РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс
элективный курс по обществознанию (11 класс)

Терехова Инна Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_11_klass-_obshchestvo.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Коми‌‌ 

‌Муниципальный округ "Вуктыл" Республики Коми‌

МБОУ "СОШ № 2 им. Г.В. Кравченко" г. Вуктыл

Рассмотрено

на заседании  МО учителей истории и обществознания

Протокол № __от «___»_____2023

Согласовано

Заместитель директора по УМР________Куртубадзе Т. В.

«___»_____2023

Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл

_______________Воронина О. Е.

Приказ №__ от «___»_____2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной  деятельности

«Обществознание: теория и практика»

По предмету «обществознание» 11 класс

Направление: общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся: 11 класс

Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель истории и обществознания Терехова И. А.

2023, г. Вуктыл

Пояснительная записка

Актуальность и назначение программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным Приказом Минобрнауки  РФ от 17 мая  2012 г. №412 ( в ред. приказ Минобрнауки  РФ от 29.12.2014. №1645, от 12.08.2022 №732), на основе Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 в части содержания и требований к результатам освоения программы по обществознанию, Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл. Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся, а также ликвидировать возможные пробелы.

        Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам социальной направленности. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Педагогическая целесообразность  данной  программы  обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ по обществознанию.

Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, самостоятельная работа школьников. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности

      Знакомство  с теоретическим материалом,  анализ письменных источников по теме позволяют  формировать основы для научного исследования, активизировать познавательную деятельность  обучающихся.

             Цель:

 - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков;

- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;

 - подготовка к итоговой аттестации;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств;

- формирование  региональной и гражданской идентичности.  

           Задачи:

—  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую)  информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,   практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

—  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность, обеспечить не только  интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:

  • приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
  • высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
  • ориентации школьников на подчеркиваемую Рабочей программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований;
  • интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Рабочей программой воспитания.

Планируемые результаты

Предметными результатами освоения выпускниками школы содержания программы является:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

В сфере патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

В сфере эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление проявлять качества творческой личности.

В сфере физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.

В сфере экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

В сфере понимания ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
  • мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Метапредметные результаты

1. Овладение универсальными познавательными действиями

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • оценивать надежность информации;
  • эффективно систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

  • составлять план действий и определять способы решения;
  • владеть приемами самоконтроля;
  • вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.

Содержание курса

 

Тема 1. Человек и общество.

       Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

 

Тема 2. Человек и личность

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.

Тема 3. Сфера духовной культуры.

      Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 4. Экономика.

      Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 5. Социальная сфера

      Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.  Межнациональные отношения.

Тема 6. Сфера политики

     Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 7. Право.

        Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

                       

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-

во

часов

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение

1

Лекция

https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9

 Человек и общество.

3

Решение кейсов , семинар

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/ 

Человек и Личность.

3

Решение кейсов, мозговой штурм

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Сфера духовной культуры.

3

Решение кейсов, групповой мини-проект, этическая беседа

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Экономика

6

Решение кейсов, дискуссия, практикум, мозговой штурм

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Социальная сфера

5

Эвристическая беседа, решение кейсов, практикум

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Сфера политики

5

Решение кейсов, мини-проект, дискуссия,  дебаты

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Право

6

Эвристическая беседа, дебаты

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/tab/173765699-9

Решу ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/

Итоговое занятие

2

https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9

Всего

34

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Введение

1

Тема 1. Человек и общество.

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

3

Личность.

1

4

Межличностные отношения.

1

Тема 2. Человек и личность

5

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

6

Деятельность человека, ее основные формы

1

7

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.

1

Тема 3. Сфера духовной культуры.

8

 Сфера духовной культуры и ее особенности

1

9

 Наука и образование в жизни современного обществ

1

10

Религия, мораль и нравственность.

1

Тема 4. Экономика.

11

Экономика, ее роль в жизни общества.  

1

12

Ресурсы и потребности.

1

13

Производство и труд

1

14

Экономические системы и собственность.

1

15

Предпринимательство и его формы

1

16

Банковские услуги

1

Тема 5. Социальная сфера

17

Социальная структура общества.

1

18

Семья как малая группа.

1

19

Отклоняющееся поведение.

1

20

Социальный конфликт и пути его решения.  

1

21

Социальная структура общества.

1

Тема 6. Сфера политики

22

Роль политики в жизни общества. Власть

1

23

Государство и его признаки. Форма государства

1

24

Политический режим.

1

25

Участие граждан в политической жизни.  

1

26

Политические партии и движения, их роль в общественно жизни.

1

Тема 7. Право.

27

   Право, его роль в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации.

1

28

Правоохранительные органы. Судебная система. Правонарушения и юридическая ответственность.

1

29

Гражданские правоотношения. Административное право.

1

30

Семейные правоотношения.

1

31

Право на труд и трудовые правоотношения.

1

32

Уголовное право

1

33-34

Итоговое занятие

2

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по обществознанию. Теория и практика

Рекомендации по написанию эссе...

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика

Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс для учащихся 10-11 классов....

Элективный курс "Обществознание. Теория и практика"

Элективный курс "Обществознание . Теория и практика" направлен на повторение материала при подготовке к Единому Государственному Экзамену....