Статья "Подросток и информационная среда"
статья по обществознанию (10 класс) по теме

Бочарникова Татьяна Александровна

Результаты социологического исследования в рамках осуществления школьного проекта "Подросток и информационная среда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_podrostok_i_inf.sreda_.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

«Подросток и информационная среда»

(результаты проектно-исследовательской деятельности

Учащихся 10 класса  в МКОУ Ржавская СОШ;

руководитель проекта – учитель истории и обществознания

 Бочарникова Т.А.)

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ, который был принят еще в декабре 2010 года, а действовать начал недавно. Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Закон нужный и своевременный, поскольку был принят в условиях российских реалий, когда  только на основных каналах нашего телевидения примерно 8 программ в день посвящены криминальным новостям, показываются шокирующие сюжеты; в неделю на одном канале зритель может увидеть до 1500 убийств. Поэтому даже ребёнок, проводящий у телевизора, например, всего лишь 2 часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии!

В то же время ФЗ вызвал  множество нареканий и разногласий: это цензура, не продуман механизм, закон бесполезен, народ не готов…

      Мы с учащимися 10 класса решили провести собственное исследование, которое явилось частью исследовательского проекта «Подросток и информационная среда», работа над которым длилась в течение 2 месяцев.  Проект состоял из 3 этапов:

Теоретический.  Задачи:

1. Выявить положительные и отрицательные стороны воздействия информационной среды на детей и подростков

 2. Выяснить психологический механизм влияния информационной среды на сознание и подсознание детей и подростков. Результаты  теоретических исследований включены в работу в качестве приложений.

Практический. Задачи:

1. Провести социологическое исследование «Подросток и информационная среда» среди учащихся нашей школы в 2 возрастных группах: младшая возрастная группа – учащиеся 5–8 классов; старшая возрастная  группа – учащиеся 9-11 классов; проанализировать основные тенденции и сопоставить их с общероссийскими.

2. Ознакомить учащихся нашей школы с основными положениями ФЗ № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Выяснить их позицию.

Практико-значимый. Задачи:

 Создать для практического использования мультимедийную презентацию «Подросток и информационная среда»,  которую можно будет использовать для организации бесед, дискуссий, классных часов. Включить в нее материал по профилактике интернет-зависимости.

        С результатами практического этапа проекта  мне хотелось бы познакомить читателей.

В социологическом исследовании приняли участие 116 учащихся 5 – 11 классов МКОУ Ржавская СОШ, разбитые на 2 возрастные группы – младшую (5-9 кл.) и старшую (10-11 кл.). Из них мальчиков – 52 человека, девочек – 64 человека. Возрастные группы помогли  проследить возрастные изменения в структуре интересов и увлечений подростков.

Была поставлена задача:

1. Провести анкетирование и проследить  основные тенденции взаимоотношений учеников нашей школы с ИС по 3 блокам (приложение №1):

1)  Подросток и телевидение (вопросы анкеты 1 – 8).

2)  Подросток и Интернет (вопросы анкеты  9 – 16).

3)  Подросток и компьютерные игры (вопросы анкеты17 – 20).

2. Выявить наиболее острые проблемы.

Была выдвинута гипотеза: основные тенденции в сфере «Подросток и информационная среда в нашей школе совпадают с общероссийскими:  возрастает время, проводимое подростками  в ИС; возрастает влияние ИС на подростков, при этом Интернет вытесняет телевидение; ведущим мотивом пользователей ИС является потребность в общении; существуют тревожные симптомы интернет-зависимости.

На основании полученных данных можно проследить возрастную динамику интересов и проблем, связанных с информационной средой в нашей школе. Результаты таковы (приложение №2):

Подросток и телевидение. Около половины опрошенных (47%) ежедневно смотрят телевидение, причем в младшей группе интерес к нему выше, чем в старшей (53% против 33%). 22% опрошенных уделяют телевидению более 3 часов в день; еще 22% - более 4 часов в день. Это при том, что по данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2–6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет и выше  – не более 1 часа в день. Нарушаются все разумные нормы!

Любимым телевизионным жанром назвали боевики 9% (большинство – девочки!), «ужастики» - 19% (опять большинство – девочки), ТВ-шоу - 17% (их любят одинаково смотреть и девочки, и мальчики). Остальные предпочитают другие жанры. Но при ответе на вопрос, если бы вы сами составляли телепрограммы, какие бы максимально включили, предпочтение боевикам, триллерам и ужасам отдали 42% опрошенных, причем в младшей группе этот процент значительно выше, чем в старшей  (56% против 15%). При этом познавательные программы выбрали бы лишь 16% опрошенных, и в основном это представители старшей возрастной группы (соответственно 38% и 5%).

Почти половина опрошенных (около 50%) не смогли вспомнить самый страшный эпизод, который они увидели на экране телевизора в детстве. При этом их общее мнение можно выразить словами: «Много их было». Те, кто все-таки вспомнил первый детский телеужас, называли возраст первого потрясения от 5 до 12 лет, но самым упоминаемым был возраст 7 лет. Чаще всего фигурировали названия фильмов «Паранормальные явления», «Кошмар на улице Вязов», «Крик», «Звонок», «Техасская резня», «Затащи меня в ад», «Анаконда», «Поворот не туда» и другие «ужастики». Но в этом списке неожиданно оказались такие на первый взгляд безобидные классические шедевры, как «300 спартанцев», «Тарас Бульба» и «Титаник». Может быть, все-таки правы создатели ФЗ в отношении тщательной  экспертизы?...

Первый ужас в детстве у детей вызвали натуралистические подробности («расчленение бензопилой», «отрубили голову», «кишки наружу» «открытый перелом с артериальным кровотечением», «акула откусила голову» и т.д.), а также страшные персонажи (Фредди Крюгер, маньяки и др.) и насекомые (огромные черви, пауки, тараканы). Один из участников анкетирования написал: «В 7 лет на экране я впервые увидел убийство человека…». Действительно, как при всем при этом ребенку сохранить психическое здоровье и оптимизм?..

Более половины опрошенных (65%) однозначно считают, что сцены насилия и жестокости на экране провоцируют агрессивное поведение в реальной жизни, причем в этом единодушны и обе возрастные группы, и девочки, и мальчики.

А вот по поводу реакции на возрастные ограничения на телеэкране ответы ожидаемы: не переключают канал 65% опрошенных, причем в старшей возрастной группе  этот процент значительно возрастает (85% против 55%). Не обращают внимание на возрастные ограничения и половина родителей (51%), причем родители подростков старшей возрастной группы не реагируют на это значительно  чаще, тогда как родители младшей возрастной группы еще пытаются бороться (72% против 40%).

Подросток и интернет. Интернет действительно завоевывает жизненное пространство и активно теснит телевидение. Ежедневно в свободное время посещают интернет 56% опрошенных, причем с возрастом этот процент возрастает (40% в младшей группе и 87% в старшей). Редко (раз в месяц) пользуются интернетом лишь 3% участников опроса. И вот они, тревожные цифры: более 3-х часов в Сети проводит 21%, а свыше 4-х – 61% опрошенных! Причем львиная доля тех, кто «зависает» в Сети, приходится на младшую возрастную группу (79% против 26%).

С какой целью учащиеся нашей школы посещают интернет? Мы предположили, что в основном – с целью общения, эксперты Общественной палаты считают, что с познавательной. А вот и неправда, господа эксперты. С учебной целью посещают интернет только 12% опрошенных. С целью общения это делает 41% , причем интерес к коммуникации несколько возрастает от младшей к старшей группе (38% против 46%) и мальчики проявляют к этому больший интерес. Могу предположить, что в реальной жизни им сложнее общаться, они более закомплексованы. Наибольшее количество участников опроса (47%) используют интернет как развлекательную площадку, причем младшие делают это активнее, чем старшие (51% против 41%), и здесь лидируют девочки.

Запрещенные сайты посещают 22% опрошенных, большинство из которых опять-таки любопытные девочки. А может быть мальчикам сложнее в этом признаться?.. У 26% ребят появляется желание посетить эти сайты повторно.

И еще один «выстрел»: 84% опрошенных считают, что в их окружении есть друзья, приятели, страдающие компьютерной зависимостью, причем в младшей группе этот процент значительно выше, чем в старшей (92% против 67%).

Из ответов на 16 вопрос стало ясно, что Интернет пожирает значительное количество времени, которое подростки могли бы потратить на свое собственное развитие, занимаясь спортом, музыкой, чтением, другими хобби. Обнаружилось лишь 3% апатичных бездельников, которые не интересуются в этой жизни ничем. Остальные ребята имеют собственные увлечения, интересы, которым могли отдавать бы больше времени. Если бы не интернет…

Но в целом более половины детей нынешнего  поколения (52%) считают, что интернет – скорее добро, чем зло, еще 23% добавляют, что это добро при надлежащем контроле, причем доля таких разумных возрастает в старшей группе (36% против 17%). Думаю, что ФЗ – это шаг на пути к такому контролю.

Подросток и компьютерные игры. В компьютерные игры сейчас играют все, от мала до велика. Но у подростков к ним особый интерес. 74% опрошенных увлекаются компьютерными играми, причем с возрастом интерес к ним несколько ослабевает (не играют в компьютерные игры 21% младших и 36% старших). Наибольшее количество играющих (58%) считают компьютерные игры способом самореализации, что особо важно для подростка: в обычной жизни ты так себе, но в игре ты крут, успешен! Особенно это оказалось важным для младшей возрастной группы. Остальные считают их хорошим способом времяпрепровождения, развлечением. Из играющих большинство (42%) предпочитает игры агрессивные: драки, войнушки, стрелялки; приключенческие – 34%. И лишь 24% отдают предпочтение играм спокойным, созидательным. Большинству игроков (66%!) нравятся игры насильственного характера. Так вот откуда она, эта возрастающая подростковая агрессивность! В игре насильственного характера подросток учится быть беспощадным к врагам, жестоким, изворотливым. Эту модель поведения он реализует и в реальной жизни.

И еще один тревожный сигнал: свыше 3-х часов в день тратят на игры 37% опрошенных, свыше 4-х часов – 33%, причем среди «зависающих» значительная доля младших (42% против 15%)! Уроками и прочим игрокам заниматься некогда, падает успеваемость, возникают конфликты. Но самым страшным приобретением для этих ребят может стать игромания и интернет-зависимость.

Основные положения гипотезы подтвердились, за исключением того, что ведущим мотивом посещения Сети оказалась не коммуникативная, а развлекательная цель. Интернет действительно активно вытесняет телевидение. Мы с ребятами подсчитали, что 82% учеников нашей школы проводят в интернете более 3-х часов в день, из них 70% - игроки (а ведь это время можно было бы потратить на активный отдых и полезные дела!). И абсолютно не безразлично, с какого рода информацией сталкиваются дети в это время на бескрайних просторах информационной среды. 84% опрошенных имеют интернет-зависимых друзей. 65% опрошенных однозначно считают, что сцены насилия на экране провоцируют агрессию и противоправное поведение у подростков. Выявился и особо чувствительный к сценам насилия возраст (5 – 12 лет). Выявились все болевые точки, характерные для нашего общества в целом.

Конечно, наивно полагать, что возрастные ограничения на экране не спровоцируют у ребенка желание нарушить запрет. Реакция на возрастные ограничения на телеэкране ожидаема: не переключают канал 65% опрошенных, причем в старшей возрастной группе  этот процент значительно возрастает (85% против 55%). Не обращают внимание на возрастные ограничения и половина родителей (51%), причем родители подростков старшей возрастной группы не реагируют на это значительно  чаще, тогда как родители младшей возрастной группы еще пытаются бороться (72% против 40%).  Но в любом случае информация о возрастных ограничениях полезна для родителей, да и дети к этому со временем привыкнут.

Мнение школьников. Выяснилось, что большинство опрошенных школьников к принятию закона отнеслись положительно.

Условно их мнения можно разбить на 3 группы:

1 группа - те, кто полностью поддерживают принятие этого закона (таких оказалось около 30% из опрошенных):

«Я считаю, что правильно сделали, что приняли этот закон! Нужно запрещать информацию, пропагандирующую жестокость, садизм, экстремизм, насилие, суицидальность. » (Дмитрий Д., 11 класс)

2 группа – те, кто при самом положительном отношении к ФЗ все-таки сомневаются в его эффективности (такую позицию заняло большинство - около 60 % опрошенных):

«В целом закон очень нужный, чтобы оградить детей от вредной информации и не допустить разложения личности. Но проблема в его соблюдении. Кто будет контролировать детей во время просмотра? Родители, которых никогда вовремя рядом нет?..» Ксения И., 10 класс.

3 группа – те, кто настроены негативно (таких около 10%).

«Я совершенно не согласен с этим законом. Если родители хотят защитить своих детей от вредной информации, то пускай сами их контролируют или устанавливают блокирующие фильтры. Данный закон ущемляет права человека на получение любого рода информации». Кирилл К., 11 класс.

 «Я считаю его бесполезным в том виде, в котором он принят сейчас. Но если его модернизируют, от него, возможно, и будет польза» Максим Х., 10 класс.

В ходе исследования  мы пришли  к следующим выводам:

   - Информация о возрастных ограничениях полезна, но целесообразнее тщательную экспертизу до выхода информационной продукции.

   - Необходимо воспитывать  ответственность  и сознательность родителей в этом вопросе, ведь все – и хорошее, и плохое – закладывается в семье.

  - Нужно объединить усилия всего общества, чтобы законодательство в этом направлении совершенствовалось и развивалось.

В целом  Закон нужен и важен как еще один логический шаг на пути к формированию безопасной информационной среды для детей и подростков. Лучше вместе идти вперед методом проб и ошибок, чем проявлять преступное бездействие.

Приложение №1

Дорогие ребята!

Приглашаем вас принять участие в анонимном социологическом исследовании

«Подросток и информационная среда».

Класс_______ возраст_______ пол___________ .

1. TV: Как часто смотришь?

А) ежедневно     Б) редко          В) не смотрю

2. Сколько времени тратишь на TV?

А) 1-2 часа    Б) 3-4 часа    В) более 4-х часов в день

3. Твой любимый TV жанр:

А) боевики    Б) ужастики     В) TV-шоу     г) другие (укажи) ___________________

4. Переключаешь ли ты программы, если на экране TV появляется возрастное ограничение, запрещенное для тебя?

А) да   Б) нет    В) часто     г) редко

5. Делают ли это родители?

А) да   Б) нет    В) часто     г) редко

6. Если бы ты составлял TV программы, какие бы программы максимально включил:

А) развлекательные                 Б) спортивные    

В) познавательные                   Г) боевики, триллеры, ужасы

7. Вспомни самый страшный эпизод, который ты увидел на TV экране:

____________________________________________________________________

8. Как ты считаешь, провоцирует ли агрессивное поведение сцены насилия и жестокости на экране?

А) да     Б) нет

9. Как часто ты посещаешь ИНТЕРНЕТ?

А) ежедневно в свободное время     Б) раз в день по необходимости  

В) раз в неделю                         Г) раз в месяц

10. С какой целью ты посещаешь ИНТЕРНЕТ?

А) учебная    Б) развлекательная   В) коммуникационная (общение)

11. Сколько времени ты обычно проводишь в сети?

А) 1-2 часа   Б) 3-4 часа     В) более 4-х часов

12. Посещаешь ли ты запрещенные для детей сайты?

А) да     Б) нет

13. Если «ДА», то появляется ли желание посетить эти сайты снова?

А) да    Б) нет

14. Есть ли у тебя друзья, страдающие компьютерной зависимостью?

А)  да   Б) нет

15. Есть ли у тебя друзья, страдающие компьютерной зависимостью?

А)  да   Б) нет

16. Чем бы ты занимался в свободное время, если бы не стало TV и ИНТЕРНЕТА?

А) спортом   Б) музыкой    В) чтением     Г) другим (укажи) ___________________    Д) ничем

17. Компьютерные игры это:

А) способ время препровождения

Б) способ самореализации

В) не играю в компьютерные игры

18. Если играете в игры, то какие предпочитаете?

А) спокойные (создавать и развивать свою ферму)

Б) приключенческие

В) агрессивные (гонки, драки, войнушки, стрелялки)

19. Если играете в игры, то сколько времени в день тратишь на них?

А) 1-2 часа   Б) 3-4 часа   В) более 4-х часов

20. Нравится ли игры насильственного характера?

А)  да     Б) нет

                                   БЛАГОДАРИМ   ЗА   СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение № 2.

Результаты социологического исследования

 «Подросток и информационная среда» В МКОУ Ржавская СОШ:

сравнительная таблица по 2 возрастным группам.

Из 116 человек опрошенных  77  -  учащиеся 5 – 8 классов (условно для исследования - младшая   возрастная группа),  39 человек -  учащиеся 9 – 11 классов (условно для исследования – старшая возрастная  группа).

На основании полученных данных можно проследить возрастную динамику интересов и проблем, связанных у подростков  с информационной средой.

№ п/п

Вопрос анкеты

5 – 8 классы

9 – 11 классы

Примечание

Всего

Мальчики

Девочки

Всего

Мальчики

Девочки

%

Кол-во

%

Кол-во

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

TV: Как часто смотришь?

 

 

А) ежедневно    

53

41

15

26

33

13

5

8

Б) редко          

43

33

17

16

51

20

12

8

В) не смотрю

4

3

1

2

15

6

2

4

2

Сколько времени тратишь на TV?

 

 

А) 1-2 часа    

53

41

19

22

64

25

12

13

Б) 3-4 часа    

25

19

8

11

15

6

2

4

В) более 4-х часов в день

22

17

6

11

21

8

4

4

3

Твой любимый TV жанр:

 

 

А) боевики    

9

7

2

5

10

4

1

3

Б) ужастики    

19

15

5

10

18

7

2

5

В) TV-шоу    

17

13

7

6

15

6

3

3

Г) другие (укажи)

55

42

19

23

56

22

10

12

4

Переключаешь ли ты программы, если на экране TV появляется возрастное ограничение, запрещенное для тебя?

 

 

А) да  

18

14

5

9

13

5

3

2

Б) нет    

55

42

19

23

85

33

15

18

В) часто    

4

3

2

1

0

0

0

0

г) редко

23

18

7

11

3

1

0

1

5

Делают ли это родители?

 

 

А) да  

25

19

11

8

18

7

4

3

Б) нет    

40

31

9

22

72

28

13

15

В) часто    

31

24

13

11

5

2

0

2

г) редко

4

3

0

3

5

2

1

1

6

Если бы ты составлял TV программы, какие бы программы максимально включил:

 

 

А) развлекательные

16

12

7

5

31

12

9

3

Б) спортивные    

23

18

8

10

15

6

0

6

В) познавательные                  

5

4

3

1

38

15

8

7

Г) боевики, триллеры, ужасы

56

43

14

29

15

6

1

5

7

Вспомни самый страшный эпизод, который ты увидел на TV экране

 

 

8

Как ты считаешь, провоцирует ли агрессивное поведение сцены насилия и жестокости на экране?

 

 

А) да    

66

51

26

25

62

24

15

9

Б) нет

34

26

7

19

38

15

3

12

9

Как часто ты посещаешь ИНТЕРНЕТ?

 

 

А) ежедневно в свободное время  

40

31

15

16

87

34

19

15

Б) раз в день по необходимости  

25

19

10

9

8

3

1

2

В) раз в неделю                        

31

24

12

12

3

1

0

1

Г) раз в месяц

4

3

1

2

3

1

1

0

10

С какой целью ты посещаешь ИНТЕРНЕТ?

 

 

А) учебная

12

9

5

4

13

5

3

2

Б) развлекательная  

51

39

12

27

41

16

4

12

В) коммуникационная (общение)

38

29

16

13

46

18

12

6

11

Сколько времени ты обычно проводишь в сети?

 

 

А) 1-2 часа  

3

2

2

0

49

19

12

7

Б) 3-4 часа    

18

14

12

2

26

10

3

7

В) более 4-х часов

79

61

19

42

26

10

4

6

12

Посещаешь ли ты запрещенные для детей сайты?

 

 

А) да

18

14

5

9

28

11

2

9

Б) нет

82

63

28

35

72

28

18

10

13

Если «ДА», то появляется ли желание посетить эти сайты снова?

 

 

А) да    

12

9

3

6

54

21

4

17

Б) нет

88

68

34

34

46

18

13

5

14

Есть ли у тебя друзья, страдающие компьютерной зависимостью?

 

 

А)  да  

92

71

27

44

67

26

11

15

Б) нет

8

6

5

1

33

13

6

7

15

Как ты считаешь ИНТЕРНЕТ - это

 

 

А) скорее добро, чем зло

52

40

2

38

51

20

6

14

Б) скорее зло, чем добро

31

24

20

4

13

5

4

1

В) добро при надлежащем контроле

17

13

11

2

36

14

7

7

16

Чем бы ты занимался в свободное время, если бы не стало TV и ИНТЕРНЕТА?

 

 

А) спортом  

23

18

7

11

49

19

7

12

Б) музыкой    

21

16

6

10

13

5

2

3

В) чтением    

9

7

6

1

13

5

5

0

Г) другим (укажи) _________  

44

34

13

21

23

9

4

5

Д) ничем

3

2

1

1

3

1

0

1

17

Компьютерные игры это:

 

 

А) способ время препровождения

26

20

7

13

56

22

6

16

Б) способ самореализации

53

41

20

21

8

3

2

1

В) не играю в компьютерные игры

21

16

6

10

36

14

9

5

18

Если играете в игры, то какие предпочитаете?

 

 

А) спокойные  (создавать и развивать свою ферму)

22

17

11

6

28

11

6

5

Б) приключенческие

38

29

8

21

26

10

8

2

В) агрессивные (гонки, драки, войнушки, стрелялки)

40

31

14

17

46

18

4

14

19

Если играете в игры, то сколько времени в день тратишь на них?

 

 

А) 1-2 часа  

21

16

11

5

49

19

14

5

Б) 3-4 часа  

38

29

17

12

36

14

3

11

В) более 4-х часов

42

32

5

27

15

6

1

5

20

Нравится ли игры насильственного характера?

 

 

А)  да    

66

51

10

41

51

20

4

16

Б) нет

34

26

25

1

49

19

14

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Понятие информационной среды процесса обучения

В этом реферате я попытаюсь рассмотреть вопросы продуктивного обучения и те ме­тоды, которые объединены термином информационные технологии обуче­ния. Термин продуктивное мышление (productivethinking) ...

Воспитание в информационной среде

Информационная среда позволяет учителям и ученикам стать активными участниками образовательного и воспитательного пространства...

"Информационная среда библиотеки"

Презентация о новых функциях библиотеки...

Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")

Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальна...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...


 

Комментарии

Бочарникова Татьяна Александровна

результаты исследования легли в основу проектной работы "Подросток и информационная среда".

Бочарникова Татьяна Александровна

Материалы исследования легли в основу проектной работы "Подросток и информационная среда".