Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Методическая разработка урока
по обществознанию в 10 классе на тему:
Выборы в демократическом государстве.
Подготовила и провела:
учитель истории и
обществознания
Лукьянчикова Е.В.
2011/2012 учебный год.
Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010).
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать новые понятия по изучаемой теме;
- Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
- Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.
Развивающие:
- Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
- Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
- Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;
- Формировать активную гражданскую позицию.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.
Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
(Дж. Адамс).
Ход урока:
- Организационный момент.
Актуализация познавательной активности.
В тетради записывается тема урока (слайд 1)
Задание классу:
- Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).
- Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.
- Изучение новой темы.
- Что такое выборы. Типы избирательных систем.
Работа с документами:
- Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
- Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.
Проблемное задание:
- Всегда ли выборы являются демократическими?
- Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).
Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.
Типы выборов (слайд 3):
- По уровням власти:
- Федеральные;
- Региональные;
- Местные.
- По ветвям власти:
- В законодательные органы;
- В исполнительные органы;
- В судебные органы.
- Типы избирательных систем:
- Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);
- Пропорциональная (голосование за политические партии);
- Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).
- Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).
- Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.
Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
Проблемные вопросы к классу:
- Можно ли заставить человека голосовать?
- Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
- Нормы и принципы избирательного права.
Вопросы к классу:
- Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?
Работа с документами:
На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)
- Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
- Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.
- Подведение итогов работы.
До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:
По причинам органическим мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские, нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие юридических начал…
Вопросы к классу:
- Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?
- Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?
- Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
Заключительное задание:
Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.
( слайды 9-10)
Выводы по итогам занятия:
- Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.
- Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.
Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.
Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».
Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.
Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.
Используемая литература:
Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.
А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006
А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003
А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003
Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008
Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.rar | 677.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Методическая разработка урока
по обществознанию в 10 классе на тему:
Выборы в демократическом государстве.
Подготовила и провела:
учитель истории и
обществознания
Лукьянчикова Е.В.
2011/2012 учебный год
Урок по обществознанию в 10 классе.
Тема: «Выборы в демократическом государстве».
Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010).
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать новые понятия по изучаемой теме;
- Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
- Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.
Развивающие:
- Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
- Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
- Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;
- Формировать активную гражданскую позицию.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.
Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
(Дж. Адамс).
Ход урока:
- Организационный момент.
Актуализация познавательной активности.
В тетради записывается тема урока (слайд 1)
Задание классу:
- Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).
- Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.
- Изучение новой темы.
- Что такое выборы. Типы избирательных систем.
Работа с документами:
- Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
- Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.
Проблемное задание:
- Всегда ли выборы являются демократическими?
- Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).
Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.
Типы выборов (слайд 3):
- По уровням власти:
- Федеральные;
- Региональные;
- Местные.
- По ветвям власти:
- В законодательные органы;
- В исполнительные органы;
- В судебные органы.
- Типы избирательных систем:
- Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);
- Пропорциональная (голосование за политические партии);
- Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).
- Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).
- Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.
Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
Проблемные вопросы к классу:
- Можно ли заставить человека голосовать?
- Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
- Нормы и принципы избирательного права.
Вопросы к классу:
- Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?
Работа с документами:
На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)
- Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
- Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.
- Подведение итогов работы.
До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:
По причинам органическим мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские, нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие юридических начал…
Вопросы к классу:
- Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?
- Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?
- Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
Заключительное задание:
Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.
( слайды 9-10)
Выводы по итогам занятия:
- Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.
- Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.
Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.
Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».
Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.
Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.
Используемая литература:
Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.
А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006
А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003
А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003
Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008
Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".
Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"
Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....
Выборы в демократическом государстве.
Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень....
Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"
Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, форм...
Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)
Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»
Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...