Методическая разработка по обществознанию на тему "Власть в демократическом государстве" (7 класс)
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Дятленко Яна Игоревна

Аннотация урока

Дятленко Яна Игоревна, учитель обществознания

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия 272 Адмиралтейского района

Номинация «Лучший урок», подноминация: «Лучший урок в предметной области «Общественно-научные предметы» (история, история и культура Санкт-Петербурга, обществознание, география)»

 

Класс: 7

Тема: Власть в демократическом государстве

(Тема относится к третьему разделу курса «Обществознание» в 7 классе, УМК О.Б.Соболевой)

Аннотация

Замысел урока – совместно с обучающимися доказать, что система разделения властей – обязательный признак демократического режима, а также условие обеспечения соблюдения прав   и свобод человека.

Использовались технологии: критического мышления, элементы педагогической мастерской. На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической  и эвристической работы, а также публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Цели урока:

обучающие

  •  Познакомить учащихся с системой разделения властей в демократическом государстве

развивающая – развитие логических мыслительных операций

воспитывающая – способствовать воспитанию познавательной активности, умению работать индивидуально и в команде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка представленного материала:

Предмет: обществознание.   Класс: 7.

Тема: «Власть в демократическом государстве».  

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  Вид: урок –исследование. Время проведения: одинарный урок /1 ак.час/.

Цель: актуализация знаний  обучающихся о государстве,  изучение системы разделения властей в демократическом государстве, назначения каждой из ветвей власти.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование образовательных компетенций у обучающихся через актуализацию знаний, обобщение изученного по теме «Власть в демократическом государстве» и достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
  • Овладение умениями правильно говорить и писать, участвовать в диалоге/полилоге, задавать вопросы, составлять монологические высказывания и письменные тексты.

Развивающие:

  • Развитие умений работать с обществоведческим материалом, соединять теоретический материал с практической деятельностью.
  • Развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  • Формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде, осуществлять осознанный  выбор материалов, текстов, заданий.
  • Развитие навыков коммуникации в разных социальных ситуациях.

Воспитательные:

  • Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, государству и гражданскому обществу.

Технологический инструментарий урока: технология критического мышления, многокритериальная оценка учебных  действий обучающихся ,разноуровневое обучение и коллективное самообучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии, метод создания ситуации творческого поиска, создание проблемной ситуации.

Формы организации учебной деятельности /ФОУД/: Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.

Материалы и оборудование:   интерактивная доска SMART ПО Notebook (SMART Technologies), информационно-акмеологические карты по количеству учащихся, таблица «Знаю -  Хочу узнать – Узнал», карточки с текстами.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке: информационно – акмеологическая карта,  содержащая задания, уровень мыслительной деятельности и критерии оценивания выполненных заданий /ИАК/.

Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

ФОУД*

Методы и приемы работы

Формируемые УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, создаёт

эмоционально-позитивный настрой  на результативную познавательную деятельность. Проверяет  готовность  к уроку, комментирует  содержание  информационно-акмеологической карты ученика (далее ИАК).

Приветствуют учителя, высказывают пожелания друг  другу и учителю, проверяют свою готовность к уроку,

Ф

Мотивационное приветствие

К.: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.

Р.: нацеливание на успешную деятельность.

Л.: выражение положительного отношения к процессу познания

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.

Мы с вами продолжаем изучение такого раздела обществознания как «Человек и государство». Вас сегодня много, и поэтому я не могу не поинтересоваться. Поднимите руки, кто из вас сегодня бы хотел писать контрольную? Кто бы предпочел выполнять задания в группах? И последний вопрос: кто настроен на продуктивную работу?  Скажите, какие ваши права только что были реализованы?

Теперь обратите внимание на экран и попробуйте догадаться, о чем говорят дети.

/на экране – видео/

Ни одно государство не может существовать без нескольких признаков. Об одном из них мы с вами сегодня поговорим. Посмотрите на экран – мы видим фото трех человек, они такие разные. Но их объединяет то, что все они имеют …?

/на экране – фото трех глав государств/

В каком государстве могут быть реализованы права, о которых мы говорили с вами в самом  начале?

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предполагаемый ответ: «Право на свободу слова, право на свободу мысли, право на собственное мнение».

Предполагаемый ответ: о государстве

Предполагаемый ответ: власть

Предполагаемый ответ: в демократическом

Формулируют тему урока «Власть в демократическом государстве». Цель: узнать о системе власти в демократическом государстве

Ф

целеполагание,  

беседа, использование интерактивной доски.

П:формулирование проблемы.

К: учет различных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Р: постановка учебных задач на основе известного в изученной теме.

 

Актуализация знаний (стадия вызова).

Повторение знаний по теме «Частица»

Проводит фронтальную  диагностическую мини-беседу с письменным анкетированием обучающихся. Вопросы для анкеты и беседы:

- Что вы знаете о государственной власти? Какие три ветви власти существуют в демократическом государстве? Какие функции у каждой из ветвей власти? Зачем нужны органы власти? Можно ли обойтись без какого-либо из них?

Отвечают на вопросы, делают выводы и заполняют первые две колонки таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Ф

И

Фронтальная диагностическая мини-беседа, анкетирование обучающихся; таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал»,  использование интерактивной доски.

П:осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих уровень его знаний.

Р:  принятие и сохранение учебной задачи.

Л:  формирование границ собственного знания и «незнания»;  

Стадия  осмысления.

1. Изучение нового учебного материала.

Формирование понятия «ветви власти»

Выделите из второй колонки таблицы  вопрос, на который вы хотели получить ответ на уроке.

 (Кто осуществляет власть в демократическом государстве?) 

И для начала подумаем, а нужна ли нам целая система власти? Пользуясь ПОПС-формулой, приведите аргументы «за» и «против» существования целой системы разделения властей.

Приводят по несколько обоснованию «за» и «против» по ПОПС-формуле.

Ф

Г

Прием «ПОПС-формула»;  использование интерактивной доски.

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К: адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Валеологическая пауза /проводят обучающиеся/

2. Исследование

Продуктивное использование полученных знаний на основе анализа текстового материала.

Предлагает обучающимся проанализировать тексты /ИАК, задание 1/, сформулировать  ключевые вопросы.  

В ИАК выполняют задание 1, формулируют вопросы, осуществляют самооценку.

Сформулированные вопросы: : какие три ветви власти существуют? Какие функции осуществляет каждая из ветвей власти?

Кто может осуществлять власть?

К

И

Познавательные задачи на основе анализа языкового материала;   выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности,  использование интерактивной доски.

П: осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

осмысление учебной проблемы;  установление причинно-следственных связей.

К: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстнИАКми и взрослыми;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи

Р: волевая саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии;  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Л:  формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование

самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.

Предлагает обучающимся найти ответ на первый вопрос, обратившись к тексту учебника

Читая текст учебника, отвечают на вопросы, выполняют исследовательские задания, осуществляют самооценку.

И

Прием «Смысловое чтение», Самостоятельная исследовательская работа; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности,  использование интерактивной доски.

Предлагает обратиться к иллюстративному материалу

Обратите внимание на первый слайд. Чем заняты эти люди?

 (на слайде- заголовок «Законодательная власть» и  парламенты различных стран)

Обратите внимание  на второй слайд. Что входит в обязанности этих людей?  

(на слайде – заголовок «Исполнительная власть» и полиция+министры+премьер-министр)

Обратите внимание  на третий слайд. Что входит в функции судебной власти?

(на слайде – заголовок «Судебная власть» и изображение Фемиды)

Предполагаемые ответы: издают законы, принимают законы, законодательной деятельностью

Предполагаемые ответы: управление страной, обеспечение законности.

Предполагаемые ответы: осуществляет правосудие

Ф

И

 Работа с иллюстративным материалом,

познавательные задачи; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности.

Мы узнали, как устроена система власти в любом демократическом государстве. Давайте обратимся к нашему государству. Можем ли мы назвать РФ демократическим государством с точки зрения организации власти?  Какой закон нам в этом поможет ответить на этот вопрос?

Предполагаемый ответ: Конституция РФ.

И

Ф

 познавательные задачи; выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности,  использование интерактивной доски.

Предлагает обучающимся  ответить  на вопросы и выполнить исследовательские задания, пользуясь текстом Конституции, подготовить устное сообщение по результатам работы в группе. /ИАК, задание 2/,  

Сегодня мы еще не поговорили об одной важной в каждом государстве фигуре. О какой?

В любом демократическом государстве предполагается, что власть является выборной. Так, мы избираем Президента и депутатов Государственной Думы.  Но каждый ли может быть кандидатом в Президенты? Ваши предположения?

К нам пришло видеообращение от людей, которым отказали в их праве быть избранными в один из органов власти. Посмотрите видео и найдите ответ, почему же

В ИАК выполняют задание 2, отвечают на вопросы, выполняют исследовательские задания, готовят устное сообщение по результатам работы в группе, выступают с результатами работы, осуществляют самооценку.

Предполагаемый ответ: о президенте.

В процессе беседы приходят к выводу, что требования к кандидату в Президенты: гражданство РФ, возраст – от 35 лет, проживание на территории РФ не менее 10 лет. К депутатам Гос.Думы: гражданство РФ и 21 год.

Смотрят видео, читают Конституцию, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: в Совет Федерации выборов не проводится

Г

Ф

Ф

 Рефлексия деятельности, подведение итогов.

Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Проводит фронтальный опрос по основным вопросам темы /ИАК, задание 3/, предлагает составить кластер, сделать выводы, подвести итоги урока, обсудить и выставить оценки.

     

Теперь мы видим, что в РФ целая система государственных органов, они выполняют свои функции. Сейчас вы объединитесь в группы,  получите незаконченное предложение «Право….важно, потому что» и в группах это предложение допишете, а затем разместите их на плакате

Посмотрите на плакат. Он говорит нам о том, что все три ветви власти нужны. Но с первых же страниц  (статья 3, пункт 1) конституция РФ гласит:   «единственным источником власти в Российской Федерации является ее…»

Как говорил Авраам Линкольн: Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа.

А это значит, на ком лежит ответственность за будущее страны?

В ИАК выполняют задание 3,  отвечают на вопросы, составляют схему, осуществляют самооценку.

Дополняют предложения и размещают на доске.

Предполагаемый ответ: на народе, населяющем государство

Ф

Фронтальный опрос, кластер «Власть в демократическом государстве»,  использование интерактивной доски.

П:структурирование знания.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Р: оценивание усваиваемого содержания, обеспеченного сотрудничеством с учителем и сверстниками.

Л:  формирование

самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Этап разъяснения и выбора ДЗ.

Обеспечение понимания  цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

Предлагает выбрать  варианта домашнего задания:

- Ответить на вопросы на стр.119  (учебник).

- Написать мини-сочинение на тему «Сложно ли быть президентом?»

Осуществляют выбор домашнего задания.

И

Выбор обучающимися задания и уровня мыслительной деятельности.          

Р:  нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

Информационно-акмеологическая карта урока

ЗЗадания, №

Уровень и критерии задания

Выполнение

задания

Само

оценка

1

Формулирование проблемных вопросов

Ниже вы можете прочитать фрагменты разговора, случайно подслушанного на улице. Какой вопрос формулируется в каждом фрагменте?

«…На днях читал Монтескьё. Среди его страданий по Просвещенному человеку распознал что-то про ветки и власть. Может, ветви власти. Кажется, их три. Но потом он опять писал по-французски, и я так и не понял, о каких ветвях речь?»

«Вчера смотрел новости.  Там про какой-то закон говорили, как передавали из органов власти по очереди. Что-то обсуждают, делают. А чем занимается каждый из них – непонятно…»

«Вот все говорят про выборы. Говорят, кто угодно может избирать и быть избранным. Вчера подумал, что, наверное, я не избранный. Пришел регистрироваться как кандидат – а мне отказали. Почему-то не могу я осуществлять власть. А кто тогда может?...»

Преобразующий.

Критерии: 1.Грамотная устная речь. 2.Грамотное использование терминологии. 3.Умение анализировать текст. 4. Умение делать выводы. 5.Объем и глубина знаний по теме.

2

Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий

Конституция Российской Федерации

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 95 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Статья 110 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.Задания для «поиска»: 1.Внимательно прочитайте текст Конституции 2.Назовите ветви власти, названные в тексте Конституции 3.Перечислите органы власти, названные в Конституции 4.Соотнесите орган власти РФ и ветвь власти в любом демократическом государстве.

Преобразующий.

Критерии: 1.Грамотная устная речь. 2.Грамотное использование терминологии. 3.Умение анализировать текст. 4. Умение делать выводы.

5.Самостоятельность суждений.

Преобразующий.

Критерии: 1.Грамотная устная речь.

2.Грамотное использование терминологии.

3.Умение анализировать текст. 4. Умение делать выводы.

5.Самостоятельность суждений.

7

Фронтальный опрос: 1.Какие ветви власти есть в любом демократическом государстве? 2.Какие функции у каждой из ветвей власти? 3.Какие органы власти есть в Российской Федерации? 4.Какие органы власти выполняют функции исполнительной, законодательной и судебной властей? 5.Нужна ли в демократическом государстве сложная система разделения властей?

Записываем выводы.

Алгоритмический.

Критерии формулируют сами обучающиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию на тему"Россия - демократическое государство"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-9 классов. Тема "Россия - демократическое государство"Игровая форма....

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"

Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...