Теория по теме "Познание". Обществознание. 9-11 класс.
учебно-методический материал по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Теоретический материал по обществознанию, тема "Познание". Поможет при подготовке уроков как учителям, так и обучающимся при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_teoriya.docx | 89.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание (теория)
- Познание – это вид деятельности, целью которой является получение достоверной информации о природе, обществе, человеке. Познание как вид деятельности предполагает наличие субъекта познания (человек, социальная группа, общество в целом) и объекта познания (явления и предметы действительности, человек, общество).
В науке до сих пор идут споры о познаваемости мира. Можно выделить 3 направления в философской науке, по- разному трактующих познаваемость мира:
- агностицизм – философское направление, отрицающее возможность полного познания мира;
- скептицизм – философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;
- гностицизм – философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития науки , техники, методики познания.
Цель познания – получение знаний.
заблуждение
ЛОЖЬ
ИСТИНА
Примеры (аргументы эссе)
Заблуждение. В средние века люди верили, что Земля стоит на 3 китах….
- Истина.
Целью познавательной деятельности является получение истинного знания.
Истина бывает 2 видов (по критериям её полноты, завершённости):
- абсолютная – полное исчерпывающее знание о предмете (явлении), его свойствах.
Например, 2+2=4.
Это полное, неизменное знание, которое нельзя опровергнуть. Абсолютная истина неизменна.
- относительная – знание неполное, со временем может быть опровергнуто. Относительная истина изменчива.
В современной науке большинство истин относительных. С чем это связано?
- Сложность и изменчивость изучаемого мира; Например, температура кипения воды – 100 градусов. Это истина относительная, так как температура кипения зависит от атмосферного давления. Изменяется атмосферное давление, меняется температура кипения.
- Несовершенство возможностей человека, познающего субъекта. Например, наши глаза не настолько совершенны, чтобы увидеть и исследовать кольца Сатурна;
- Несовершенство техники и методов исследования. Например, сегодня наука пытается исследовать наночастицы, но возможности микроскопов не настолько велики, чтобы ярко увидеть их и исследовать.
Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.
И абсолютная и относительная истины – объективны, то есть не зависят от мнений и желаний людей.
ОБЩЕЕ
ОБЪЕКТИВНЫЕ
- Критерии истины.
- Практика
- Логическая непротиворечивость
- Соответствие фундаментальным научным законам
- Общественная полезность
- Аксиоматическая простота знания
- Мнение авторитетных учёных, специалистов.
Основным критерием истины является практика.
Три проявления роли практики в познании:
- Основа познания: именно во взаимодействии с внешним миром у людей складываются определённые представления о действительности, они начинают её познавать.
- Цель познания: знания необходимы человечеству в первую очередь для того, чтобы преобразовывать мир, улучшая условия жизни, совершенствуя общественные отношения.
- Критерий истины: мерило, то с помощью чего можно определить, соответствует ли наше знание предмету познания.
Практика – система активной материальной деятельности людей, которая направлена на преобразование окружающего мира и самого человека.
- УРОВНИ ПОЗНАНИЯ
ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Итак, в результате чувственного познания формируется ОБРАЗ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ, в результате рационального познания мы проникаем и познаём СУЩНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ.
Приведены критерии истинности познания, и примеры, их иллюстрирующие, допустим:
- проверка приобретенных знаний на практике; (например, ученые высказали предположение на основании письменных источников, что через Южный Урал проходил Великий шелковый торговый путь, истинность предположения была подтверждена археологическими раскопками);
- построение непротиворечивой, стройной системы доказательств истинности знания; (например, математиком Лобачевским была доказана и обоснована неэвклидова пространственная геометрия);
- аксиоматическая очевидность знания; (например, знание о том, что зимой холодно, выпадает снег, бывают сильные морозы).
- Виды знаний (познания).
Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:
- Обыденное. Основано на житейском опыте и народной мудрости. Это познание «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, а в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, каждый из нас узнал, что такое «горячо» прикоснувшись к чайнику не целенаправленно. Наиболее активно такое познание осуществляется в детском и юношеском возрасте.
- Мифологическое познание. Это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, повествующее в образной форме о сотворении мира, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и тоже не носит целенаправленный характер.
- Религиозное познание. Это познание с опорой на религиозные тексты, основано на вере в сверхъестественное. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным.
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает проверку и перепроверку истинных знаний.
- Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми. В самопознании субъект и объект совпадают: человек познаёт самого себя.
- Учебное познание. Учебное познание так же целенаправленное, как и научное, но его цель – получение знаний новых для отдельной личности, но уже известных учёным; могут различаться методы, которые использует ученик и учёный; ученик получает готовые знания, а учёные открывают новые знания.
- Паранаучное познание (ненаучное). Например, астрология, алхимия..
- Социальное познание. Этот вид познания имеет свои особенности:
- Совпадение субъекта и объекта познания. Мы люди – часть общества познаём общество. В этом заключается сложность социального познания.
- Субъективизм.
- Ограниченность опыта, эксперимента.
На социальное познание оказывает влияние:
- конкретно-исторические условия;
- особенности личности познающего субъекта;
- интересы различных групп.
6. Научное познание.
Основные признаки научного познания.
- Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками.
- Возможность логического доказательства, точность и однозначность. Это достигается использованием специального языка, в котором используются специальные понятия, символы и правила их употребления.
- Рациональность, наука – это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. ничего нелогического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру.
- Проверяемость. Если созданы условия, в которых получен какой-либо результат, то необходимо обязательно убедиться в его истинности. Если он подтверждается в естественных условиях, то принять это доказательство, если нет – опровергнуть.
- Объективность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться.
Научное познание.
УРОВНИ
МЕТОДЫ
Эмпирические методы:
- Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
- Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
- Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
- Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
- Описание
- Опыт.
- Социологический опрос.
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
- Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конан Дойлу.
- Индукция – движение от фактов к общему.
- Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
- Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
- Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).
- Выдвижение гипотезы (предположения).
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Тесты по обществознанию для 10 класса - теория познания
Тесты по теории познания по обществознанию для 10 класса...
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....
Теория для ОГЭ обществознание
Теория для ОГЭ обществознание...