«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?
Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более осознанный выбор. Таким образом деловая игра для подростков может стать важной отправной точкой в принятии того или иного решения, связанного с профессиональным выбором.
Во-вторых, оценка себя и своих компетенций, то есть того, "что я могу делать хорошо", а "что не очень". Существуют специальные деловые игры для подростков, которые направлены на то, чтобы участники могли оценить свои компетенции, такие как умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-деловая игра “Выборы”.
Целями игры является:
- повышение политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей;
-способствование формированию грамотного, сознательного избирателя, гражданина демократического общества;
-создание условий для учащихся в раскрытии своего творческого потенциала.
Предполагаемые результаты деловой игры:
Усвоение учащимися:
- основ избирательного права и избирательного процесса;
- механизмов функционирования субъектов избирательного процесса;
-технологию проведения выборов.
Ход игры
I этап (подготовительный).
II этап (основной - избирательная компания по выборам президента школьной республики).
III этап ( проведение выборов).
IV этап (подведение итогов).
Участники игры: учащиеся 5-11 классов школы.
I этап -подготовительный.
На этом этапе организаторы игры должны провести общее собрание старшеклассников, на котором происходит знакомство с целями её проведения, общей схемой игры. Важно именно сейчас, на начальном этапе, привлечь ребят к формированию ученического самоуправления, создать устойчивый интерес, выработать положительную мотивацию. Также на этом собрании объявляются сроки выдвижения кандидатов и их регистрации, определяется день выборов. Важным моментом является определение тех ролей, которые предстоит выполнять учащимся:
Избирательная комиссия школы. Организует подготовку и проведение выборов. Формирует избирательные участки (по параллелям), составляет списки избирателей, протоколы подсчёта голосов, вырабатывает форму избирательного бюллетеня, Готовит место проведения выборов – избирательный участок.
Пресс-центр. Обеспечивает гласность проведения выборов. Знакомит с деятельностью избирательной комиссии, освещает ход предвыборной кампании. Журналисты выпускают газеты, берут интервью у участников игры, проводят пресс-конференции.
Центр изучения общественного мнения. Эта группа социологов изучает мнение школьного “электората” об их отношении к выборам, ученическому самоуправлению, проблемам школьной жизни. Предполагаются, как минимум, три социологических опроса: в начале игры, перед выборами, и на заключительном этапе.
Независимые наблюдатели. Наблюдают за ходом предвыборной борьбы, проведением выборов. Обеспечивают равные права всем участникам.
Технический центр. Создаётся на технической базе компьютерного класса. Оказывает техническую поддержку кандидатам в Совет школы в изготовлении агитационных материалов, а также избирательной комиссии, журналистам и социологам.
II этап. Основной этап.
1. Выдвижение кандидатов.
Предвыборная борьба начинается с выдвижения кандидатов. Каждый класс может выдвинуть 1 и более кандидатов. Допускается самовыдвижение, в таком случае необходимо собрать подписи, не менее 30. Избирательной комиссией производится регистрация кандидатов, выдаются удостоверения установленного образца. Центр изучения общественного мнения в этот период проводит социологический опрос среди учащихся 9-11 классов по следующим пунктам:
-Насколько необходимо в нашей школе ученическое самоуправление?
-Какие проблемы, по твоему мнению, оно способно решить?
-Каким будет твоё участие в работе Совета школы?
-Считаешь ли ты участие в выборах обязательным для тебя?
-Чем для тебя является участие в выборах?--
Полученная информация обрабатывается и данные публикуются информационным центром. На их основе составляется так называемый “Наказ избирателя”, который должен помочь кандидатам разработать свои предвыборные программы.
2. Избирательная кампания.
А) Предвыборная борьба.
Несомненно, самой интересной частью игры является борьба между “кандидатами в президенты” .
Учитывая, что основной набор идей и предложений будет одинаковым, было рекомендовано каждому кандидату выделить какую-либо одну оригинальную идею, которая может привлечь внимание избирателей. Это должно быть интересным для ребят, привлекательным. В некоторых случаях политтехнологами выступили классные руководители.
Но в основном ребята самостоятельно прекрасно справились с этой задачей. Агитационные листовки, настенные и печатные газеты, видеоролики и мультимедийные презентации, концерты в поддержку отдельных кандидатов, распространение календарей и т. д. К оформлению работ выдвигались некоторые требования: содержательность, корректность, эстетичность. Можно отметить, что творчество ребят проявилось в полной мере.
Помимо того, что весь агитационный материал был представлен избирателям, проходили встречи с избирателями в классах. Опыт показывает, что участники игры с удовольствием проводили встречи с избирателями, “посещали с визитом” другие классы, где им приходилось отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, вступать в дискуссию
Б) Дебаты.
Важным этапом избирательной кампании становится “открытый микрофон” - мероприятие, где нашим кандидатам предложено ещё одно испытание. Перед широкой аудиторией, в присутствии всех конкурентов, им нужно изложить свою программу, показать подготовленные материалы, поучаствовать в дебатах “Как сделать жизнь школы лучше?”, ответить на вопросы журналистов, избирателей. От того, как проявят себя участники нашей игры, во многом зависело мнение избирателей. Как показал проведённый впоследствии соцопрос, именно успешное выступление кандидатов на данном этапе повлияло на симпатии старшеклассников.
3 этап. Проведение выборов.
Ответственным для всех участников выборов днём становится день голосования. Оно организуется в читальном зале школы.
Избирательные участки открываются и работают на переменах.Голосование происходит по мажоритарной системе, победители определяются простым большинством голосов.. За ходом голосования наблюдают представители ученического и учительского коллектива, обозначенные в начале игры как “наблюдатели”. Избирательная комиссия производит подсчёт голосов и оформляет протоколы голосования, которые подписывают председатель избирательной комиссии, наблюдатели. Целесообразно на этом этапе игры присутствие членов избирательной комиссии (участковой, территориальной)
4 Этап. Подведение итогов игры.
Через 2 дня после проведения голосования проводится круглый стол для всех участников игры:
оглашаются результаты голосования;
высказывают своё мнение участники игры, оценивая проведённые мероприятия, своё собственное участие в ней;
высказывают предложения по совершенствованию правил игры.
В качестве рефлексии учащимся предложено написать эссе “Зачем я иду на выборы”.
На основе изученных сочинений и высказанных мнений и предложений можно сделать вывод о том, что участие в игре было познавательным и полезным для всех её участников. Ребята получили возможность на практике познать азы избирательного процесса и избирательных технологий, проявить свои творческие способности, артистизм, стать лидерами общественной жизни школы.
Некоторые рекомендации:
Организаторов игры могут ожидать некоторые трудности: излишняя агрессивность в проведении предвыборной агитации, использование “грязных технологий”, заимствованных из реальной жизни, возможно острое восприятие собственных неудач в борьбе и т. д. Важно, чтобы учитель смог предусмотреть все эти моменты. Ведь оттого, каким будет первый опыт участия наших школьников в выборах (пусть даже и в форме игры) в немалой степени зависит его гражданская позиция завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только ...
Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»
В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...
Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".
Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...
Деловые игры на уроках черчения
Разрабатывая данный нестандартный урок я, как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок, отведённый нам в школьной программе, уложит...
Технология организации учебно - деловой игры на уроках истории и обществознания
Технология организации учебно - деловой игры в ОУ....
«Деловая игра как форма активного обучения»
laquo;Деловая игра как форма активного обучения»...
Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания
Одной из наиболее эффективных форм проведения уроков становятся деловые игры с конкретными деловыми ситуациями. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в...