faul.
2) Und wer ist das? – Das sind Petra und Paul. Was machen sie? – Sie malen.
3) Wer ist das? – Das ist der Vater. Wie heißt der Vater? – Er heißt Viktor.
Wie ist der Vater? – Er ist groß. Ist der Vater alt? – Nein, er ist nicht alt.
4) Was ist das? – Das ist ein Haus. Ist das Haus groß? – Nein, das Haus ist klein.
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО: Немецкие существительные всегда пишутся с заглавной буквы! Перед существительным стоит служебное слово – артикль. Артикль указывает на род, число и падеж существительного.
СРАВНИТЕ употребление артикля перед именами существительными в немецком языке с английским языком:
Английский язык | Немецкий язык | |||||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |||
м.р. | ср. р. | ж.р. | ||||
Определенный артикль | the | the | der | das | die | die |
Неопределенный артикль |
a / an
| --- | ein | ein | eine | --- |
Прочитайте, обратите внимание на употребление артиклей перед существительными: der Vater – ein Vater, das Kind – ein Kind, die Mutter – eine Mutter, die Kinder – Kinder.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 5. Познакомьтесь с новыми буквами. Учитесь читать и писать.
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО: буква h после гласной не читается и делает гласный звук долгим! Пример:
ah [a:] | eh [e:] | ih [i:] | oh [o:] | uh [u:] |
fahren Jahr wahr | gehen nehmen sehr | ihr ihn | Sohn froh Lohn | Uhr Kuh |
ah [a:]
eh [e:]
ih [i:]
oh [o:]
uh [u:]
J j – ja – да, das Jahr – год, der Juni - июнь, der Juli - июль, der Januar - январь. Ich bin elf Jahre alt. (I am eleven years old).
ng [η] – jung - молодой, der Junge - мальчик, singen - петь.
ck [k] die Ecke, der Wecker
/\
-ig – на конце прилагательных и числительных читается мягко как в слове
/\ /\ /\ /\
«ich»: lustig – весёлый, traurig – грустный, fleißig – прилежный, dreißig - 30
Учитесь читать и писать.
- Wer ist das? – Das ist ein Junge.
Wie heißt der Junge? – Er heißt Andreas.
Was macht Andreas? – Er singt.
Ist er fleißig? – Ja, er ist fleißig.
- Hallo! Ich heiße Tobias. Ich bin elf Jahre alt. Ich lebe in Ust-Ilimsk. Ich bin lustig. Ich lese und lerne. Ich singe gern (охотно).
Hausaufgabe: 1) выучить новые буквы и буквосочетания, прописать их до конца строки; 2)читать упр. 5; 3) выучить перевод слов из упр. 5; 4) по образцу упр. b) составить и выучить рассказ о себе.
………………………………………………………………………………………
Упражнение 6. Познакомьтесь с новыми буквами и буквосочетаниями. Учитесь читать и писать.
sch [ ∫ ] – der Mensch – человек, die Schwester – сестра, die Schule - школа, der Schüler – ученик, das Russisch – русский язык
Ä ä – а-умлаут передает звук, похожий на русский звук [э] – das Mädchen (ср. род) – девочка, der ältere Bruder – старший брат, die ältere Schwester – старшая сестра
Ö ö – о-умлаут передает звук, отдалённо похожий на русский звук [ , о] – schön – прекрасный, böse – злой, сердитый
Ü ü – у-умлаут передает звук, отдалённо похожий на русский звук [ , у] – die Schüler – ученики, die Schülerin – ученица, grün - зеленый, fünf - 5
st [ ∫ t ] в начале слова – stehen - стоять, die Stadt - город
sp [ ∫ p ] в начале слова – spielen - играть, springen - прыгать
tsch [ t ∫ ] – Tschüß! – Пока!
Учитесь читать и писать.
1. Das ist eine Schule. Die Schule ist schön und groß. Das ist ein Schüler. Er ist elf Jahre alt. Er ist jung. Und das ist eine Schülerin. Sie ist lustig und fleißig. Die Schüler lernen und lesen.
2. Das ist ein Mädchen. Das Mädchen ist fünf Jahre alt. Es (она) ist klein und lustig. Das Mädchen singt gern. Das Mädchen spielt und springt.
Hausaufgabe: 1) выучить новые буквы и буквосочетания, прописать их до конца строки; 2) читать упр. 6; 3) выучить перевод слов из упр. 6; 4) выполните в тетради письменный перевод предложений:
1. Wessen (чья?) Schwester ist das? – Das ist Maschas Schwester. Und wessen (чей?) Bruder ist das? – Das ist Mischas Bruder.
2. Wessen (чья?) Mutter ist das? – Das ist Oljas Mutter. Und wessen (чей?) Vater ist das? – Das ist Vadims Vater.
Упражнение 7. Познакомьтесь с новыми буквами и буквосочетаниями. Учитесь читать и писать.
Y y – также как и буква Ü ü передает звук, отдалённо похожий на русский звук [ , у] – die Gymnastik - гимнастика, die Lyrik – лирика (поэзия), die Olympiade – олимпиада.
X x [ ks] – Max, Rex, der Text - текст, die Lexik – лексика
chs [ ks] – sechs -6, der Fuchs - лиса
Q q
Qu qu [kw] – das Quadrat, das Aquarium, das Aquarell
Z z [ts] – schwarz - чёрный, kurz - короткий, die Zahl – число (цифра), zählen – считать, zwei – 2, zehn – 10, zwölf – 12
tz [ts] – die Katze - кошка, jetzt – теперь, сейчас, sitzen – сидеть
Учитесь читать и писать.
Das ist eine Familie (семья).
- Wer ist das? – Das ist der Vater. Wie heißt der Vater? – Er heißt Alex. Wie ist der Vater? – Er ist jung. Was macht der Vater? – Er sitzt.
- Wer ist das? – Das ist die Mutter. Wie heißt die Mutter? – Sie heißt Steffi. Wie ist die Mutter? – Sie ist auch jung und schön. Was macht die Mutter? – Sie sitzt auch.
- Wer ist das? – Das ist der Sohn. Wie heißt der Sohn? – Er heißt Max. Wie ist der Sohn? – Er ist klein und lustig. Was macht der Sohn? – Er spielt und springt.
- Wer ist das? – Das ist die Schwester. Wie heißt die Schwester? – Sie heißt Jutta. Wie ist die Schwester? – Sie ist fleißig. Was macht die Schwester? – Sie zählt: eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben, acht, 9, zehn, elf, zwölf.
…………………………………………………………………………………………………
Упражнение 8. Познакомьтесь с новыми буквосочетаниями. Учитесь читать и писать.
∧
-chen (ch читается мягко [хь]): das Mädchen - девочка, das Kätzchen – кошечка
eu [oэ] heute - сегодня, neu - новый, neun – 9, das Deutsch – немецкий язык
äu [oэ] das Haus – die Häuser, die Maus – die Mäuse
th [t] das Theater - театр
ph [f] die Physik - физика, die Philisophie - философия
∧ ∧
- ion [io:n], - tion [tsio:n] das Stadion - стадион, die Russische Föderation – Российская Федерация
Запомните и выучите счет от 1 до 12:
1 – eins 4 – vier 7 – sieben 10 - zehn
2 – zwei 5 – fünf 8 – acht 11 - elf
3 – drei 6 – sechs 9 – neun 12 – zwölf
Выучите считалку:
Eins, zwei – Polizei,
Drei, vier –Offizier,
Fünf, sechs – alte Hex,
Sieben, acht – gute Nacht!
Neun, zehn – Auf Wiedersehen!
Elf, zwölf – kommen die Wölf ,!
…………………………………………………………………………………………..
Упражнение 9. Прочитайте вопросы и ответы. Переведите.
1. Wie heißt du? – Ich heiße …
2. Wie alt bist du? – Ich bin zehn (elf, zwölf) Jahre alt.
3. Woher kommst du? (Откуда ты?) – Ich komme aus Russland.
4. Wo lebst du? – Ich lebe in Ust-Ilimsk.
5. Hast du ein Hobby? Was machst du gern? – Ja. Ich male (рисую), spiele Computer, springe, zähle, mache Gymnastik gern. Ich lese und lerne gern.
Прочитайте рассказ.
Hallo! Ich heiße Peter. Ich bin elf Jahre alt. Ich bin Schüler. Ich lebe in Ust-Ilimsk. Ich bin fleißig. Ich gehe (хожу) in die Schule. Ich lese und lerne. Ich singe gern (охотно). Das ist mein Vater. Er heißt Alex. Er ist lustig. Er sitzt am Computer und arbeitet (работает). Das ist meine Mutter. Sie heißt Olga. Sie ist noch (ещё) jung und schön. Sie macht Gymnastik. Das ist mein Bruder. Er heißt Max. Er ist klein. Er spielt und springt. Das ist meine Schwester. Sie heißt Julija. Sie ist fleißig auch. Sie lernt gut in der Schule. | |
……………………………………………………………………………………………….
Упражнение 10. Переведите на русский язык слова!
- die Familie –
- die Eltern – родители
- die Mutter –
- der Vater –
- der Bruder –
- die Schwester –
- die Großeltern –
- die Großmutter –
- der Großvater –
- die Katze –
Запомните!
Личные местоимения (сравните немецкие и английские аналоги), переведите на русский язык:
ich – I wir - we
du – you ihr - you
er – he sie – they Но помните: Sie – Вы (вежливое
sie – she обращение)
es - it
Запомните!
Спряжение глагола-связки SEIN - быть, существовать
ich bin wir sind
du bist ihr seid
er sie es | } | ist | sie Sie | } | sind |
Переведите предложения на русский язык!
- Ich bin Schüler. _____________________________________________________
- Du bist fleißig. ______________________________________________________
- Er ist ein Junge. _____________________________________________________
- Das Mädchen ist zwölf Jahre alt.________________________________________
- Wir sind jung und schön. ______________________________________________
- Ihr seid gute Schüler. _________________________________________________
- Sie sind lustig. ______________________________________________________
Вставьте правильно глаголы-связки. Переведите!
- Hallo! Ich heiße Monika. Ich _____ elf Jahre alt. Ich lerne in der Schule. Die Schule _____ groß. Und das sind die Schüler. Sie _____ fleißig.
- Peter, du lernst gut. Du _____ fleißig!
- Kinder (ребята)! Ihr _____ auch gut und fleißig!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс: "Немецкий как второй иностранный язык"
мастер класс "Немецкий как второй иностранный язык"...
Зачем изучать немецкий как второй иностранный язык?
Зачем изучать немецкий как второй иностранный язык?...
презентация по немецкому ( как второму иностранному языку) 9 класс "Мои друзья. Мой друг. Моя подруга."
Данная презентация разработана по теме "Мои друзья" для учащихся 9-х классов по немецкому ( второму иностранному языку)....
Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу
Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....
Преподавание немецкого как второго иностранного языка в сельской школе
Данная статья посвящена преподаванию немецкого как второго иностранного языка учащимся в сельской школе....
Контрольная работа по немецкому(как второму иностранному) языку в 8 классе (2 четверть)
Контрольная работа, позволяющая определить уровень знаний обучающихся на момент окончания второй четверти....
Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения
Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...