элективный курс "Религии мира"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного подхода, которые не зависели бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса и ориентирован на решение задач нравственно воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religii_mira.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к элективному курсу «Религии мира»
11 класс
Религия относится к важнейшим феноменам жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась, а во многом является и ныне, структурообразующим элементом культуры.
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного подхода, которые не зависели бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса и ориентирован на решение задач нравственно воспитания.
Наиболее подходящими формами для реализации данной программы являются: беседа, дискуссия, индивидуальная и групповая работа с дополнительным материалом, решение познавательных задач.
Задачи программы:
- Познакомить учащихся с основными религиями мира, религиозными традициями народов России в различных аспектах их существования.
- воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод
сограждан в области отношения к религии, прав личности в
духовной сфере жизни общества в целом; - Ознакомить учащихся с основными положениями и догматами различных вероучений.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой.
- Самостоятельное получение и углубление знаний на основе самообразования (исследовательские работы, работа над проектами, участие в конференциях).
Ожидаемые результаты.
1. Получение учащимися знаний о различных вероучениях и их месте и роли в жизни мирового сообщества.
2.Развитие познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Воспитание толерантности по отношению к представителям других религий
Программа курса сознательно асимметрична. Эта асимметричность вызвана тем, что курс имеет конкретного адресата — российского школьника. Поэтому более половины часов программы посвящены изучению Библии, библейской культуры и христианства — религии большинства верующих россиян. Однако достаточное внимание уделено также иудаизму, исламу и восточным религиям, значение которых в культуре народов России и в мировой культуре очень велико.
Было бы нецелесообразно материал, посвященный мировым религиям, дать вначале, до рассмотрения племенных и национальных религий. В этом случае нарушался бы методологический принцип «от простого к сложному», пострадала бы и хронология. Вместе с тем было бы неправильным сначала рассмотреть все основные национальные религии и лишь затем перейти к мировым. Оптимальным представляется сочетание историко-хронологического и культурно-географического подхода.
Вводная тема дает общие сведения о религии и ее роли в истории и культуре человечества. Раскрывается и многообразие форм религии и ее связь с общечеловеческими ценностями.
Следующие 27 часов составляют единый цикл, посвященный религиям, возникшим в древнем Средиземноморье и позднее распространившимся по всему миру. Этот цикл подразделяется на четыре раздела, посвященных верованиям народов Ближнего Востока, Греции, Рима, а также «авраамитическим религиям» — христианству, иудаизму и исламу.
Первый раздел - «Религии древнего Средиземноморья» включает тему, посвященную религии и мифологии Египта, Двуречья, Греции и Рима, а также появлению единобожия в Египте и Иране.
Второй раздел - «Библейская культура как один из основных истоков европейской цивилизации» - важнейший во всем курсе. Предполагается ознакомление учащихся с Библией как со священной книгой двух религий и как с величайшим памятником мировой культуры, литературы и сводом общечеловеческой морали, а также ознакомление с библейской культурой как с одним из двух истоков (наряду с античной культурой) европейской, а следовательно, и русской культуры. Раздел включает две темы: первая посвящена Ветхому Завету, а вторая - Новому Завету и возникновению христианства.
Третий раздел - «Христианство» - включает четыре темы. В первой теме излагается история христианской церкви до ее разделения на православие и католичество. Преподавателю будет необходимо раскрыть изначальное единство христианства, изложить в доступной форме основы христианской догматики, рассмотреть проблему формирования христианской культуры. Вторая тема посвящена основам православного вероучения и основным моментам истории православия, представляет собой краткий курс истории русской церкви. Основная цель — показать христианские корни русской культуры и роль православия в русской истории. Предусматривается посвятить отдельные занятия старообрядчеству и сектам, а также современной религиозной и духовной ситуации в нашей стране. Третья тема посвящена католицизму. В теме раскрываются особенности католического вероучения и культа, расхождения с православием. Вместе с тем представляется необходимым подчеркнуть общие черты, присущие христианским церквям. Не скрывая отрицательных моментов в истории католической церкви (крестовые походы, инквизиции, преследование инакомыслящих, борьба с наукой), следует показать значение католического христианства для средневековой и современной культуры Запада, а также место католицизма в русской истории и культуре.
В последней, четвертой теме, раздела речь идет о протестантизме. Наиболее важным в этой теме представляется показать роль Реформации в крушении средневекового мировоззрения и становлении новоевропейской культуры, значение протестантизма для возникновения и развития капиталистических отношений, а также рассказать о русском протестантизме.
Четвертый раздел - «Монотеистические религии Передней Азии - включает две темы. При изложении содержания первой темы, посвященной иудаизму, следует подчеркнуть общие библейские корни иудаизма как посредника между культурами христианского Запада и мусульманского Востока, рассказать об иудаизме в России.
Вторая тема четвертого раздела представляет ислам как великую мировую религию. Раскрытие этой темы включает рассказ о Коране как священной книге ислама и выдающемся литературном памятнике, темы и сюжеты которого перекликаются с книгами Ветхого и Нового Заветов; изложение основ мусульманской морали и исламского учения и права; показ мирового значения культуры народов, исповедующих ислам. В изложении проблем, связанных с исламско-христианскими взаимоотношениями, а тем более в рассказе об исламе в России следует избегать подчеркивания конфронтационных моментов (не скрывая, разумеется, имевших место на протяжении столетий конфликтов), указывать на общие нравственные ценности.
Последний раздел курса относится к циклу, посвященному религиям Южной, Центральной и Восточной Азии, а также современным нетрадиционным верованиям. Он включает три темы.
Первая тема посвящена различным аспектам индуизма — комплексного феномена, включающего в себя и религию, и философию, и образ жизни. Рассматриваются такие памятники литературы и религиозно-философской мысли, как Веды, Упанишады, Бхагавадгита и другие, чье влияние не ограничивается Индией.
Буддизму посвящена вторая тема. Предусматривается рассказ о личности и проповеди Гаутамы (Будды), изложение основ буддийского мировоззрения и этики, рассмотрение вклада буддизма в сокровищницу человеческой мысли и в культуру народов Центральной Азии и Дальнего Востока, краткий анализ таких направлений буддизма, как дзен-буддизм и ламаизм, оценка влияния буддизма на культуру народов, проживающих на территории России, — бурят, тувинцев, калмыков.
Третья тема посвящена религиозным и этическим учениям Китая и Японии — конфуцианству, даосизму и синтоизму.
На последних двух занятиях курса предусмотрен рассказ о современных нетрадиционных религиях и культах.
Содержание курса:
Вводная тема. Религия как форма отношения человека к миру. Возникновение и первоначальные формы религии (2 ч)
1. Религия — взгляд на мир как на целое. Происхождение термина «религия». Религия как феномен культуры. Связь религии с искусством, наукой, философией. Антропологические, социальные и психологические корни религии. Социально-культурные функции религии. Религиозное мировоззрение. Религия и этика. Религия и общечеловеческие моральные ценности.
2. Многообразие форм религий. Типология религий: религии племенные, национальные, мировые. Возникновение религии. Религиозные верования и культы первобытного общества. Религия и мифология. Магия. Фетишизм. Анимизм. Политеизм.
Раздел I
Религии древнего Средиземноморья
Тема 1. Религии древнего Средиземноморья (2 ч)
1. Религии Восточного Средиземноморья. Религия Древнего Египта и ее связь с культурой. Религия Древнего Двуречья. Шумерские и аккадские мифы о сотворении мира, о всемирном потопе и др.
2. Религия и мифология Древней Греции. Роль мифологии в греческой культуре. Религия Древнего Рима. Различие функций религии в древневосточных обществах и в античном обществе.
Раздел II
Библейская культура как один из основных истоков европейской цивилизации
Тема 1. Мир Библии (3 ч)
1. Библия — священная книга иудаизма и христианства. Состав Библии. Происхождение библейских книг. Ветхий Завет и Новый Завет. Роль Библии в европейской культуре.
2. Пятикнижие. Рассказ о сотворении мира и первых людях. Легенды о патриархах. Десять заповедей как основа и выражение общечеловеческой морали.
3. Философские книги Библии. Книга Иова. Екклесиаст. Книги Премудрости. Нравственно-этическая основа библейских притч. Ветхозаветные книги как памятники мировой культуры. Ветхозаветные сюжеты в еврейском и русском искусстве.
Тема 2. Возникновение христианства. Мир Нового Завета (3 ч)
1. Новый Завет как религиозная книга и памятник мировой культуры.
2. Евангельский рассказ о смерти и воскресении Христа. Образ Иисуса Христа в христианской традиции и в европейской культуре. Иисус Христос как один из величайших учителей человечества.
3. Апостольские послания. Апостол Павел и его роль в превращении христианства в самостоятельную религию. Послания Павла и его учение о свободе и законе и об искупительной крестной жертве Христа.
Раздел III
Христианство
Тема 1. Христианская церковь в первое тысячелетие своего существования (3 ч)
1. Становление христианской церкви. Взаимоотношения церкви и государства в Римской империи. Гонения на церковь. Ранние ереси. Гностицизм. Превращение христианства в господствующую религию Римской империи при императоре Константине.
2. Христианские праздники. Таинства. Литургия. Культ святых. Почитание мощей.
3. Раннее христианское искусство. Возникновение церковной архитектуры. Храм св. Софии в Константинополе. Почитание икон. Иконоборческие споры.
Тема 2. Православие. Православие на Руси (5 ч)
1. Культурно-исторические различия между западной и восточной частями христианской церкви. Разделение церквей. Основы православного вероучения. Восточные отцы церкви; Афанасий Александрийский, каппадокийцы, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама.
2. Язычество восточных славян. Легенда об Андрее Первозванном. Крещение Руси. Значение принятия христианства для русской культуры. Христианство в домонгольской Руси. Древнерусская церковная архитектура.
3. Христианство в средневековой Руси. Церковь и монголо-татарское иго. Монастыри. Личность Сергия Радонежского. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.
4. Предреформационные движения на Руси в XIV—XV вв. Борьба иосифлян с нестяжателями. Реформы Никона. Церковный раскол XVII в. Старообрядчество. Его направления и толки. Поповцы и беспоповцы. Значение старообрядцев как хранителей ценностей древнерусской культуры. Секты русского происхождения (духоборцы, молокане, христоверы, скопцы).
5. Христианство и русская культура XIX — начала XX в. Серафим Саровский. Оптинские старцы. Славянофильство и западничество. Революция 1917 г. и церковь. Обновленчество. Русская церковь в советскую эпоху.
Тема 3. Католичество (2 ч)
1. Особенности католического вероучения и культа. Догматические расхождения с православием. Папство. Крестовые походы. Средневековые ереси. Инквизиция.
2. Контрреформация. Орден иезуитов. Борьба католической церкви со свободомыслием. Дело Джордано Бруно. Дело Галилея. Католическая церковь в новое время. Католичество в России. Униатство.
Тема 4. Протестантизм (2 ч)
1. Реформация XVI в. в Германии. Лютер. Мюнцер. Реформация в Швейцарии. Цвингли. Кальвин. Кальвинизм. Реформация и Нидерландская революция.
2. Реформация в Англии. Англиканство. Пуританизм и Английская революция XVII в. Протестантизм и развитие капиталистических отношений.
Раздел IV
Монотеистические религии Передней Азии
Тема 1. Иудаизм ( 2 ч)
1. Талмуд. Средневековый иудаизм. Средневековая иудейская философия. Ибн Гебироль. Маймонид. Иудаизм в новое время. Хасидизм. Либеральный иудаизм.
2. Иудаизм XX в. Антисемитизм и Голокауст. Иудаизм и государство Израиль. Иудаизм в России.
Тема 2. Ислам (4 ч)
1. Ислам — мировая религия. Возникновение ислама. Деятельность пророка Мухаммеда.
2. Коран — священная книга ислама и памятник мировой литературы. Библейские и евангельские сюжеты в Коране.
3. Основы исламского вероучения. Исламское социальное и моральное учение. Исламское право (шариат).
4. Мусульманская культура. Соотношение религиозных и национальных начал в исламской культуре. Культовая архитектура. Влияние суфизма на арабскую, иранскую и турецкую классическую поэзию. Ислам в современном мире. Исламский фундаментализм.
Раздел V
Религии Южной, Центральной и Восточной Азии
Тема 1. Индуизм (1 ч)
1. Основы индуистской морали. Индуизм и общество. Вишнуизм и шиваизм. Йога. Бхакти. Сикхизм. Неоиндуизм. Рамакришна. Вивекананда. Ауробиндо Гхош.
Тема 2. Буддизм (2 ч)
1. Буддизм — мировая религия. Рождение буддизма. Жизнь, личность и учение Гаутамы Шакья-Муни. Буддийский канон. Дхаммапада. Джатаки. Буддийская этика и догматика.
2. Буддизм в Китае и Японии. Чань (дзэн) Буддизм. Тибетский буддизм (ламаизм). Буддизм и современная западная культура. Буддизм в России.
Тема 3. Религиозные и моральные учения Китая и Японии (2 ч)
1. Учение Кун-цзы (Конфуция). Конфуцианство и китайская культура.
2. Учение Лао-цзы. «Дао дэ цзин». Чжуан-цзы. Даосизм и его значение для китайской культуры.
Раздел VI
Нетрадиционные религии. (2 ч)
1. Нетрадиционные религии в современном мире. Распространение восточных культов в Европе и Америке. Бахаизм. Теософия. Идеи Рериха. Общество сознания Кришны. Мунизм.
2. Нетрадиционные религии и культы в России. Богородичный центр. Белое братство.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание материала |
1 | Религия как форма отношения человека к миру | 2 | Религия как термин и как понятие. Различные взгляды на определение религии. Соотношение религии и атеизма. Идейные позиции, с которых можно изучать религию. Конфессиональный и апологетический подход. Взгляд на религию с позиций материализма и атеизма. Феноменологический и культурологический взгляд на историю религий. Объяснения существования множества религий в мире. Классификации религий. |
2 | Религии древнего Средиземноморья | 2 | Религии Восточного Средиземноморья. Религия Древнего Египта и ее связь с культурой. Религия Древнего Двуречья. Шумерские и аккадские мифы о сотворении мира, о всемирном потопе и др. Религия и мифология Древней Греции. Роль мифологии в греческой культуре. Религия Древнего Рима. Различие функций религии в древневосточных обществах и в античном обществе. |
3 | Мир Библии | 3 | Библия — священная книга иудаизма и христианства. Состав Библии. Ветхий Завет и Новый Завет. Роль Библии в европейской культуре. Десять заповедей как основа и выражение общечеловеческой морали. Философские книги Библии. Книга Иова. Екклесиаст. Книги Премудрости. Нравственно-этическая основа библейских притч. Ветхозаветные книги как памятники мировой культуры. |
4 | Возникновение христианства. Мир Нового Завета | 3 | Новый Завет как религиозная книга и памятник мировой культуры. Евангельский рассказ о смерти и воскресении Христа. Образ Иисуса Христа в христианской традиции и в европейской культуре. Апостольские послания. Апостол Павел и его роль в превращении христианства в самостоятельную религию. Послания Павла и его учение о свободе и законе и об искупительной крестной жертве Христа. |
5 | Христианская церковь в первое тысячелетие своего существования | 3 | Становление христианской церкви. Взаимоотношения церкви и государства в Римской империи. Гонения на церковь. Ранние ереси. Христианские праздники. Таинства. Литургия. Культ святых. Почитание мощей. Раннее христианское искусство. |
6 | Православие. Православие на Руси | 5 | Культурно-исторические различия между западной и восточной частями христианской церкви. Разделение церквей. Основы православного вероучения. Крещение Руси. Значение принятия христианства для русской культуры. Христианство в домонгольской Руси. Древнерусская церковная архитектура. Христианство в средневековой Руси. Церковь и монголо-татарское иго. Монастыри. Реформы Никона. Церковный раскол XVII в. Старообрядчество. Поповцы и беспоповцы. Значение старообрядцев как хранителей ценностей древнерусской культуры. Секты русского происхождения. Славянофильство и западничество. Революция 1917 г. и церковь. Русская церковь в советскую эпоху. |
7 | Католичество | 2 | Особенности католического вероучения и культа. Папство. Крестовые походы. Средневековые ереси. Инквизиция. Контрреформация. Орден иезуитов. Борьба католической церкви со свободомыслием. Католическая церковь в новое время. Католичество в России. |
8 | Протестантизм | 2 | Реформация XVI в. в Германии. Лютер. Мюнцер. Реформация в Швейцарии. Цвингли. Кальвин. Кальвинизм. Реформация и Нидерландская революция. Реформация в Англии. Англиканство. Пуританизм и Английская революция XVII в. Протестантизм и развитие капиталистических отношений. |
9 | Иудаизм | 2 | Талмуд. Средневековый иудаизм. Средневековая иудейская философия. Ибн Гебироль. Маймонид. Иудаизм в новое время. Либеральный иудаизм. Иудаизм XX в. Антисемитизм и Голокауст. Иудаизм и государство Израиль. Иудаизм в России. |
10 | Ислам | 4 | Возникновение ислама. Коран — священная книга ислама и памятник мировой литературы. Библейские и евангельские сюжеты в Коране. Основы исламского вероучения. Исламское социальное и моральное учение. Исламское право (шариат). Мусульманская культура. Исламский фундаментализм. |
11 | Индуизм | 1 | Основы индуистской морали. Индуизм и общество. |
12 | Буддизм | 2 | Рождение буддизма. Жизнь, личность и учение Гаутамы Шакья-Муни. Буддийский канон. Буддийская этика и догматика. Буддизм в Китае и Японии. Буддизм и современная западная культура. Буддизм в России. |
13 | Религиозные и моральные учения Китая и Японии | 2 | Конфуцианство и китайская культура. Даосизм и его значение для китайской культуры.
|
14 | Нетрадиционные религии | 2 | Нетрадиционные религии в современном мире. Как возникают современные религиозные учения. Различные взгляды на соотношение понятий "церковь" и "секта", "традиционная" и "нетрадиционная" религия. Классификации современных сект и учений. Деятельность сект в современной России. |
Итого: | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
знать/понимать:
- место и значение религии в истории человеческой цивилизации и культуры на всем ее протяжении;
- мотивы и цели, стереотипы поведения, особенности обыденной культуры и быта, обусловленные религиозными представлениями и потребностями людей;
- основные принципы и нормы морали;
- духовные ценности народов разных стран;
- духовные ценности традиционных религий народов России;
- ценностные ориентации общечеловеческого содержания;
уметь:
- объективно оценивать роль религий в историческом и культурном развитии общества;
- выстраивать отношение к себе, обществу, миру в целом на основе принятых моральных норм и религиозных идеалов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осмысления опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях; решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами духовной культуры.
.
Литература
Вводная тема. Общая литература
Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991-1992.
Миркина 3. А., Померанц Г. С. Великие религии мира. М., 1995.
Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мифология древнего мира / Пер. с англ. М., 1977.
Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1993. Т. 1—2.
Раздел I
Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1991.
Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. М., 1996.
Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады. М., 1993.
Голосовкер Я. Э. Сказание о титанах. М., 1989.
Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1994.
Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь. М., 1994.
Раздел II
Тема 1
Библия. Любое издание.
Учение: Пятикнижие Моисеево / Пер. И. Ш. Шифмана. М., 1993.
Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 537—652.
Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1. С. 271 — 302.
Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.
Большой путеводитель по Библии. М., 1993.
Мир Библии: Илл. периодическое изд. Российского библейского общества. М., 1993—1995. № 1—3.
Тема 2
Новый Завет. Любое издание.
Канонические евангелия / Пер. В. Н. Кузнецовой. М., 1992.
Апокрифы древних христиан: Иссл., тексты, комм. М., 1989.
История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1. С. 501 — 515.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""
Курс предлагается учащимся 7 кл. Программа явилась поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки, искусным владением слова....
Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".
ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...
Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"
Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на ...
Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...
Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"
Для наглядного обеспечения краткого информирования по курсу....
Элективный курс по географии «Путешествие по достопримечательностям мира»
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, заинтересованных в географии...
Программа элективного курса по МГП "Через гуманизм- к миру"
Концепция программы опирается на принципы гуманизма, приоритет права человека на жизнь, на соблюдение всех прав человека, даже в условиях экстремальных ситуаций и военных конфликтов. ...