Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса на 2019 - 2020 учебный год. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_-_5_klass.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения предметов гуманитарного цикла «____» _______2012 г. протокол №______ от ______________ | Утверждено директор МБОУ СОШ №11 г. Липецка _____________ В.Н.Игнатов. приказ №_____от__________________ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 5 класса на 2012-2013 учебный год
учителя истории и обществознания Самсоновой О.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей:
- Развитие личности ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях
между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной
психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного
получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
(включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год
- Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
- Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Введение в обществознание 5 класс.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008
- Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
В соответствии с учебным планом данная программа рассчитана на 34 часа в год, в расчете 1 час в неделю.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата);
- Владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
- сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
- типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
- ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей,
- в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной
- жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
- зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Курс 5 класса является началом курса «Обществознание», который учащиеся не изучали в начальной школе. При разработке содержания и основ методики курса для пятиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе.
В результате обучения в начальной школе дети к моменту перехода в среднее звено должны владеть следующими умениями и навыками:
— воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы, населяющие Россию; перечислять права ребенка;
— различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро — зло, трудолюбие — леность, красиво — некрасиво); государственную символику современной России;
— приводить примеры исторических и культурных памятников страны, достопримечательностей родного края, государственных праздников Российской Федерации;
— решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком;
— находить на исторической и современной картах России территорию государства, крупные города, места исторических событий; рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей
учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Содержание рабочей программы
Раздел 1.- Развитие общества
Глава 1. Человек и человечество - Происхождение и развитие человека. Ускорение прогресса. Возрастные изменения человека. Человечество как сумма поколений. Поколение вещей.
Глава 2. Исторические ступеньки развития общества.- Первая ступень: охота и собирательство. Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие. Возникновение ранних государств. Современное общество.
Основные понятия: общество, человек, поколение, предки, современники, охота и собирательство, скотоводство и земледелие, государство, культурное наследие, детство, юность, зрелость, старость, подросток, технический прогресс, социальный прогресс.
Раздел 2. – Ребенок в обществе
Глава 3. Ребенок в семье.- Что такое детство. Отношение взрослых к детям. Воспитание детей. Взаимоотношения с родителями. Методы родительского контроля и руководства. Ровесники и родители. Влияние родителей на самооценку подростка.
Глава 4. Ребенок в школе. - История школьного обучения. Современная школа. Школьные проблемы. Друзья и ровесники. Товарищи и современники
Основные понятия: взаимодействия с родителями, отношение взрослых к детям, методы родительского контроля и руководства, самооценка, напряженность отношений, обучение, образование, риторика, философия, современная школа, друзья и ровесники, товарищи, современники.
Учебно – тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
1 | Введение | 1 | С. 5 – 7 |
Раздел 1. Развитие и общества – 12 часов | |||
Глава 1. Человек и человечество – 6 часов | |||
2 | Происхождение и развитие человека. | 1 | §1 |
3 | Ускорение прогресса. | 1 | §2 |
4 | Возрастные изменения человека | 1 | §3 |
5 | Человечество как сумма поколений | 1 | §4 |
6 | Поколение вещей | 1 | §5 |
7 | Повторение | 1 | |
Глава 2. Исторические ступеньки развития общества. – 6 часов | |||
8 | Первая ступень: охота и собирательство | 1 | §6 |
9 - 10 | Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие. | 2 | §7 - 8 |
11 | Возникновение ранних государств | 1 | §9 |
12 | Современное общество | 1 | §10 |
13 | Повторение | 1 | |
Раздел 2. Ребенок в обществе – 20 часов | |||
Глава 3. Ребенок в семье. – 8 часов | |||
14 | Что такое детство. | 1 | §11 |
15 | Отношение взрослых к детям. | 1 | §12 |
16 | Воспитание детей. | 1 | §13 |
17 | Взаимоотношения с родителями. | 1 | §14 |
18 | Методы родительского контроля и руководства. | 1 | §15 |
19 | Ровесники и родители. | 1 | §16 |
20 | Влияние родителей на самооценку подростка | 1 | §17 |
21 | Повторение | 1 | |
Глава 4. Ребенок в школе. – 12 часов | |||
22 | История школьного обучения | 1 | §18 |
23 | Современная школа | 1 | §19 |
24 | Школьные проблемы | 1 | §20 |
25 | Друзья и ровесники | 1 | §21 |
26 | Товарищи и современники | 1 | §22 |
27 | Повторение | 1 | |
28 - 34 | Итоговое повторение | 6 |
Литература и средства обучения
- А. И. Кравченко «Обществознание. Программа курса. 5 классы». - М.: «Русское слово», 2008
- Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для
- класс. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
4.П о с о б и е д л я у ч а щ и х с я: Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
Календарно – тематический план
№ | Тема урока ( с указанием раздела) | Количество часов | Дата проведения урока | Дата фактического проведения урока | Причина корректировки календарно тематического планирования | «Согласованно» с заместителем директора по УВР (дата, подпись) |
1 | Введение | 1 | ||||
Раздел 1. Развитие и общества – 12 часов | ||||||
Глава 1. Человек и человечество – 6 часов | ||||||
2 | Происхождение и развитие человека. | 1 | ||||
3 | Ускорение прогресса. | 1 | ||||
4 | Возрастные изменения человека | 1 | ||||
5 | Человечество как сумма поколений | 1 | ||||
6 | Поколение вещей | 1 | ||||
7 | Повторение | 1 | ||||
Глава 2. Исторические ступеньки развития общества. – 6 часов | ||||||
8 | Первая ступень: охота и собирательство | 1 | ||||
9 | Вторая ступень: огородничество. Третья ступень: скотоводство и земледелие. | 2 | ||||
10 | Возникновение ранних государств | 1 | ||||
11 | Современное общество | 1 | ||||
12 | Повторение | 1 | ||||
Раздел 2. Ребенок в обществе – 20 часов | ||||||
Глава 3. Ребенок в семье. – 8 часов | ||||||
13 | Что такое детство. | 1 | ||||
14 | Отношение взрослых к детям. | 1 | ||||
15 | Воспитание детей. | 1 | ||||
16 | Взаимоотношения с родителями. | 1 | ||||
17 | Методы родительского контроля и руководства. | 1 | ||||
18 | Ровесники и родители. | 1 | ||||
19 | Влияние родителей на самооценку подростка | 1 | ||||
20 | Повторение | 1 | ||||
Глава 4. Ребенок в школе. – 12 часов | ||||||
21 | История школьного обучения | 1 | ||||
22 | Современная школа | 1 | ||||
23 | Школьные проблемы | 1 | ||||
24 | Друзья и ровесники | 1 | ||||
25 | Товарищи и современники | 1 | ||||
26 | Повторение | 1 | ||||
27 | Итоговое повторение | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа по литературе 7 класс на 2019/2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" на 2019 - 2020 учебный год
Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра. С помощью игр дети познают мир, приобретают новые навыки, учатся общаться с окружающими, работать в команде.Игры помогают с пользой организовать ...
Рабочая программа по Истории 10 класс ФГОС 2019-2020 учебный год
Учебно-методический комплексВсеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.История России, 10 класс.. Горинов М.М., ДаниловиА.А. в т...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 2019-2020 учебный год
Программа является приложением к АООП...
Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Рабочая программа по литературе 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвеще...
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2
Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями слуха...