Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Выборы в демократическом государстве.

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год.

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010).

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме;
  2. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
  3. Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  4. Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
  2. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
  3. Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;
  2. Формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия:  федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.

Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

(Дж. Адамс).

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Актуализация познавательной активности.

В тетради записывается тема урока (слайд 1)

Задание классу: 

  • Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).
  • Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.
  1. Изучение новой темы.
  1. Что такое выборы. Типы избирательных систем.

Работа с документами:

  • Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
  • Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

Проблемное задание:

  • Всегда ли выборы являются демократическими?
  • Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

Типы выборов (слайд 3):

  • По уровням власти:
  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные.
  • По ветвям власти:
  • В законодательные органы;
  • В исполнительные органы;
  • В судебные органы.
  • Типы избирательных систем:
  • Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);
  • Пропорциональная (голосование за политические партии);
  • Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).
  1. Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).
  2.  Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Проблемные вопросы к классу:

  • Можно ли заставить человека голосовать?
  • Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
  1. Нормы и принципы избирательного права.

Вопросы к классу:

  • Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?

Работа с документами:

На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)

  1. Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  2. Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
  3. Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.

  1. Подведение итогов работы.

До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к классу:

  • Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?
  • Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?
  •  Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» 

Заключительное задание:

Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.

( слайды 9-10)

Выводы по итогам занятия:

  • Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.
  • Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.

Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».

Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.

Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006

А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003

А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003

Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008

Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.rar677.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Выборы в демократическом государстве.

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Выборы в демократическом государстве».

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010).

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме;
  2. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
  3. Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  4. Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
  2. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
  3. Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;
  2. Формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия:  федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.

Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

(Дж. Адамс).

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Актуализация познавательной активности.

В тетради записывается тема урока (слайд 1)

Задание классу:  

  1. Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).
  2. Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.
  1. Изучение новой темы.
  1. Что такое выборы. Типы избирательных систем.

Работа с документами:

  1. Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;
  2. Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

Проблемное задание:

  1. Всегда ли выборы являются демократическими?
  2. Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

Типы выборов (слайд 3):

  1. По уровням власти:
  1. Федеральные;
  2. Региональные;
  3. Местные.
  1. По ветвям власти:
  1. В законодательные органы;
  2. В исполнительные органы;
  3. В судебные органы.
  1. Типы избирательных систем:
  1. Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);
  2. Пропорциональная (голосование за политические партии);
  3. Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).
  1. Голосование - проявление социальной ответственности (слайд 4).
  2.  Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Проблемные вопросы к классу:

  1. Можно ли заставить человека голосовать?
  2. Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
  1. Нормы и принципы избирательного права.

Вопросы к классу:

  1. Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?

Работа с документами:

На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)

  1. Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  2. Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
  3. Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.

  1. Подведение итогов работы.

До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б.Н.Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к классу:

  1. Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?
  2. Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?
  3.  Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  

Заключительное задание:

Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.

( слайды 9-10)

Выводы по итогам занятия:

  1. Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.
  2. Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.

Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».

Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.

Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006

А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003

А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003

Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008

Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по обществознанию "Выборы в демократическом государстве".

Данный тест был составлен к уроку обществознания в 11 классе. Проводился после изучения темы " Избирательное право Российской Федерации"....

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....

Выборы в демократическом государстве.

Разработка открытого урока в 11 классе. Профильный уровень....

Урок обществознания "Выборы в демократическом государстве"

Урок является комбинированным уроком-практикумом и рассчитан на учащихся 11 класса. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, форм...

Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)

Аннотация урокаДятленко Яна Игоревна, учитель обществознанияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 272 Адмиралтейского районаНоминация «Лучший урок», подноминация: ...

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...