Урок 6 класс "Строение семени" (к учебнику Сонина)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ядренцева Ирина Эдуардовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_semyan.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»

Слушатели курсов по биологии:

Вологда

2013

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Строение семян»

6 класс.

УМК

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2010 (авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
  2. Учебник: Биология. Живой организм.  6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2013
  3. Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Живой организм. 6 класс»/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013

Оборудование

Оптимальный вариант: семена фасоли и пшеницы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, электронный учебник для 6 класса линии «Навигатор» Сонина Н.И., электронные образовательные ресурсы по теме http://fcior.edu.ru/, презентация

Минимум: фотографии и рисунки органов растений и животных

Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы:

Место урока

Урок №19 в разделе 1 «Строение живых организмов».

Предыдущие уроки: «Органы цветкового растения. Цветок. Плод»

Следующие уроки: «Основные системы органов животных»

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Строение семян Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений

Лабораторные и практические работы

Строение семян

Определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют  типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений.

Предметные результаты обучения (для раздела)

Метапредметные результаты  обучения (для раздела)

Учащиеся должны знать:

  • внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений
  • видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений

Учащиеся должны уметь:

  • различать и описывать органы цветковых растений
  • корневую систему растения на рисунках и гербарных экземплярах
  • объяснять связь особенностей строения органов растения со средой обитания
  • изучать органы растений в ходе лабораторных работ

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать изучаемые объекты
  • выделять существенные признаки объекта
  • сравнивать изучаемые объекты
  • классифицировать объекты
  • изучать объекты в ходе практической работы
  • находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую


Цель урока: обеспечение осмысления и первичного закрепление знаний о строении семян двудольных и однодольных растений.

Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о строении семян,
  • однодольных растениях,
  • двудольных растениях.

Сформировать умения

  • описывать внешнее строение семени,
  • определять и называть части семени,
  • выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений,
  • называть и объяснять функции корня,
  • на основе строения корневой системы определять принадлежность растения к классу однодольных или двудольных.

3. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

4. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
  • вызвать удивление уникальностью строения семян
  • сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о семенах для выращивания культурных растений.

Формы работы:  в парах, фронтальная, индивидуальная.


Содержание деятельности

Ход урока

ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом,

возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

1.1.Формулировка темы урока

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и корень

Как вы думаете, о чем будет идти речь?

- О семени растения

Рисунки или фото семян

Что вы знаете о семени?

- Обычно находятся в плоде

- Они разных размеров

- Они разной окраски

- Они разной формы и т.п.

Удивительно, вы знаете о семени многое. А может быть, все-таки нет? Посмотрите на семена (фото или слайд). Я считаю,  что термин «корень» в данном случае неудачен и использовать его нельзя. Почему?

- У растений много разных семян.

Вариант 1. Как можно сформулировать тему урока? 

Вариант 2. На доске записана тема («Строении семян»). 

 Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание.

Озвучивается ответ каждой группы.

Варианты: «Типы семян», «семена разных растений»,

  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о корне.
  • Вводит понятие «семя».
  • Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.
  • Создает ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями (понятие «семя») и результатами наблюдений (типы семян).
  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам

 

  • Определяют тему урока
  • Актуализируют свои знания  о семени
  • В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы

Регулятивные:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование
  • волевая саморегуляция

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели
  • моделирование
  • выбор оптимальных способов решения задач
  • умение строить речевое высказывание

1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели

Итак, мы изучаем семена. Предположим, вы хотите  узнать о семени абсолютно все.

Вариант 1. Какие  результаты необходимо для этого получить к концу урока?

Вариант 2. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

Вариант 3. Что вы хотели бы узнать о семени? Чему научиться?

  • Изучить строение семени.
  • Узнать все о строении семян
  • Узнать, какие функции  выполняет семя
  • Узнать, какие бывают семена и научиться отличать их друг от друга.

Возможны различные формулировки целей обучающимися.

Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем (ключевые понятия: строение – функции, знать – уметь).  Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»)

Какими способами будем достигать перечисленные вами  цели?

  • Рассматривать семена растений на натуральных объектах, рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.
  • Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины.
  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
  • Изучать новые понятия.
  • Задавать вопросы учителю.
  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

Запишите на полях еще одну цель (цель+) лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами. «На протяжении урока я…»

Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д.

  • Создает учебную ситуацию целеполагания.
  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
  • Структурирует предложенные формулировки.
  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей
  • Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели »

  • Формулируют цели урока
  • Предлагают пути их достижения

Примечание 1. Цель формулируется обучающимися на каждом уроке как индивидуальная цель, связанная с формированием той или иной группы УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. На заключительном этапе урока происходит самостоятельный анализ успешности ее выполнения. Данный прием способствует:

  • формированию самостоятельности при целеполагании,
  • формированию навыков целеполагания, связанного с метапредметными результатами обучения,
  • пониманию и принятию обучающимися индивидуальных особенностей учебной деятельности, а также различий в скорости и успешности формирования УУД


2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)

2.1. Элемент содержания «Строение семян»

Практическая работа.

У каждой группы на столе гербарный экземпляр растения или живое растение с четко выраженной стержневой корневой системой. Учебник закрыт.

Задание в группах (3 минуты).

  1. Перед вами семя растения…(назвать). Опишите его (2-3 предложения).

- Крупное, гладкое, сухое, с одной стороны вогнутое, а с другой выпуклое.

  1. Какие затруднения возникли  при описании? Как их преодолеть?

-  Придумать названия или найти.

  1. Предложите названия для внешнего строения семени
  2. Найдите в учебнике, какие термины предложили ученые. Объясните, почему использованы именно такие названия?

Демонстрация рисунка или слайда семени

Фронтально. К какому типу семян можно отнести?

В чем состоит затруднение?

- Мы пока не знакомы с внутренним строением семян.

Найдите в учебнике информацию о том, как устроено семя фасоли. Выскажите предположение, почему они так называются?

- зародыш – маленькое будущее растение

-семядоли – первые листья зародыша.

Пользуясь информацией из учебника, запишите в тетрадь  определение зародыша и семядолей.

В учебнике четких определений нет, необходимо проанализировать текст и выбрать информацию (см. Приложение 1). Проверка – фронтально или в группах.

Задание в группах (4 минуты). Изобразите схематичный рисунок семени фасоли, которого изучили, подпишите названия частей. Условие: рисунок необходимо выполнить за одну минуту + одна минута на подписи. Для этого обсудите, какие детали обязательно должны быть на рисунке, а какие могут отсутствовать (вспомните определение схематического рисунка).

Оставьте место, название рисунку мы дадим чуть позже.

Рисунки выполняются индивидуально в тетрадях. Один человек в группе следит за временем.

  • Создает учебную ситуацию, связанную с изучением корневой системы в процессе практической работы.
  • Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании семени и введении своих терминов для обозначения его частей.
  • Знакомит с понятиями «зародыш», «семядоли», «эндосперм».
  • Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения, для введения понятия «однодольные» и «двудольные».
  • Создает учебную ситуацию моделирования строения семени при выполнении схематического рисунка

 

  • Рассматривают корневую систему, анализируют ее строение, описывают существенные признаки.
  • Предлагают понятия для обозначения видов корней
  • Узнают и запоминают существующие понятия «зародыш», «семядоли», дают их определение
  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
  • Моделируют строение семени, делая схематический рисунок

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации
  • моделирование
  • умение строить речевое высказывание
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • смысловое чтение

логические:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • подведение под понятия
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательство

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

2.2. Элемент содержания «Строение семян»

Практическая работа (продолжение).

Рассмотрим семена пшеницы.

Вариант 1. У каждой группы на столе натуральные объекты или фото 10-15 штук).

Вариант 2. Учащимся демонстрируются слайды (возможно использование электронного приложения к учебнику www.drofa.ru, коллекции ЭОР http://fcior.edu.ru/ либо презентаций, созданных самим учителем).

Какие вопросы /идеи у вас возникли?

 Задание в группах (3 минуты)

  1. Разделите все увиденные вами семена на группы. По какому признаку вы производите это деление?
  2. Опишите типы семян.
  3. Найдите информацию о том, какие названия используются биологам (рисунок и текст  параграфа). Выскажите предположения, почему ученые выбрали именно эти названия.

 Обучающиеся  делят гербарии или фото на две группы: семена с двумя семядолями и семена с одной семядолей,  выделяя основной признак – наличие количества семядолей в семени.

Итак, основным признаком при выделении типов семян является наличие количества семядолей.

Почему зерновка пшеницы относится к однодольным растениям?

 - потому что в зерновке пшеницы только одна семядоля (эта информация содержится в только что прочитанном тексте)

Целесообразно продемонстрировать на слайде или таблице (электронный учебник «Навигатор»), на слайдах, с помощью ЭОР http://fcior.edu.ru/ .

Задание индивидуально. Сделайте схематический рисунок строения зерновки пшеницы, подпишите его основные части.

Как можно назвать первый и второй рисунок?

- Двудольные семена. Однодольные семена.

Записать названия рисунков в тетради.

На данном этапе урока в каждой группе на столах  гербарии  растений: со однодольных и двудольных. В тетради – схематические рисунки с семенами фасоли и зерновки пшеницы.

Задание в парах (2 минуты). Сравнить двудольные и однодольные.

(Шпаргалка «Алгоритм сравнения» в мини-тетради «Я учусь..» - см. примечание 2)

А теперь я попробую вас удивить.

Учитель берет любой гербарий и называет, однодольным или двудольным является это растение.

Вспомним материал прошлых уроков. Какие растения называются однодольными, а какие двудольными? Как я определила это, ведь на гербарном экземпляре нет семян.

Где найти информацию?

Обучающиеся с помощью текста учебника устанавливают взаимосвязь между строением корневой системы, жилкованием листа и семени растения (у однодольных обычно мочковатая дуговое или параллельное; у двудольных – стержневая, сетчатое).

Теперь вы сами по типу корневой системы и жилкованию сможете определить, однодольное или двудольное растение перед вами.

Практическая работа (продолжение).

На столах у каждой группы набор гербарных экспонатов или фото растений. Возможно использование слайдов, ЭОР.

Задание в группах (5 минут). Определить тип корневой системы и жилкования листьев  растения, доказать свою точку зрения.

Участники группы отвечают по очереди, в случае спорных моментов – обсуждают, приходят к единому мнению или обращаются за помощью к учителю.

Полученную информацию каждый из участников группы вносит в таблицу (см. Приложение 1).

Название растения

Тип корневой системы

Жилкование листа

Однодольное или двудольное растение

  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов семян и введения понятий «однодольные», «двудольные»
  • Создает учебную ситуацию моделирования строения семян при выполнении схематического рисунка
  • Формирует понимание связи между строением семени и типом растения
  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
  • Создает учебные ситуации для формирования умения определять типы семян, принадлежности растения к классу однодольные или двудольные
  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
  • Рассматривают семена, анализируют ее строение, описывают существенные признаки.
  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
  • Узнают и запоминают  понятия «однодольные», «двудольные», дают их определение
  • Моделируют строение семян, делая схематический рисунок
  • Сравнивают два типа смян
  • Учатся определять  тип семян и доказывать свою точку зрения
  • Учатся определять принадлежность растения к классу однодольных или двудольных
  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия

2.3. Элемент содержания «Функции семян»

Вернемся к целям урока. Какие цели на данном этапе оказались выполненными? Какую цель еще не достигли?

Задание группам (3-5 минут).

  1. Какие функции семян вам известны?
  2. Прочитайте текст о функциях семян.
  3. Преобразуйте этот текст в схему (см. Приложение 1)

У доски – группа, выполнившая первой.

Как еще можно преобразовать этот текст?

- В таблицу.

Кто хочет сделать это самостоятельно дома? (дается индивидуальное домашнее задание).

Задание индивидуально. Рядом с каждой функцией изобразить символический рисунок, который поможет вспомнить эту функцию.

Кто хочет озвучить свои идеи?

Итак, семя имеет определенное строение и выполняет определенные функции. Какие особенности строения семени позволяют ему работать успешно?

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)
  • Создает учебную ситуацию для ознакомления с функциями семени, установления связи между функциями и строением семян
  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
  • Создает условия для осознания уникальности строения семян
  • Осуществляют поиск информации и ее преобразование
  • Получают информацию о функциях семени, осознают и запоминают ее с помощью знаково-символических действий.
  • Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения и функций семян


3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.

Вариант 1. Общий перечень в каждой группе

Вариант 2. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает  пути ее достижения.

Озвучивают группы по очереди.

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.

Проверочная работа.

Вариант 1. Задания с выбором верного ответа. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Вариант 2. В тексте с ошибками найти верные и неверные утверждения. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Вариант 3. Решение кроссворда. Проверка индивидуально путем сравнения с образцом.

Вариант 4. В парах.

Первый рисует схематическое изображение двудольного семени, второй выделяет ее существенные особенности и подписывает части. Дает характеристику одной из функций семени по выбору партнера.

Второй рисует однодольное семя, первый выделяет его существенные особенности, подписывает части. Дает характеристику одной из функций семени по выбору партнера.

Проверка по тетради и обсуждение в паре.

Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?

Запишите вторую часть домашнего задания (одно из трех заданий по выбору).

  1. Найдите ответ на поставленный вопрос
  2. Выполните практическую работу (условия прорастания семян)

Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цел+, записанную в начале урока. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.

Оцените те показатели, которые перечислены ниже от 1 до 5 баллов. На оси или выше отметьте точкой каждую свою оценку, рядом с точками подпишите сокращенное обозначение   названия (например, точка А – активность). Подумайте, что вам хотелось бы изменить? Отметьте стрелкой то, что можно изменить уже на следующем уроке.

  • Моя активность на уроке (А)
  • Насколько мне  было интересно (И)
  • Насколько мне удалось выполнить цели, поставленные в начале урока вместе с классом (Ц)
  • Насколько мне удалось выполнить  «цель+» (Ц+)
  • Мое настроение (Н)

Предполагается регулярное использование данного приема рефлексии наряду с другими. Это минимизирует затраты времени, поскольку  инструкция уже будет знакома обучающимся.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.
  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений для выращивания культурных растений (в рамках выполнения домашнего задания и его обсуждения)

  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)
  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы
  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов
  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий
  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Примечание. На заключительном этапе учителю целесообразно подвести свой итог: в нескольких предложениях резюмировать содержание урока, отметить основные результаты, поблагодарить за работу, создать позитивный настрой на следующий урок. Условия: лаконичность, оригинальность, демонстрация положительных эмоций.


Приложение 1

Записи обучающихся в тетради

Строение семян (в скобках может быть записана тема урока, сформулированная самими учащимися)

Семя – это .

1. Виды корней.

Зародыш- это

Семядоли - это

2.

Двудольное семя

Однодольное семя

Строение корневых систем у  разных растений

Название растения

Тип корневой системы

Жилкование листа

Однодольное или двудольное растение

Ярутка полевая

Стрежневая

Сетчатое

Двудольное

Тимофеевка луговая

Мочковатая

Параллельное

Однодольное

Лапчатка прямостоячая

Стрежневая

Сетчатое

Двудольное

Бобы обыкновенные

Стрежневая

Сетчатое

Двудольное

Ежа сборная

Мочковатая

Параллельное

Однодольное

3. Функции семени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.

Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...

Тесты по биологии в 6-7 классах по учебникам Сонина Н.И. и Захарова В,Б,

Тесты по ботанике смогут выявить пробелы, закрепить материал, подготовиться к ЕГЭ...

Тесты по биологии в 6-7 классах по учебникам Сонина Н.И. и Захарова В,Б,

Тесты по ботанике смогут выявить пробелы, закрепить материал, подготовиться к ЕГЭ...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....