Урок 6 класс "Строение семени" (к учебнику Сонина)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Слушатели курсов по биологии:
Вологда
2013
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Тема урока «Строение семян»
6 класс.
УМК
- Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2010 (авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
- Учебник: Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2013
- Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Живой организм. 6 класс»/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013
Оборудование
Оптимальный вариант: семена фасоли и пшеницы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, электронный учебник для 6 класса линии «Навигатор» Сонина Н.И., электронные образовательные ресурсы по теме http://fcior.edu.ru/, презентация
Минимум: фотографии и рисунки органов растений и животных
Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы:
Место урока
Урок №19 в разделе 1 «Строение живых организмов».
Предыдущие уроки: «Органы цветкового растения. Цветок. Плод»
Следующие уроки: «Основные системы органов животных»
Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся. |
Строение семян Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений Лабораторные и практические работы Строение семян | Определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений. |
Предметные результаты обучения (для раздела) | Метапредметные результаты обучения (для раздела) |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны уметь:
|
Цель урока: обеспечение осмысления и первичного закрепление знаний о строении семян двудольных и однодольных растений.
Задачи урока
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания
- о строении семян,
- однодольных растениях,
- двудольных растениях.
Сформировать умения
- описывать внешнее строение семени,
- определять и называть части семени,
- выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений,
- называть и объяснять функции корня,
- на основе строения корневой системы определять принадлежность растения к классу однодольных или двудольных.
3. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
4. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
- вызвать удивление уникальностью строения семян
- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о семенах для выращивания культурных растений.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Содержание деятельности
Ход урока ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом, возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут) | |||
1.1.Формулировка темы урока У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и корень Как вы думаете, о чем будет идти речь? - О семени растения Рисунки или фото семян Что вы знаете о семени? - Обычно находятся в плоде - Они разных размеров - Они разной окраски - Они разной формы и т.п. Удивительно, вы знаете о семени многое. А может быть, все-таки нет? Посмотрите на семена (фото или слайд). Я считаю, что термин «корень» в данном случае неудачен и использовать его нельзя. Почему? - У растений много разных семян. Вариант 1. Как можно сформулировать тему урока? Вариант 2. На доске записана тема («Строении семян»). Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание. Озвучивается ответ каждой группы. Варианты: «Типы семян», «семена разных растений», |
|
| Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные общеучебные:
|
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели Итак, мы изучаем семена. Предположим, вы хотите узнать о семени абсолютно все. Вариант 1. Какие результаты необходимо для этого получить к концу урока? Вариант 2. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок? Вариант 3. Что вы хотели бы узнать о семени? Чему научиться?
Возможны различные формулировки целей обучающимися. Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем (ключевые понятия: строение – функции, знать – уметь). Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну») Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?
Запишите на полях еще одну цель (цель+) лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами. «На протяжении урока я…» Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д. |
|
| |
Примечание 1. Цель формулируется обучающимися на каждом уроке как индивидуальная цель, связанная с формированием той или иной группы УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. На заключительном этапе урока происходит самостоятельный анализ успешности ее выполнения. Данный прием способствует:
|
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут) | |||||||||||||||
2.1. Элемент содержания «Строение семян» Практическая работа. У каждой группы на столе гербарный экземпляр растения или живое растение с четко выраженной стержневой корневой системой. Учебник закрыт. Задание в группах (3 минуты).
- Крупное, гладкое, сухое, с одной стороны вогнутое, а с другой выпуклое.
- Придумать названия или найти.
Демонстрация рисунка или слайда семени Фронтально. К какому типу семян можно отнести? В чем состоит затруднение? - Мы пока не знакомы с внутренним строением семян. Найдите в учебнике информацию о том, как устроено семя фасоли. Выскажите предположение, почему они так называются? - зародыш – маленькое будущее растение -семядоли – первые листья зародыша. Пользуясь информацией из учебника, запишите в тетрадь определение зародыша и семядолей. В учебнике четких определений нет, необходимо проанализировать текст и выбрать информацию (см. Приложение 1). Проверка – фронтально или в группах. Задание в группах (4 минуты). Изобразите схематичный рисунок семени фасоли, которого изучили, подпишите названия частей. Условие: рисунок необходимо выполнить за одну минуту + одна минута на подписи. Для этого обсудите, какие детали обязательно должны быть на рисунке, а какие могут отсутствовать (вспомните определение схематического рисунка). Оставьте место, название рисунку мы дадим чуть позже. Рисунки выполняются индивидуально в тетрадях. Один человек в группе следит за временем. |
|
| Познавательные общеучебные:
логические:
Коммуникативные:
Регулятивные:
| ||||||||||||
2.2. Элемент содержания «Строение семян» Практическая работа (продолжение). Рассмотрим семена пшеницы. Вариант 1. У каждой группы на столе натуральные объекты или фото 10-15 штук). Вариант 2. Учащимся демонстрируются слайды (возможно использование электронного приложения к учебнику www.drofa.ru, коллекции ЭОР http://fcior.edu.ru/ либо презентаций, созданных самим учителем). Какие вопросы /идеи у вас возникли? Задание в группах (3 минуты)
Обучающиеся делят гербарии или фото на две группы: семена с двумя семядолями и семена с одной семядолей, выделяя основной признак – наличие количества семядолей в семени. Итак, основным признаком при выделении типов семян является наличие количества семядолей. Почему зерновка пшеницы относится к однодольным растениям? - потому что в зерновке пшеницы только одна семядоля (эта информация содержится в только что прочитанном тексте) Целесообразно продемонстрировать на слайде или таблице (электронный учебник «Навигатор»), на слайдах, с помощью ЭОР http://fcior.edu.ru/ . Задание индивидуально. Сделайте схематический рисунок строения зерновки пшеницы, подпишите его основные части. Как можно назвать первый и второй рисунок? - Двудольные семена. Однодольные семена. Записать названия рисунков в тетради. На данном этапе урока в каждой группе на столах гербарии растений: со однодольных и двудольных. В тетради – схематические рисунки с семенами фасоли и зерновки пшеницы. Задание в парах (2 минуты). Сравнить двудольные и однодольные. (Шпаргалка «Алгоритм сравнения» в мини-тетради «Я учусь..» - см. примечание 2) А теперь я попробую вас удивить. Учитель берет любой гербарий и называет, однодольным или двудольным является это растение. Вспомним материал прошлых уроков. Какие растения называются однодольными, а какие двудольными? Как я определила это, ведь на гербарном экземпляре нет семян. Где найти информацию? Обучающиеся с помощью текста учебника устанавливают взаимосвязь между строением корневой системы, жилкованием листа и семени растения (у однодольных обычно мочковатая дуговое или параллельное; у двудольных – стержневая, сетчатое). Теперь вы сами по типу корневой системы и жилкованию сможете определить, однодольное или двудольное растение перед вами. Практическая работа (продолжение). На столах у каждой группы набор гербарных экспонатов или фото растений. Возможно использование слайдов, ЭОР. Задание в группах (5 минут). Определить тип корневой системы и жилкования листьев растения, доказать свою точку зрения. Участники группы отвечают по очереди, в случае спорных моментов – обсуждают, приходят к единому мнению или обращаются за помощью к учителю. Полученную информацию каждый из участников группы вносит в таблицу (см. Приложение 1).
|
|
| |||||||||||||
2.3. Элемент содержания «Функции семян» Вернемся к целям урока. Какие цели на данном этапе оказались выполненными? Какую цель еще не достигли? Задание группам (3-5 минут).
У доски – группа, выполнившая первой. Как еще можно преобразовать этот текст? - В таблицу. Кто хочет сделать это самостоятельно дома? (дается индивидуальное домашнее задание). Задание индивидуально. Рядом с каждой функцией изобразить символический рисунок, который поможет вспомнить эту функцию. Кто хочет озвучить свои идеи? Итак, семя имеет определенное строение и выполняет определенные функции. Какие особенности строения семени позволяют ему работать успешно? |
|
|
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут) | |||
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока? - Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их. Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы. Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей. Вариант 1. Общий перечень в каждой группе Вариант 2. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает пути ее достижения. Озвучивают группы по очереди. Теперь необходимо оценить качество достижения результатов. Проверочная работа. Вариант 1. Задания с выбором верного ответа. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом. Вариант 2. В тексте с ошибками найти верные и неверные утверждения. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом. Вариант 3. Решение кроссворда. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом. Вариант 4. В парах. Первый рисует схематическое изображение двудольного семени, второй выделяет ее существенные особенности и подписывает части. Дает характеристику одной из функций семени по выбору партнера. Второй рисует однодольное семя, первый выделяет его существенные особенности, подписывает части. Дает характеристику одной из функций семени по выбору партнера. Проверка по тетради и обсуждение в паре. Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз? Запишите вторую часть домашнего задания (одно из трех заданий по выбору).
Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цел+, записанную в начале урока. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно. Оцените те показатели, которые перечислены ниже от 1 до 5 баллов. На оси или выше отметьте точкой каждую свою оценку, рядом с точками подпишите сокращенное обозначение названия (например, точка А – активность). Подумайте, что вам хотелось бы изменить? Отметьте стрелкой то, что можно изменить уже на следующем уроке.
Предполагается регулярное использование данного приема рефлексии наряду с другими. Это минимизирует затраты времени, поскольку инструкция уже будет знакома обучающимся. |
|
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Примечание. На заключительном этапе учителю целесообразно подвести свой итог: в нескольких предложениях резюмировать содержание урока, отметить основные результаты, поблагодарить за работу, создать позитивный настрой на следующий урок. Условия: лаконичность, оригинальность, демонстрация положительных эмоций. |
Приложение 1
Записи обучающихся в тетради
Строение семян (в скобках может быть записана тема урока, сформулированная самими учащимися)
Семя – это .
1. Виды корней.
Зародыш- это
Семядоли - это
2.
Двудольное семя | Однодольное семя |
Строение корневых систем у разных растений
Название растения | Тип корневой системы | Жилкование листа | Однодольное или двудольное растение |
Ярутка полевая | Стрежневая | Сетчатое | Двудольное |
Тимофеевка луговая | Мочковатая | Параллельное | Однодольное |
Лапчатка прямостоячая | Стрежневая | Сетчатое | Двудольное |
Бобы обыкновенные | Стрежневая | Сетчатое | Двудольное |
Ежа сборная | Мочковатая | Параллельное | Однодольное |
3. Функции семени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы по биологии к учебнику Сонина
программы по биологии...
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...
Тесты по биологии в 6-7 классах по учебникам Сонина Н.И. и Захарова В,Б,
Тесты по ботанике смогут выявить пробелы, закрепить материал, подготовиться к ЕГЭ...
Тесты по биологии в 6-7 классах по учебникам Сонина Н.И. и Захарова В,Б,
Тесты по ботанике смогут выявить пробелы, закрепить материал, подготовиться к ЕГЭ...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...
Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....