Эссе по обществознанию. Теория и практика
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Копылова Ирина Михайловна

Рекомендации по написанию эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_obschestwoznaniju_.pptx147.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Копылова Ирина Михайловна Учитель обществознания и права ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ЭССЕ - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.(«Толковый словарь русского языка» Ожегова) - очерк , трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П.Крысина) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные.(Краткая литературная энциклопедия)

Слайд 3

Отличие эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен раскрыть смысл высказывания, представить и пояснить собственную позицию и обосновать ее, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта

Слайд 4

Критерии оценивания эссе № Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. 0 К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника Представлена и пояснена собственная позиция 1 Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. 0

Слайд 5

Критерии оценивания эссе № Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы . 3 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ при раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2

Слайд 6

Критерии оценивания эссе № Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация . 1 Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису . 0 Максимальный балл 5 NB Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям К2 и К3 в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Слайд 7

Структура эссэ

Слайд 8

1) проанализировать высказывание, уяснив его смысл; При выполнении предложенного задания по написанию мини-сочинения (эссе) необходимо : 2) выявить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему; 3) определить , какие теоретические понятия, термины, научные теории помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции; 4) сформулировать возникшие идеи и письменно оформить их; 5) проанализировать содержание написанного, проверить стиль и грамотность, композиционное построение, логичность и последовательность изложения. РАБОТА НАД эссе

Слайд 9

Подходы к написанию эссе Критерий Фразы для использования в эссе К1 Понимание смысла высказывания (1 балл) В своем высказывании автор имел ввиду, что… Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Смысл данного высказывания состоит в том, что… Автор обращает наше внимание на то, что… Мысль автора состоит в том, что… Добавить подтверждение актуальности поднятой проблемы К2 Формулировка собственной позиции (с пояснением!) (1 балл) С автором согласиться можно лишь частично, потому как… Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь… С одной стороны мы можем согласиться с автором, так как… Я абсолютно согласен (на) с автором, потому что… Мое мнение полностью совпадает с позицией автора, ведь мы знаем что… Позволю себе не согласиться с автором, потому что… Моя позиция отличается от позиции автора, так как…

Слайд 10

Подходы к написанию эссе Критерий Фразы для использования в эссе К3 Многоаспектность анализа высказывания (1 балл) Высказывание можно анализировать с разных сторон… Рассмотрим высказывание в разных аспектах… В содержании высказывания можно увидеть два аспекта… Данное высказывание многоаспектно : с одной стороны… Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах… В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл… Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле… Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как…

Слайд 11

Подходы к написанию эссе Критерий Фразы для использования в эссе К3 Теоретический уровень аргументации (1 балл) Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… В экономической политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания… Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование… Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

Слайд 12

Подходы к написанию эссе Критерий Фразы для использования в эссе К3 Эмпирический уровень аргументации: А) опора на факты общественной жизни Б) оора на личный опыт (1 балл) А) Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль… Обратимся к примерам из истории… Что говорят нам факты современной общественной жизни… Многочисленные примеры из общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора… Б) Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу… Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора… Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни… Мой личный опыт и опыт моих родителей говорит об обратном…

Слайд 13

Подходы к написанию эссе Критерий Фразы для использования в эссе Хорошо закончить эссе выводом Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить…

Слайд 14

Подходы к написанию эссе Как раскрыть смысл высказывания Выбрав тему эссе, следует четко сформулировать проблему, которая послужила основой для высказывания. Для этого нужно своими словами переформулировать тему, определив главную мысль. Выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания. Смысл высказывания логичнее писать в начале эссэ . Как аргументировать свою позицию ПОПС - формула: П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ... О - Объяснение — Потому что… П - Пример, иллюстрация — Например, ... С - Суждение (итоговое) — Поэтому (таким образом), ...

Слайд 15

Технология подготовки к написанию ессе о.а.чернышовой Формулирование проблемы, главной идеи, поднятой автором высказывания; Обозначение актуальности рассматриваемой темы; Определение смысла высказывания; Выделение основных терминов, понятий, которые помогут раскрытию темы на теоретическом уровне; Перечисление примеров, которые будут являться аргументами

Слайд 16

Примеры применения технологии 1. Тема эссе «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они исполнялись» (Дж.Локк) 2. Основная проблема, поднятая автором Проблема соблюдения принимаемых законов, правовой культуры и правового нигилизма 3. Актуальность проблемы Все сферы жизнедеятельности человека требуют правового регулирования. Соблюдение законов должно быть неукоснительной нормой жизни. 4. Смысл высказывания Для регулирования всех сторон жизни необходимо много законов, но их многочисленность не свидетельствует о качестве этой жизни. 5. Основные обществоведческие понятия Закон, правоохранительные органы, юридическая ответственность, правовое регулирование, правовая культура, правовой нигилизм 6. Примеры Уклонение фирм и предприятий от уплаты налогов. Томас Мор «Утопия» – про эффективность малочисленности законов.

Слайд 17

Примеры применения технологии 1. Тема эссе «Не все то, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон) 2. Основная проблема, поднятая автором Проблема поднятая автором, состоит в том, что закон (писаное право) и мораль не тождественны между собой. 3. Актуальность проблемы Идея Платона актуальна, поскольку заставляет нас задуматься о первостепенности либо закона, либо моральных установок. На любом этапе развития государство стремилось преодолеть пропасть между этими двумя понятиями и создать справедливые законы. 4. Смысл высказывания Человек, определяя свое социальное поведение, должен руководствоваться в первую очередь совестью, моральными установками, а затем уж правом. 5. Основные обществоведческие понятия Мораль, право, совесть, закон, правосознание, правовая культура. 6. Примеры «Русская правда» Ярослава Мудрого, по которой разрешались физические истязания преступников, крепостное право.

Слайд 18

Примеры применения технологии 1. Тема эссе «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением» ( Р.Дарендорф ). 2. Основная проблема, поднятая автором Автор поднимает проблему острого неравенства людей, несмотря на активное развитие общества. 3. Актуальность проблемы Нужна направленность на такое формирование общества, при котором все будут равны. Выработка критериев равенства и механизмов их реализации. Необходимо создать такое общество, при котором у всех будут одинаковые права и возможности. 4. Смысл высказывания При быстром развитии общества остается проблема неравенства людей. Это является фактором, тормозящим прогресс общества и ухудшающим жизнь низших слоев населения, присутствует огромный разрыв между богатыми и бедными. 5. Основные обществоведческие понятия Общество, социальные группы, социальное неравенство. 6. Примеры Касты (4 слоя населения); сословия (при феодальном обществе); классы (деление общества современности).

Слайд 19

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ: Непонимания сути заявленной темы . 2. Отсутствия структурированности в изложении. 3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы). 4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств). 6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом. 7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции. 8. Повторов без необходимости. 5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

Слайд 20

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию. Как надо и как не надо писать эссе (33 варианта эссе): пособие по подготовке к выполнению задания С9. СПБ.: « ЭлекСис », 2012. Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9). Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика

Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы

В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс для учащихся 10-11 классов....

Элективный курс "Обществознание. Теория и практика"

Элективный курс "Обществознание . Теория и практика" направлен на повторение материала при подготовке к Единому Государственному Экзамену....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» По предмету «обществознание» 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Обществознание: теория и практика» предназначена для обучающихся 11 класса.Программа также может быть использована для расширения и углубления пр...