Теория к ГИА по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Клейменова Елена Валерьевна

В сжатом виде представлено содержание базовых понятий по обществознанию. Рекомендуется для заучивания. Способствует повышению качества знаний при выполнении части А и В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_sod_9.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Внимательно прочитать, разобраться и выучить!

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.

Общество в широком смысле – совокупность форм объединения людей, способы их взаимодействия.

Общество – динамическая система, потому что отдельные элементы взаимосвязаны и могут изменяться, развиваться.  Система – значит, состоит из элементов, целостность.

Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

Структура общества: социальная, экономическая, политическая, духовная сферы, или подсистемы общества.

3 типа общества:

- традиционное (аграрное) - низкая социальная мобильность, значительная роль религии, население занято в сельском хозяйстве, владелец ресурсов – государство, существует община, традиционная экономика.

- индустриальное – соц. мобильность возросла, велика роль науки, произошел промышленный переворот, население занято в сфере промышленности, частная собственность, рыночная экономика, стали поощряться индивидуальность и инициатива.

- постиндустриальное (информационное) – велика роль информации и инф. технологий, науки.

Общество может развиваться по 2 направлениям: прогресс (+) и регресс (-).

Эволюция – постепенные изменения, перемены. Быстрый переход к новому – революция. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры – реформа.

Глобальные проблемы человечества – проблемы, вставшие во 2/2 XX в. и создающие угрозу для существования человека. Терроризм, экологическая проблема, сырьевая, демографическая, войны и мира, бедности стран «третьего мира». ИХ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ усилиями НЕСКОЛЬКИХ стран, только всех вместе, и они ЗАТРАГИВАЮТ ВСЕ СТРАНЫ без исключения.

Человек – существо биосоциальное. Отличия от животных – творческая активность, способность преобразовывать окружающую среду, членораздельная речь, трудовая активность.

Индивид – совокупность внешних характеристик (цвет глаз, волос, рост и т.д.).

Индивидуальность – своеобразие природного и общественного в человеке.

Личность – социально значимые качества человека (помогает другим), только во взаимодействии с другими людьми можно проявить себя как личность.

Социализация – усвоение знаний и социальных ролей. Без нее человек не станет частью общества.

Потребность – нужда человека в чем-либо. Биологические – забота о потомстве, пища, одежда, вода, самосохранение, физическое развитие, здоровье. Социальные – потребность в общении, уважении, творческой реализации, образовании. Задатки – предрасположенность к деятельности, но развиваются в способности только в обществе, в процессе обучения. Т.е. задатки – основа способностей. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей зависит от природных предпосылок – задатков.

Виды деятельности: игра, труд, учеба, общение.

Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат.

Самопознание – процесс изучения своего «я», получение представлений о своих способностях, своей внешности. Может осуществляться в общении, игре, труде, требует специальных знаний и усилий. Человек в процессе самопознания сравнивает себя с другими и прислушивается к мнению людей.

Познание – стремление получить объективную информацию, истинное знание о предмете.

2 вида: Чувственное познание: ощущение (отражение в сознании человека отдельных сторон предмета), восприятие (отражение предмета в его целостности), представление (сохранение образа предмета даже без контакта с ним).

Рациональное: понятие, суждение, умозаключение.

Обыденное познание – получено в практической деятельности. Научное – является результатом целенаправленной деятельности. Искусство – в форме художественных образов.

Отличительная черта социального познания- совпадение объекта и субъекта познания, т.к. человек изучает человека.

Культура – все, созданное человеком; все виды производственной, общественной и духовной деятельности. «Культура» от лат. «способы обработки земли». Культура – вторая природа.

3 формы культуры: народная (фольклор), массовая (для всех, поп-культура), элитарная (для ценителей – классическая музыка).

Искусство - живопись, архитектура, скульптура, театр, литература, танцы, музыка и т.д. Характерна субъективность, чувственное отражение реальности, использование худ.образов.

Образование – процесс приобщения к ценностям человечества.

обязательно основное общее (9 классов).

11 классов – среднее (полное) общее.

Колледж, техникум – среднее специальное. Вуз – институт, академия, университет – высшее образование.

Школьное образование: начальное, основное, полное общее.

Экономика: два значения – как хозяйство – производство товаров и услуг; как наука – изучает, как действует экономика и отдельные процессы.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие потребности.

Для производства экономических благ требуются ресурсы, или факторы производства. Труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Доходы собственников ФП: труда – заработная плата, земля – рента, капитал – процент, предпр. способности – прибыль.

Главная проблема экономики – потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.

Три главных вопроса экономики: что производить? как производить? для кого производить?

В зависимости от того, как общество отвечает на эти вопросы, формируется определенный тип экономической системы: традиционная, командная (плановая, директивная), рыночная.

Традиционная – в основном натуральное хозяйство, все по традициям, рынок практически отсутствует, верховный собственник земли – государство.

Командная – СССР, гос-во определяет объемы производства, цены, распределяет товары и услуги, является собственником всех ресурсов.

Рыночная – основана на частной собственности, рыночных механизмах –законах спроса и предложения, гос-во вмешивается в экономику только в случае кризиса, регулирование состоит в определении правил рынка – лицензирование, правовая база.Эту систему правильнее называть смешанная, т.к. чисто рыночная экономика существовать не может.

Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товар изменяется в обратной зависимости от цены. Т.е. цена падает – спрос растет.

Закон предложения – предложение товара (желание продать его, количество продавцов данного товара) изменяется в прямой зависимости от цены (чем дороже товар, тем больше людей хотят его продавать).      

При взаимодействии спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие. Если товара больше, чем спрос на него – избыток товара. Если меньше, чем спрос – дефицит.

Гос. бюджет – план государственных расходов и доходов. Составляется правительством, принимается Федеральным собранием. Главный источник дохода – налоги.

Экономически активное население, или рабочая сила, включает занятых (в т.ч. фермеры, депутаты, студенты, школьники) и безработных. Домохозяйки не относятся к безработным, т.к. не ищут работу. Они – незанятые.

Главная цель фирмы – прибыль. Она = выручке минус издержки производства.

Издержки бывают постоянные (не зависят от объемов производства – аренда офиса фирмы, зарплата управляющего персонала, оплата стационарных телефонов) и переменные (зависят от того, сколько фирма производит – траты на сырье, топливные расходы, зарплата рабочих).

По другому критерию издержки делятся на внешние (когда ресурсы взяты в аренду или куплены у другого лица) и внутренние (например, офис фирмы принадлежит владельцу, и он за него не платит. А мог бы сдать в аренду и, возможно, получить больше).

Право – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных в случае невыполнения силой государственного принуждения.

Право – совокупность нормативно-правовых актов. Самый главный – Основной закон страны – Конституция (принята на всенародном голосовании – референдуме – 12 декабря 1993 года). На втором месте – федеральные законы (их принимает Федеральное собрание). Все, что ниже закона, - подзаконные акты: Указы Президента, Постановления Правительства, Приказы и инструкции министерств.

Власть в РФ делится на три ветви:

- законодательная (представлена Федеральным собранием)

- исполнительная (правительство, состоит из министров)

- судебная (мировые судьи, районные и городские суды, областные, федеральные). Суды федерального значения: Верховный (высшая инстанция по уголовным, административным, семейным, гражданским правонарушениям), Высший арбитражный (экономические споры между юридическими лицами), Конституционный (проверяет все нормативно-правовые акты на соответствие Конституции, выносит комментарии по Основному закону).

Социальная группа – объединение людей по какому-либо признаку: профессия, возраст, происхождение, общие интересы. Группы формальные (их деятельность зафиксирована в документах) и неформальные (дворовая компания).

Социальный статус – положение человека в обществе. Определяется происхождением, уровнем дохода, власти, образования, включает пол.

Статус – 2 вида: достигаемый (надо приложить умственные усилия для достижения – инженер, водитель, военный, студент) и предписанный (биологические характеристики – пенсионер, 20 лет, женщина, мужчина).

Поведение человека в рамках социального статуса – социальная роль. Принятие роли носит личностную окраску. Например, соц. роль – учитель. Но один - строгий, другой – демократичный.

Разделение общества на социальные группы – социальная стратификация, т.к. группа, слой часто называется страта.

В Индии общество делилось на касты, в средние века и новое время – сословия, в СССР – на классы.

Маргиналы – люди промежуточного состояния (беженцы, переселенцы). Люмпены – социальное дно – бомжи, бродяги.

Переход человека из одной социальной группы в другую – социальная мобильность.

Горизонтальная – перемещение без изменения соц. статуса. Например, учитель перешел из одной школы в другую.

Вертикальная – повышение или снижение соц. статуса. Если повышение – восходящая вертикальная мобильность – был кадетом, стал командиром группы. Понижение – нисходящая вертикальная мобильность. Например, разжаловали военного.

Социальные нормы – правила поведения человека в обществе. Моральные – отражают представления о добре и зле. Правовые – установлены и поддерживаются государством.

Отклоняющееся поведение (девиантное) – нарушение социальных норм. Может быть и положительным (инженер оставался работать после окончания рабочего дня). Поэтому не всегда влечет наказание.

Социальный контроль – общество следит за выполнением соц. норм. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека со стороны общества – соц. санкция.

Санкции бывают формальные  и неформальные, отрицательные и положительные.

Человек сам может контролировать свое поведение путем самоконтроля.

Функции семьи – репродуктивная (воспроизводство), досуговая, социально-статусная, эмоциональная. Семья отличается от других социальных групп наличием кровного родства.

Виды семей: расширенные (3 поколения проживают вместе) и нуклеарные (родители +дети); патриархальные (мужчина – главный)  и партнерские.

Межнациональные отношения имеют две тенденции: интеграция (ЕС) и дифференциация (стремление изолироваться, отделиться, сепаратизм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.

Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён.       Акту...

Эссе по обществознанию. Теория и практика

Рекомендации по написанию эссе...

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика

Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...

Теория по теме "Познание". Обществознание. 9-11 класс.

Теоретический материал по обществознанию, тема "Познание". Поможет при подготовке уроков как учителям, так и обучающимся при подготовке к ГИА....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.Программа также может быть использована для расширения и углубления пр...