Выборы в демократическом государстве.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.48 КБ
Файл vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.pptx734.25 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по  «обществознанию» (11 класс)

На тему: «Выборы в демократическом государстве»( слайд1)

Методические материалы:

 Презентация «Выборы в демократическом государстве»

Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений : профил. уровень/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2009.

Учебно-практическое оборудование

Проектор или интерактивная доска, компьютер, урна для голосования, избирательные кабины, бюллетени для голосования количество учащихся в классе и количество гостей, список класса-избирателей, протокол результатов выборов 3 экземпляра, таблички избирательная комиссия, наблюдатель, центральная избирательная комиссия, таблички с названием этапов выборов, магнитная доска, бэйджики «председатель избирательной комиссии», секретарь избирательной комиссии, члены избирательной комиссии, председатель Центральной избирательной комиссии.

Цель урока:  формировать доверие к институту выборов.

Задачи:

Образовательная: Показать значение  выборов в демократическом    

обществе.  Закрепить знания об избирательном праве. Показать этапы избирательной кампании, механизмы ее проведения.

Развивающая: Развивать умения обобщать, самостоятельно добывать и систематизировать знания, развивать навыки электоральной культуры.

Воспитательная:  Формировать чувство ответственности за свой выбор.  Готовится к роли  избирателя. Формировать свою гражданскую позицию.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока.

1.Организационный этап. Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(Слайд 2) Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

В чем заключается  смысл этой притчи?   Вопрос классу.

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с  тем  мы неумело пользуемся ее плодами.(слайд 3)

Сегодня на уроке мы попытаемся вспомнить как происходят выборы в демократическом государстве. Пройдем через все этапы избирательной компании. Нашей целью станет проведение выбора наилучшей избирательной системы для выборов в Государственную думу Российской Федерации.

3. Этап усвоения новых знаний: Процесс выборов проходит несколько этапов.  Какой этап выборов будет первым? Вопрос классу. Примерный ответ: ( слайд 4)Назначение выборов, определение даты голосования. А кто назначает дату голосования в РФ. Примерный ответ: Президент или ЦИК РФ. Как происходит определение даты голосования? (слайд 5)Примерный ответ учащегося: Назначение выборов происходит за 2,5-3 месяца до даты голосования, которая должна приходиться на выходной день, чаще всего воскресенье.

 Итак, сегодня я приму на себя роль председателя центральной избирательной комиссии и назначу наши выборы на 13 марта 2013 года.

Какой этап выборов будет следующим? (слайд 6) Вопрос классу. Примерный ответ учащихся: Образование избирательных округов и комиссий, составление списков избирателей. (слайд 7)По каким принципам происходит образование избирательных округов? Вопрос классу. Примерный ответ: Выборы в Гос. Думу и Президента РФ  проходят по единому избирательному округу. Хотя возможно деление территории субъектов РФ на части с примерно равным количеством избирателей. (слайд7)А как формируются списки избирателей? Вопрос классу. Примерный ответ: Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией (территориальной) на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

В них включаются граждане Российской Федерации, которые обладают на день голосования активным избирательным правом и проживают или временно находятся на территории конкретного избирательного участка либо имеют на руках открепительное удостоверение. Граждане включаются в список избирателей только на одном избирательном участке.

Вопрос классу- ( слайд8) с какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? Примерный ответ учащегося: 18 лет

В течение 20 дней до дня голосования каждый гражданин, обладающий избирательным правом, может ознакомиться со списком избирателей в участковой избирательной комиссии.

 Список избирателей уточняется на основании поступивших в участковую избирательную комиссию официальных документов уполномоченных органов, заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, сообщений избирателей об изменениях в сведениях избирателей. В связи с этим приглашаю избирателей прийти на свой избирательный участок для ознакомления и дополнительного уточнения своих персональных данных.

При выдаче открепительного удостоверения, а также на основании соответствующих официальных документов или их копий. Они приобщаются участковой избирательной комиссией к списку избирателей в случаях смерти, изменения места жительства из-за выезда за пределы территории избирательного участка, призыва на военную службу, признания недееспособным, отбывания наказания в местах лишения свободы, включения избирателя на другом избирательном участке.

На основании официальных документов член участковой избирательной комиссии вычеркивает данные об избирателе. При этом в списке делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии члена комиссии.

Итак, сформируем нашу избирательную комиссию. Председатель Избирательной комиссии – Шакиров Данил. Члены комиссии –Ульданова Ландыш, Александрова Юлия, Козлова Наташа, Сиразетдинов Рустем. Напомню, что избирательная комиссия это коллегиальный орган, на который возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов.

В нашем классе списки избирателей составлены на основе списка класса.  В него включены фамилии всех учащихся и гостей, желающих поучаствовать в выборах и предоставивших свои данные в избирательную комиссию.

Следующий этап в избирательном процессе – ( слайд 9) это выдвижение кандидатов.  Мы с вами уже определили  в цели нашего урока необходимость выбора оптимальной избирательной системы для выборов в Государственную Думу РФ. Какие избирательные системы вы знаете?(слайд 10) Вопрос классу . Примерный ответ учащегося: пропорциональная, мажоритарная, смешенная.

 На прошлом уроке вы получили задание подготовить агитационный материал по этим избирательным системам. Было бы сейчас логично зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии кандидатов. Для этого кандидат должен представить все необходимые документы в ЦИК, а также собрать необходимое количество подписей, подлинность которых будет проверена. Подписей должно быть не менее 5.

Учащимся дается небольшое количество времени для сбора подписей и предоставление документов в ЦИК.

Следующий этап выборов – Предвыборная агитация. Я предоставляю слово группам для проведения агитационной компании не более 5 минут: 3- представить избирательную систему, 2 ответить на вопросы избирателей. Уважаемые избиратели прошу вас быть активней.

Группа - мажоритарная система

Пропорциональная система

Смешенная система.

Итак, этап предвыборной агитации завершается. Следующий этап в избирательной компании это этап голосования. Накануне выборов вся агитации запрещена, наступает так называемый «день тишины». Для чего он нужен? вопрос классу. Примерный ответ: нужен обязательно, чтобы собраться с мыслями и никто не давил с экранов и прочих СМИ.

Прекратим агитацию и мы. Поговорим о таком понятии, связанном с выборами как абсентеизм. Что это такое и почему он так опасен? Вопрос классу. Примерный ответ: Абсентеизм это уклонение от участия в выборах.(слайд 11) Это может привести к параличу власти. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.(слайд 11)

Итак, следующий этап голосования (слайд 12)наступает 13 марта 2013 года - день голосования. Все избирательные участки будут работать строго отведенное время – с 8 часов до 20 часов. У нас это 3 минуты. Прошу вас сделать свой выбор, проголосовать.

Согласно статье 52 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. Затем председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Только после этого члены участковой избирательной комиссии приступают к подсчету голосов.

(Слайд 13)подсчет голосов и установление результатов выборов - поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется, прежде всего, число действительных голосов, то есть избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей.

Учащиеся, входящие в избирательную комиссию, проводят процедуру подсчета голосов. Гости и остальные учащиеся наблюдают за этой процедурой.

(слайд 14) Заключительным этапом выборов будет официальное опубликование результатов выборов в СМИ.

Учитель- председатель центральной избирательной комиссии, подводит итоги голосования, официально их обнародует.

Домашнее задание:  Повторить П.24,  написать эссе на тему: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (слайд 15)

ВЫБОРЫ избирательной системы

______________________________________________________дата выборов

Участковая избирательная комиссия

избирательного участка № ______

ПРОТОКОЛ

участковой избирательной комиссии об итогах голосования

(увеличенная форма)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК №

адрес помещения для голосования избирательного участка – область, район, город, район в городе, поселок, село, улица, дом

Участковая избирательная комиссия установила:

1

Число избирателей, внесенных в список  на момент окончания голосования

2

Число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией

3

Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в  день голосования

4

Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования

5

Число погашенных бюллетеней

6

Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования

7

Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

8

Число недействительных бюллетеней

9

Число действительных бюллетеней

Число утраченных избирательных бюллетеней

Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата

10

Мажоритарная система

11

Пропорциональная система

12

Смешанная система

Перечень жалоб, (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу:

Председатель участковой

избирательной комиссии

__________________________

фамилия, инициалы

_________________________

подпись либо причина отсутствия,

отметка об особом мнении

Заместитель председателя комиссии

Секретарь комиссии

Члены комиссии

М.П.         Протокол подписан «____» _________ 20__ года в _____ часов _____ минут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выборы в демократическом государстве повторительно-обобщающий урок в 11 классе Учитель истории и обществознания Мыльникова Наталья Николаевна

Слайд 2

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. В чем заключается смысл этой притчи?

Слайд 3

Тема урока: Выборы в демократическом государстве

Слайд 4

Какой этап выборов будет первым? Назначение выборов, определение даты голосования

Слайд 5

Кто назначает дату голосования в РФ? Как происходит определение даты голосования?

Слайд 6

Образование избирательных округов и комиссий, составление списков избирателей. Какой этап выборов будет следующим?

Слайд 7

как формируются списки избирателей? По каким принципам происходит образование избирательных округов?

Слайд 8

С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

Слайд 9

Следующий этап выборов- выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку кандидата Какие избирательные системы вы знаете?

Слайд 10

Избирательные системы: -Мажоритарная избирательная система -Пропорциональная избирательная система -Смешенная избирательная система

Слайд 11

Это может привести к параличу власти. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов Абсентеизм это уклонение от участия в выборах

Слайд 12

Голосование

Слайд 14

Подсчет голосов

Слайд 15

Заключительным этапом выборов будет официальное опубликование результатов выборов в СМИ

Слайд 16

Домашнее задание Повторить параграф 24, Написать эссе на тему: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Б.Шоу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....

Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...

Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"

Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, форм...

Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)

Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...