Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Аннотация урока
Дятленко Яна Игоревна, учитель обществознания
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия 272 Адмиралтейского района
Номинация «Лучший урок», подноминация: «Лучший урок в предметной области «Общественно-научные предметы» (история, история и культура Санкт-Петербурга, обществознание, география)»
Класс: 7
Тема: Власть в демократическом государстве
(Тема относится к третьему разделу курса «Обществознание» в 7 классе, УМК О.Б.Соболевой)
Аннотация
Замысел урока – совместно с обучающимися доказать, что система разделения властей – обязательный признак демократического режима, а также условие обеспечения соблюдения прав и свобод человека.
Использовались технологии: критического мышления, элементы педагогической мастерской. На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической и эвристической работы, а также публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Цели урока:
обучающие
- Познакомить учащихся с системой разделения властей в демократическом государстве
развивающая – развитие логических мыслительных операций
воспитывающая – способствовать воспитанию познавательной активности, умению работать индивидуально и в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка представленного материала:
Предмет: обществознание. Класс: 7.
Тема: «Власть в демократическом государстве».
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Вид: урок –исследование. Время проведения: одинарный урок /1 ак.час/.
Цель: актуализация знаний обучающихся о государстве, изучение системы разделения властей в демократическом государстве, назначения каждой из ветвей власти.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование образовательных компетенций у обучающихся через актуализацию знаний, обобщение изученного по теме «Власть в демократическом государстве» и достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Овладение умениями правильно говорить и писать, участвовать в диалоге/полилоге, задавать вопросы, составлять монологические высказывания и письменные тексты.
Развивающие:
- Развитие умений работать с обществоведческим материалом, соединять теоретический материал с практической деятельностью.
- Развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде, осуществлять осознанный выбор материалов, текстов, заданий.
- Развитие навыков коммуникации в разных социальных ситуациях.
Воспитательные:
- Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, государству и гражданскому обществу.
Технологический инструментарий урока: технология критического мышления, многокритериальная оценка учебных действий обучающихся ,разноуровневое обучение и коллективное самообучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии, метод создания ситуации творческого поиска, создание проблемной ситуации.
Формы организации учебной деятельности /ФОУД/: Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.
Материалы и оборудование: интерактивная доска SMART ПО Notebook (SMART Technologies), информационно-акмеологические карты по количеству учащихся, таблица «Знаю - Хочу узнать – Узнал», карточки с текстами.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке: информационно – акмеологическая карта, содержащая задания, уровень мыслительной деятельности и критерии оценивания выполненных заданий /ИАК/.
Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | ФОУД* | Методы и приемы работы | Формируемые УУД | |||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, создаёт эмоционально-позитивный настрой на результативную познавательную деятельность. Проверяет готовность к уроку, комментирует содержание информационно-акмеологической карты ученика (далее ИАК). | Приветствуют учителя, высказывают пожелания друг другу и учителю, проверяют свою готовность к уроку, | Ф | Мотивационное приветствие | К.: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать. Р.: нацеливание на успешную деятельность. Л.: выражение положительного отношения к процессу познания | |||
Целеполагание. Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. | Мы с вами продолжаем изучение такого раздела обществознания как «Человек и государство». Вас сегодня много, и поэтому я не могу не поинтересоваться. Поднимите руки, кто из вас сегодня бы хотел писать контрольную? Кто бы предпочел выполнять задания в группах? И последний вопрос: кто настроен на продуктивную работу? Скажите, какие ваши права только что были реализованы? Теперь обратите внимание на экран и попробуйте догадаться, о чем говорят дети. /на экране – видео/ Ни одно государство не может существовать без нескольких признаков. Об одном из них мы с вами сегодня поговорим. Посмотрите на экран – мы видим фото трех человек, они такие разные. Но их объединяет то, что все они имеют …? /на экране – фото трех глав государств/ В каком государстве могут быть реализованы права, о которых мы говорили с вами в самом начале? Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? | Предполагаемый ответ: «Право на свободу слова, право на свободу мысли, право на собственное мнение». Предполагаемый ответ: о государстве Предполагаемый ответ: власть Предполагаемый ответ: в демократическом Формулируют тему урока «Власть в демократическом государстве». Цель: узнать о системе власти в демократическом государстве | Ф | целеполагание, беседа, использование интерактивной доски. | П:формулирование проблемы. К: учет различных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: постановка учебных задач на основе известного в изученной теме.
| |||
Актуализация знаний (стадия вызова). Повторение знаний по теме «Частица» | Проводит фронтальную диагностическую мини-беседу с письменным анкетированием обучающихся. Вопросы для анкеты и беседы: - Что вы знаете о государственной власти? Какие три ветви власти существуют в демократическом государстве? Какие функции у каждой из ветвей власти? Зачем нужны органы власти? Можно ли обойтись без какого-либо из них? | Отвечают на вопросы, делают выводы и заполняют первые две колонки таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» | Ф И | Фронтальная диагностическая мини-беседа, анкетирование обучающихся; таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал», использование интерактивной доски. | П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих уровень его знаний. Р: принятие и сохранение учебной задачи. Л: формирование границ собственного знания и «незнания»; | |||
Стадия осмысления. 1. Изучение нового учебного материала. Формирование понятия «ветви власти» | Выделите из второй колонки таблицы вопрос, на который вы хотели получить ответ на уроке. (Кто осуществляет власть в демократическом государстве?) И для начала подумаем, а нужна ли нам целая система власти? Пользуясь ПОПС-формулой, приведите аргументы «за» и «против» существования целой системы разделения властей. | Приводят по несколько обоснованию «за» и «против» по ПОПС-формуле. | Ф Г | Прием «ПОПС-формула»; использование интерактивной доски. | П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. | |||
Валеологическая пауза /проводят обучающиеся/ | ||||||||
2. Исследование Продуктивное использование полученных знаний на основе анализа текстового материала. | Предлагает обучающимся проанализировать тексты /ИАК, задание 1/, сформулировать ключевые вопросы. | В ИАК выполняют задание 1, формулируют вопросы, осуществляют самооценку. Сформулированные вопросы: : какие три ветви власти существуют? Какие функции осуществляет каждая из ветвей власти? Кто может осуществлять власть? | К И | Познавательные задачи на основе анализа языкового материала; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности, использование интерактивной доски. | П: осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; осмысление учебной проблемы; установление причинно-следственных связей. К: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстнИАКми и взрослыми; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи Р: волевая саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Л: формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки. | |||
Предлагает обучающимся найти ответ на первый вопрос, обратившись к тексту учебника | Читая текст учебника, отвечают на вопросы, выполняют исследовательские задания, осуществляют самооценку. | И | Прием «Смысловое чтение», Самостоятельная исследовательская работа; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности, использование интерактивной доски. | |||||
Предлагает обратиться к иллюстративному материалу Обратите внимание на первый слайд. Чем заняты эти люди? (на слайде- заголовок «Законодательная власть» и парламенты различных стран) Обратите внимание на второй слайд. Что входит в обязанности этих людей? (на слайде – заголовок «Исполнительная власть» и полиция+министры+премьер-министр) Обратите внимание на третий слайд. Что входит в функции судебной власти? (на слайде – заголовок «Судебная власть» и изображение Фемиды) | Предполагаемые ответы: издают законы, принимают законы, законодательной деятельностью Предполагаемые ответы: управление страной, обеспечение законности. Предполагаемые ответы: осуществляет правосудие | Ф И | Работа с иллюстративным материалом, познавательные задачи; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности. | |||||
Мы узнали, как устроена система власти в любом демократическом государстве. Давайте обратимся к нашему государству. Можем ли мы назвать РФ демократическим государством с точки зрения организации власти? Какой закон нам в этом поможет ответить на этот вопрос? | Предполагаемый ответ: Конституция РФ. | И Ф | познавательные задачи; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности, использование интерактивной доски. | |||||
Предлагает обучающимся ответить на вопросы и выполнить исследовательские задания, пользуясь текстом Конституции, подготовить устное сообщение по результатам работы в группе. /ИАК, задание 2/, Сегодня мы еще не поговорили об одной важной в каждом государстве фигуре. О какой? В любом демократическом государстве предполагается, что власть является выборной. Так, мы избираем Президента и депутатов Государственной Думы. Но каждый ли может быть кандидатом в Президенты? Ваши предположения? К нам пришло видеообращение от людей, которым отказали в их праве быть избранными в один из органов власти. Посмотрите видео и найдите ответ, почему же | В ИАК выполняют задание 2, отвечают на вопросы, выполняют исследовательские задания, готовят устное сообщение по результатам работы в группе, выступают с результатами работы, осуществляют самооценку. Предполагаемый ответ: о президенте. В процессе беседы приходят к выводу, что требования к кандидату в Президенты: гражданство РФ, возраст – от 35 лет, проживание на территории РФ не менее 10 лет. К депутатам Гос.Думы: гражданство РФ и 21 год. Смотрят видео, читают Конституцию, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: в Совет Федерации выборов не проводится | Г Ф Ф | ||||||
Рефлексия деятельности, подведение итогов. Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. | Проводит фронтальный опрос по основным вопросам темы /ИАК, задание 3/, предлагает составить кластер, сделать выводы, подвести итоги урока, обсудить и выставить оценки.
Теперь мы видим, что в РФ целая система государственных органов, они выполняют свои функции. Сейчас вы объединитесь в группы, получите незаконченное предложение «Право….важно, потому что» и в группах это предложение допишете, а затем разместите их на плакате Посмотрите на плакат. Он говорит нам о том, что все три ветви власти нужны. Но с первых же страниц (статья 3, пункт 1) конституция РФ гласит: «единственным источником власти в Российской Федерации является ее…» Как говорил Авраам Линкольн: Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа. А это значит, на ком лежит ответственность за будущее страны? | В ИАК выполняют задание 3, отвечают на вопросы, составляют схему, осуществляют самооценку. Дополняют предложения и размещают на доске. Предполагаемый ответ: на народе, населяющем государство | Ф | Фронтальный опрос, кластер «Власть в демократическом государстве», использование интерактивной доски. | П:структурирование знания. К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Р: оценивание усваиваемого содержания, обеспеченного сотрудничеством с учителем и сверстниками. Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | |||
Этап разъяснения и выбора ДЗ. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | Предлагает выбрать варианта домашнего задания: - Ответить на вопросы на стр.119 (учебник). - Написать мини-сочинение на тему «Сложно ли быть президентом?» | Осуществляют выбор домашнего задания. | И | Выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности. | Р: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
Информационно-акмеологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"
Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"
Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...
Методическая разработка урока обществознания по теме: "Семейное хозяйство", 5 класс.
Конспект урока, презентация, приложения, рабочий лист...
Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...
Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс
Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...