Воспитание в информационной среде
статья на тему
Информационная среда позволяет учителям и ученикам стать активными участниками образовательного и воспитательного пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sosh_no2.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа № 2 округа Муром
Анурина Л.А. заместитель директора по опытно – экспериментальной работе МОУ «СОШ № 2» |
Воспитание и образовательные среды.
Образовательная среда, виртуальная школа, индивидуальные траектории, информационные технологии, сетевое взаимодействие
educational sphere, virtual school, individual path, informational technologies, network interaction
Воспитание – это культурно-воспитательный процесс «вхождения» ученика в социокультурное пространство, развитие личности гражданина России, гуманистическая позиция педагога и способ его взаимоотношений с детьми. Важным условием, обеспечивающим поддержку учащихся в процессе жизнетворчества, является интеграция учебной и внеурочной деятельности, предоставление свободы выбора, создание морально-психологической атмосферы сотрудничества.
Информационная среда является важной составляющей всех образовательных сред школы: воспитательной, методической и опытно-экспериментальной. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках предмета «Информатика», мотивации педагогов к самообразованию, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий.
Использование информационных технологий в процессе воспитания способствует:
- повышению эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы;
- формированию мировоззрения учащихся, базирующегося на научном, критическом отношении к информации.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс позволяет:
- УЧАЩИМСЯ, используя ресурсы информационного образовательного пространства школы и региона, овладеть навыками грамотной обработки информации, сформировать ключевые компетентности и, в конечном итоге, успешно социализоваться.
- ПЕДАГОГАМ, эффективно применяя весь спектр информационных технологий, повысить качество результата образования и мотивацию учения.
- РОДИТЕЛЯМ – стать равноправными субъектами процесса обучения и воспитания.
Цель внедрения информационных технологий - расширить диапазон форм и видов информационного взаимодействия как средства, обеспечивающего развитие ключевых компетентностей всех участников образовательного процесса.
Поиск цивилизованных форм организации свободного времени подростков определил цель внеучебной работы школы как организацию пространства интеллектуального досуга и содержательной творческой деятельности, способствующих формированию ощущения социальной компетентности, позволяющей безболезненно войти в современное социальное пространство средствами информационных технологий.
Процесс вхождения в социокультурную среду через освоение технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований вполне возможен посредством информационных технологий. Переход к профильному образованию создает условия профессионального определения и, что особенно важно, расширяет возможности учащихся безболезненно интегрироваться в социуме. Именно интегрироваться, а не адаптироваться.
Уникальность информационно-образовательного пространства школы заключается в продуктивном синтезе виртуальных возможностей и реальных результатов.
Эффективность работы по формированию информационной культуры проявляется в умении:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить и быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и т.д.);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Открывшаяся в 2008 году на базе четырёх образовательных учреждений опытно- экспериментальная площадка по отработке сетевого взаимодействия в условиях воспитательного пространства микрорайона поставила коллектив школы перед необходимостью рассмотрения своих воспитательных возможностей в новом ракурсе.
Основная цель I этапа экспериментальной работы – создание модели сетевого взаимодействия и широкой пропаганды его идей в социуме. Мы проанализировали имеющиеся информационные возможности и потенциал. Пришли к выводу, что одним из важнейших информационных средств, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, остаётся газета. Она сохраняет особое место в системе других СМИ как старейшее и во многом еще незаменимое печатное периодическое издание. Через воздействие на общество в целом, она воздействует на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Но далеко не все молодежные печатные издания положительно влияют на формирование ценностных ориентаций молодежи. В этом отношении малотиражные печатные издания учреждения образования выглядят предпочтительнее. Они играют роль своеобразного клуба общения, адресованы определенной аудитории и действительно ей служат, потому что они сами - часть этой аудитории. Таким изданием является сетевая газета «РИГ - инфо», задача которой - информированность учащихся, родителей и жителей микрорайона о деятельности образовательных учреждений. Центр сбора информации находится в одном из образовательных учреждений микрорайона, который отвечает за вёрстку и выпуск газеты. Помимо совместных выпусков, ученики нашей школы стали инициаторами подготовки отдельных номеров газеты, широко освещающих деятельность школьного коллектива МОУ «СОШ №2», а также организации работы радиостудии.
Издание очередного номера газеты и выпуска радиопередачи осуществляется сектором информационной службы, содержание деятельности которого являются:
- подбор материалов для малотиражных изданий;
- написание и редактирование молний, объявлений, обеспечение их дизайна и иллюстрирования;
- подготовка материалов для информационных стендов;
- подбор музыкального и литературного сопровождения;
- работа дикторов.
Каждый выпуск газеты или радиопередачи - это не только набор информации, но и результат труда коллектива учащихся. Поэтому его подготовка и выпуск - деятельность сплочённой команды, обладающей соответствующими знаниями и умениями.
Не менее актуальным в современных условиях является умение приспособить для своих воспитательных и образовательных нужд возможности единого информационного Интернет-пространства.
С целью изучить вероятность его использования в наших условиях, инициативной группой было проведено социологическое исследование. Инициативная группа выяснила, что из 643 семей сетью Интернет пользуется 451 семья учащихся сош №2, и из 562 семей сош №18 - 289.
Полученные результаты подтвердили возможности создания новой для нашего микрорайона формы взаимодействия – «Виртуальная школа».
Проект «Виртуальная школа 602205» организует педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». «Виртуальная школа» - это комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды, которая расширяет и дополняет традиционную систему. Основная идея проекта - создание открытой и прозрачной образовательной среды на основе информационных технологий, объединяющих воспитательное пространство микрорайона. Виртуальная школа позволяет как ученикам, так и преподавателям максимально реализовать свой творческий и профессиональный потенциал. Сайт делится на две зоны: деловую, предназначенную для организации и сопровождения учебного процесса: «Началочка», «Советы психолога», «Кабинет математики», «Кабинет русского языка», «Конкурсы, олимпиады», и игровую — так называемое пространство интеллектуального досуга: «Галерея», разделенная тематически: фото, компьютерная графика, проза, поэзия, юмор; «Творческая мастерская», на которой размещаются проекты, web-сайты. На сайте также имеются виртуальные «Курсы», информация для абитуриентов «Выбор профессии». Стремимся, чтобы значительная часть всего содержания пополнялась самими пользователями. Иными словами, сайт являлся самообновляемым.
Организационную и методическую поддержку проекта осуществляет МОУ ДОД ЦВР центр «Досуг», готовят свои наработки и другие участники образовательного процесса. Сайт «Виртуальная школа» доступен всем пользователям сети Интернет. Наибольшей популярностью пользуются «Кабинет математики», «Кабинет русского языка», «Выбор профессии». Зарегистрировано 170 респондентов.
В этом учебном году посредством виртуальной школы в рамках Интернет-обучения будет вестись элективный курс «Интернет технологии. Создание WEB-сайта.», математическая олимпиада, рассчитанная на весь учебный год, конкурсы по предметам, размещаться проекты, разрабатываются дистанционные или комбинированные элективные курсы.
Процесс создания сетевого курса требует одновременно знаний, как в предметной области, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (отвечающего за само содержание курса) и программиста-консультанта (ведающего основными техническими аспектами). Средства компьютерных технологий обучения освобождают преподавателя от изложения и отработки с учащимся значительной части учебного материала. Высвободившееся время преподаватель использует для индивидуальной работы с учащимися.
Сетевой курс может использоваться в очной, заочной и других формах обучения. Имеет смысл выделить и обратить внимание на преимущества и недостатки сетевых курсов.
Преимущества: гибкий график организации учебного процесса во времени; некритичность к месту нахождения преподавателя и учащихся; повышение коммуникативности; открытость внедрению новых методов обучения (метод проектов и др.); реализация принципа наглядности представления учебного материала в виде мультимедиа.
Недостатки: дополнительные требования к информационной культуре преподавателей и учащихся; сложное и дорогое материально-техническое обеспечение учебного процесса; необходимость доступа в Интернет; большая физиологическая и интеллектуальная нагрузка на учащихся и преподавателей при обучении.
Проблема доступа в Интернет решена с подключением школьных компьютеров к сети Интернет по безлимитному тарифу и организации работы компьютерных классов во 2 половине дня.
Участие в информационно-образовательном пространстве интеллектуального досуга позволяет не только моделировать процессы различных видов профессиональной деятельности, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования нравственных и ценностных ориентиров, но и конструктивно реализовывать их на практике.
В итоге реализации проекта мы надеемся сформировать личность учащегося, обладающего следующим характеристиками:
· умеет принимать решения;
· умеет ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;
· умеет решать учебные задачи;
· способен усваивать культуру использования различных информационных систем;
· обладает рефлексивной культурой человека;
· знает правила телекоммуникационного этикета;
· способен к коллективным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последов...
Понятие информационной среды процесса обучения
В этом реферате я попытаюсь рассмотреть вопросы продуктивного обучения и те методы, которые объединены термином информационные технологии обучения. Термин продуктивное мышление (productivethinking) ...
"Информационная среда библиотеки"
Презентация о новых функциях библиотеки...
Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")
Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальна...
Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"
Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Аннотация Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти не...
Методическая разработка «Информационная среда и нравственное воспитание детей»
Данная методическая разработка рассматривает широкий круг проблем, связанных с различными аспектами воздействия информационно-коммуникационных технологий на сферу нравственного воспитания. В разработк...