Выборы в демократическом государстве.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.48 КБ |
vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.pptx | 734.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по «обществознанию» (11 класс)
На тему: «Выборы в демократическом государстве»( слайд1)
Методические материалы:
Презентация «Выборы в демократическом государстве»
Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений : профил. уровень/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2009.
Учебно-практическое оборудование
Проектор или интерактивная доска, компьютер, урна для голосования, избирательные кабины, бюллетени для голосования количество учащихся в классе и количество гостей, список класса-избирателей, протокол результатов выборов 3 экземпляра, таблички избирательная комиссия, наблюдатель, центральная избирательная комиссия, таблички с названием этапов выборов, магнитная доска, бэйджики «председатель избирательной комиссии», секретарь избирательной комиссии, члены избирательной комиссии, председатель Центральной избирательной комиссии.
Цель урока: формировать доверие к институту выборов.
Задачи:
Образовательная: Показать значение выборов в демократическом
обществе. Закрепить знания об избирательном праве. Показать этапы избирательной кампании, механизмы ее проведения.
Развивающая: Развивать умения обобщать, самостоятельно добывать и систематизировать знания, развивать навыки электоральной культуры.
Воспитательная: Формировать чувство ответственности за свой выбор. Готовится к роли избирателя. Формировать свою гражданскую позицию.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока.
1.Организационный этап. Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
(Слайд 2) Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
В чем заключается смысл этой притчи? Вопрос классу.
Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами.(слайд 3)
Сегодня на уроке мы попытаемся вспомнить как происходят выборы в демократическом государстве. Пройдем через все этапы избирательной компании. Нашей целью станет проведение выбора наилучшей избирательной системы для выборов в Государственную думу Российской Федерации.
3. Этап усвоения новых знаний: Процесс выборов проходит несколько этапов. Какой этап выборов будет первым? Вопрос классу. Примерный ответ: ( слайд 4)Назначение выборов, определение даты голосования. А кто назначает дату голосования в РФ. Примерный ответ: Президент или ЦИК РФ. Как происходит определение даты голосования? (слайд 5)Примерный ответ учащегося: Назначение выборов происходит за 2,5-3 месяца до даты голосования, которая должна приходиться на выходной день, чаще всего воскресенье.
Итак, сегодня я приму на себя роль председателя центральной избирательной комиссии и назначу наши выборы на 13 марта 2013 года.
Какой этап выборов будет следующим? (слайд 6) Вопрос классу. Примерный ответ учащихся: Образование избирательных округов и комиссий, составление списков избирателей. (слайд 7)По каким принципам происходит образование избирательных округов? Вопрос классу. Примерный ответ: Выборы в Гос. Думу и Президента РФ проходят по единому избирательному округу. Хотя возможно деление территории субъектов РФ на части с примерно равным количеством избирателей. (слайд7)А как формируются списки избирателей? Вопрос классу. Примерный ответ: Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией (территориальной) на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.
В них включаются граждане Российской Федерации, которые обладают на день голосования активным избирательным правом и проживают или временно находятся на территории конкретного избирательного участка либо имеют на руках открепительное удостоверение. Граждане включаются в список избирателей только на одном избирательном участке.
Вопрос классу- ( слайд8) с какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? Примерный ответ учащегося: 18 лет
В течение 20 дней до дня голосования каждый гражданин, обладающий избирательным правом, может ознакомиться со списком избирателей в участковой избирательной комиссии.
Список избирателей уточняется на основании поступивших в участковую избирательную комиссию официальных документов уполномоченных органов, заявления избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, сообщений избирателей об изменениях в сведениях избирателей. В связи с этим приглашаю избирателей прийти на свой избирательный участок для ознакомления и дополнительного уточнения своих персональных данных.
При выдаче открепительного удостоверения, а также на основании соответствующих официальных документов или их копий. Они приобщаются участковой избирательной комиссией к списку избирателей в случаях смерти, изменения места жительства из-за выезда за пределы территории избирательного участка, призыва на военную службу, признания недееспособным, отбывания наказания в местах лишения свободы, включения избирателя на другом избирательном участке.
На основании официальных документов член участковой избирательной комиссии вычеркивает данные об избирателе. При этом в списке делается соответствующая отметка с указанием даты ее внесения, фамилии члена комиссии.
Итак, сформируем нашу избирательную комиссию. Председатель Избирательной комиссии – Шакиров Данил. Члены комиссии –Ульданова Ландыш, Александрова Юлия, Козлова Наташа, Сиразетдинов Рустем. Напомню, что избирательная комиссия это коллегиальный орган, на который возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов.
В нашем классе списки избирателей составлены на основе списка класса. В него включены фамилии всех учащихся и гостей, желающих поучаствовать в выборах и предоставивших свои данные в избирательную комиссию.
Следующий этап в избирательном процессе – ( слайд 9) это выдвижение кандидатов. Мы с вами уже определили в цели нашего урока необходимость выбора оптимальной избирательной системы для выборов в Государственную Думу РФ. Какие избирательные системы вы знаете?(слайд 10) Вопрос классу . Примерный ответ учащегося: пропорциональная, мажоритарная, смешенная.
На прошлом уроке вы получили задание подготовить агитационный материал по этим избирательным системам. Было бы сейчас логично зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии кандидатов. Для этого кандидат должен представить все необходимые документы в ЦИК, а также собрать необходимое количество подписей, подлинность которых будет проверена. Подписей должно быть не менее 5.
Учащимся дается небольшое количество времени для сбора подписей и предоставление документов в ЦИК.
Следующий этап выборов – Предвыборная агитация. Я предоставляю слово группам для проведения агитационной компании не более 5 минут: 3- представить избирательную систему, 2 ответить на вопросы избирателей. Уважаемые избиратели прошу вас быть активней.
Группа - мажоритарная система
Пропорциональная система
Смешенная система.
Итак, этап предвыборной агитации завершается. Следующий этап в избирательной компании это этап голосования. Накануне выборов вся агитации запрещена, наступает так называемый «день тишины». Для чего он нужен? вопрос классу. Примерный ответ: нужен обязательно, чтобы собраться с мыслями и никто не давил с экранов и прочих СМИ.
Прекратим агитацию и мы. Поговорим о таком понятии, связанном с выборами как абсентеизм. Что это такое и почему он так опасен? Вопрос классу. Примерный ответ: Абсентеизм это уклонение от участия в выборах.(слайд 11) Это может привести к параличу власти. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.(слайд 11)
Итак, следующий этап голосования (слайд 12)наступает 13 марта 2013 года - день голосования. Все избирательные участки будут работать строго отведенное время – с 8 часов до 20 часов. У нас это 3 минуты. Прошу вас сделать свой выбор, проголосовать.
Согласно статье 52 Закона «О выборах Президента Российской Федерации», перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. Затем председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Только после этого члены участковой избирательной комиссии приступают к подсчету голосов.
(Слайд 13)подсчет голосов и установление результатов выборов - поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется, прежде всего, число действительных голосов, то есть избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей.
Учащиеся, входящие в избирательную комиссию, проводят процедуру подсчета голосов. Гости и остальные учащиеся наблюдают за этой процедурой.
(слайд 14) Заключительным этапом выборов будет официальное опубликование результатов выборов в СМИ.
Учитель- председатель центральной избирательной комиссии, подводит итоги голосования, официально их обнародует.
Домашнее задание: Повторить П.24, написать эссе на тему: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (слайд 15)
ВЫБОРЫ избирательной системы
______________________________________________________дата выборов
Участковая избирательная комиссия
избирательного участка № ______
ПРОТОКОЛ
участковой избирательной комиссии об итогах голосования
(увеличенная форма)
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК №
адрес помещения для голосования избирательного участка – область, район, город, район в городе, поселок, село, улица, дом | ||||||
Участковая избирательная комиссия установила: | ||||||
1 | Число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования | |||||
2 | Число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией | |||||
3 | Число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования | |||||
4 | Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования | |||||
5 | Число погашенных бюллетеней | |||||
6 | Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования | |||||
7 | Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования | |||||
8 | Число недействительных бюллетеней | |||||
9 | Число действительных бюллетеней | |||||
9а | Число утраченных избирательных бюллетеней | |||||
9б | Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении | |||||
Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов | Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата | |||||
10 | Мажоритарная система | |||||
11 | Пропорциональная система | |||||
12 | Смешанная система | |||||
Перечень жалоб, (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу: | ||||||
Председатель участковой избирательной комиссии | __________________________ фамилия, инициалы | _________________________ подпись либо причина отсутствия, отметка об особом мнении | ||||
Заместитель председателя комиссии | ||||||
Секретарь комиссии | ||||||
Члены комиссии | ||||||
М.П. Протокол подписан «____» _________ 20__ года в _____ часов _____ минут
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. В чем заключается смысл этой притчи?
Тема урока: Выборы в демократическом государстве
Какой этап выборов будет первым? Назначение выборов, определение даты голосования
Кто назначает дату голосования в РФ? Как происходит определение даты голосования?
Образование избирательных округов и комиссий, составление списков избирателей. Какой этап выборов будет следующим?
как формируются списки избирателей? По каким принципам происходит образование избирательных округов?
С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
Следующий этап выборов- выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку кандидата Какие избирательные системы вы знаете?
Избирательные системы: -Мажоритарная избирательная система -Пропорциональная избирательная система -Смешенная избирательная система
Это может привести к параличу власти. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов Абсентеизм это уклонение от участия в выборах
Голосование
Подсчет голосов
Заключительным этапом выборов будет официальное опубликование результатов выборов в СМИ
Домашнее задание Повторить параграф 24, Написать эссе на тему: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Б.Шоу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".
Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"
Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....
Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...
Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"
Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, форм...
Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)
Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...