Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")
статья по теме
Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной школы, окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»
Его основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»), информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 473 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
Ямало-Ненецкий автономный округ
Создание новой информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - «Живой урок»)
Инновационный проект
Автор: Кузьмина В.Ф., зам. директора по учебной работе
г. Губкинский
2012
Информационная карта
проекта
__Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 4»__
наименование образовательного учреждения
№ п/п | Параметры информации | Содержание информации |
1. Данные об образовательном учреждении | ||
1.1 | Регион, в котором находится ОУ | Ямало-Ненецкий автономный округ |
1.2 | Полное наименование ОУ | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» |
1.3 | Вид ОУ | Общеобразовательная школа |
1.4 | Тип ОУ | Городская школа |
1.5 | Количество учащихся | 965 |
1.6 | Почтовый адрес ОУ | ЯНАО, г. Губкинский, мкр. 9 дом 67 |
1.7 | Контактные телефоны | 8 (34936) 3-38-20 |
1.8 | Электронный адрес | s4-secretar@yesnet.purpe.ru |
2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении | ||
2.1 | Фамилия, имя, отчество | Кузьмина Валентина Фёдоровна |
2.2 | Должность | Зам. директора по учебной работе |
2.3 | Телефон | 3-38-17 |
2.4 | Электронный адрес | s4sc@yesnet.purpe.ru |
3. Данные о масштабе экспериментальной работы | ||
3.1 | Масштаб эксперимента | Муниципальный (МЭП) |
3.2 | Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки | Приказ УО № 487 от 07ноября 2011г. |
3.3 | Статус экспериментальной площадки | В рамках программы Развития школы. |
3.4 | Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент | Вторая ступень , Основная школа Параллель 6х классов |
3.5 | Количество участников эксперимента | Отдельные педагоги 3 учителя ; 110 учащихся |
4. Данные о содержании экспериментальной работы | ||
4.1 | Тема эксперимента | «Электронный образовательный комплекс. «Живой урок» в рамках программы «Создание новой информационной среды саморазвития» |
4.2 | Сроки эксперимента | 2011-2015гг. |
4.3 | Цель эксперимента | Апробация Электронного образовательного комплекса как технологии обучения и метода электронного образования. |
4.4 | Руководитель эксперимента | Захарова Ольга Александровна ,директор по развитию Издательства "Академкнига/Учебник". |
4.5 | Направление экспериментальной работы | Развитие информационной среды образовательного учреждения , организация учебного процесса на современном техническом и методическом уровне, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса. |
5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах | ||
5.1 | Характеристика полученных результатов экспериментальной работы (указать кратко) | 100% успеваемость учащихся 6-х классов по биологии, обществознанию, географии. высокое качество знаний 71% дистанционное обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет»- 17 учеников ; 60% учащихся являются участниками национально – образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»; Всероссийская олимпиада по основам наук г Москва, 12участников; 4 сертификата призёров; Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур)- 27участников прошли во второй тур . |
5.2 | Где осуществляется апробация или внедрение полученных результатов экспериментальной работы | МОУ СОШ №4 |
5.3 | Где можно познакомиться с результатами экспериментальной работы | Сайт школы Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный образовательный комплекс- « Живой урок». Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор». Транслировались передачи по региональному телевидению, Тюменскому телевидению. |
5.4 | Характеристика полученных тиражируемых продуктов | Нормативные документы Методическое пособие «Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учителей. Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учащихся» Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для родителей» |
5.5 | Специальные условия использования продукта | Курсовая подготовка учителей « Апробация электронного образовательного комплекса (Э-ОК) «Живой урок»в ОУ РФ. по реализации проекта . Оборудованный кабинет , технические , информационные средства обучения |
6. Данные о связях с другими учреждениями (сетевое взаимодействие, совместные программы) | ||
6.1 | Партнерство в рамках данной экспериментальной работы (указать партнеров) | Издательство"Академкнига/Учебник". МОУ гимназия №23 г.Челябинска |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
г. Губкинский
Ямало-Ненецкий автономный округ
Инновационный проект
«Создание новой информационной среды саморазвития»
1. Введение
1.1. Обоснование актуальности проекта
Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуализированный подход, самообразование и самообучение, информатизацию сферы образования нашло отражение в разработке федеральных и региональных целевых программ и проектов. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы. Каждая школа должна иметь собственную модель информатизации, информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Именно на это нацелен наш проект « Создание новой информационной среды саморазвития». Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной школы, окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»
Его основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»), информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.
Под созданием новой информационной среды саморазвития в проекте понимается «…процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, сопровождение и развитие, замену традиционных технологий на более эффективные информационные во всех видах деятельности в системе образования» (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., МИнобразования РФ, 1998).
Актуальность проекта заключается в формировании ИКТ-компетентностей обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.
Изучение документов, касающихся формирования современных общих и предметных компетенций, ИКТ-компетентностей обучающихся, а также навыков использования ИКТ в школе, анализ существующего передового и массового опыта по созданию новой информационной среды саморазвития обучающегося позволили выявить следующие противоречия:
- между потребностями меняющегося общества и традициями сложивщейся системой образования;
- между потребностью учителя в использовании ИКТ и несформированностью информационной компетентности;
- между необходимостью использования учителем ИКТ и неразработанностью методики обучения с использованием информационных технологий, основанной на активизации учебной деятельности учащихся;
- между увеличением из года в год потоком информации и неумением детей её анализировать, выделять полезное для себя, вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации
Это несоответствие порождает проблему включения школы в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества с сохранением при этом индивидуально дифференцированного подхода к обучению.
Решению поставленной проблемы будет способствовать создание новой информационной среды саморазвития обучающегося, специально сформированной в соответствии с социальной парадигмой информационного общества на основе использования Э-ОК «Живой урок» в образовательном процессе.
Программа реализации проекта
Объект исследования — участники проекта, 110 учащиеся 6-х классов.
Предмет исследования — влияние информационной среды на эффективность обучения.
Гипотеза исследования, заключается в том, что развитая информационная среда образовательного учреждения позволит организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне, повысит качество обучения и подготовит школьников к жизни в условиях информационного общества, если:
- будет разработана система управления формированием единой информационной образовательной среды в аспекте школы;
- содержание образования в школе будет основано на проектном подходе и интерактивных формах взаимодействия человека и компьютера;
- информационные коммуникационные технологии будут внедрены в образовательный процесс;
- будет сформирована информационная и проектная культура у всех участников образовательного процесса;
- будет создана система психолого-педагогических условий, позволяющих строить образовательный процесс с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов учащихся;
- учитель овладеет диагностическим инструментарием для наблюдения за развитием учащихся
Продукт проекта:
сроки | Прогнозируемые продукты |
2011-2015 | Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей. Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся» Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей» Мониторинговые исследования в рамках эксперимента. Методические рекомендации по составлению рабочих программ с применением Э-ОК «Живой урок» Сборник методических разработок по применению Э-ОК «Живой урок» |
1.2. Цель и задачи проекта
Цель : научно обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия эффективного использования новой информационной образовательной среды как средства обучения и развития всех участников образовательного процесса. Апробация Электронного образовательного комплекса как технологии обучения и метода электронного образования.
Задачи проекта:
- Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
- Создать информационное образовательное пространство, направленное на индивидуализацию обучения, интенсификацию учебной деятельности учащихся, формирование современных общих и предметных компетенций;
- Апробировать электронный образовательный комплекс «Живой урок» в параллели учащихся 6-х классов;
- Интегрировать мобильный цифровой образовательный комплекс в реальный учебный процесс.
- разработать методические рекомендации по преподаванию школьных дисциплин в условиях Электронного образовательного комплекса информационной образовательной среды школы;
- экспериментально проверить действенность разработанных методических рекомендаций;
- Разработать систему мониторинга .
- Разработать модель психолого-педагогического сопровождения внедрения ИКТ в образовательный процесс.
- Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
- Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень .
- Создать информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях обществознание, биология, география, литература, история).
- создать техническую базу информационной образовательной среды школы;
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы исследования
Эмпирические методы:
- изучение литературы по теме исследования,
- изучение документов,
- анализ школьной документации,
- педагогическое наблюдение,
- опрос,
- тестирование,
- изучение и обобщение опыта,
- мониторинг,
- эксперимент.
Теоретические методы:
- теоретический анализ;
- сравнение;
- классификация.
2.Научная новизна проекта.
Электронный Образовательный Комплекс "Живой Урок" - это индивидуальный учебник по всем предметам, интегрированный в специально созданный интернет-портал, разработанный российской компанией - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник". Уроки разрабатывают авторы Издательства. Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Данный образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) дает возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. Информационное общество требует от своих участников умения работать с огромным потоком информации, с несколькими ее источниками одновременно. Оно требует умения вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации (визуальную, текстовую и т.д.). Именно на это нацелен портал Электронного Образовательного Комплекса. Он становится подлинно инновационным инструментом подготовки субъекта к таким высоким требованиям информационной среды. В техническом плане двухэкранное планшетное устройство состоит из устройства с двумя сенсорными экранами, один из которых - электронная бумага (для чтения и письма), другой - жидкокристаллический, полноцветный (для работы в образовательном интернет-портале). Все, что школьник пишет на сенсорном экране, сохраняется в образовательном портале в его личном кабинете. Устройство- девайс- использует операционную систему Android, воспроизводит большинство распространенных на сегодняшний день форматов файлов как медиа-, так и текстовых документов. Заряда батареи хватает на весь учебный день (6 часов автономной работы). Диагонали экранов – 10,1 дюйма у цветного экрана и 9,7 у e-Ink-экрана. Устройство имеет как USB, так и SD-входы, что позволяет подключать внешние запоминающие устройства, при этом объем внутренней, встроенной памяти – 4 GB. Для работы внутри «Э-ОК» необходимо подключение по wi-fi. В процессе самостоятельной работы в портале дети двигаются разными образовательными маршрутами (в зависимости от уровня подготовки и типа восприятия). Тех, для кого текстовая информация сложна, побуждают работать с видеорядом — отправляют на виртуальную выставку фотографий, дают посмотреть видеофрагменты... Появится возможность подтянуть к системе образования весь арсенал средств, накопленный в интернете (сайты библиотек и государственных музеев), которые, пока мы работаем на бумажном носителе, не могут быть использованы. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, расписание уроков, развернутые отчеты о выполнении учеником тестирований и другие полезные сведения.
Заказчик проекта: Департамент образования администрации ЯНАО
Основные разработчики проекта: российская компания - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник", руководитель проекта Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник»
Куратор : Управление образования г. Губкинский, начальник отдела мониторинга образования Садыкова Г.Ш.
Исполнители проекта: МОУ СОШ №4.
Сроки эксперимента: 2010-2015 годы.
Этапы эксперимента:
№ п/п | Основные направления деятельности по реализации проекта | Сроки выполнения | документация | ||
Подготовительный этап 2011/2012 учебный год | |||||
Анализ состояния материально-технической базы , условий и факторов, воздействующих на реализацию проекта. | Май 2011г. | Справка | |||
Создание рабочей группы по реализации проекта. | Май 2011г. | Приказ | |||
Определение образовательных дисциплин по реализации проекта. | Май 2011г. | приказ | |||
Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс» | Июнь-август 2011г. | Протокол М/С | |||
Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта. | Сентябрь,октябрь 2011г. | протокол | |||
Создание системы психолого-педагогического сопровождения проекта | октябрь –ноябрь 2011г. | ||||
Обучение педагогов на курсах. | Сентябрь 2011г. | Удостоверения | |||
Составление Программы психолого-педагогического сопровождения | Ноябрь 2011г. | ||||
Он-лайн конференция г. Москва | Декабрь 2011г. | ||||
Анализ результатов I этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента. | Октябрь 2011г. | Протокол М/С | |||
Практический этап 2011-213 уч.год | |||||
Установка высокоскоростного беспроводного интернета, | Октябрь 2011 | ||||
Приобретение электронного образовательного комплекса | Сентябрь 2011 | ||||
Приобретение оборудования кабинетов для использования электронного образовательного комплекса (шторы затемнения, мобильный класс) | Ноябрь 2011 | ||||
Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок» | Январь 2012г. | Приказ Удостоверения с курсов | |||
Участие во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития» | май 2012 г. | Выпуск брощюры | |||
Проведение выездного семинара для учителей – предметников, август- сентябрь | август- сентябрь 2012г. | Приказ Удостоверения | |||
Введение новых учебных дисциплин для использования ЭОК | Сентябрь 2012г. | Протокол педсовета приказ | |||
Оборудование второго кабинета для использования электронного образовательного комплекса (к.308) | Сентябрь 2012г. | ||||
Организация мастер-классов, семинаров | ноябрь 2012. | Выпуск брошюры | |||
Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках проекта. | Декабрь 2012г. | КИМЫ | |||
Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга. | январь2013г. | Справка | |||
Анализ результатов II этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента. | Справка приказ | ||||
Аналитический этап: анализ мониторинга, корректировка проекта, и проектирование на новый период 2013-2014чебный год | |||||
Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности. | Январь-февраль 2014г. | Справка приказ | |||
Обобщение и закрепление опыта, позитивных изменений | Март-апрель 2014г. | ||||
Оформление результатов эксперимента аналитический отчет, авторские учебные программы, статьи, сборники разработок уроков, методические рекомендации | Апрель- Май | Справка приказ | |||
Разработка нового этапа проекта как стажировочной площадки | Май-июнь 2014г. | ||||
Завершение реализации проекта .Прогнозирование путей дальнейшего инновационного развития школы и создание условий для их реализации | Ноябрь 2014 г. | ||||
Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга. | Декабрь-январь 2014/2015 г. |
Ожидаемые результаты эксперимента.
- Организация учебного процесса на современном техническом и методическом уровне
- повышение результативности обучения учащихся и профессионализма педагогов.
- повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и педагогического состава школы.
- Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
- Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
- Переход к дистанционному обучению.
Критерии результативности
Количественные показатели
- доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
- Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
- доля обучающихся обучающих по Э-ОК «Живой урок»
- количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение электронного образовательного комплекса
« Живой Урок»
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .
Мониторинг и оценка процесса реализации программы
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
Риски проекта:
- Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного проекта;
- инертность педагогического коллектива школы
- Недостаток опыта, искажение смысла ЭОК в случае формального понимания и применения педагогами информационных технологий.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента:
- Мониторинг здоровья;
- Мониторинг учебных достижений обучающихся;
- Психолого-педагогический мониторинг.
- Мониторинг качества преподавания.
Результаты опытно-экспериментальной работы будут представлены в форме:
- отчетов
- методических рекомендаций
- Сборника материалов из опыта работы
Кадровое обеспечение проекта:
Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, отличник образованиия
Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ
Учитель обществознания высшей категории - В.Ф. Кузьмина, Почётный работник общего образования РФ
Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ
Учитель биологии высшей категории –Гончарова М.И.
Системный администратор –Олейников А.П.
Материально- техническое обеспечение проекта
- 2 компьютерных класса
- локальная сеть, АИУС «Сетевой город»
- ресурсный центр с мобильным компьютерным классом
- видеоконференц-связь
- 75 девайсов- двухэкранных планшетных устройств : Э-ОК «Живой урок»
- сайт школы
- электронные журналы и дневники
Приложение 1
Смета расходов по реализации Проекта
Направления расходования инвестиций | Объемы финансирования | Источник финансирования: ФБ-федеральный бюджет; Ок- окружной бюджет; ГБ-городской бюджет; ДИ-другие источники | |||||||
Стои-мость еди-ницы, тыс. руб | Необходимое кол-во по годам | Полная стоимость тыс. руб | |||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||
Модернизация технологической базы | |||||||||
Мобильный класс класс | 1100000 | 1 | 1100000 | ДИ | |||||
Принтер (МФУ) | 6207 | 4 | 24828 | ДИ | |||||
столы ученические | 4000 | 30 | 120000 | ОБ | |||||
Приобретение двухэкранного планшетного устройства Э-ОК «Живой урок» | 22000 | 75 | 1500000 | ОК | |||||
Приобретение Wi – Fi точка доступа | 4028 | 3 | 12064 | ДИ | |||||
Интерактивная доска со встроенным проектором | 270000 | 2 | 540000 | ДИ | |||||
Приобретение запчастей и комплектующих для компьютерной техники | 11000 | 1 | 1 | 1 | 1 | 55000 | ДИ | ||
Приобретение рулло – жалюзи для кабинетов | 30000 | 3 | 3 | 60000 | ДИ | ||||
Обучение педагогического состава | |||||||||
участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах | 50000 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 250000 | ДИ | |
Участие во Всероссийской конференции г. Москва | 50000 | 100000 | ДИ | ||||||
участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах | 15000 | 2 | 2 | 30000 | ДИ | ||||
Итого: | 3791892 |
Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта
- Кисель, Н.В.Влияние новых информационных технологий и психолого-педагогического мониторинга на эффективность управления / Н.В. Кисель // Эффективность управленческой деятельности в образовании. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования 2003. — С. 33–35.
- Кисель, Н.В. Единое информационное образовательное пространство как средство развития всех участников образовательного процесса / Н.В. Кисель // Место и роль цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих педагогов. Сборник статей. — Калуга: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008.
- Кисель, Н.В. Информационная компетентность учителя как условие повышения эффективности управления учебной деятельностью: дис. канд. пед. наук: защищена 25.12.02 / Н.В. Кисель. — Калуга: КГПУ, 2002.
- Кисель, Н.В.Инновационная деятельность — стимул развития образовательного учреждения / Н.В. Кисель. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2007.
- Кисель, Н.В.Повышение эффективности управления школой на основе достижении науки и информационных технологий / Н.В. Кисель // Развитие школы через совершенствование организации управления: проблемы и подходы. — Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. — С. 155–169.
Приложение 2.
Самоанализ эксперимента« Создание новой информационной среды саморазвития»
За период май-декабрь 2011год.
С ноября 2011 года МОУ СОШ № 4 является экспериментальной площадкой Муниципального уровня по проблеме « Создание новой информационной среды саморазвития»
Данная программа «Создание новой информационной среды саморазвития» - одно из основных направлений программы развития школы в период до 2015 года, которая является руководством в работе администрации и педагогического коллектива МОУ СОШ №4 г. Губкинский
Суть проекта
Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует глобальное повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Предлагаемый образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) даст возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, развернутые отчеты о выполнении учеником
Цель эксперимента
Апробация Электронного образовательного комплекса как технологии обучения и метода электронного образования
Задачи:
повышение способности эффективно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы .
внедрение информационных технологий в образовательную и деятельность;
внедрение в образовательный процесс современных электронных учебных материалов, интеграция их с традиционными учебными пособиями;
Ожидаемый результат:
- Организация учебного процесса на современном техническом и методическом уровне
- повышение результативности обучения учащихся и профессионализма педагогов.
- повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и педагогического состава школы.
- Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
- Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
- Переход к дистанционному обучению.
Для учащихся: раскрытие личностного потенциала и реализация индивидуальных образовательных траекторий, повышение результативности обучения
Для педагогов: освоение новых современных форм и методов организации образовательного процесса, расширение возможности выхода на творческий уровень в профессиональной деятельности.
ведение электронного классного журнала;
автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;
ведение календарно-тематических планов;
подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;
Для администрации: новые возможности в организации управления
Для родителей: возможность дистанционного участия в жизни ребёнка оперативный контроль по Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);
Критерии оценивания Проекта:
Количественные показатели
- доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
- Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
- доля обучающихся обучающих по Э-ОК «Живой урок»
- количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение электронного образовательного комплекса
« Живой Урок»
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .
Мониторинг и оценка процесса реализации программы
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
Приказ УО № 487 от 07.11.11г. «Об открытии городской экспериментальной площадки « Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок») в образовательном процессе на базе МОУ «СОШ №4»
Тема эксперимента: Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок»)
Научный руководитель эксперимента : Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник», г. Москва Российская Академия наук,
Куратор : начальник отдела мониторинга образования Садыкова Г.Ш.
Управление образования г. Губкинский
Кадровое обеспечение:
Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования»,отличник просвещения.
- Руководство экспериментом по организации деятельности уч-ся
Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ
- Организация мониторинга деятельности учащихся
- Своевременное и качественное оформление учетно- отчетной документации
- Организация экспериментальной работы с учителями
- Организация и отслеживание результатов .
Учителя , преподающие предметы (обществознание, биология, география)
Участвуют в экспериментальной работе – 3 педагога , из них имеют
высшую квалификационную категорию – 3педагога;
1 психолог, имеет первую квалификационную категорию
Имеют почетные звания
-«Почетный работник общего образования РФ»
Кузьмина В.Ф. , Шульга И.В.
Учитель обществознания высшей категории - В.Ф. Кузьмина, почётный работник общего образования РФ
Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ
Учитель биологии высшей категории –Гончарова М.И.
Системный администратор –Олейников А.П.
Психолог 1 категории –Митрофанова Т.С.
- Реализация эксперимента по организации деятельности .
- Преподавание предметов с использованием электронных образовательных комплексов(ЭОК), двухэкранных электронных устройств (девайсов)
- Инновационная деятельность ( разработка методических , дидактических материалов )
- Организация исследовательской деятельности с учащимися
( консультирование, рецензирование рефератов, творческих работ, составление проектов , подготовка к олимпиадам)
Классный руководитель
- Выполнение обязанностей не входящих в должностные обязанности
- Организация воспитательного процесса.
Ученический коллектив
- 110 учеников 6абвг классов.
- Родители учащихся
Организация и контроль за направлениями работы
Контроль за состоянием инновационной , методической работы учителей | ||||||
октябрь | Анализ итогов входных контрольных срезов в рамках проекта «Электронный учебник» | 6 | Тематический | тестирование | Кузьмина ВФ | МО Справка приказ |
декабрь | Новые информационные подходы в обучении школьников в рамках проекта ««Электронные образовательные комплексы, как средство информатизации общества » | 6 | Тематический | Посещение уроков | Кузьмина ВФ | МС Справка приказ |
апрель | Анализ итогов контрольных срезов на выходе в рамках проекта «Электронный учебник» | 6 | Тематический | тестирование | Кузьмина ВФ | МО Справка приказ |
Повышение уровня компетентности в рамках
реализации программы экспериментальной работы
осуществлялось в рамках курсов
Название мероприятия | Время проведения | ФИО педагога | Город |
Курсы подготовки специалистов по вопросу «Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ. | 2011 сентябрь | Кузьмина В.Ф. | Москва |
Курсы подготовки специалистов по вопросу «Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ. | 2011 сентябрь | Гончарова М.И. | Москва |
Положительные стороны эксперимента за истекший период :
1.Повышение качества знаний на 10% по биологии, обществознанию, географии
с 61% до 71%.
2.Абсолютная успеваемость составляет стабильно -100%
3. По результатам диагностики познавательных процессов наблюдается
увеличение объёма и концентрации внимания учащихся.
4.Наблюдения на уроках показали:
- Достаточный уровень освоения учащимися способов самопроверки и различных форм тестирования, освоение различных форм предметного общения.
- Обучающиеся научились алгоритму работы с девайсами, подчиняться регламенту урока с Э-ОК-« Живой урок»
- Научились самостоятельно работать с текстами разного характера, просматривать необходимую информацию, ориентироваться в ней, выбирать ее из разных источников, удерживать тот аспект, который обсуждается на уроке
5.Участие в конкурсах
Название мероприятия | уровень | Кол-во участников | Количество победителей |
Всероссийская олимпиада по основам наук | г Москва | 12 | 4 сертификата |
Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур) | международный | 27 | Прошли во второй тур 27уч-ся |
Обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет» | 17 |
6.Результаты анкетирования родителей по вопросу использования электронных учебников:
57% опрошенных — полагает, что электронные учебники должны активно использоваться в школьном образовании. По мнению родителей, занятия ЭОК помогают учебному процессу
10% опрошенных родителей согласны с тем, что электронные учебники должны заменить обычные школьные учебники.
6% респондентов считают, что такую инновацию нужно вводить только в старших классах — прежде всего, это связано с тем, чтобы не было слишком большой нагрузки на глаза, в связи с мелким шрифтом.
12% родителей высказались за бумажные учебники.
5% опрошенных считают их неэффективными
6% равнодушны к их применением в школе
4% считают технологии вредными и отвлекающими от учебного процесса.
9. Реализация проекта «« Создание новой информационной среды саморазвития»
рассматривается в аналитических материалах Программы развития школы на период
до 2015 года .
Программа эксперимента реализуется через систему мероприятий
№ п/п | Основные направления деятельности по реализации проекта | Сроки выполнения | Ответственные | |
Подготовительный этап | ||||
Создание рабочей группы по реализации проекта. | Апрель-Май 2011г | Директор | ||
Определение образовательных дисциплины по реализации проекта. | Апрель-Май 2011г октябрь 2011г. | Директор | ||
Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта. | Ноябрь- декабрь 2011 | Участники эксперимента | ||
Обучение педагогов на курсах. | Сентябрь- октябрь 2011г. | Учителя – предметники | ||
Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс» | Сентябрь- октябрь 2011г. | Участники эксперимента | ||
Практический этап 2011-212 | ||||
Установка беспроводного интернета, высокоскоростного интернета | Октябрь 2011 | Участники эксперимента | ||
Приобретение двухэкранного планшетного устройства Э-ОК «Живой урок» | Сентябрь 2011 | Участники эксперимента | ||
Приобретение оборудования кабинетов для использования электронного образовательного комплекса (шторы затемнения, | Ноябрь 2011 | Участники эксперимента | ||
Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок» | Февраль 2012г. | Участники эксперимента |
Итоги выполнения плана реализации проекта:
- Подготовлены педагогические кадры : прошли обучение на курсах по теме эксперимента. Готовность 100 % педагогов к проведению занятий с использованием ЭОК.
- Организована работа творческой группы;
- Проведена диагностика учащихся .
- Разработаны: Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей.;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся»;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей»
- Участвовали во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития» май 2011 г.
- Проведен выездной семинар для учителей – предметников – сентябрь 2011г..
- Оборудован кабинет для использования электронного образовательного комплекса
- Установлен беспроводной интернет, высокоскоростной интернет.
- Приобретен электронного образовательный комплекс в кол-ве 75 штук.
Вопросы о результативности и целесообразности эксперимента проходили через систему ВШК , полученная информация обсуждалась на заседании МС, совещании при директоре, административном совете , педагогическом совете школы, общегородском семинаре учителей истории.
По результатам экспериментальной работы
- Оформлена Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный образовательный комплекс- « Живой урок».
Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор».
Транслировались передачи по региональному телевидению, Тюменскому телевидению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"
Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...
Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»
Актуальностьпроекта заключается в формировании ИКТ-компетентностей обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/13/picture-25413-1544708491.jpg)
Создание информационной среды в образовательном учреждении
Информационно-образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима пол...
Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 6 классов с использованием Электронного Образовательного Комплекса "Живой урок"
Аннотацияк рабочей программе по истории для 6 класса Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-417064-1423939225.jpg)
Новые формы обучения учебных дисциплин с использованием Электронного образовательного комплекса «Живой урок»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873813-1483968262.jpg)
Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики
Выступление на ГМО учителей математики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760501-1456294814.jpg)
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....